Бюджетно-налоговая политика в макромоделях,различие подходов и оценка эффективности
Заказать уникальное эссе- 6 6 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 14.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
В целях решения приоритетных социально-экономических задач на современном этапе необходимо пистонное повышение эффективности реализуемой налогово-бюджетной политики государства.
Проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства как инструмента макроэкономического регулирования, в том числе противодействия кризисам, в течение длительного периода находится в центре научных экономических исследований. Впервые о подобных вопросах стали задумываться в период Великой депрессии. В 1970-х гг. в результате дискуссий неокейнсианцев и неоклассическов теория эффективности бюджетно-налоговой политики была переведена в русло компаративного сопоставления ее функциональной действенности с потенциалом влияния на национальную экономику денежно-кредитной политики. Тем самым наиболее эффективной стала считаться денежно-кредитная политика.
Но 2000-м гг. была осознана необходимость в согласовании инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а некоторых случаях отдавался приоритет инструментам налогово-бюджетной политики. Кризис 2008 г продемонстрировал ограниченность чисто монетарного регулирования, актуализировав исследования эффективности бюджетно-налоговой политики. на экономику.
В основе теоретических и эмпирических исследований результатов воздействия фискальных стимулов на макроэкономические показатели лежит, прежде всего, анализ фискальных мультипликаторов. Расчёт данных мультипликаторов производится посредством отношения изменений фундаментальных переменных (валового внутреннего продукта, потребления, инвестиций и пр.) к экзогенному изменению стимулов бюджетно-налоговой политики (совокупных расходов и доходов бюджета, а также их отдельных элементных составляющих) за определенный период времени.
В рамках западной литературы широко распространены эмпирические оценки фискальных мультипликаторов посредством использования методов статистического анализа ретроспективных данных. Подобные оценки имеют весьма неоднозначные результаты и характеризуются существенным разбросом даже для одной страны. Так, например, при исследовании воздействия фискальных стимулов в США было установлено, за счет фискальной экспансии в размере 1% от ВВП происходит рост ВВП примерно на один процентный пункт в том же году и на 2–3 п.п. в последующие несколько лет, когда эффект становится максимальным.
Работы, содержащие межстрановые исследования, отражают низкие и отрицательные значения фискальных мультипликаторов. Отрицательные значения можно объяснить негативным воздействием фискального стимулирования в случае уменьшения доверия потребителей и инвесторов.
Согласно обзору Европейской комиссии [13], содержащему обобщенные результаты эмпирических оценок фискальных мультипликаторов для некоторых развитых стран, полученные в исследованиях последних лет, значения краткосрочных фискальных мультипликаторов колеблются в пределах 0,4–1,6, а значения среднесрочных показателей несколько ниже.
Имеющиеся расхождения в оценках эффективности бюджетно-налоговой политики объясняются такими факторами, как:
специфика применения методологии (структурных моделей, векторных авторегрессий, кейс-методов и т.д. );
различия между странами;
прямые и обратные связи бюджетно-налоговой политики и экономической активности;
трудности идентификации фискальных шоков в динамике расходов, а также изменений ВВП, вызванных фискальными стимуляторами либо под действием других факторов;
единовременность или периодичность фискальных мер;
накладывающиеся друг на друга внутренние и внешние временные лаги (между моментами внесения предложений о корректировке бюджетно-налоговой политики и вступления этих предложений в законодательную силу, осуществления мер фискального воздействия и проявления их экономического эффекта).
В последних исследованиях эффективности бюджетно-налоговой политики выявилено ключевое влияние таких факторов, как режим валютного курса, инфляция, мобильность капитала, размер государственного долга, развитость финансовых рынков, фаза экономического цикла , а также степень открытости экономики. В совокупности данные факторы задают не только величину, но и знак фискального мультипликатора.
В условиях глубокого кризиса бюджетно-налоговая политика оказывает более действенное влияние, по сравнению с периодами, когда экономическое развитие можно считать благоприятным, а увеличение фискального мультипликатора может достичь отметки 1,5. При этом фискальные мультипликаторы в развивающихся существенно более низкие, чем в развитых странах (как правило, меньше единицы), что связывают с факторами повышенного уровня инфляции
Таким образом, в качестве наиболее значимого результата проведенных исследований следует отметить вывод о том, что фискальные мультипликаторы зависят от комплекса факторов, в том числе степени развитости экономической и финансовой систем страны, а также фазы экономического цикла. Тем не менее, значимые расхождения и даже противоречия в эконометрических оценках - это свидетельство ограниченности методов статистического анализа ретроспективных данных, возможностей их интерпретации и, тем более, экстраполяции на будущее. При этом при превентивной оценки фискальных мультипликаторов на этапе бюджетного планирования можно было бы обозначить приоритетные сферы бюджетного финансирования, а также направления корректировки налогообложения с точки зрения общественной и экономической эффективности. Кроме того, подобная оценка позволила бы определить размеры экономических последствий от снижения совокупных расходов в целом побюджетной системе и от ее отдельных компонент. Эффективность бюджетно-налоговой политики в наиболее общем смысле может быть рассматрена как степень адекватности достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, а также как степень приближения результата к цели с учетом произведенных затрат. В целях оценки эффективности бюджетно-налоговой политики с точки зренияадекватности достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям необходимо определение степени относительной близости к границе эффективности и выявление соответствия достигнутых критериальных параметров их заданным значениям. Для оценки эффективности бюджетно-налоговой политики с точки зрения ее основных направлений представляется возможным использование частных индикаторов, которые характеризуют степень приближения результата к цели с учетом произведенных затрат. В силу того, что в процессе реализации бюджетно-налоговой политики предполагается постоянное соотнесение заданных целей и достигнутых результатов, то, соответственно, в качестве объективно заданного критерия эффективности может выступать степень разрыва заданных целей и достигнутых результатов.Подобный критерий необходимо конкретизировать с учетом соотношения целей налогово-бюджетной политики. Целеориентированныйподход оценки эффективности налоговой-бюджетной политики государства корреспондирует с концепцией программного бюджета, что позволяет обеспечить эффективность проводимой бюджетно-налоговой политики с точки зрения позиций кономического роста и повышения уровня благосостояния.
В целях решения приоритетных социально-экономических задач на современном этапе необходимо пистонное повышение эффективности реализуемой налогово-бюджетной политики государства.
Проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства как инструмента макроэкономического регулирования, в том числе противодействия кризисам, в течение длительного периода находится в центре научных экономических исследований. Впервые о подобных вопросах стали задумываться в период Великой депрессии. В 1970-х гг. в результате дискуссий неокейнсианцев и неоклассическов теория эффективности бюджетно-налоговой политики была переведена в русло компаративного сопоставления ее функциональной действенности с потенциалом влияния на национальную экономику денежно-кредитной политики. Тем самым наиболее эффективной стала считаться денежно-кредитная политика.
Но 2000-м гг. была осознана необходимость в согласовании инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а некоторых случаях отдавался приоритет инструментам налогово-бюджетной политики. Кризис 2008 г продемонстрировал ограниченность чисто монетарного регулирования, актуализировав исследования эффективности бюджетно-налоговой политики. на экономику.
В основе теоретических и эмпирических исследований результатов воздействия фискальных стимулов на макроэкономические показатели лежит, прежде всего, анализ фискальных мультипликаторов. Расчёт данных мультипликаторов производится посредством отношения изменений фундаментальных переменных (валового внутреннего продукта, потребления, инвестиций и пр.) к экзогенному изменению стимулов бюджетно-налоговой политики (совокупных расходов и доходов бюджета, а также их отдельных элементных составляющих) за определенный период времени.
В рамках западной литературы широко распространены эмпирические оценки фискальных мультипликаторов посредством использования методов статистического анализа ретроспективных данных. Подобные оценки имеют весьма неоднозначные результаты и характеризуются существенным разбросом даже для одной страны. Так, например, при исследовании воздействия фискальных стимулов в США было установлено, за счет фискальной экспансии в размере 1% от ВВП происходит рост ВВП примерно на один процентный пункт в том же году и на 2–3 п.п. в последующие несколько лет, когда эффект становится максимальным.
Работы, содержащие межстрановые исследования, отражают низкие и отрицательные значения фискальных мультипликаторов. Отрицательные значения можно объяснить негативным воздействием фискального стимулирования в случае уменьшения доверия потребителей и инвесторов.
Согласно обзору Европейской комиссии [13], содержащему обобщенные результаты эмпирических оценок фискальных мультипликаторов для некоторых развитых стран, полученные в исследованиях последних лет, значения краткосрочных фискальных мультипликаторов колеблются в пределах 0,4–1,6, а значения среднесрочных показателей несколько ниже.
Имеющиеся расхождения в оценках эффективности бюджетно-налоговой политики объясняются такими факторами, как:
специфика применения методологии (структурных моделей, векторных авторегрессий, кейс-методов и т.д. );
различия между странами;
прямые и обратные связи бюджетно-налоговой политики и экономической активности;
трудности идентификации фискальных шоков в динамике расходов, а также изменений ВВП, вызванных фискальными стимуляторами либо под действием других факторов;
единовременность или периодичность фискальных мер;
накладывающиеся друг на друга внутренние и внешние временные лаги (между моментами внесения предложений о корректировке бюджетно-налоговой политики и вступления этих предложений в законодательную силу, осуществления мер фискального воздействия и проявления их экономического эффекта).
В последних исследованиях эффективности бюджетно-налоговой политики выявилено ключевое влияние таких факторов, как режим валютного курса, инфляция, мобильность капитала, размер государственного долга, развитость финансовых рынков, фаза экономического цикла , а также степень открытости экономики. В совокупности данные факторы задают не только величину, но и знак фискального мультипликатора.
В условиях глубокого кризиса бюджетно-налоговая политика оказывает более действенное влияние, по сравнению с периодами, когда экономическое развитие можно считать благоприятным, а увеличение фискального мультипликатора может достичь отметки 1,5. При этом фискальные мультипликаторы в развивающихся существенно более низкие, чем в развитых странах (как правило, меньше единицы), что связывают с факторами повышенного уровня инфляции
Вопрос-ответ:
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика государства?
Бюджетно-налоговая политика государства направлена на решение приоритетных социально-экономических задач. Она может иметь различные цели в зависимости от текущей экономической ситуации, но обычно основными являются стимулирование экономического роста, обеспечение социальной справедливости и устойчивости бюджета.
В чем заключается проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства?
Проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства заключается в достижении поставленных целей при минимальных затратах и максимальной отдаче. Также важно учитывать, что различные группы и слои населения могут иметь разные интересы, и бюджетно-налоговая политика должна учитывать их потребности и предпочтения.
Какими подходами можно оценить эффективность бюджетно-налоговой политики в макромоделях?
Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в макромоделях может проводиться с использованием различных подходов. Например, можно оценить влияние изменений налоговой ставки на экономический рост, инфляцию или безработицу. Также можно анализировать распределение налогового бремени, чтобы выявить его социальную справедливость.
Каким образом бюджетно-налоговая политика государства может противодействовать кризисам?
Бюджетно-налоговая политика государства может противодействовать кризисам путем принятия таких мер, как снижение налогов для стимулирования экономического роста, увеличение государственных расходов для поддержки отраслей в кризисной ситуации, а также использование налоговых стимулов или льгот для привлечения инвестиций и развития предпринимательства.
Какие вызовы и проблемы могут возникнуть при реализации бюджетно-налоговой политики государства?
При реализации бюджетно-налоговой политики государства могут возникнуть различные вызовы и проблемы. Например, возможна неэффективность расходов или недостаточное финансирование важных социальных программ. Также могут возникать проблемы в сборе налогов, включая налоговую уклонистику или неправильную оценку налогооблагаемой базы.
Какие приоритетные социально-экономические задачи решаются с помощью бюджетно-налоговой политики?
Бюджетно-налоговая политика направлена на решение различных социально-экономических задач, таких как обеспечение социальной защиты населения, поддержка экономического развития, борьба с инфляцией, сокращение бюджетного дефицита и государственного долга, противодействие экономическим кризисам и т.д.
Что такое эффективность бюджетно-налоговой политики государства?
Эффективность бюджетно-налоговой политики государства означает достижение поставленных целей с наименьшими затратами. Это означает, что каждый рубль, вложенный в реализацию политики, должен принести максимально возможную пользу обществу и экономике.
Какие подходы существуют к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики?
Существует несколько подходов к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики. Один из них - это экономический анализ, основанный на сопоставлении затрат и результатов, полученных от реализации политики. Другой подход - это использование макроэкономических моделей для прогнозирования эффектов изменений в налоговой системе и бюджетной политике.
В чем различие подходов к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики в макромоделях?
В макромоделях оценка эффективности бюджетно-налоговой политики проводится с помощью анализа макроэкономических переменных, таких как ВВП, инфляция, безработица и другие. Макромодели позволяют учесть взаимосвязи между различными секторами экономики и оценить долгосрочные эффекты изменений в политике.
Какая роль бюджетно-налоговой политики в противодействии кризисам?
Бюджетно-налоговая политика играет важную роль в противодействии кризисам, так как позволяет правительству принять необходимые меры для стимулирования экономики в периоды спада и смягчения последствий кризисов. С помощью изменения налоговой политики и расходов правительство может оказать поддержку отдельным отраслям экономики и обществу в целом, снизить риски и привести экономику на путь восстановления.
В чем заключается проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства?
Проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства заключается в необходимости повышения ее эффективности для решения приоритетных социально-экономических задач. Государство должно разрабатывать и реализовывать такую политику, которая бы привела к макроэкономическому регулированию и противодействию кризисам.
Как повысить эффективность налогово-бюджетной политики государства?
Для повышения эффективности налогово-бюджетной политики государства нужно использовать различные подходы и методы. Один из подходов - использование макромоделей, которые позволяют провести оценку эффективности различных налоговых мероприятий. Также необходимо учитывать приоритеты социально-экономических задач и разрабатывать соответствующие стратегии и программы. Интеграция бюджетно-налоговой политики с другими инструментами макроэкономического регулирования также может повысить ее эффективность.