Кара Караев и его симфоническая поэма 《Лейли и медженун》

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 28 28 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 15.07.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1. Введение ………………………………………………………….. 3
2. Биография ………………………………………………………… 6
3. Обзор творчества ………………………………………………... 9
4. Симфоническое произведение ………………………………… 17
5. Заключение ……………………………………………………... 29
6. Список литературы …………………………………………….. 30



Фрагмент для ознакомления

Однако, каких бы высот не достиг друг Меджнуна в этом деле, заполучить его возлюбленную им так и не удается. Её отец предпочитает лучше жизнь в рабстве, лишь бы не выдавать дочь замуж за безумца. Меджнун, совсем потеряв голову от страданий, бежит, куда глаза глядят. В итоге он оказывается у нищенки-старухи, которая использует его как блохастую, умирающую от голода собачонку, таскает за собой на привязи и тем самым пытается вызвать еще больше жалости, когда прости милостыню. Чудом в совершенно обезумевшем состоянии Меджнун добирается до родных краев. Но близкие ему люди выясняют, что он уже находится на грани. Он всех и все позабывал за время своих скитаний и странствий. Он ничто и никого не узнает. Как раз в этот момент прибывает с богатейшими дарами из разных, в том числе и заморских, стран свататься к Лейли Ибн-Салам. Состоялась пышная свадьба. И новонаречённый муж увозит свою жену Лейли к себе домой. Однако, прибыв к нему, девушка не становится радостнее, веселее и сговорчивее. Она не позволяет ни поцеловать себя, ни даже прикоснуться. Любые попытки Ибн-Салама оканчиваются неудачами. Он получает пощечины. Его жена готова лучше умереть или убить себя, чем жить с нелюбимым мужем. В итоге он соглашается только смотреть на неё, и не более. Весть о замужестве разносят странники, кочевники и прохожие. Ужасная новость достигает ушей Меджнуна. Он не знает, как быть. Он мечется. Это лишь усугубляет его безумие. Однако, из слухов и сплетен он узнает, что его возлюбленная остаётся ему верна, хранит обет целомудрия. Но это не помогает. Меджнун становится настолько обезумевшим от горя, что не узнает даже всего отца, когда тот приходит к сыну с помощью и мольбами забыть все, измениться, начать новую жизнь. Но все усилия главы семейства тщетны. Вне себя от тоски и печали отец юноши не выдерживает и умирает от горя. Весть об этом достигает Меджнуна. И он вдруг вспоминает, что, оказывается, есть ещё и близкие родные люди помимо его горя. Но уже слишком поздно. Юноше остаются одни страдания. Он часто приходит на могилу своего отца, плачет, молится, но уже ничего не вернуть и не изменить. Отныне все окружение Меджнуна – дикая природа и звери. Он бродит по пустынным местам вместе с хищниками и среди них. Иногда любопытные прохожие подбрасывают что-то поесть. И вдруг юноша получает письмо от своей возлюбленной. Она пишет ему и просит прощения, что так сложилась их судьба, что им не суждено было быть вместе, что он обречён на страдания, что также она скорбит о его утрате, о его отце.Еще она сообщает ему страшную весть, что она безумнее, чем множество таких, как он. Не помня себя, он пишет срочно в ответ. Его письмо полно слов любви и нежности. Он рассказывает о зависти к её мужу, ведь он хотя бы может видеть Лейли. Но если с ней вс в порядке, то Меджнуну печалиться больше не о чем. Вдруг к юноше приходит его дядя Селим. Он, к сожалению, не может подойти близко к Меджнуну. Их разделяют дикие звери. Селим хочет угодить страдающему юноше. Он принёс ему разные яства и вкусности. Однако, все достаётся хищникам, окружающим Меджнуна. Самому же ему вполне годится довольствоваться подножным кормом и травами. Также дядя принёс одежду. Ещё он рассказывает Меджнуну о подобном ему самому молодом отшельнике, который вёл похожий образ жизни. Юношу очень радует, что дядя его понимает. Приободрённый этим, он просит о встрече с матерью.Селим помогает Меджнуну в этом. Мать кормит и поит своего сына, одевает его, излечивает его раны. Но не может исцелить она его душу. Юноша в конечном итоге просит оставить его одного наедине с его безутешным горем. Обезумевшая от горя, мать покидает своего сына. По возвращении домой она решает свести счёты с жизнью. Эта весть доходит и до Меджнуна. И он становится ещё безумнее и безутешнее от горя и страданий. Близкие и родные стараются удержать его дома, помочь и поддержать в столь тяжелую минуту. Но он лишь рыдает на могилах своих родителей и снова убегает прочь. Он считает, что жизнь – это всего лишь мгновение, даже если она будет длиться бесконечно, так как в его понимании в её основе лежат смерть и гибель.Череда бед и невзгод обрушивается и на Лейли.С одной стороны, она находится под неустанным и неусыпным контролем своего мужа Ибн-Салама, словно узник в высокой тюремной башне под большим замком и постоянной охраной. С другой, - она получает страшные вести о тягостной судьбе того, кого она до сих пор горячо и нежно любит. От горя и страданий её некогда такая притягательная и манящая фигура становится блеклой, тусклой и весьма и весьма непривлекательной. Один из старцев, который принёс девушке очередные дурные вести о её возлюбленном, за вознаграждение соглашается передать от неё ему весточку – письмо. Старец устремляется к Меджнуну. Завидев его, юноша бросается ему навстречу. Наконец-то происходит долгожданная встреча юноши и девушки – двухисстрадавшихся влюблённых. Они встречаются в пальмовой роще. Но приблизится друг к другу не могут. Лейли считает, что, даже если она и не любит своего мужа, она должна хранить ему верность. Она просит Меджнуна, и он читает ей свои стихотворения и поёт сочиненные им песни. Их встреча, увы, заканчивается ничем. Девушка возвращается домой к ненавистному мужу. А юноша продолжает скитаться по пустыням и горам безутешный в своих страданиях. Однажды он встречает благородного странствующего юношу по имени Салам. Тот предлагает Меджнуну помощь, кров и дружбу. Юноша соглашается, но совсем ненадолго. Когда взгляды друзей расходятся совсем, они расстаются. Страдания Лейли продолжаются. Она притворяется жизнерадостной перед своим мужем, Ибн-Саламом. Однако, все время рыдает в одиночестве. И обессиленная совсем засыпает, падая наземь. Вдруг Ибн-Салам заболевает и умирает. Лейли, конечно же, безутешна в своём горе и печали от утраты мужа. Однако, она не может не думать о долгожданной свободе и Меджнуне.Согласно традициям и обычаям арабского народа, жена должна два года в одиночестве в доме мужа оплакиваться его смерть и выдерживать траур. Так поступает и Лейли. Но её печаль, рыдания и скорбь посвящены больше невозможности быть рядом с любимым. Она молит Бога и Судьбу воссоединить их вместе. И вот однажды осень девушка тяжело заболевает. Иссушенная постоянным горем и страданиями на протяжении многих лет, Лейли не может справиться с болезнью и умирает на руках у своей матери, завещая ей заботу о Меджнуне. Юноша оставшееся отведённое ему на Земле время проводит на могиле своей возлюбленной. Он слагает стихотворения и песни о вечной жизни и вечной любви. Однако отпущено ему совсем немного. Он не может жить больше в своих страданиях. Он умирает на могиле своей возлюбленной. Обезумевшие от горя близкие и родные из племени юноши хоронят его рядом с Лейли и разбивают на месте их могил цветник.Отныне место захоронения прекрасной девушки Лейли и безумного пылко в неё влюблённого юноши Кейса по прозвищу «Меджнун» («безумный») – символ влюбленности и место исцеления от недугов и горестей для страждущих. Симфоническая поэма Кары Караева, написанная по мотивам произведения Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун» XII века, представляет собой сочинение в форме сонаты. Музыка наполнена резкими перепадами, изломами и контрастами. Этот приём помогает ярко показать и подчеркнуть все буйство эмоций, близкое к безумию и неистовству, борьбу характеров, столкновение интересов, противостояние различных волей разных людей и многое другое.Музыкальный материал разделён на несколько частей: вступление, экспозиция, основная часть, финал и реприза. Развитие сюжета, а, следовательно, и музыки можно проследить от части к части. Рассмотрим некоторые темы, мелодии, мотивы и образы вотдельности. О вступлении можно сказать, что мелодии и мотивы в нем словно что-то суровое и непреклонное пытаются нам показать. Это в точности соответствует сюжету литературного произведения. Как раз повествуется о том, что влюблённые юноша и девушка не могут быть вместе. Такова воля их родителей. И музыка пытается донести до слушателей, что именно родные и близкие Лейли и Меджнуна разлучили их и тем самым подтолкнули их к смерти, к гибели. Как только волна первых страданий и печалей постепенно сходит на нет, главные герои смиряются с создавшимся положением, меняется и музыка, её интонации, темп, ритм и т. п.Они становятся размереннее, спокойнее, тише. Далее мы слышим мелодии и мотивы основной части. Они помогают нам понять, почему пылкого влюблённого юношу по имени Кейс прозвали «Меджнуном», что означает «безумный». В музыке мы словно слышим всепоглощающую страсть. Она жжёт нас будто огонь. Характер мелодий и мотивов свободный, яркий, напоминает о неукротимости. Главная партия богата самыми разнообразными оттенками и эмоциями. В ней сочетаются и радость, и печаль, и счастье, и боль, и страдания, и гнев, и отчаяние, и многое другое.И вдруг перед нами возникает ещё один новый образ.Музыка становится такой красивой и гармоничной. Она напоминает нам о чистоте, непорочности, невинности. Мелодии и мотивы словно озарены светом. Они ясные и четкие. И мы представляем себе великую возвышенную настоящую любовь. Она предстаёт перед нами как несбыточная мечта, с одной стороны, но, с другой, - она словно окрыляет нас, манит, заставляет почувствовать себя как будто на седьмом небе. И мы невольно спрашиваем себя, а что же сильнее? Разве такая любовь не выше любого, даже самого жестокого, насилия и ненависти? Этот образ раскрывает перед нами всю красоту, гармонию, вдохновение, мелодичность и мастерство гениального композитора, Кары Караева. Мелодии и мотивы выражают практически всю гамму эмоций и настроений. Они пластичные и гибкие. Развиваясь, они словно парят. Так выглядит вершина лирического и музыкального в данном сочинении Караева. И к этому образу, этим мотивам и мелодиям мы возвратимся ещё не раз, слушая поэму дальше. Например, мы найдём подобную музыку и в окончании поэмы. Когда мы слушаем финал произведения, то слышим и ласковую печальную заключительную тему. Она заставляет нас сострадать главным героям, сочувствовать им. Она наполняет наши сердца щемящей тоской, горем и печалью. Также мы слышим как мелодии и мотивы, повествовавшие о Меджнуне, во вступлении и основной части, встречаются с финальными, заключительными. И завязывается единоборство, которое выражается через повторение – репризу. Нельзя забыть и не вспомнить на протяжении всего произведения о теме борьбы не на жизнь, а на смерть. Она прослеживается как в сюжете всего художественного литературного произведения, так и в музыке. Мелодии и мотивы в ходе всего музыкального сочинения напоминают нам об этом.Однако тема любви постепенно угасает к финалу произведения. Но не совсем. Не меркнет вечное возвышенное настоящее чувство. И вдруг как взрыв, как яркая вспышка, как неистовый протест гремит заключительный аккорд. Интересно отметить, что к теме о трагической любви необыкновенно прекрасной девушки по имени Лейли и прекрасном юноше Кейсе по прозвищу Меджнун обращались многие композиторы. Мы прекрасно знаем и оперы, и балеты по мотивам или на основе одноименной поэмы Низами Гянджеви, написанной в XII веке. Среди самых известных из них можно вспомнить оперу Узеира Гаджибекова, балеты И. Акбарова иС. Баласаняна и многое другое. Даже у самого Кары Караева мы можем найти ни одно сочинение с подобным сюжетом. Написанная им в 1947 году симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» вскоре стала основой для балета продолжительностью в один акт, созданного по мотивам музыки гениального композитора. Либретто сохранило классический сюжет третьей части Пятерицы «Хамсэ» Низами Гянджеви. Сценаристом и балетмейстером была талантливая мировая знаменитость Н. М. Назирова. Первая постановка балета – премьера вышла в свет в мае 1969 года. Она прошла на сцене театра имени Ахундова. Ещё чуть позже, приблизительно датируется 1975 годом, был снят художественный фильм. Над его созданием трудилась съемочная группа творческого объединения «Экран». Это было не просто кино по мотивам сочинения Кары Караева о Лейли и Меджнуне. Это был фильм-спектакль, в котором были представлены сцены из балета на музыку симфонической поэмы великого композитора. Постановка телевизионной версии также принадлежит авторству гениальной Н. М. Назировой. В главных ролях снялись заслушанные деятели в области кино и искусства Советского Союза –Т. Мамедова (Лейли) и В. Плетнев (Меджнун). Фильм назвали «В мире легенд».Не так давно талантливое красивейшее музыкальное симфоническое произведение Кары Караева «Лейли и Меджнун» обрело ещё одну новую жизнь. Балетмейстер Г. Алексидзе по просьбе и по приглашению Азербайджанского театра оперы и балета осуществил ещё одну новую постановку балета по мотивам музыки великого композитора. Это была ещё одна новая трактовка – авторское видение музыкального сочинения. Идея создания подобного балета возникла в 2001 году. Его грандиозная премьера состоялась сначала на родине Кары якаранда, а затем, в том же году, и во время гастролей в Москве, на сцене Большого театра. Заключение Безусловно Кара Караев – это один из самых выдающихся композиторов и музыкантов самого Азербайджана, а также всего Советского союза. Караев считается знаковой фигурой не только азербайджанской и советской, но и мировой музыкальной истории. Если говорить языком современным, особенно сленговым и молодежным, это композитор – бренд. И бренд не только в своей родной стране и советских государствах, но и во всем мире. Его имя вспоминается всегда, когда мы произносим «азербайджанская музыка» и/или «советская музыка». Также Кара Караев и любое его гениальное произведение, в том числе и легендарная симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» - это мировая классика. В наших сердцах великий композитор, его сочинения и память о нем будут жить вечно. Список литературыURL: https://briefly.ru/nizami/leili_i_medzhnun/ (дата обращения 11.06.2019).URL:https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Лейли_и_Меджнун_(Низами_Гянджеви) (дата обращения 11.06.2019). URL:https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B5%25D0%25B2%2C_%25D0%259A%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B0_%25D0%2590%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25B7_%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BB%25D1%258B (дата обращения9.06.2019).URL: https://azerhistory.com/?p=8374 (дата обращения 8.06.2019).URL: http://wreferat.baza-referat.ru/Лейли_и_Меджнун (дата обращения 08.06.2019). Б. А. Введенский Большой энциклопедический словарь: часть 2. – М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954. – 719 с. Л. Карагачева Кара Караев. – М.: издательство «Советский композитор», 1968. –300 с.

Список литературы
1. URL: https://briefly.ru/nizami/leili_i_medzhnun/ (дата обращения 11.06.2019).
2. URL:https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Лейли_и_Меджнун_(Низами_Гянджеви) (дата обращения 11.06.2019).
3. URL:https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B5%25D0%25B2%2C_%25D0%259A%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B0_%25D0%2590%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25B7_%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BB%25D1%258B (дата обращения 9.06.2019).
4. URL: https://azerhistory.com/?p=8374 (дата обращения 8.06.2019).
5. URL: http://wreferat.baza-referat.ru/Лейли_и_Меджнун (дата обращения 08.06.2019).
6. Б. А. Введенский Большой энциклопедический словарь: часть 2. – М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954. – 719 с.
7. Л. Карагачева Кара Караев. – М.: издательство «Советский композитор», 1968. – 300 с.

Вопрос-ответ:

Кто такой Кара Караев?

Кара Караев - азербайджанский композитор, один из крупнейших классиков советской музыкальной культуры.

О чем рассказывает симфоническая поэма Караева "Лейли и Меджнун"?

Симфоническая поэма "Лейли и Меджнун" рассказывает о древней арабской легенде о двух влюбленных, которые не могут быть вместе, потому что отец Лейли не хочет выдавать дочь замуж за безумца Меджнуна.

Какова биография Кара Караева?

Кара Караев родился в 1918 году в городе Баку. Он получил музыкальное образование в Москве и стал популярным композитором в Советском Союзе. Он написал множество симфоний, оркестровых и камерных произведений, опер и балетов.

Какие произведения Кара Караева можно отнести к его творчеству?

В творчестве Кара Караева можно выделить его симфонии, оркестровые и камерные произведения, оперы и балеты. Он также написал множество фортепианных пьес и вокальных композиций.

Где можно найти дополнительную литературу о Кара Караеве?

Дополнительную литературу о Кара Караеве можно найти в библиотеках, книжных магазинах и онлайн-магазинах. Некоторые книги и статьи об его творчестве можно найти на сайтах и журналах, посвященных музыке.

Кто такой Кара Караев?

Кара Караев - выдающийся азербайджанский композитор, заслуженный деятель искусств СССР. Он является одним из наиболее известных и уважаемых музыкальных деятелей Азербайджана, работавших на советской сцене.

Что такое симфоническая поэма "Лейли и Меджнун"?

Симфоническая поэма "Лейли и Меджнун" - это знаменитое произведение Кара Караева, написанное на основе мифологического азербайджанского эпоса. Она рассказывает историю запретной любви Меджнуна к Лейли и их несчастной судьбе.

Какую биографию имеет Кара Караев?

Кара Караев был родился в 1918 году в городе Баку, Азербайджан. Он получил музыкальное образование в Бакинской консерватории, затем продолжил свое обучение в Московской консерватории. Впоследствии он стал признанным композитором и дирижером, получил множество наград и почетных званий.

Какую музыку создал Кара Караев?

Кара Караев создал разнообразные музыкальные произведения, включая оперы, симфонии, концерты для различных инструментов, камерную музыку и музыку для балетов. Он соединял в своих композициях традиции классической музыки с мотивами азербайджанских народных искусств.

Где можно найти дополнительную информацию о Кара Караеве?

Дополнительную информацию о Кара Караеве можно найти в различных источниках, включая биографические книги, статьи, интернет-ресурсы и архивы. Некоторые из них перечислены в списке литературы, приведенном в конце статьи.