Психология жизненного пути личности
Заказать уникальное эссе- 9 9 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 16.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Жизненный путь – широкое научное понятие, которое описывает процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Исследование проблемы жизненного пути ведется по двум основным направлениям. Во-первых, изучается вопрос биологической составляющей – рассматривается общность процессов, которые присущи жизненным этапам каждого человека.
Такой подход выступает в роли системы координат, однако жизненный путь всегда уникален, поэтому на втором этапе происходит акцентирование на жизненных событиях и соответствующих им индивидуальных переживаниях, то есть вычленение отличительных черт, проявляющихся в жизни разных людей.
Иногда понятие «жизненный путь» связывают с другими понятиями – «время жизни» и «жизненный цикл», хотя их определения различны. Время жизни» – это временной интервал от рождения до смерти человека без фиксации содержательного назначения. Жизненный цикл подразумевает наличие повторяющихся этапов развития.
Жизненный путь представляет собой более обширную область, которая включает в себя не только биографические элементы, но и психологическую конструкцию, поскольку любые события в жизни человека влияют на его психическую составляющую, способствуют формированию определенной модели личности. Жизненный путь характеризуется многообразием выбора – человек предстает не как пассивный наблюдатель, а как активный индивид, который имеет возможность преобразовывать окружающую среду и управлять собственной жизнью (человек – единственное существо, которое способно уйти по своей воле из жизни).
Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека. Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология.
Что скрывается под понятием жизненного пути личности? Жизненный сценарий человека протекает по индивидуальной схеме. Нет одинаковых или похожих историй. Личность отличается от других существ на планете образом жизни. Человек не только существует и проходит этапы развития по отношению к временному отрезку, но и закладывает основы личностного становления.
Понятие жизненный путь личности включает множество аспектов и зависит от места обитания человека. Так законом установлена норма закончить среднее образование, обществом – выйти замуж или жениться, продолжить род. Социум к этим понятиям устанавливает сроки, когда следует закончить учебу, создать семью. Нормы давят на человека и заставляют придерживаться установок. Не принято становиться студентом в 40 лет или жениться в 50. Хочет человек или нет, но подсознательно он строит жизненный путь с учетом установленных норм. Небольшие отклонения и отличия являются индивидуальным жизненным сценарием. Получается, на развитие жизненного пути человека влияют психологические, возрастные, общественные, социальные факторы и личные желания.
В научном мире вопросом жизненного пути личности впервые озадачился Рубинштейн С.Л. Именно на него и его работу «Человек и мир» ссылаются при изучении предмета в высших заведениях и трактовании проблемы жизненного пути личности. В своих трудах автор ссылается на личную жизнь человека, которая оказывает влияние на развитие жизненного пути. У каждой личности свои взгляды на отношения, быт и другие сферы. Совокупность этих понятий формирует жизненный мир человека. Отсюда вытекает мотивация личности и выстраивается индивидуальный сценарий. На развитие жизненного пути влияет качество и глубина отношений. При их изменении корректируются действия человека, и меняется сценарий.
Личность развивается в зависимости от поступков, решений, ответственности. Участие в развитии отношений формируют субъекта жизни. Получается, что индивид меняется и развивается в ходе жизненного пути. Данное явление автор назвал деятельностным опосредованием. Проблемой жизненного пути личности занимался ряд специалистов:
1. Леонтьев А.Н. Его теория основана на том, что быт людей складывается из действий, которые они практикуют. На основании этого формируется индивидуальный сценарий. Следовательно, жизненный путь складывается только из тех видов деятельности, которые осуществляет конкретный человек.
2. Ананьев Б.Г. Основной упор делает на происшествиях, с которыми человек сталкивается в жизни. Из них формируется индивидуальная жизнь личности. Происшествия автор разделяет на две группы, которые взаимосвязаны между собой. Первая касается среды и окружения. Это природные факторы, социальные изменения. Вторая группа формируется на фоне жизненных обстоятельств, другими словами исходит из поведенческого фактора.
3. Абульханова-Славская К.А. Теории строится на том, что человек зависим от множества факторов: социальных норм, жизненных условий, структур. Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ. Главная задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль. Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум [3].
По мнению последнего автора, жизненный путь представляет структуру, складывающуюся из трех составляющих:
жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях;
жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее;
смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины [5].
На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение. Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности негативные эмоции. Человек реагирует на такие осуждения болезненно. Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности.
Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия:
1. Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида. Психологический возраст. Рассматривается развитие человека, эмоциональная и психологическая составляющая. Затем пр
Суть второго заключается в сопереживании человеку, который нам дорог, природе или художественному произведению. Каждый человек, по В. Франклу, способен наполнить собственную жизнь, как трудом, так и заботой о том, кто ему дорог. Последнюю ценность жизни В. Франкл видит в таких жизненных ситуациях, которые вызывают в человеке страдание. Далее, человек через приспособление к данным ситуациям, может извлечь из них смысл своей жизни [6].Все зависит от жизненной стратегии личности. В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации. Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф.Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы —страна, народ. И, наконец, третья стратегия —стратегия выживания —характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы.Второй подход (Ю.М. Резник и др.), восходящий к работам Э.Фромма, в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность [8]. Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности [1]. Для исследования жизненного пути лучше всего подходит биографический метод, являющийся методом исследования личности, групп людей, которые базируются на изучении их профессионального пути и личных биографий. Источником информации могут явиться многообразные документы, резюме, опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев (опрос сослуживцев), изучение продуктов деятельности.Одним из видов биографического метода является контент-анализ. Контент-анализ (анализ продуктов деятельности) – это количественный и качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на аудио- и кинопленке, произведения искусства, материалы средств СМИ), который позволяет исследовать продукты деятельности личности. Контент-анализ обычно используется в качестве вспомогательного средства при проведении психодиагностики [4]. Другим видом биографического метода является нарративное интервью, являющимся методом сбора качественных данных, сводящихся к изучению рассказов и историй людей. Идея о нарративном интервью восходит к концепции немецкого социолога Ф. Шютце, считавшего, что рассказы являются элементарным институтом человеческой коммуникации, а в свою очередь пересказы историй — базовой формой повседневной коммуникации. Исследователи, которые применяют метод нарративного интервью для сбора данных, изучают как содержание рассказа, так и его структуру, правила и принципы его построения, делающих историю целостной, завершённой и понятной для слушателя [2]. Список литературыДолгов Ю.Н., Смотрова Т.Н. ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - № 3-4, 1993. – С. 34-43.Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi, 2001. - 172сМаляров Н..А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия. // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - № 3, 2013. – С. 8-23.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
1. Долгов Ю.Н., Смотрова Т.Н. ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.
2. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - № 3-4, 1993. – С. 34-43.
3. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
4. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi, 2001. - 172с
5. Маляров Н..А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия. // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - № 3, 2013. – С. 8-23.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
Вопрос-ответ:
Что такое психология жизненного пути личности?
Психология жизненного пути личности - это научное понятие, которое описывает процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти.
Какие направления исследуются в психологии жизненного пути личности?
Исследование проблемы жизненного пути ведется по двум основным направлениям. Во-первых, изучается вопрос биологической составляющей и рассматривается общность процессов, которые присущи жизненным этапам каждого человека. Второе направление включает в себя изучение психологических аспектов и особенностей развития личности на протяжении всего жизненного пути.
Какая роль уникальности жизненного пути в психологии личности?
Жизненный путь каждой личности является уникальным. Он формируется под влиянием различных факторов, таких как генетические предпосылки, окружение, образование и личные выборы. Эта уникальность имеет важное значение при изучении психологии жизненного пути личности.
Какие факторы влияют на жизненный путь личности?
На жизненный путь личности оказывают влияние различные факторы. Важными из них являются генетические предпосылки, семья, образование, социальная среда, культурные и религиозные убеждения, а также личные выборы и решения.
Почему изучение психологии жизненного пути личности важно для понимания индивидуального развития?
Изучение психологии жизненного пути личности важно для понимания индивидуального развития, так как позволяет подробно изучить различные аспекты личности: от формирования характера и предпочтений до принятия жизненных решений. Это помогает нам понять, какие факторы и влияния формируют нас в качестве личностей и как мы развиваемся на протяжении всей жизни.
Что такое жизненный путь личности?
Жизненный путь личности - это процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Это широкое научное понятие, которое описывает все этапы и переходы, которые происходят в жизни каждого человека.
Чем занимается психология жизненного пути личности?
Психология жизненного пути личности занимается изучением процесса индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни. Она исследует как биологические, так и социальные факторы, влияющие на формирование личности и ее принятие решений в разных возрастных и жизненных этапах.
В чем заключается общность процессов жизненного пути у всех людей?
Общность процессов жизненного пути у всех людей заключается в том, что каждый проходит через определенные этапы: детство, юность, зрелость и старость. При этом, несмотря на индивидуальные особенности каждого человека, существуют определенные общие задачи и вызовы, с которыми сталкиваются многие люди на каждом этапе своей жизни.
Какое значение имеет изучение жизненного пути личности?
Изучение жизненного пути личности имеет большое значение для понимания процесса развития человека и выявления факторов, которые влияют на его жизненные решения. Это помогает психологам и другим специалистам разрабатывать программы поддержки и помощи в различных фазах жизни и помогает людям лучше понять себя и свое место в обществе.
Что означает, что жизненный путь всегда уникален?
Это значит, что хотя существуют общие этапы и задачи в жизни каждого человека, путь каждой личности уникален и зависит от множества факторов, таких как личностные особенности, семейный и социальный контекст, культурные влияния и другие. Каждый человек проходит свой неповторимый путь, который формируется под воздействием всех этих факторов.
Что такое психология жизненного пути личности?
Психология жизненного пути личности - это научная область, которая изучает процесс индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни, начиная с рождения и до смерти.
Какие направления изучаются в психологии жизненного пути личности?
Исследование проблемы жизненного пути личности ведется по двум основным направлениям. Во-первых, изучается биологическая составляющая, т.е. общность процессов, характерных для каждого этапа жизни человека. Во-вторых, исследуется уникальность жизненного пути каждой отдельной личности.