фонетика дикция
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 56 + 56 источников
- Добавлена 20.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития звуковой культуры речи в дошкольном возрасте 7
1.1. Речевой аспект 7
1.2. Анализ средств (влияние художественной литературы на формирование четкой дикции) 12
1.3. Описание методики/технологии (использование игры, как средство формирования четкой дикции) 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности 24
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 24
2.2. Формирующий этап 31
2.3. Результаты контрольного этапа исследования 37
Выводы по главе 2 39
Заключение 42
Список литературы 46
» на отработку произношения звука [о], потому что она содержит элемент соревнования: «Я заметил первый!». Для проведения игры были подобраны картинки с изображением животных: корова, кошка, щенок, ослик, бегемот, носорог, слон, волк, лось, в которых звук [о] находится под ударением. Это даёт возможность произнести звук протяжно, выделяя голосом. Воспитатель выкладывал картинки, дети рассматривали их, называли, кто на них изображён. Затем воспитатель предлагал детям закрыть глаза и незаметно убирал одну из них. Дети отгадывали, кого не стало. Сначала детям было предложено три картинки, далее после каждого выполнения задания количество картинок увеличивалось на одну. Особенно активно отвечали дети, говорящие громко, с трудом контролирующие силу голоса. Напротив, дети, говорящие тихо, чаще молчали, отвечая только, когда к ним обращался воспитатель. Совсем не отвечали двое робких, застенчивых детей. На развитие слухового внимания была проведена игра «Назови, что услышал?» с использованием музыкальных инструментов: бубен, балалайка, барабан. Сначала детям показали инструменты, назвали их, продемонстрировали их звучание, а затем спрятали за ширму. После чего воспитатель за ширмой производил звуки, а дети называли инструмент. Игра также способствует отработке произношения звука [б] в словах. И в этот раз активность проявляли дети, говорящие громко, их большинство, а дети с более тихим голосом молчали или отвечали робко после обращения к ним воспитателя. Дети практически без ошибок узнавали инструменты по звучанию, но назвать их правильно получалось далеко не у всех из-за особенностей произношения. При проведении игр на развитие фонематического слуха «Какой кукле положим картинку», «Красный-белый», направленных на развитие умения находить звук в словах (звуки [д]-[т], [б]), у детей наблюдалось больше всего неправильных ответов: не все дети могут верно определить наличие звука в слове. Это указывает на то, что данное умение у детей этого возраста только формируется и для его развития необходимо проводить специальную работу. Из выше приведённого описания наблюдений за поведением и речью детей при проведении игровых упражнений можно выделить следующее: несовершенства в звуковой стороне речи детей младшего дошкольного возраста в основном связаны с их физиологическими и психологическими особенностями: общая смягчённость при произношении согласных звуков, пропуск или замена звуков, их искажение, наблюдается пропуск или перестановка слогов, громкая или, напротив, очень тихая речь. Это связано с недостаточно развитой моторикой речевого аппарата, речевого и фонематического слуха. Это указывает на то, что со стороны воспитателя требуется специальная работа по их преодолению, иначе в дальнейшем они могут закрепиться в речи детей. Для этого считается необходимым подбирать игры, игровые упражнения, направленные на развитие всех качеств звуковой стороны речи детей, включая их в календарно-тематическое планирование. Игра, как наиболее интересная, естественная деятельность для детей активизирует их речь, совершенствуя при этом её звуковую сторону, помогает раскрыться тихим, застенчивым детям. По результатам диагностического исследования и наблюдений за поведением и речью детей следует вывод: работа по звуковой культуре речи представляет собой определённую систему по развитию и совершенствованию всех качеств произносительной стороны речи, в которой явно обозначаются следующие задачи: развитие моторики артикуляционного аппарата; речевого дыхания; слухового внимания; фонематического слуха; интонационной выразительности речи; формирование правильного звукопроизношения; умения контролировать силу голоса, темп речи. Все эти задачи направлены на преодоление возрастных и физиологических особенностей речи у детей младшего дошкольного возраста. Ни одно из качеств речи не может совершенствоваться изолированно от других. Ведущая роль в этой системе отводится игре, как наиболее доступной и интересной деятельности для детей. Дети младшего возраста хорошо запоминают то, что связано с их деятельностью, интересно. Внимание их неустойчиво, непроизвольно, но они способны сосредоточиться, если деятельность привлекательна для них. Игра является такой деятельностью, способной заинтересовать, увлечь детей. Именно эту способность игры воспитатель может применить для решения задач по развитию звуковой культуры речи. Для этого он подбирает игры, способствующие развитию определённых качеств речи. Это могут быть не только дидактические игры, содержащие обучающую задачу, но и подвижные, хороводные игры с текстом, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, и свободные игры детей. Дети стремятся к взаимодействию со взрослыми, нуждаются в их поддержке, одобрении. Кроме того, у них проявляется активный интерес к совместной деятельности, общению друг с другом. Все эти потребности дети могут удовлетворить в игре. Совместная игровая деятельность способствует повышению речевой активности детей. При проведении игр воспитатель обращает особенное внимание на звуковую сторону речи детей: просит повторить слово отчётливее, сказать тихо или громко, спеть песенку водички ребёнку, который чётко произносит звук [с] и т. д. Для закрепления результатов, даже незначительных, детей необходимо хвалить, отмечая их достижения. При проведении игр воспитатель должен внимательно наблюдать за поведением, речью детей, уделять особенное внимание звуковой стороне речи, чтобы своевременно выявить тех детей, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной или подгрупповой работе: застенчивые, робкие дети, дети с выраженными особенностями в произношении звуков.2.3. Результаты контрольного этапа исследованияПосле проведения формирующего этапа, нами была проведена повторная диагностика звуковой культуры речи дошкольников с целью определения эффективности проделанной нами работы. На контрольном этапе мы использовали те же методики, что и на констатирующем.Результаты контрольного эксперимента: Задание 1 «Чудесный мешочек»: 3 балла – 33%, пятеро детей; 2 балла – 47%, 7 детей; 1 балл – 20%, трое детей. Задание 2 «Расскажи кошке потешку»: 3 балла – 40%, шестеро детей; 2 балла - 47%, 7 детей; 1 балл – 13%, двое детей. Задание 3 «Песенка пчелы»: 3 балла – 40%, 6 детей; 2 балла – 40%, 6 детей; 1 бал – 20%, 3 детей. Задание 4 «Послушай и назови»: 3 балла – 47%, 7 детей; 2 балла – 53%, 8 детей. Общее число баллов: 3 балла – 40%, шестеро детей; 2 балла – 47%, 7детей; 1 балл - 13%, двое детей. Критерии оценки: Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. Таким образом, высокий уровень развития звуковой культуры речи на контрольном этапе показали 6 детей – 40% (это в 2 раза больше, чем на констатирующем этапе), средний – 7 детей– 47%, низкий – двое детей – 13% (на 40% меньше, чем на констатирующем этапе).По итогам повторной диагностики мы можем сделать вывод о том, что проведенная работа по формированию звуковой культуры речи дошкольников с использованием игровых методов и приемов оказалась эффективной.Выводы по главе 2Вторая, практическая глава содержит описание опытно-экспериментальной работы, в которой представлено проведение диагностики и включение в образовательный процесс комплекса игр по формированию качеств звуковой культуры речи у младших дошкольников. Изучение и анализ методической литературы раскрыл сущность понятия звуковая культура речи, как определённую систему по развитию и совершенствованию всех качеств произносительной стороны речи: развитие моторики артикуляционного аппарата; речевого дыхания; слухового внимания; фонематического слуха; интонационной выразительности речи; формирование правильного звукопроизношения; умения контролировать силу голоса, темп речи. Совершенствование всех перечисленных качеств речи взаимосвязано и происходит постоянно, непрерывно, решая определённые задачи в каждом возрастном периоде развития дошкольника. Изучение форм, методов и приёмов в работе с детьми показало, что наиболее продуктивной при организации игр и занятий с детьми младшего дошкольного возраста является фронтальная форма, способствующая повышению заинтересованности, возникновению взаимодействия друг с другом, стремления детей к успеху. Это снижает утомляемость детей, позволяет получить более высокие результаты. Для организации детей, активизации речи, внимания необходимо использовать словесные, практические, к которым относится игра, наглядные методы, а также различные приёмы, повышающие их эффективность. Ведущим методом выделяется игра, как наиболее интересная, увлекательная деятельность для детей. Поэтому в игре лучше всего дети усваивают те качества звуковой стороны речи, задача по развитию которых стоит перед воспитателем. Эффективность игры заключается ещё и в том, что она требует общения, что способствует активизации произносительной стороны речи, её совершенствованию. Таким образом, игра, как ведущая деятельность детей младшего дошкольного возраста становится продуктивным методом в формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста. Для определения уровня сформированности качеств речи была проведена диагностика, которая показала, что произношение детей соответствует возрастным особенностям их физического и психического развития. На основании результатов диагностики подобран и применён на практике комплекс игр для преодоления особенностей звуковой стороны речи у детей. Комплекс игр был подобран в соответствии с образовательной программой «Детство» и календарно-тематическим планированием воспитателей. Наблюдение за детьми при проведении игр также показало, что речь детей четвёртого года жизни отличает смягчённость при произнесении звуков, замена одного звука другим, пропуск и перестановка звуков и слогов в словах, сокращение слов. Речь нечёткая, у многих не сформировано умение контролировать силу голоса, понижая или повышая голос по просьбе взрослого, отмечается ускоренный темп речи. Речь детей интонационно выразительна, но требуется работа по обогащению интонациями, выражающими удивление, вопрос, сочувствие, грусть, радость, заботу и т.д. Кроме того, наблюдение за поведением детей показало, что игровая деятельность способствует повышению заинтересованности детей, речевой активности, раскрепощает их, удовлетворяет потребность во взаимодействии друг с другом и со взрослым. В связи с этим, можно утверждать о возможности применения данного комплекса игр в работе с детьми при формировании звуковой культуры речи. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены, проблема формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности изучена подробно, обоснована необходимость применения игры, как практического метода для формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. ЗаключениеФормирование звуковой культуры речи тесно связано с всесторонним, гармоничным развитием ребёнка. В представленной работе рассмотрена тема «Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности». Работа включает в себя две главы. В первой, теоретической главе были изучены особенности психологического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста, рассмотрена сущность понятия «звуковая культура речи», выделены методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования звуковой культуры речи в дошкольном возрасте. Звуковая культура речи – ёмкое и своеобразное понятие, включающее в себя формирование следующих качеств речи: правильное и чистое произношение звуков родного языка, постановка речевого дыхания и речевого слуха, произношение слов с учетом орфоэпических норм произношения и ударения, интонационную выразительность речи, темп и ритм речи, четкую дикцию. Кроме того, это показатель культуры речи человека, его умения грамотно, отчётливо, эмоционально и интонационно выразительно строить речевое высказывание, чётко и понятно проговаривая все звуки речи.Основными методами и приемами совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста являются словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение, заучивание скороговорок и игровые упражнения, которые дают детям образец правильной звучащей речи и используются для развития дикции и устранения нарушений в произношении. Работа с родителями является одной из приоритетных в воспитании звуковой культуры речи. Как видно из перечисленных выше методов и приёмов по формированию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста, игра выступает самым результативным методом в данной работе. Е. И. Тихеева в своих трудах большое значение придаёт именно игре, говоря о том, что «неисчислимы те знания, умения, которые ребёнок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка» [39, с. 5]. Работа над звуковой культурой речи ставит перед воспитателями ряд непростых задач, решению которых способствует игра.Вторая, практическая глава содержит описание опытно-экспериментальной работы, в которой представлено проведение диагностики и включение в образовательный процесс комплекса игр по формированию качеств звуковой культуры речи у младших дошкольников. Изучение и анализ методической литературы раскрыл сущность понятия звуковая культура речи, как определённую систему по развитию и совершенствованию всех качеств произносительной стороны речи: развитие моторики артикуляционного аппарата; речевого дыхания; слухового внимания; фонематического слуха; интонационной выразительности речи; формирование правильного звукопроизношения; умения контролировать силу голоса, темп речи. Совершенствование всех перечисленных качеств речи взаимосвязано и происходит постоянно, непрерывно, решая определённые задачи в каждом возрастном периоде развития дошкольника. Изучение форм, методов и приёмов в работе с детьми показало, что наиболее продуктивной при организации игр и занятий с детьми младшего дошкольного возраста является фронтальная форма, способствующая повышению заинтересованности, возникновению взаимодействия друг с другом, стремления детей к успеху. Это снижает утомляемость детей, позволяет получить более высокие результаты. Для организации детей, активизации речи, внимания необходимо использовать словесные, практические, к которым относится игра, наглядные методы, а также различные приёмы, повышающие их эффективность. Ведущим методом выделяется игра, как наиболее интересная, увлекательная деятельность для детей. Поэтому в игре лучше всего дети усваивают те качества звуковой стороны речи, задача по развитию которых стоит перед воспитателем. Эффективность игры заключается ещё и в том, что она требует общения, что способствует активизации произносительной стороны речи, её совершенствованию. Таким образом, игра, как ведущая деятельность детей младшего дошкольного возраста становится продуктивным методом в формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста. Для определения уровня сформированности качеств речи была проведена диагностика, которая показала, что произношение детей соответствует возрастным особенностям их физического и психического развития. На основании результатов диагностики подобран и применён на практике комплекс игр для преодоления особенностей звуковой стороны речи у детей. Комплекс игр был подобран в соответствии с образовательной программой «Детство» и календарно-тематическим планированием воспитателей. Наблюдение за детьми при проведении игр также показало, что речь детей четвёртого года жизни отличает смягчённость при произнесении звуков, замена одного звука другим, пропуск и перестановка звуков и слогов в словах, сокращение слов. Речь нечёткая, у многих не сформировано умение контролировать силу голоса, понижая или повышая голос по просьбе взрослого, отмечается ускоренный темп речи. Речь детей интонационно выразительна, но требуется работа по обогащению интонациями, выражающими удивление, вопрос, сочувствие, грусть, радость, заботу и т.д. Кроме того, наблюдение за поведением детей показало, что игровая деятельность способствует повышению заинтересованности детей, речевой активности, раскрепощает их, удовлетворяет потребность во взаимодействии друг с другом и со взрослым. В связи с этим, можно утверждать о возможности применения данного комплекса игр в работе с детьми при формировании звуковой культуры речи. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены, проблема формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности изучена подробно, обоснована необходимость применения игры, как практического метода для формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Список литературы1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 20089. – 448 с. 2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –400 с. 3. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г.; под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. 4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, Мастера психологии, 2008. – 276 с. 6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.:1981. – 256 с. 7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с. 8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. – 472 с. 9. Гвоздев А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – 121 с. 10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2012. [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_ vo_vtoroy_mladshey_gruppe_detskogo_sada_plany_zanyatiy (дата обращения: 3.01.2019). 11. Городилова В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – Изд. 4-е. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 120 с. 12. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с. 13. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. 14. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: методическое пособие / Л. А. Ухина. – Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное», 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/07/16/diagnostika-rechevogorazvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.11.2018) 15. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Основы дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав. М.: Просвещение, 1980. – 144 с. 16. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с. 17. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий, 2-е изд-е, испр., доп. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 80 с. 18. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973. – 160 с. 19. Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребёнка. М.: Академия, 1974. – 164 с. 20. Куприна Н. Г. Педагогика народного творчества: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Урал. гос. пед. ун.-т. Екатеринбург, 2013. – 142 с. 21. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб. ст. под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с. 22. Лурия А. Р. Роль речи в психическом развитии ребёнка /Вопросы психологии. 1958. №5. 23. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 318 с. 24. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с. 25. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Просвещение, 1982. – 86 с. 26. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с. 27. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с. 28. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком? М.: Просвещение, 1990. – 160 с. 29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. 30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина, Ф. А. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. 31. Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – Изд.5-е. М.: «Просвещение», 1967. – 112 с. 32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с. 33. Руководство играми в дошкольных учреждениях (из опыта работы) под. ред. М.А. Васильевой, М.: Просвещение,1996г. – 104 с. 34. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с. 35. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для вузов, 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер 2009. – 304 с. 36. Соловьёва О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – Издательство «Просвещение», М.: 1966. – 176 с. 37. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: издательство, 1984. – 694 с. 38. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи: учеб. пособие для студ. высш. учебн. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с. 39. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с. 40. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с. 41. Тумакова Г. А. Формирование представлений о звуковой стороне слова / Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1988. – 192 с. 42. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. 43. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и речевые упражнения для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с. 44. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с. 45. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с. 46. Ушакова О. С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с. 47. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования от 2013 г., Издательский дом «ажур», 2014. – 23 с. 48. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями на 2015 год. – Москва: Эксмо, 2015. – 160 с. 49. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с. 50. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М. Просвещение, 1989. – 239 с. 51. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 560 с. 52. Чуковский К. И. От двух до пяти. М.: ПРЕСС, 1964. – 186 с. 53. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 138 с. 54. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360 с. 55. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до 7 лет. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. 56. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк). М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 116 с.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 20089. – 448 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –400 с.
3. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г.; под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.
5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, Мастера психологии, 2008. – 276 с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.:1981. – 256 с.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
9. Гвоздев А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – 121 с.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2012. [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_ vo_vtoroy_mladshey_gruppe_detskogo_sada_plany_zanyatiy (дата обращения: 3.01.2019).
11. Городилова В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – Изд. 4-е. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 120 с.
12. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
13. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
14. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: методическое пособие / Л. А. Ухина. – Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное», 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/07/16/diagnostika-rechevogorazvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.11.2018)
15. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Основы дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав. М.: Просвещение, 1980. – 144 с.
16. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
17. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий, 2-е изд-е, испр., доп. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 80 с.
18. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973. – 160 с.
19. Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребёнка. М.: Академия, 1974. – 164 с.
20. Куприна Н. Г. Педагогика народного творчества: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Урал. гос. пед. ун.-т. Екатеринбург, 2013. – 142 с.
21. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб. ст. под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
22. Лурия А. Р. Роль речи в психическом развитии ребёнка /Вопросы психологии. 1958. №5.
23. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 318 с.
24. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
25. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Просвещение, 1982. – 86 с.
26. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
27. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
28. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком? М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина, Ф. А. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
31. Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – Изд.5-е. М.: «Просвещение», 1967. – 112 с.
32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с. 33. Руководство играми в дошкольных учреждениях (из опыта работы) под. ред. М.А. Васильевой, М.: Просвещение,1996г. – 104 с.
34. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
35. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для вузов, 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер 2009. – 304 с.
36. Соловьёва О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – Издательство «Просвещение», М.: 1966. – 176 с.
37. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: издательство, 1984. – 694 с.
38. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи: учеб. пособие для студ. высш. учебн. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
39. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
40. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
41. Тумакова Г. А. Формирование представлений о звуковой стороне слова / Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
42. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
43. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и речевые упражнения для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
44. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
45. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
46. Ушакова О. С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
47. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования от 2013 г., Издательский дом «ажур», 2014. – 23 с.
48. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями на 2015 год. – Москва: Эксмо, 2015. – 160 с.
49. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
50. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М. Просвещение, 1989. – 239 с.
51. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 560 с.
52. Чуковский К. И. От двух до пяти. М.: ПРЕСС, 1964. – 186 с.
53. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 138 с.
54. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360 с. 55. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до 7 лет. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
56. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк). М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 116 с.