Анализ программы Веракса от рождения до школы с учётом речевых нарушений в виде реферата

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 49 49 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 23.07.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Анализ пояснительной записки программы Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» с учётом речевых нарушений 3
2. Содержание образовательной области “Речевое развитие” согласно программе Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» с учётом речевых нарушений 7
Перечень литературных источников 13


Фрагмент для ознакомления

Коррекция грамматической стороны речи на основе формирования и уточнения синтаксических значений слов.Расширение имеющихся типов словосочетаний и синтаксических конструкций.Привлечения внимания в состав простого распространенного предложения.Формирование навыков выделения слов с предложений с помощью вопросов: кто? что делать? что? и т.п.Формирование умения правильного использования различных падежных форм существительного при одном и том же глаголе.Формирование синтаксических н ' связей слов в словосочетаниях и предложениях и соответствующего их грамматического оформления.Составление беспредложным конструкций из опорных слов в начальной форме. Формирование умения давать краткие и полные ответы на вопросы к членам предложения.формированиеэлементарного синтаксического ана лиза словосочетания и предложения.Формирование умения составлять простые предложения с 2-5 слов и пользоваться ими.Усвоения различных типов синтаксических конструкций: простого распространенного предложения с предыдущим отработкой элементов структуры предложения (словосочетаний), сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.Практическое освоение форм синтаксической связи слов в предложении (согласование, управление, примыкание) и способов их языкового обозначения. -         понимает смысловые связи между словами в словосочетании, предложении;-         правильно понимает и определяет синтаксическую роль существительного, глагола;-         выделяет слова из состава предложения путем ответа на вопрос к членам предложения;-         владеет навыками составления предложений из опорных слов, в которых частично или полностью изменена начальная форма ( варить, мама, суп )-         умеет составлять предложения различной сложности с опорой на наглядность и без нее (по картинке, демонстрацией действий, опорным словам)-         дополняет предложение пропущенными словами;-         понимает причинно-следственные связи в сложном предложении;-         дополняет в предложении пропущенные предлоги, ориентируясь на грамматическую форму существительного ( Елка растет ... домом) . Синтаксические трансформации .  Формирование синтаксических операций:-         расширение и усложнение объема синтаксической конструкции;-         упрощения, свертывания синтаксической конструкции;-         перестановка слов в предложении;-         изменение одной конструкции на другую.Образование и передача смысла предложения путем синтаксических трансформаций.Оперирования лексическим составом предложения, морфологическими элементами слова при сохранении смысла предложения.Преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, состояния, вида ( идти по пути - идти дорогой, кот умывает мордочку - кот умывается, мальчик ловил рыбу-мальчик поймал рыбу ).Составление синтаксического значения слова в деформированном предложении по наглядной опорой и без нее.Усвоения синтаксической синонимии.-       понимает предложения, выраженные сложными грамматическими формами слов;-       обладает умением превращать синтаксическую структуру собственного предложения по вопросами и на наглядном материале;-       понимает и передает смысловую связь слов в конструкциях;-       умеет превратить деформированное предложение в г раматично правильную конструкцию. Логико-грамматические конструкции .-       прост и конструкций ( Бабушка испекла на праздник вкусный пирог )-       инвертированные синтаксические конструкции ( Автобус настигает машина. Машину настигает автобус )-       пассивные синтаксические конструкции ( Земля покрыта белым снегом )-       понимает и образует временные конструкции (с 6 лет) ( После еды надо помыть руки. По летом наступает осень )-       сравнительные конструкции ( Дерево выше, чем куст )-       предложение с парадоксальным смыслом ( Девочка катает в коляске куклу. Кукла катает в коляске девочку )-       сложные конструкции ( Папа надел плащ, потому что шел дождь ). Развитие понимания и порождения различных логико-грамматических конструкций .Формирование слухового контроля на синтаксическом уровне (развитие умения определять синтаксическую правильность предложения).  -       понимает и передает содержание простых , инвертиров х, пассивное их, сравнительно их синтаксической их конструкций ;  -       понимает и образует временные конструкции (с 6 лет) , предложение с парадоксальным смыслом , сложные конструкции . Связную речь. Диалогическое речи . Развитие импрессивного речи.Формирование языковых средств связного высказывания.Совершенствование навыки диалогической речи в процессе предметно-практической деятельности и на специальных занятиях.Формирование умения самостоятельной постановки вопроса.  -       умеет внимательно слушать и воспринимать обращено речи в форме диалога;-       понимает обращено речи: вопросы, просьбы;-       умеет отвечать на вопросы различного содержания;-       умеет продолжать, дополнять ответы других детей;-       умеет самостоятельно обращаться с вопросом, просьбой к взрослым и сверстникам с соблюдением речевого этикета и правил норм поведения ;-       владеет навыком составления простых и сложных предложений по вопросам, демонстрацией действий, сюжетной картинкой, серии сюжетных картинок;-       контролирует собственные высказывания и других;-       владеет навыком вести диалог описательного или сюжетного характера;-       умеет использовать невербальные по соби общения: мимика, жесты.Монологическая речь . Сравнение предметов с выделением в них одинаковых и различных признаков.Построение короткого рассказа по картине, серии картин, рассказы-описания, простых переводов.Заучивание простых стихов, скороговорок.Развитие импрессивного речи.Формирование навыка монологической речи в процессе составлении монологических высказываний с опорой на наглядность и без нее.Развитие умения связно и последовательно пересказывать тексты.Коррекция зрительной, слуховой внимания, зрительного, слухового восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти.Развитие мыслительных операций: сравнение, сопоставление.Развитие творческого воображения.Развитие интонации, чувство ритма. Формирование выразительности рассказывания. -       - умеет сосредоточенно, внимательно слушать текст;-       понимает и осознает содержание воспринятого связного текста;-       дает полный ответ на вопросы к тексту перед переводом;-       владеет навыком составления грамматически правильных простых и сложных синтаксических конструкций;-       умеет строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение, перевод с опорой на наглядность и без нее;-       умеет самостоятельно составлять рассказ и переводить текст с опорой на наглядность;-       владеет навыком составления рассказа по сюжетной картине, по серии картинок;-       умеет составлять коллективную рассказ;-       владеет навыком творческого рассказывания по наглядности и без нее;-       умеет отличать стихотворение, сказку, рассказ, описание;-       умеет понять и определить настроение текста;-       умеет правильно пользоваться интонацией;-       заучивает и рассказывает наизусть простые стихи, небольшие тексты.Ф онетико-фонематическим а сторон а речи.Звукопроизношение .Четкое восприятие и различение на слух гласных, согласных на материале звуков, правильно произносимых:в, а, и, е, о, и, п, п', м, м', б, б', н, н', т, Т', в, в', ф, ф', к, к', х, х', г, Г' (в зависимости от индивидуального проявления дефекта).Формирование правильного звукопроизношения звуков, которые подлежат коррекции с, и, ц, дз, ч, дж, джем ", и, , с, с', с, З', ш, ж, л, л', г, Р', (в соответствии с индивидуальным планом коррекции).Усвоения сложных по структуре слов на материале звуков, правильно произносятся.Развитие интонационной выразительности, силы голоса, дикции, соответствующего темпа, высоты голоса, четкости высказываний. Уточнение, закрепления, правильной артикуляции звуков, существующих в речи.Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков.Коррекция звуков, искажено произносятся, их автоматизация в разных позициях. Дифференциация и введение в самостоятельную речь поставленных звуков.Формирования дифференциальных двигательных звуковых образов и системы их противопоставление по наиболее значимыми (красным) признаками (место, способ образования и т.д.)и за тонкими акустическими и артикуляционными признакам в различных фонетических условиях.Формирование навыка произношения сложных слов, состоящих из звуков, правильно произносятся.формированиеструктуры слова и усвоение слов доступного звуко-слогового состава.развитиепросодической стороны речи.Обучение свободного пользования приобретенными навыками в самостоятельном речи.-       правильно произносит звуки, которые есть в собственной произношении или были ранее скорректированы;-       правильно произносит поставлены, автоматизированные звуки и дифференцирует их на слух и в произношении;-       умеет произносить слова доступной звукослоговой сложности;-       высказывается четко, понятно, в среднем темпе, умеренно громко с соответствующей интонацией, с правильным ударением в словах;-       владеет приобретенными на вичкамы в самостоятельном речи. Слуховые процессы: восприятие, внимание, память, контроля.Привлечения внимания к звуковому, составляющих звучания речи.Понимание воспринятого речи.Различение звуков, которые отличаются артикуляционными укладами (п-д, пос же).Дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляционными признакам (п-б, с-з, с-ш и т.д.).Различение звуков по звонкостью-глухостью (т-р, г-вторых, к-с, с-з, ш-ж) твердости-мягкости (т-т ', д-д', б-б ', п- п ', в-в ", к-к", м-м ", н-н', ц-ц", с-с ', з-з', л-л'-й р-р ') .-        Сопоставление по значению слов-паронимов ( слова, содержащие звуки, не смешиваемых в произношении гора-нора, котик-ротик , слова, содержащие коррелирующие фонемы коса-коза, мышка-миска, лак рак )Сопоставление по значению слов-омонимов в предложениях или связных текстах ( лисички, коса, ключ ).Сопоставления нулевой и косвенной формы слова (существительных) и выделение общего звучания (окончание) в словах в соответствии с его буквенного обозначения.Сравнение и контроль за правильностью речи.Формирование направленности внимания ребенка на звуковую и и морфологический состав слова.Формирование слухового, восприятия , слухового внимания, памяти , слухового контроля за правильностью собственных и других высказываний. - воспроизводит ритмический рисунок слуховых образов (.--, ..-), ритмическую структуру слова (-, -, ---)- запоминает и воспроизводит ряд с 4-6 гласных звуков;-         запоминает и воспроизводит ряды из звуков, слогов, слов на основе звуков, правильно произносятся;-         направляет внимание на звуковое оформление собственного вещания и воспринятого вещания окружающих;-         понимает воспринято на слух речи окружающих;-         замечает изменение значения слова в связи с его звуковым и морфологическим оформлением;-         различает звуки близкие и дальние по артикуляции на практическом уровне;-         различает слова-паронимы ; - различает слова-омонимы ;-         понимает и устанавливает сходство и различие смысла предложения с одинаковым лексическим составом;-         устанавливает общее звучание в окончаниях слов ( обезьян а , белки а , зебр а ; обезьян в , белки в , зебр в ( Что ты слышит ш конце этих слов? ), показывает соответствующую букву.-         образует по аналогии слова с различными приставками, с однотипными суффиксами, выделяет их, понимает сходство и различие в значении слова ;-         сравнивает звучание собственного и чужого вещания;-         определяет правильность произношения звуков, слов в произношении в точуючих и в собственной речи. Фонематический анализ .  Развитие фонематического восприятия на основе четкого различения звуков (правильно произносятся) по признакам: глухость - звонкость, твердость - мягкость.Формирование четкого константного представления о каждой фонему на основе акустико-артикуляционных характеристик.Развитие фонематических представлений путем различения слов-паронимов.Формирование психологических механизмов, обеспечивающих развитие фонематических представлений или звуковых образов слов: слухового восприятия, слухового внимания, слуховой и двигательной памяти, слухового и двигательного контроля.Развитие слухового внимания в процессе восприятия речи и непроизвольного оперирования морфологическим составом слова как основу для практического усвоения грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.Привлечения внимания к изменению значения предложения в связи с его различным грамматическим оформлением.Образование по аналогии производных слов.Развитие фонематического анализа слова с опорой на слуховое восприятие речи педагога, своими четкие кинестетические и слуховые ощущения.Выполнение операции фонематического анализа в умственном плане.Определение наличия заданного звука в слове.Выделение заданного звука среди других звуков.Формирование фонематических представлений, звуковых образов слов.-         узнает звук на фоне слова (определяет наличие или отсутствие звука в слове)-         выделяет заданный звук среди других звуков.  Обучение грамоте . Звуковой и слоговойанализ и синтез .Различение на слух долгого и короткого слова ( СОМ-электричка ).Выделение первого ударного гласного звука в слове (Аня, Оля, Игорь).Анализ звукосочетаний: определение количества и последовательности звуков (уа, аи, ео, ауы).Анализ и синтез прямого и обратного состава (ас-са)Выделение первого и последнего согласного звука в слове ( мак, кот ).определениегласного в прямом составе (после согласного) и в односложных словах.Отбор картинок с заданным звуком.Названия (припоминание) слов с заданным звуком.Анализ односложных слов ( суп, мак ).Определение последовательности звуков в ряду с 2-3 звуков (гласных), установление их количества.Определение места звука в слове (начало, середина, конец) .Воспроизведение ритмической структуры слова.Воспроизведение ряда:- с 3-4 слогов: одинаковый согласный - разные гласные (ма-мо-му-мы)- с 3-4 составов разные согласные - одинаковый громкий (ма-та-ка-на)- из легких звуков, правильно произносятся, меняя акцент, интонацию (тáтата, тататá)- со слов с одинаковымзвучания м ( зуб-суп, коза-коса, рис-лис ).Восприятие и выделения заданного состава из ряда других составов. Т Эрмин и звук, буква, состав, согласный звук, громкий звук, слово, предложение . Знакомство с буквами русского й алфавита .Чтение простых открытых, закрытых складов, односложныхслов. Формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте.Развитие звукового анализа и синтеза стекла да, слова с опорой на четкие кон эстетические и слуховые ощущения на материале звуков и слов, правильно произносятся ребенком.Формирование звуковых образов слов (фонематических представлений),в состав которых входят смешиваемые ребенком в произношении звуки.Формирование владения звуковым и слоговым составом речи на практическом уровне.Развитие навыки ориентирования в звуковом составе слова.Развитие слухового внимания и привлечения ее к анализу звукового состава слова.Овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного состава.Развитие операции анализа слов, которые имеют простую и постепенно усложненную составляющую строение.Знакомство и усвоение терминов звук, буква, состав, согласный звук, громкий звук, слово,предложения.Формирование предпосылок навыки чтения.Развитие понимания прочитанного. -    умеет выделять первый ударный гласный звук в слове;-    выделяет первый и последний согласный звук в слове;-    умеет определять и называть гласные фонемы в составе, слове;-    умеет определять последовательность и количество фонем в звукосочетанием;-    различает гласные и согласные фонемы;-    различает согласные фонемы на материале звуков, правильно произносятся;-    понимает складоутворювальну роль гласного;-    выделяет в слове заданный звук;-    выбирает из ряда слов слова, содержащие определенный звук ;-    добир а есть картинки на заданный звук (сначала с помощью педагога, затем самостоятельно);-    подбирает слова с заданным звуком;-    определяет наличие и место звука в словах в разных позициях-    умеет делать звуко-слоговой анализ прямого состава ( и, мы ) и слов различной звуковой и слоговой структуры (односложные, двусложные типа сок, коса, булка )-    выделяет заданный звук в ряде других звуков;-    выделяет состав с заданным звуком в ряде других складов;-    определяет наличие звука в слове;-    умеет сочетать звуки (буквы) в слоги, слова (с + в = со, с + в + к = сок, с + в + м = сом)-    устанавливает связь между звучанием и значением слова ( коса-коза ) ;-         умеет делить слово на слоги, устанавливать количество слогов в слове;-         составляет схему односложных и двусложных слов;-         принимает сроки: звук, слог, громкий, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой звук, слово, предложение;-         знает буквы русского алфавита, читает прямые и обратные слоги, простые слова, понимает прочитанное .

1. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Речевые игры. — М.: Карапуз, 2003.
2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи (методическое пособие, альбом для обследования восприятия и произнесения слов, картинный материал для проведения игр) — М., 2005.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1998.
4. Кичигина О.В. Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации. – М.: УМЦ “Добрый мир”, 2015.
5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Литера, 2005. И др. пособия автора.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.
7. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
8. Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры у детей // Р. Е. Левина. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. — М.: АРКТИ, 2005.
9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.
10. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
11. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под. ред. Л. С. Волковой. — М., 2003.
12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
13. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н.Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
14. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.
15. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005.

Вопрос-ответ:

Что такое программа Веракса от рождения до школы?

Программа Веракса от рождения до школы - это программа, разработанная Н.Е. Вераксой, которая занимается коррекцией речевых нарушений у детей с рождения до школьного возраста.

Какие образовательные области охватывает программа Веракса От рождения до школы?

Программа Веракса От рождения до школы охватывает образовательную область речевого развития, помогая детям с речевыми нарушениями развить свои навыки коммуникации и грамматических структур.

Какими методами осуществляется коррекция грамматической стороны речи в программе Веракса От рождения до школы?

Коррекция грамматической стороны речи в программе Веракса От рождения до школы осуществляется путем формирования и уточнения синтаксических значений слов, что позволяет расширить имеющиеся типы словосочетаний.

Какой период возраста охватывает программа Веракса От рождения до школы?

Программа Веракса От рождения до школы охватывает период от рождения до школьного возраста, то есть разработана для работы с детьми всех возрастов в этом промежутке.

Какие источники литературы рекомендуются для работы по программе Веракса От рождения до школы?

Для работы по программе Веракса От рождения до школы рекомендуются следующие источники литературы: [список источников]. Эти источники помогут более полно разобраться в методиках программы и применить их в работе с детьми.

Что представляет собой программа "Веракса От рождения до школы с уч том речевых нарушений"?

Программа "Веракса От рождения до школы с уч том речевых нарушений" представляет собой руководство для работы с детьми, которые имеют различные речевые нарушения. Она разработана Н.Е. Вераксой и направлена на развитие речи у детей от момента рождения до поступления в школу.

Что содержит анализ пояснительной записки программы Н.Е. Вераксы?

Анализ пояснительной записки программы Н.Е. Вераксы включает в себя описание основных принципов и целей программы, а также основные этапы развития речи у детей. В нем также представлен обзор существующих методов и подходов к коррекции речевых нарушений.

Каким образом программа Н.Е. Вераксы развивает речь у детей?

Программа Н.Е. Вераксы развивает речь у детей путем проведения комплексных занятий, которые включают в себя игры, упражнения, различные виды речевой деятельности. Она также основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку и учитывает его особенности и потребности.

Какие литературные источники используются в программе Н.Е. Вераксы?

В программе Н.Е. Вераксы используются различные литературные источники, в которых описаны методы и подходы к коррекции речевых нарушений. Среди таких источников можно назвать научные статьи, книги по психологии и логопедии, а также публикации в специализированных журналах.

Каким образом происходит коррекция грамматической стороны речи в программе Н.Е. Вераксы?

Коррекция грамматической стороны речи в программе Н.Е. Вераксы осуществляется путем формирования и уточнения синтаксических значений слов. Для этого используются различные игры и упражнения, направленные на развитие грамматических навыков у детей.

Чем отличается программа Веракса от других программ речевого развития?

Программа Веракса отличается от других программ речевого развития тем, что она предлагает комплексный подход к развитию речи у детей от рождения до школы. Особое внимание уделяется коррекции грамматической стороны речи на основе формирования и уточнения синтаксических значений слов.