спор свт григория паламы с варлаамом калабрийским
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 38 + 38 источников
- Добавлена 27.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Краткая характеристика истории периода богословского творчества святителя Григория Паламы 6
Глава 2. Краткое жизнеописание Св. Григория Паламы и паламитские споры 16
Глава 3.Спор свт. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского в аспекте учения Г. Паламы об обожении 20
Заключение 29
Список литературы 31
Богословский символический реализм, по мысли Киприана (Керна), – это путь, когда «в человеке самораскрывается (при условиях духовного совершенства, разумеется) отражение мира иных, небесных реальностей. Этот символизм является одним из путей богословствования, т. е. не теоретического ознакомления с какими-то отвлеченными истинами, а реального духовного углубления, так сказать врастания в иную, открывающуюся нам действительность».В этом контексте антропологическое учение Григория Паламы имеет некий символизм: душа находится в теле, как Бог во всем мире. При этом человек – венец творения мира видимого и невидимого. Немаловажно и то, что человек потенциально по природе выше Архангелов и Ангелов. Это выражается в том, что человек имеет дух, который оживляет (через душу) тело; а Ангелы не имеют ни такого тела, ни такого духа. Как пишет Палама, «можно было бы со многими другими сказать, что и тройческое строение нашего познания показывает, что мы больше, чем ангелы, созданы по образу Божию, и не только потому, что оно тройческое, но и потому, что оно превосходит всякий вид знания».Вопрос о соотношении ангельской и человеческой природы – это по сути вопрос Богоподобия и иерархического понимания мироустройства. Григорий Палама не раз указывает на разницу происхождения человека и ангелов. В таком контексте ангельская природа, безусловно, выше человеческой. Однако, сопоставляя познавательные способности ангелов и людей, Палама указывает на то, что лишь человеку принадлежат рассудок, ум и чувства, в то время как ангелы обладают всем, кроме чувств. «Добрые ангелы имеют ведение чувств, но воспринимают это не чувственною и природною силою, а познают это боговидною силою. И от этой силы ничто из настоящего, прошедшего или будущего никак укрыться не может». Данный подход находится в традиции учения св. Иоанна Дамаскина.Однако Палама находит и преимущества человеческой природы над ангельской.Во-первых, это связано с образом Божием в человеке. Ангелы выше человека по подобию, но душа человека выше ангельской сущности по образу Божию: «Умное и словесное естество души одно только обладает и умом, и словом, и животворящим духом».Во-вторых, в предназначении человека отражено его положение в иерархии мирустройства: «Нет ничего возвышеннее человека».Иными словами, св. Григорий подчеркивает служебную функцию ангельской природы, возвышая человека, который призван к царствованию над этим миром. В заключение краткого исследования антропологии Григория Паламы можно отметить, прежде всего, что в его работах находит свое систематическое и философско-богословское выражение исихазм как мистико-аскетическое направление Православного Востока. Причем описанные Паламой пути к обожению, известные исихастам, получают мощное развитие не только в поздневизантийской религиозной культуре, но и в отсроченных географически и по времени пространствах, например, в России XIV—XVI вв. и ХIХ в.ВарлаамКалабрийский (в миру Бернардо Массари) умер в 1348г. — калабрийский монах, участник богословско-философского движения в Византии XIV в. Родился около 1290 года в Семинаре, Калабрия, Южная Италия, в православной семье, хорошо знал греческий язык. По происхождению — грек. Около 1330г. он переехал в Константинополь, где вскоре вошел в церковные и политические круги; император Андроник III Палеолог, дал ему должность преподавателя в университете. Позднее стал игуменом монастыря Спасителя в Фессалониках, и на него были возложены две конфиденциальные миссии от имени императора. В 1333-1334г., Варлаам провел переговоры о церковной унии с представителями папы Иоанна XXII. В 1339 году он был направлен Папой в изгнании Бенедиктом XII в Авиньоне, чтобы обсудить объединение церквей, но потерпел неудачу. Тогда же он познакомился с Петраркой, чтобы позднее преподавать ему греческий.В середине тридцатых годов XIV в. оживились богословские дискуссии между греками и латинянами. В ряде своих антилатинских сочинений, направленных, в частности, против латинского учения об исхождении Святого Духа и от Сына, Варлаам подчеркивал, что Бог непостижим и что суждения о Боге не доказуемы. Тогда Григорий Палама написал аподиктические слова (мнение, суждение, в к-ром утверждается необходимость чего-либо) против латинского новшества, подвергнув критике богословский «агностицизм» Варлаама и его чрезмерное доверие авторитету языческой философии, так как Варлаам был последователем аристотелевской схоластики и филологом. После этого разгорелся конфликт между Варлаамом и Паламой; Варлаам обвинил Паламу в ереси как защитника исихазма. Однако два Софийских собора 1341г. и Влахернский собор 1351г. осудили Варлаама. 10 июня 1341 спор об исихазме прошел на Соборе, состоявшемся в Константинополе под председательством императора Андроника; прежде всего, из-за огромного влияния, которое имел в Восточной Церкви Псевдо-Дионисий Ареопагит и его сочинения, Варлаам был осужден и принес покаяние, вернувшись в Калабрию. Там он принял римскоекаталичество, стал после побега домашним учителем греческого языка у будущего гуманиста Франческо Петрарки, а позднее получил сан епископа Иеракского (епископ Джераче).Исихасты считали, что их молитвы приводят к непосредственномубогообщению, при котором человек видит Божественный свет, «Свет присносущный» — визуальное выражение Божественной силы или иначе Божественной энергии, Его действия в тварном мире. Именно этот нетварный свет видели апостолы на Фаворе в момент Преображения Иисуса Христа, когда проявилась Его Божественная слава. Вопрос о нетварности Фаворского света (то есть нетварности Божественных энергий) был принципиально важен для вопроса о возможности прямого общения с трансцендентным Богом.Противная исихастам партия считала такое созерцание делом не христианским, называла исихастов омфалопсихами (то есть «пуподушниками»), высмеивая позу, в которой исихасты погружались в молитву (исихасты молились сидя, нагнувшись вперёд). Противники исихастов признавали свет на Фаворе светом созданным для просвещения апостолов и бесследно исчезнувшим. Они рассуждали по силлогизму: всё видимое — создано, свет на Фаворе был видим, следовательно он был создан. Поэтому созерцание исихастов ложно, никакое реальное общение с Богом недостижимо.Воззрения Варлаама встретили в Византии некоторое сочувствие. Это объясняется тем, что здесь почва была достаточно к тому подготовлена предшествующей борьбой двух местных церковных партий — зилотов и политиков/Зилоты Фессалоник находились под влиянием учения Варлаама и его догматического приговора исихазму, так что Григорию Паламе, архиепископу Фессалоник, даже не удавалось занять свою кафедру. Однако в общем Варлаам, воспитанный в духе гуманизма, так и не смог преодолеть разрыв между христианскими Западом и Востоком; ему так и не удалось синтезировать две традиции удовлетворительным образом. Поставив философию над богословием, Варлаам попал под огонь критики Восточной Церкви. Причину осуждения Варлаама нужно видеть в его рационализме, излишнем доверии разуму и в предпочтении логических доводов свидетельству церковного предания. Именно это и стало причиной известного спора. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.1. Исихастские споры середины XIV в. отражали культурно-исторические особенности эпохи и столкновение философских, богословских и мистических начал. Важно, что эти споры способствовали переосмыслению традиционной восточно-христианской патристики на началах ареопагитского дуализма (Бога и мира). Кроме того, афоно-византийский исихазм ознаменовал разрыв византийской культурной традиции с зарождающимся западным Возрождением, упрочив тем самым возникновение самобытной православной цивилизации, переступившей порог классического раннехристианского Средневековья. 2. В рамках исихастскогобогословствования складывается паламизм (учение Григория Паламы), где предметом размышлений становится Бог в неслиянном единстве сущности и энергий (действий). Паламизм, объявив Бога не только абсолютно непостижимым, но даже абсолютно небытийным в контексте признания мира бытийной реальностью, по существу отделил познание мира от «богомудрия», что привело отчасти к «секуляризации» знаний о мире, развитию своеобразного «христианского материализма». Среди основных проблем исихазма не только возможность Богопознания на основе интуитивно-мистического опыта, но и антропология в аспекте учения о страстях.3. Анализ святоотеческого опыта показывает, что истоки антропологических идей лежат в посланиях Апостола Павла и в дальнейшем развиваются не системно и с разной степенью глубины в учениях богословов, философов и мистиков. Основные темы – состав человека, его предназначение, воскрешение и обожение. 4. Антропология Григория Паламы соответствует традиции Церкви, святоотеческому учению. Мы можем отметить значение для учения Паламы таких богословов, как Иоанн Лествичник, Филофей Синайский, Исихий Иерусалимский, а также Симеон Новый Богослов. Для темы нетварного Божественного Света (энергии) важны также идеи Макария Египетского и Феодорита, а о Фаворском Свете много писал Григорий Богослов. И главное – учение о связи и различии Божественной сущности Божественной энергии Григория Паламы развивает положения учений Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Дамаскина.5.Варлаам Калабрийский был большим сторонником философского и рационалистического подхода к проблеме общения с Богом, молитве. В частности, он полагал, что истинное богообщение является невозможным, Бога невозможно постигать, согласно позиции Григория Паламы, если человек способен искренне и правильно молиться, если он достигает высокого уровня духовного развития, то ему становится доступным обожение. Список литературыАверинцев С.С. Философия VIII - XII вв. // Культура Византии IV - первая половина VII в. - М., 1984.Аверинцев С. С. Николай Мефонский. // Новая философская энциклопедия: в 4 т. — Т. 3.. — М.: Мысль, 2000-2001.Алексий, еп. Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит). Казань, 1906.Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996.Васина М. В. Спор ВарлаамаКалабрийского со св. Григорием Паламой о Боговидении и русская религиозная философия // Начало. СПб.,1999.№ 8.С.248-252.Горянов Б.Т. Первая гомилия Григория Паламы как источник по истории восстания зилотов//ВВ. 1947. Т.1. С. 261-266. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. – СПб.: Наука, 2007. – 384 с.Григорий Палама. Беседы (Омилии). / Пер. арх. Амвросия (Погодина). В 3-х чч. – М.: Паломник, 1993.Гукова С.Н. Школа и образование в поздней Византии // Культура Византии: XIII - первая половина XV в. – М., 1991.Дионисий (Шленов). Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов как учители безмолвия // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие: Материалы Первой международной патристической конференции. М.: ОЦАД МП, 2017. Жиртуева Н.С. Православный исихазм в контексте компаративного анализа философско-мистических традиций мира // Вопросы философии. 2017. № 3.Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999.Иоанн Лествичник. Лествица. СПб.: Наука, 2008.Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.Климков О.С. Исихия и философия в доктрине Григория Паламы // Философская мысль. — 2017. - № 5. - С.14-30.Кришталёва Л.Г., Хоружий С.С. Библиография мистико-аскетической (исихастской) традиции Православия // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995. С. 295-361.Культура Византии: XIII - первая половина XV в. М., 1991.Лебедева Г.Е., Морозов М.А. Из истории отечественного византиноведения конца XIX-начала XX вв.: И.И. Соколов//АДСВ. 1998. Вып. 29.Лихачев Д.С. Отражение предвозрожденческих черт в исихазме // Лихачев Д.С. Избранные работы. Л.. 1987. Т. 1.Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.Лурье В.М. История византийской философии: Формативный период. СПб.: Axiōma, 2006.Макаров Д.И. Очерки российской историографии паламизма (1860 1998 гг.) // АДСВ. 1999. Вып. 30.Медведев И.П. Современная библиография исихастских споров в Византии XIV в. // АДСВ. 1973. Вып. 10. С. 270-274Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. XXIX. 1974. Модест, игумен. Св. Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих. Киев, 1860.Морескини К. История патристической философии. – М.: Греко-Латинский Кабинет Ю.А. Шичалина, 2011. Острогорский Г.А. История Византийского государства. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. Полякова М.А. Быт и нравы поздневизантийского общества // Культура Византии: XIII - первая половина XV в. – М., 1991.Попов И.В. Идея обожения в древней восточной Церкви // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн. 97. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. //ТОДРЛ. 1968. Т. 23Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит // Символ. 2007. №52. С. 72-116.Ряшко Л. С. Мировоззрение Никифора Влеммида. — Екатеринбург, 2000.Сидоров А.И. Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996.Соколов И.И. Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его груды и учение об исихии. СПб., 1913.Сюзюмов М.Я. Философия и богословие // История Византии. М.,1967. Т.З. Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997. Фьори Э. Дионисий Ареопагит и Исаак Сирин: попытка переоценки // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие: Материалы Первой международной патристической конференции. М.: ОЦАД МП, 2017. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
1. Аверинцев С.С. Философия VIII - XII вв. // Культура Византии IV - первая половина VII в. - М., 1984.
2. Аверинцев С. С. Николай Мефонский. // Новая философская энциклопедия: в 4 т. — Т. 3.. — М.: Мысль, 2000-2001.
3. Алексий, еп. Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит). Казань, 1906.
4. Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996.
5. Васина М. В. Спор Варлаама Калабрийского со св. Григорием Паламой о Боговидении и русская религиозная философия // Начало. СПб.,1999.№ 8.С.248-252.
6. Горянов Б.Т. Первая гомилия Григория Паламы как источник по истории восстания зилотов//ВВ. 1947. Т.1. С. 261-266.
7. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. – СПб.: Наука, 2007. – 384 с.
8. Григорий Палама. Беседы (Омилии). / Пер. арх. Амвросия (Погодина). В 3-х чч. – М.: Паломник, 1993.
9. Гукова С.Н. Школа и образование в поздней Византии // Культура Византии: XIII - первая половина XV в. – М., 1991.
10. Дионисий (Шленов). Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов как учители безмолвия // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие: Материалы Первой международной патристической конференции. М.: ОЦАД МП, 2017.
11. Жиртуева Н.С. Православный исихазм в контексте компаративного анализа философско-мистических традиций мира // Вопросы философии. 2017. № 3.
12. Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999.
13. Иоанн Лествичник. Лествица. СПб.: Наука, 2008.
14. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
15. Климков О.С. Исихия и философия в доктрине Григория Паламы // Философская мысль. — 2017. - № 5. - С.14-30.
16. Кришталёва Л.Г., Хоружий С.С. Библиография мистико-аскетической (исихастской) традиции Православия // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995. С. 295-361.
17. Культура Византии: XIII - первая половина XV в. М., 1991.
18. Лебедева Г.Е., Морозов М.А. Из истории отечественного византиноведения конца XIX-начала XX вв.: И.И. Соколов//АДСВ. 1998. Вып. 29.
19. Лихачев Д.С. Отражение предвозрожденческих черт в исихазме // Лихачев Д.С. Избранные работы. Л.. 1987. Т. 1.
20. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.
21. Лурье В.М. История византийской философии: Формативный период. СПб.: Axiōma, 2006.
22. Макаров Д.И. Очерки российской историографии паламизма (1860 1998 гг.) // АДСВ. 1999. Вып. 30.
23. Медведев И.П. Современная библиография исихастских споров в Византии XIV в. // АДСВ. 1973. Вып. 10. С. 270-274
24. Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. XXIX. 1974.
25. Модест, игумен. Св. Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих. Киев, 1860.
26. Морескини К. История патристической философии. – М.: Греко-Латинский Кабинет Ю.А. Шичалина, 2011.
27. Острогорский Г.А. История Византийского государства. М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
28. Полякова М.А. Быт и нравы поздневизантийского общества // Культура Византии: XIII - первая половина XV в. – М., 1991.
29. Попов И.В. Идея обожения в древней восточной Церкви // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн. 97.
30. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. //ТОДРЛ. 1968. Т. 23
31. Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит // Символ. 2007. №52. С. 72-116.
32. Ряшко Л. С. Мировоззрение Никифора Влеммида. — Екатеринбург, 2000.
33. Сидоров А.И. Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996.
34. Соколов И.И. Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его груды и учение об исихии. СПб., 1913.
35. Сюзюмов М.Я. Философия и богословие // История Византии. М.,1967. Т.З.
36. Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997.
37. Фьори Э. Дионисий Ареопагит и Исаак Сирин: попытка переоценки // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие: Материалы Первой международной патристической конференции. М.: ОЦАД МП, 2017.
38. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.