Формирование навыков общения у младших школьников в условия внеурочной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 27.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования навыков общения у младших школьников в условия внеурочной деятельности 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2. Анализ теоретических подходов к определению понятия навыков общения 16
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Описание результатов эксперимента 23
2.1. Результаты констатирующего этапа эксперимента 23
2.2. Результаты формирующего этапа эксперимента 32
Выводы по главе 2 36
Заключение 38
Литература 40
Приложения 42
Для развития навыков общения учащихся целесообразно, чтобы внеурочная деятельность носила групповой характер, это будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений: распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Для развития навыков общения в работе над проектом задача учителя заключалась в создании необходимых условий для полноценного сотрудничества участников проекта, в помощи каждому учащемуся поставить цель, определить свою роль, наметить ход решения поставленной задачи, сопоставить свои действия с действиями других участников и понять смысл своей деятельности при взаимном сотрудничестве, научить ребёнка в случае затруднения обращаться за помощью к учителю, обращаться за советом к педагогу. Иными словами, с помощью внеурочной деятельности учитель помогал выработать младшим школьникам коммуникативные действия – спланировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, сформулировать цель, задачи и функции каждого из участников, формы взаимодействия; спроектировать план и содержание сотрудничества в процессе поиска и сбора информацииНа этапе формирующего эксперимента проводился комплекс упражнений и игр, который был направлен на закрепление коммуникативных умений у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Все эти упражнения и игры были использованы на внеурочных занятиях кружка «Мир общения» по направлению проблемно-ценностное общение. Занятие 1. «Улица полна неожиданностей», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает у них навыки безопасного поведения на улице. Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения. Задачи: обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП; развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей. Методы и формы: практические – игровые задания;наглядные – показ дорожных знаков. словесные – рассказ, беседа, объяснение. Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания. Занятие позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах. Занятие 2 «Твори добро другим во благо». Цель: воспитывать доброе отношение кпожилым, учить доброму отношению к своим близким, сверстникам, воспитывать стремления совершать добрые поступки. Задачи: воспитывать интерес познанию нового; воспитывать духовно-нравственные качества в процессе общения со взрослыми. Методы и формы: практические – физкультминутка «Весна».наглядные – показ изображения «Весны». словесные – рассказ, беседа, объяснение. Дети слушают музыкальный фрагмент Чайковского «Весна пришла». На занятии говорила о добре, вежливости, поступках. Учитель читает пословицы, а дети объясняют как они понимают: «Без добра дел нет доброго имени». Разбираем вместе с учащимися ситуации как бы они поступили в такой момент. Занятие 3 «Тяжелые годы моей страны» Цель: ознакомить учащихся с историей своего государства. Задачи: способствовать интересу учащихся к истории и культуры страны; воспитывать любознательность; формировать умения слушать и слышать своих сверстников. Звучит песня «Священная война». Вместе с учащимися рассматриваются понятия «патриотизм» и «гражданственность». На доске записаны фразы, предложения, которые надо продолжить и объяснить свое мнение: «Любят Родину не за то, что она велика, …. (а за то, что своя). Каждая группа дает свое определение понятиям, рассказывают что такое патриотизм. Занятие 6 «Секреты общения». Цель: формирование знаний и умений об отношения со школьниками. На занятии проводится беседа о вербальном и невербальном общение с окружающими людьми. Рассматриваются правила общения, с отношение к окружающим, с помощью и заботой о младших. Проводится игра «Отгадай животное» учащиеся с помощью жестов, мимики изображали животное. Использовали Занятие 4. «Хозяева квартиры и соседи» Цель: формировать умения общаться с окружающими людьми. Мы общаемся с людьми дома, на учебе, на улице, в транспорте. Налаживаем взаимоотношение с соседями. Права и обязанности соседей. Причины разногласий между соседями. В конце занятия проводится конкурс рисунков «Замечательный сосед». Занятие 5 «Общение с одноклассниками и учителями». На занятии проводятся игры «Похвали друга», где учащиеся по очереди по кругу хвалят своих сверстников. Игра «Вежливые слова», где дети делятся на группы и каждая получает карточку со стихотворением и полоски со словами «спасибо», «пожалуйста», «простите», «добрый день», «доброго пути», «здравствуйте». Беседа «Почему нельзя придумывать прозвище?». Чтение сказки С. Михалкова по ролям «Хочу бодаться». В конце занятия оформляется альбом «Школьные годы чудесные». Занятие 6 «Мимика и жесты в этикете». Цель: научить детей пользоваться невербальным и средствами общения. Ознакомить с понятиями «мимика» и «жест». Зачем нам нужно и для чего невербальные средства в общении с людьми. Роль жестов, поклонов в общение, история происхождения. Поставить инсценировку ксказки Л.Н. Толстой «Липунюшка» с помощью мимики, жестов. Таким образом, можно сделать вывод, что, навыки общения младших школьников были сформированы посредством организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности, групповой внеклассной работы. В ходе групповой деятельности у младших школьников формируются коммуникативные умения, которые обеспечивают сотрудничество учащихся – это умение слушать и понимать друг друга, уметь договариваться в совместной деятельности, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать другдруга.Выводы по главе 2Исходя из цели данной работы и необходимости изучения формирования навыков общения младших школьников, мы провели опытно-поисковое исследование. Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ, в качестве испытуемых нами были выбраны ученики 3 класса в количестве 25 человек. Цель – изучить уровень сформированности навыков общения у младших школьников.В нашем исследовании мы использовали методики адаптированные к младшему школьному возрасту, они просты в применении, позволяют выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей. В исследовании нами использовался следующий комплекс методов: наблюдение, беседа, тестирование и анализ сочинений. По результатам исследования, обследование обучающихся показало, что уровень сформированности коммуникативных навыков не превышает среднего уровня. Все это показывает на необходимость создания комплекса мероприятий, поиска таких форм работы, которые будут способствовать формированию коммуникативных навыков школьников.Нами был разработан комплекс занятий, в рамках которых навыки общения младших школьников были сформированы посредством организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности, групповой внеклассной работы. В ходе групповой деятельности у младших школьников формируются коммуникативные умения, которые обеспечивают сотрудничество учащихся – это умение слушать и понимать друг друга, уметь договариваться в совместной деятельности, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать другдруга.ЗаключениеНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.Младший школьный возраст является важным этапом в развитии ребенка. В раннем школьном возрасте ребенок понимает и осознает нормы и правила поведения, установленные обществом. Младший школьный возраст характеризуется улучшением нервной системы, опорно-двигательного аппарата и развитие психических функций. В младшем школьном возрасте в личности ребенка происходят качественные изменения, которые связаны с ростом его самосознания. Ребенок начинает осознавать себя как личность. Личностное развитие ребенка способствует овладению комплексом моральных требований и навыков.Психика ребенка начинает интенсивно развиваться, отношения между процессами возбуждения и торможения изменяются (процесс торможения усиливается). На этой стадии развития ребенок переживает кризис 7 лет, у него происходит переоценка ценностей, появляется внутренняя жизнь, начинают осознаваться его поступки, происходит потеря детской непосредственности. Происходит смена ведущих занятий, обучение становится на первом месте. Но все же дети проводят много времени, играя. Они развивают чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личное значение таких понятий, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство и лидерство. В раннем школьном возрасте интенсивно формируются следующие новообразования: память, внимание, восприятие, мышление и воля. Навыки общения - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.Таким образом, можно сформулировать следующее определение коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки- это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. К навыкам общения относятся следующие: действовать с учетом позиции собеседника; выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия; действовать по согласованию усилий (кооперация); включаться в совместную работу;выражать свои мысли;прогнозировать и корректировать поведение партнера; разрешать конфликты; формулировать вопросы; планировать учебное сотрудничество.Исходя из цели данной работы и необходимости изучения формирования навыков общения младших школьников, мы провели опытно-поисковое исследование. Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ, в качестве испытуемых нами были выбраны ученики 3 класса в количестве 25 человек. В нашем исследовании мы использовали методики адаптированные к младшему школьному возрасту, они просты в применении, позволяют выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей. В исследовании нами использовался следующий комплекс методов: наблюдение, беседа, тестирование и анализ сочинений. По результатам исследования, обследование обучающихся показало, что уровень сформированности коммуникативных навыков не превышает среднего уровня. Все это показывает на необходимость создания комплекса мероприятий, поиска таких форм работы, которые будут способствовать формированию коммуникативных навыков школьников.Нами был разработан комплекс занятий, в рамках которых навыки общения младших школьников были сформированы посредством организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности, групповой внеклассной работы. В ходе групповой деятельности у младших школьников формируются коммуникативные умения, которые обеспечивают сотрудничество учащихся – это умение слушать и понимать друг друга, уметь договариваться в совместной деятельности, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать другдруга.ЛитератураАндреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус.и чешек, яз. Прага, 1981.Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников// О.М. Арефьева. - Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М 1968Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 103Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. №11. С. 18-21Ермолаева, М. В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» DubnaPsychologicalJournal / М. В Ермолаева. - №1, с. 81-92, 2015.Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей// Советская педагогика, 1954 - № 6Зверинцев, А.Б. «Коммуникационный менеджмент» рабочая книга менеджера: учеб.пособие / А.Б. Зверинцев.- СПб.: СОЮЗ, 2005. - 287 сЗимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. И.А Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.Лозован, Л. Н. Учим детей общаться / Л. Н. Лозован //Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 8. –С. 59–62Макарова, H. Н. Коммуникативная игра в младших классах / H. Н. Макарова // Начальная школа. – 2014. – № 7. –С. 24–27Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях. //Сборник: Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. М., 1990Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. №.4 (35). С. 44–51Никольская, А. А. Гармония развития и воспитания / А. А. Никольская, А. И. Сикорский // Педагогика. –2014. – № 3. –С. 76–80.Ньюком, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюком. – СПб.: Питер, 2013. – 234 с.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 442 с.Песняева, Н.А. Становление учебной самостоятельности младших школьников в учебном диалоге. Начальная школа, 2014г. - № 5. -18 с.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. М:, 2007. — 194 с.ПриложенияПриложение№1 Тест «Умение слушать собеседника» (Н.И. Козлов)Вопрос № 1Стараетесь ли вы срочно прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует?почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Вопрос № 2Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Вопрос № 3Может ли неправильное высказывание собеседника вызвать у вас раздражение или грубость?почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Вопрос № 4Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми и незнакомыми людьми?почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Вопрос № 5Перебиваете ли вы собеседника в разговоре?почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Вопрос № 6Делаете ли вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем-то другом.почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Вопрос № 7Меняете ли вы тон, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Вопрос № 8Изменяете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Вопрос № 9Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова?почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Вопрос № 10Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?почти всегдав большинстве случаевиногдаредконикогдаОчков: 10Приложение №2Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина.Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого, предназначена для исследования ориентации в пространстве, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный. 1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами". 2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор". 3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор". 4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор"Приложение №3 Методика «Ковёр» Р.ОвчаровойЦель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия. Дети делятся произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:1. Наличие центрального рисунка;2. Одинаковое оформление углов;3. Симметричное расположение деталей относительно центра.Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело детисмогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться междусобой. Время выполнения для всех одинаково.По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которойдети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение,цель которого организация рефлексивно–содержательного анализасовместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось истепень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.
1. Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
2. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников// О.М. Арефьева. - Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.
4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М 1968
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
6. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 103
7. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. №11. С. 18-21
8. Ермолаева, М. В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Dubna Psychological Journal / М. В Ермолаева. - №1, с. 81-92, 2015.
9. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей// Советская педагогика, 1954 - № 6
10. Зверинцев, А.Б. «Коммуникационный менеджмент» рабочая книга менеджера: учеб. пособие / А.Б. Зверинцев.- СПб.: СОЮЗ, 2005. - 287 с
11. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. И.А Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.
12. Лозован, Л. Н. Учим детей общаться / Л. Н. Лозован //Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 8. –С. 59–62
13. Макарова, H. Н. Коммуникативная игра в младших классах / H. Н. Макарова // Начальная школа. – 2014. – № 7. –С. 24–27
14. Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях. //Сборник: Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. М., 1990
15. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. №.4 (35). С. 44–51
16. Никольская, А. А. Гармония развития и воспитания / А. А. Никольская, А. И. Сикорский // Педагогика. –2014. – № 3. –С. 76–80.
17. Ньюком, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюком. – СПб.: Питер, 2013. – 234 с.
18. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 442 с.
19. Песняева, Н.А. Становление учебной самостоятельности младших школьников в учебном диалоге. Начальная школа, 2014г. - № 5. -18 с.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. М:, 2007. — 194 с.
Вопрос-ответ:
Какие предпосылки влияют на формирование навыков общения у младших школьников в условиях внеурочной деятельности?
Формирование навыков общения у младших школьников внеурочной деятельности зависит от психолого-педагогической характеристики детей и теоретических подходов к определению понятия навыков общения. Важно учитывать возрастные особенности детей, их коммуникативные потребности и способности.
Какие психолого-педагогические характеристики младших школьников влияют на формирование навыков общения в условиях внеурочной деятельности?
Младшие школьники характеризуются формированием общих коммуникативных умений, недостаточной развитостью речи и практического опыта общения. Они нуждаются в поддержке и руководстве со стороны педагога для развития этих навыков.
Какие подходы можно использовать для определения понятия навыков общения?
Существует несколько подходов к определению понятия навыков общения, включая психологический, педагогический и социологический подходы. Психологический подход акцентирует внимание на внутренних механизмах общения, педагогический подход связывает развитие навыков общения с образовательным процессом, а социологический подход анализирует социальные факторы, влияющие на общение.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что формирование навыков общения у младших школьников в условиях внеурочной деятельности зависит от психолого-педагогической характеристики детей и выбранного подхода к определению понятия навыков общения. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и помогать им развивать коммуникативные умения.
Какие результаты были получены в результате эксперимента?
Результаты эксперимента показали, что внеурочная деятельность способствует формированию навыков общения у младших школьников. Констатирующий этап эксперимента подтвердил, что дети, участвующие во внеурочной деятельности, проявляют больший интерес к коммуникации и активнее включаются в общение с другими детьми и педагогом.
Какие навыки общения могут формироваться у младших школьников в условиях внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность в школе предоставляет детям возможность развивать различные навыки общения, такие как умение слушать и слышать других, аргументированно выражать свои мысли, устанавливать контакт с одноклассниками, сотрудничать в команде, принимать критику и др.
Каковы психолого-педагогические особенности младших школьников, которые могут влиять на формирование навыков общения?
Младшие школьники находятся на стадии развития, где они активно осваивают социальные навыки и умения. Они находятся в периоде формирования своей самостоятельности, самооценки, социального статуса, что может оказывать влияние на процесс формирования навыков общения.
Какие теоретические подходы используются для определения понятия "навыки общения"?
Существует несколько теоретических подходов к определению понятия "навыки общения". Некоторые подходы рассматривают навыки общения как набор способностей и умений, которые позволяют эффективно взаимодействовать с другими людьми. Другие подходы сосредотачиваются на коммуникативных стратегиях и способах передачи информации.