Анализ причин неэффективности отдельных микрорынков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 38 38 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 03.08.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Теоретические основы неэффективности отдельных микрорынков 5
1.1 Понятие микрорынков в рамках теоретической экономики 5
1.2 Эффективность и неэффективность микрорынков 9
1.3 Концепция внешних эффектов и Х-неэффективности отдельных микрорынков 14
2. Анализ причин неэффективности микрорынка ПВХ-конструкций в Санкт-Петербурге 21
2.1 Анализ эффективности микрорынка ПВХ-конструкций в Санкт-Петербурге 21
2.2 Анализ Х-неэффективности 27
2.3 Перспективы микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга 32
Заключение 34
Список литературы 37

Фрагмент для ознакомления

Используем коэффициент концентрации. Показатель характеризует долю нескольких (от трех до четырех) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Если индекс концентрации приближается к 100 %, то рынок профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт) характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный. (2)где Si – размер компании (например, рыночная доля); k- количество фирм, для которых рассчитывается показатель. 2016 CR 5= 27,96+13,80+5,97+4,23+3,06= 55,02%2017 CR 5= 26,63+14,15+6,21+3,89+2,75=53,63%2018 CR 5= 25,02+14,87+5,23+3,60+2,30=51,01%Таким образом, рынок профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт) является концентрированным. Данному показателю соответствует значение от 0,51 до 55.Используем индекс энтропии микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт). Оценка степени информированности продавца измеряется при помощи коэффициента энтропии (Е), который характеризует степень неизвестности, неуверенности на том или ином рынке. Преимуществом данного коэффициента является возможность сравнения измерений как внутри отдельных отраслей, так и между ними: , (3)где Si – доля продаж товаров i-м предприятием на микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт); n – число субъектов бизнеса, действующих на микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт). E= 1/5·51,01 · ln 1/51.01= - 39 Так как степень неопределенности на микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт) является высокой, то это свидетельствует о высоком уровне конкуренции между компаниями. Данному показателю соответствует значение 0,5, что по таблице диагностики рыночной структуры соответствует тип – монополистической конкуренции Используем коэффициент относительной концентрации (К) характеризует соотношение числа крупнейших предприятий на микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт) и контролируемой ими доли реализации: (4)где β – доля числа крупнейших предприятий микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт) в общем количестве предприятий, %;α – доля продаж данных предприятий в общем объеме на микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт), %. К= (20+3·38)/ 51,01= 2,6 Так как К > 1, то концентрация на микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга (в основном монтаж и ремонт) отсутствует и он является конкурентным.Наибольший удельный вес в общем объеме городского микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга на протяжении всего анализируемого периода приходится на ООО «Окна Беккер», т.е. в качестве фирмы домината на данном рынке можно выделить ООО «Окна Беккер».Таким образом, в качестве причин неэффективности микрорынка можно выделить:отсутствие равновесия спроса, предложения и цены на микрорынке;присутствие на рынке доминирующих фирм;Х-неэффективности доминирующих фирм микрорынка.Рассмотрим практические аспекты Х-неэффективности на примере ООО «Окна Беккер».Данные о средних издержках ООО «Окна Беккер»представлены в таблице 2.3.Таблица 2.3.Данные о средних издержках ООО «Окна Беккер» на микрорынке ПВХ за 2018 г, тыс. руб.Объем (Q), ед.Совокупные издержки (TСфакт)Минимальные совокупные издержки (TСмин)Средние издержки за (ATCфакт)Минимальные средние издержки (ATCmin)Уровень Х-неэффективности(ATCфакт- ATCmin)50048109832233696264531710005910993960365913961951500721095483134481322159200089029559649844529814725009802966567983922631293000109029673049836324312035001180296790798337226111Согласно данных таблицы 2.3 разница между фактически средними издержками ООО «Окна Беккер» и минимально возможными средними издержками, определенными исходя из финансового плана компании, довольно значительна. Это значит, что в данном случае имеет место Х-неэффективность ООО «Окна Беккер» на отдельном микрорынке(рисунок 2.5). Рис. 2.5. - Оценка Х-неэффективности ООО «Окна Беккер» на микрорынке профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга Проблемы микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга заключаются в следующем:Клиенты легко готовы сменить поставщика при снижении качества и росте цен по сравнению с конкурентом;Сохранить клиентов игрокам рынка удается только за счет высокой удовлетворенности цена-качество-ассортимент-сервис;Барьеры перехода – это искусственное удержание потребителей за счет конкурентных отличий, поддержка лояльности (приверженности) и клиентоориентированности. 2.3 Перспективы микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – ПетербургаОсновным препятствием для широкого и бесконтрольного применения рыночного механизма в деятельности предприятий микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга является стратегический характер участия в строительном комплексе города и его отдельных отраслей. В настоящее время участие предприятий рынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга обеспечивает решение социально-экономических задач государства, поддержание реализацию государственных программ на территории города (например «доступное жилье» и т.д.), а также во многом позволяет решать стратегические задачи согласно Стратегии 2030. Поэтому невозможно говорить об исключительно рыночных механизмах регулирования данной сферы, необходимо применять развернутый комплекс мероприятий по государственному регулированию текущей деятельности и перспективных направлений развития предприятий и сегментов рынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга. В экономике Санкт – Петербурга на начало 2019 г. уже определились ощутимые «точки роста», развитие которых окажет определяющее влияние на рынок профильных конструкций ПВХ: жилищное и промышленное строительство, кабельная и упаковочная промышленность, рекламная индустрия. Таким образом, устойчивое развитие современного микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга формируется как посредством рыночных механизмов, так и за счет реализации государственной регулирующей политики.Ситуация на микрорынка профильных конструкций ПВХ под влиянием различных факторов может развиваться как негативно, так и позитивно. К нисходящему тренду развития могут привести следующие факторы: нестабильность валюты; условия кредитования производителей ПВХ и переработчиков (ставка кредитования 17-23%); вытеснение ПВХ конструкций в отдельных сегментах рынка Санкт – Петербурга конкурирующими полимерами (полиэтиленом, полипропиленом, полиуретанами); ограничение использования в практике изделий из ПВХ, использующих экологически опасные стабилизаторы и пластификаторы. Факторы, приводящие к восходящему тренду развития: стабилизация развития экономики РФ в целом, ожидаемый рост согласно Стратегии СПб 2030 -4% в год; динамичное развитие потребляющих отраслей; опережающее развитие в Санкт – Петербурге индустрии использования пластмасс (годовой темп в 11,8%); создание новых строительных мощностей и расширение действующихсогласно Стратегии СПб 2030;усиление тенденции импортозамещения. ЗаключениеВ раках исследования было установлено, что в экономической системе можно выделить отдельные микрорынки как части рыночного механизма. С позиций теории управления микрорынки и его сегменты рассматривается как класс «систем большой сложности», так как они формируется их большого числа различных рыночных факторов, находящихся в тесном, непрерывном взаимодействии друг с другом. В экономике постоянно используются два важнейших показателя, к которым относят: эффективность – соотношение между фактическими затратами и полученным доходом или продуктом, и второй: результативность – соотношение между запланированными и фактическими результатами.Проявление неэффективности отдельных микрорынков может быть вызвано следующими типичными причинами: отсутствие микрорынка при наличии потребности и готовности покупателя платить ненулевую цену; отсутствие равновесия спроса, предложения и цены на микрорынке; фиаско рыночного механизма; отрицательные побочные результаты функционирования микрорынка.На уровне микрорынков проявляются, прежде всего, такие причины неэффективности, как: информационная асимметрия, отрицательная селекция, внешние эффекты, Х-неэффективность. Если фактические издержки больше минимального размера ATC на величину АВ, то при выпуске Qc имеет место ситуация Х-неэффективностиотдельных микрорынков.Они непосредственно затрагивают сферу разнообразных экономических отношений между участниками отдельных микрорынков. Негативные последствия и издержки, выражающиеся в ухудшении эффективности использования ресурсов, в первую очередь, будут касаться одной из сторон, включенных в контрактные и агентские отношения. Анализ микрорынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга показал, что в качестве причин неэффективности микрорынка можно выделить:отсутствие равновесия спроса, предложения и цены на микрорынке;присутствие на рынке доминирующих фирм;Х-неэффективности доминирующих фирм микрорынка.Результаты анализа практических аспектов Х-неэффективности на примере ООО «Окна Беккер» позволили констатировать, что разница между фактически средними издержками компании и минимально возможными средними издержками, определенными исходя из финансового плана компании, довольно значительна. Это значит, что в данном случае имеет место Х-неэффективность ООО «Окна Беккер» на отдельном микрорынке.В экономике Санкт – Петербурга на начало 2019 г. уже определились ощутимые «точки роста», развитие которых окажет определяющее влияние на рынок профильных конструкций ПВХ: жилищное и промышленное строительство, кабельная и упаковочная промышленность, рекламная индустрия. Таким образом, можно констатировать, что функционирование предприятий рынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга исключительно в рыночной среде не соответствует их роли в обеспечении развития общества, национальным интересам Санкт-Петербурга и его экономической безопасности. Основным препятствием для широкого и бесконтрольного применения рыночного механизма в деятельности предприятий рынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга является стратегический характер участия в строительном комплексе города и его отдельных отраслей. В настоящее время участие предприятий рынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга обеспечивает решение социально-экономических задач государства, поддержание реализацию государственных программ на территории города (например «доступное жилье» и т.д.), а также во многом позволяет решать стратегические задачи согласно Стратегии 2030. Поэтому невозможно говорить об исключительно рыночных механизмах регулирования данной сферы, необходимо применять развернутый комплекс мероприятий по государственному регулированию текущей деятельности и перспективных направлений развития предприятий и сегментов рынка профильных конструкций ПВХ Санкт – Петербурга. Список литературыАбрамовских Л. К поиску новой модели экономического развития / Л.Абрамовских, А.Бабенко // Экономист. - 2016. - N 10. - С.34-42.Бессель В.В. Азиатский вектор экспорта углеводородов из России // Эколог. вестник России. - 2015. - № 2. - С.24-33.Буфетова, Л.П. Микроэкономика в схемах (для бакалавров) / Л.П. Буфетова, А.В. Соколов, И.А. Сомова. - М.: КноРус, 2017. - 544 c.Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. ечканова. - СПб.: Питер, 2019. - 128 c.Воронов Ю.П. Мост между микроэкономикой и макроэкономикой (о Нобелевской премии по экономике 2015 г.) // ЭКО. - 2016. - N 1. - С.77-93.Выжитович А.М. Импортозамещение: актуальные механизмы и инструменты / А.М.Выжитович, П.А.Ершов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - N 38. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / И.Е. Рисин под ред. и др. –М. : КноРус, 2016. - 238 с. Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: Учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2019. - 576 c.Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2. Мезоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. – 934 с. Ильяшенко, В.В. Микроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 640 c.Иванова С.В. Контуры будущего мировой экономики. /С.В,Иванова // Международная экономика, № 1, 2017, С. 6 — 13 Мальцева А.А. Управление технопарковой структурой на микроуровне: эффективные подходы и решения. - Курск: ЮЗГУ, 2013. - 243сМикроэкономика: учебник / под ред. Г.П. Журавлевой, Л.Г. Чередниченко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 388 с.Микроэкономика: кейсы, деловые игры, тесты: Учебное пособие / Под ред. Попковой Е.Г.. - М.: КноРус, 2016. - 208 c.Серяков, С.Г. Микроэкономика: Уч. / С.Г. Серяков. - М.: Магистр, 2017. - 350 c. Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2016. - 167 c. Скворцова, В.А. Микроэкономика (для бакалавров) / В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская, А.О. Скворцов. - М.: КноРус, 2017. - 159 c.Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебно-методическое пособие / Ю.Н. Черемных, В.А. Чахоян, А.Ю. Челноков и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.Кирдина, С.Г. Х-эффективность и Х-экономики: синтез теоретических подходов / С.Г. Кирдина. – http://cyberleninka.ru/article/n/h-effektivnost-i-h-ekonomiki-sintez-teoreticheskih-podhodovМатериалы сайта Отраслевой маркетинговый центр О.К.Н.А. Маркетинг [электронный источник] www.oknamar.ru

1. Абрамовских Л. К поиску новой модели экономического развития / Л.Абрамовских, А.Бабенко // Экономист. - 2016. - N 10. - С.34-42.
2. Бессель В.В. Азиатский вектор экспорта углеводородов из России // Эколог. вестник России. - 2015. - № 2. - С.24-33.
3. Буфетова, Л.П. Микроэкономика в схемах (для бакалавров) / Л.П. Буфетова, А.В. Соколов, И.А. Сомова. - М.: КноРус, 2017. - 544 c.
4. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. ечканова. - СПб.: Питер, 2019. - 128 c.
5. Воронов Ю.П. Мост между микроэкономикой и макроэкономикой (о Нобелевской премии по экономике 2015 г.) // ЭКО. - 2016. - N 1. - С.77-93.
6. Выжитович А.М. Импортозамещение: актуальные механизмы и инструменты / А.М.Выжитович, П.А.Ершов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - N 38.
7. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / И.Е. Рисин под ред. и др. –М. : КноРус, 2016. - 238 с.
8. Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: Учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2019. - 576 c.
9. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2. Мезоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. – 934 с.
10. Ильяшенко, В.В. Микроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 640 c.
11. Иванова С.В. Контуры будущего мировой экономики. /С.В,Иванова // Международная экономика, № 1, 2017, С. 6 — 13
12. Мальцева А.А. Управление технопарковой структурой на микроуровне: эффективные подходы и решения. - Курск: ЮЗГУ, 2013. - 243с
13. Микроэкономика: учебник / под ред. Г.П. Журавлевой, Л.Г. Чередниченко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 388 с.
14. Микроэкономика: кейсы, деловые игры, тесты: Учебное пособие / Под ред. Попковой Е.Г.. - М.: КноРус, 2016. - 208 c.
15. Серяков, С.Г. Микроэкономика: Уч. / С.Г. Серяков. - М.: Магистр, 2017. - 350 c.
16. Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2016. - 167 c.
17. Скворцова, В.А. Микроэкономика (для бакалавров) / В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская, А.О. Скворцов. - М.: КноРус, 2017. - 159 c.
18. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебно-методическое пособие / Ю.Н. Черемных, В.А. Чахоян, А.Ю. Челноков и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.
19. Кирдина, С.Г. Х-эффективность и Х-экономики: синтез теоретических подходов / С.Г. Кирдина. – http://cyberleninka.ru/article/n/h-effektivnost-i-h-ekonomiki-sintez-teoreticheskih-podhodov
20. Материалы сайта Отраслевой маркетинговый центр О.К.Н.А. Маркетинг [электронный источник] www.oknamar.ru

Вопрос-ответ:

Какие факторы приводят к неэффективности отдельных микрорынков?

На неэффективность микрорынков влияют различные факторы, такие как недостаточная конкуренция, ограничения в доступе к ресурсам, неправильная ценовая политика и многое другое.

Что такое микрорынки в рамках теоретической экономики?

Микрорынки - это небольшие рынки, на которых предлагаются и покупаются товары или услуги определенного типа. Это может быть рынок ПВХ конструкций, рынок автомобилей, рынок недвижимости и т.д.

Что такое внешние эффекты и как они связаны с неэффективностью отдельных микрорынков?

Внешние эффекты - это положительные или отрицательные последствия производства или потребления товаров или услуг, которые не учитываются в цене товаров на рынке. Если внешние эффекты не учитываются, это может привести к неэффективности микрорынка.

Почему микрорынок ПВХ конструкций в Санкт-Петербурге неэффективен?

Микрорынок ПВХ конструкций в Санкт-Петербурге неэффективен из-за низкой конкуренции, ограничениями в доступе к ресурсам и неправильной ценовой политикой. Это приводит к высоким ценам и низкому качеству предлагаемых товаров и услуг.

Какие аспекты эффективности и неэффективности микрорынка ПВХ конструкций в Санкт-Петербурге были проанализированы?

Была проанализирована эффективность микрорынка ПВХ конструкций в Санкт-Петербурге, а именно качество предлагаемых товаров и услуг, ценовая политика и доступность ресурсов. Было также проанализировано недостаточное сотрудничество между компаниями на этом рынке и ограничения в доступе к новым технологиям.

Какая теоретическая основа лежит в основе неэффективности отдельных микрорынков?

Основой неэффективности отдельных микрорынков является концепция внешних эффектов и Х неэффективности. Внешние эффекты возникают, когда действия одного участника рынка влияют на благосостояние других участников, при этом не отражаясь в ценах товаров или услуг. Неэффективность микрорынков может проявляться в виде таких факторов, как неэффективное использование ресурсов, недостаточная конкуренция, информационные асимметрии и др.

Как анализируется эффективность микрорынка ПВХ конструкций в Санкт-Петербурге?

Анализ эффективности микрорынка ПВХ конструкций в Санкт-Петербурге может проводиться на основе таких критериев, как цены на товары, качество предоставляемых услуг, конкуренция на рынке, уровень удовлетворенности потребителей и др. Такой анализ может включать сбор и анализ статистических данных, проведение опросов и исследований среди потребителей и поставщиков, а также оценку эффективности маркетинговых стратегий и программ.

Какие причины неэффективности микрорынка ПВХ конструкций в Санкт-Петербурге можно выделить?

Причины неэффективности микрорынка ПВХ конструкций в Санкт-Петербурге могут быть разнообразными. Одна из причин может быть недостаточная конкуренция на рынке, что приводит к повышенным ценам и низкому качеству товаров. Также может наблюдаться неэффективное использование ресурсов, например, из-за недостаточной доступности информации или неправильного планирования и организации производства. Другая причина может быть связана с недостаточным уровнем образования и квалификации работников, что влияет на качество предоставляемых услуг.