Налоги сущность и функции. Принципы налогообложения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 37 37 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 06.08.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования налогообложения 4
1.1 Сущность, виды, функции налогов. Понятие налоговых систем 4
1.2 Элементы налогообложения и организация налоговых систем 10
Глава 2. Особенности системы налогообложения в России 16
2.1 Характеристика налоговой системы Российской Федерации и ее особенности 16
2.2 Показатели собираемости налогов 20
Глава 3. Проблемы и перспективы функционирования налогвой системы России 23
3.1 Проблемы и тенденции развития налоговой системы России 23
3.2 Доверие к налоговой системе и формирование налоговой культуры в России 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Из-за того, что большая часть налогоплательщиков рассматривает уплату налоговых платежей в виде одностороннего и безвозмездного движения денежных средств в бюджет государства, все большее распространение приобретает практика уклонения от уплаты налогов. Односторонний характер уплаты действительно проявляется, но только при рассмотрении отдельно взятого налога, сбора и платежа; характер «сделки с государством» при уплате налогов становится очевиден именно при учете совокупной суммы налоговых доходов. Кроме того, следует отметить, что существуют также временные между моментом оплаты и потреблением публичных услуг.Однако, здесь существует тонкая грань. Государство действительно выступает монополистом в данной области, у которого не может быть конкурентов, диктуя правила сделки. Тем не менее, существуют серьезные аргументы, которые сдерживают монопольные цены за общественные блага, такие как: социальная нестабильность, снижение предпринимательской и трудовой активностей и ограниченность доходов налогоплательщиков. Также нельзя не учитывать тот факт, что существует проблема нецелевого использования средств государственного бюджета. Налогоплательщики должны платить именно за организацию и предоставление обществу публичных услуг, при этом доля от этих средств должна выделяться на содержание государственного аппарата, тем самым обеспечивая его бесперебойное функционирование.Немаловажную роль в понимании налогов как цены общественных благ также играет правильное бюджетное планирование. И в данной области существует еще одна проблема: планирование и исполнение бюджетов в Российской Федерации ведется по схеме «от поступивших доходов». Намного более целесообразно в данном случае было использовать метод планирования «от расходов», который используется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.Значительную проблему в расчете уровня собираемости налогов составляет несовершенство метода расчета данного показателя, при котором в сумму уплаченных налогов включаются поступления в счет погашения недоимки прошлых лет. Кроме того, в начисленных налогов не учитываются суммы налогов, взимаемые по специальным налоговым режимам: ЕСХН, ЕНВД, УСН и ПСН, однако в состав фактических поступлений они включаются, что приводит к противоречиям при определении уровня собираемости, к примеру: значительное превышение уровня собираемости отметки в 100%. Целесообразным представляется корректировка самого метода расчета показателя, который мог бы быть рассчитан без учета поступлений в счет погашения недоимки прошлых лет. Для этого необходимо внести поправки в форму налоговой отчетности №1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», выделив в отдельную графу поступления в счет недоимки прошлых лет.Теперь рассмотрим некоторые налоги, которые способны оказывать значительное влияние на уровень собираемости. Первым объектом внимания будут акцизы. На данный момент – это одна из самых нерентабельных статей дохода консолидированного бюджета. По данным Министерства финансов РФ, в структуре доходов консолидированного бюджета на 2017 г. доля данного налога составляет приблизительно 4,90%. Акцизы скорее превратились в инструмент ограничения производства и потребления определенных товаров. Их проблема имеет наиболее сильную взаимосвязь с долей теневого сектора экономики. Уже на протяжении нескольких лет продолжается поэтапное повышение ставок данного налога с последующим расширением перечня подакцизной продукции, результате чего повышаются масштабы уклонений от уплаты акцизов. Дело в том, что потребление большинство подакцизных товаров никак не зависит от цены на них. Потребители просто переходят на контрафактную продукцию, что не сказывается на потреблении, но приводит к снижению доходов бюджета. Повышение ставок по акцизам способствует росту доходов бюджета, но впоследствии это приведет к повышению социальной напряженности и отрицательно скажется на экономике страны. И самое главное - это осложнение жизни простых граждан: повысятся цены на проезд, продукты, коммунальные платежи, и, следовательно, снизится уровень жизни населения. Государство следует учитывать покупательную способность населения РФ, которая находится на сравнительно низком уровне, а увеличение акцизов не будет способствовать развитию экономики.Разрыв между стоимостью легальной продукции и стоимостью нелегальной будет только увеличиваться, а общий сбор будет снижаться.Следующей проблемой будет налогообложение добавленной стоимости. НДС играет наиболее существенную роль как в составе налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней. Его доля в составе доходов консолидированного бюджета РФ за 2017 год составляет 16,77%. Это, конечно ниже, чем в ряде других стран, однако фискальный эффект данного налога никак нельзя назвать низким. Тем не менее, даже представители некоторых государственных структур и некоторые исследователи считают НДС «самым коррупционным налогом». Вероятно, ни Лоре, ни Вильгельм фон Сименс в свое время не предполагали, что предприимчивыми людьми будут изобретены такие схемы уклонения от уплаты данного налога, что выплата НДС некоторым даже будет приносить прибыль. Речь в данном случае идет о применении недобросовестными налогоплательщиками процедуры «лжеэкспорта». Весь спектр проблем, связанных с НДС является следствием очень высокой трудоемкости данного налогового платежа. Во многом именно из-за сложности функционирования механизма НДС в РФ появились сторонники совместного использования обложения добавленной стоимости и налога с продаж, или использования исключительно последнего. Тем не менее большинство государственных деятелей страны высказываются против подобного подхода, так как его применение означает коренную реформу налоговой системы, даже несмотря на обширную практику уклонения от уплаты.Подоходный налог (НДФЛ) сам по себе можно назвать «королем теневой экономики». Для России проблема нелегального предпринимательства является злободневной темой, при этом основная часть теневого бизнеса – это торговая отрасль и в ней от уплаты НДФЛ укрываются зарплаты обслуживающего персонала и продавцов.Уклонение от уплаты не обошло стороной и транспортный налог, который сам по себе является очень низкособираемым. Ключевым моментом здесь выступает несправедливость самого налога. Действительно, несколько несправедливо платить налог за нанесение вреда окружающей среде даже если транспортное средство не используется. Более целесообразно было бы включить этот налог в состав акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.Фактически автовладельцы несут на себе тройную налоговую нагрузку в виде акцизов на топливо, акциза на легковые автомобили и транспортного налога, в результате чего целесообразным представляется отмена двух последних пунктов, ведь в данный момент автомобиль не является предметом роскоши.Если говорить о проблеме собираемости налогов в рамках налоговой системы Российской Федерации в целом, то государственные структуры приоритетной выбирают фискальную функцию налогов, рассматривая налоговые платежи только как средство поступления доходов в бюджет, что также не является правильным подходом и приводит к снижению реального уровня собираемости налогов.Недовольства бюджетной политикой, а, следовательно, и низкий уровень доверия к соответствующей системе ведут к тому, что граждане всячески стараются избегать уплаты налогов, организуя даже легальную деятельность в рамках теневого сектора, который в настоящее время производит более трети ВВП. И это катастрофические цифры, дающие основание считать уровень доверия к системе общественных финансов крайне низким. И таким образом, уровень доверия к системе общественных финансов и размер теневого сектора находятся в обратной зависимости. И при увеличении размеров теневого сектора, уровень доверия по отношению к финансовой системе со стороны общества падает. Еще одним коррелирующим показателем является степень дифференциации населения, и чем она выше, тем в большей степени гражданами осознается факт несправедливости перераспределительной системы, и тем ниже уровень доверия. И очень подрывает уровень доверия то, как расходуются бюджетные средства, а именно недобросовестное и некачественное исполнение государственных заказов.Причины подобного отношения к системе общественных финансов системе не только в сложившейся современной социально-экономической ситуации. Они имеют также и культурно-исторические корни. Так, в России налоги исторически ассоциируются с грабительством, поборами, трагедиями, пожарами и так далее, а «власть» и «воровство» до сих пор в сознании многих россиян воспринимаются как синонимы. В то время как в западно-европейских странах при высоком уровне налоговый культуры, уплата налоговых платежей - повод для гордости. Решение проблем налогообложения влияет на подъём и развитие экономики, реализацию выполнение социально-экономических функций государства – выплату пособий, пенсий, обеспечение конституционных гарантий, связанных с бесплатным образованием, медициной. ЗаключениеПри выполнении курсовой работы был решен ряд поставленных задач. Понятие «налог» можно объяснять по-разному. Экономисты дают определения с различных точек зрения. Но всё же «налог» можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком понимании – это платежи, взимаемые с населения для обеспечения покрытия расходов государственного бюджета.При изучении налога в широком смысле чаще всего говорится не только о материальных потребностях государства, но и о социальной и правовой основе налогообложения. Эффективное функционирование налоговой системы зависит отисторического этапа развития страны и условий жизнедеятельности населения. Налог в данном аспекте — это необходимая социально-экономическаямера, которая направлена на реализацию государственного контроля над экономической деятельностьюв стране, а также на обеспечение стабильного существования общества.Чтобы конкретнее понять экономическую обоснованность налогов, нужно точно понимать функционирование налоговой системы в стране.К элементам налоговой системы относят: налоги и их виды, систему органов налогообложения, налоговое законодательство, принципы налоговой политики, порядок распределения налогов по различным уровням бюджетов и т.д.Для того чтобы охарактеризовать налоговую системув других странах с точки зрения качественного функционирования,можно определить показатели налоговых ставок, которые зависят отразличных факторов, влияющих на уровень налоговой нагрузки: например, доходы налогоплательщика, семейное положение.В России достаточно развита система налогообложения, но существует ряд проблем, выделенных в данной работе. Наиболее актуальными проблемаминалоговой системы являются: проблема уклонения от уплаты налогов, низкая налоговая культура, проблемы, связанные с организационной частью. В настоящее время Федеральной налоговой службой РФ, органами субъектов России принимаются меры по организации более эффективного налогообложения в стране. Создаются и внедряются новые методы налогового контроля, вносятся поправки в существующее налоговое законодательство, вводятся в пользование новые электронные продукты, для упрощения деятельности налогоплательщиков и помощи им. России стоит также обратить внимание на опыт в сфере прогрессивного налогообложения в других странах с рыночной экономикой.Тем не менее, существует серьезная проблема, связанная с низким уровнем налоговой культуры, обусловленная низким уровнем доверия. Следствием данной проблемы выступает рост задолженностей в бюджеты всех уровней. Решение только лишь на законодательном уровне данной проблемы будет неэффективным. Необходима комплексно укреплять доверие в стране, в том числе к власти на всех уровнях.Список использованной литературы«Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019)«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019)Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 03.10.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: Проспект,2016. – 224 c.Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. – М.: Юрайт, 2018. – 353 с.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 353 c.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / под ред. О. М. Лазуриной – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.Погодина И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития: Учеб. пособие / И. В. Погодина, А. С. Бакаева, Н. В. Аверин ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. ‒ 88 с.Черник Д. Г., Шмелев Ю. Д. Теория и история налогообложения: Учебник для академического бакалавриата / под ред. Д. Г. Черника. – М.: Юрайт,2014. – 364 с.Алиев Б.Х. Налогообложение: современные проблемы теории и практики // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. – №1.Брусянин В. Е., Махмутов Я. И., Сковронская Я. В., Цыбульский А. В. Особенности налоговой системы США // Молодой ученый. — 2017. — №49. – URL: https://moluch.ru/archive/183/47093/Дмитриев А. А. Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития // Молодой ученый. – 2017. – №25.–URL: https://moluch.ru/archive/159/44889/ Мусаева Х.М. Сбалансирование налоговой нагрузки как системный элемент налоговой безопасности на современном этапе // Налоги и налогообложение. – 2017. – № 12.Обмачевская И.А., Удодова А.С. Сравнительный анализ налоговых систем в Российской Федерации и зарубежных стран // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(57). – URL:https://sibac.info/archive/social/10%2857%29.pdf Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. – 2017. – №46. – URL: https://moluch.ru/archive/180/46515/ .Плоская и прогрессивная шкала налогообложения. Мировой опыт // "РИА Новости" – информационное агентство URL: https://ria.ru/20131108/975541579.html .Каков подоходный налог в США и других странах мира // Налог-налог.ру URL: https://nalog-nalog.ru/ndfl/stavka_ndfl/kakoj_podohodnyj_nalog_v_ssha_i_drugih_stranah_mira/.Налоги: кто сколько платит в мире // droplak.ru URL: http://droplak.ru/?p=1633 .Налоговая система Германии // Налоги в мире URL: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-evrope/nalogovaya-sistema-germanii/.Налогообложение в Германии // zakon.ru URL: https://zakon.ru/blog/2017/6/28/nalogooblozhenie_v_germanii.Размер налога с продаж (sales tax) в разных штатах США // Русскоязычный Висконсин URL: https://ruswi.com/razmer-naloga-s-prodazh-sales-tax-v-raznyh-shtatah-ssha.Сравнение налоговых систем России и Германии // Налоги в мире URL: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-evrope/nalogovaya-sistema-germanii/sravnenie-nalogovyh-sistem-rossii-i-germanii.Официальный правовой портал«Гарант»[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.garant.ru/Официальный правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/.

Список использованной литературы
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019)
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019)
3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”
4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 03.10.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
5. Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: Проспект, 2016. – 224 c.
6. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. – М.: Юрайт, 2018. – 353 с.
7. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 353 c.
8. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / под ред. О. М. Лазуриной – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.
9. Погодина И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития: Учеб. пособие / И. В. Погодина, А. С. Бакаева, Н. В. Аверин ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. ‒ 88 с.
10. Черник Д. Г., Шмелев Ю. Д. Теория и история налогообложения: Учебник для академического бакалавриата / под ред. Д. Г. Черника. – М.: Юрайт, 2014. – 364 с.
11. Алиев Б.Х. Налогообложение: современные проблемы теории и практики // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. – №1.
12. Брусянин В. Е., Махмутов Я. И., Сковронская Я. В., Цыбульский А. В. Особенности налоговой системы США // Молодой ученый. — 2017. — №49. – URL: https://moluch.ru/archive/183/47093/
13. Дмитриев А. А. Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития // Молодой ученый. – 2017. – №25. – URL: https://moluch.ru/archive/159/44889/
14. Мусаева Х.М. Сбалансирование налоговой нагрузки как системный элемент налоговой безопасности на современном этапе // Налоги и налогообложение. – 2017. – № 12.
15. Обмачевская И.А., Удодова А.С. Сравнительный анализ налоговых систем в Российской Федерации и зарубежных стран // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(57). – URL:https://sibac.info/archive/social/10%2857%29.pdf
16. Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. – 2017. – №46. – URL: https://moluch.ru/archive/180/46515/ .
17. Плоская и прогрессивная шкала налогообложения. Мировой опыт // "РИА Новости" – информационное агентство URL: https://ria.ru/20131108/975541579.html .
18. Каков подоходный налог в США и других странах мира // Налог-налог.ру URL: https://nalog-nalog.ru/ndfl/stavka_ndfl/kakoj_podohodnyj_nalog_v_ssha_i_drugih_stranah_mira/.
19. Налоги: кто сколько платит в мире // droplak.ru URL: http://droplak.ru/?p=1633 .
20. Налоговая система Германии // Налоги в мире URL: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-evrope/nalogovaya-sistema-germanii/.
21. Налогообложение в Германии // zakon.ru URL: https://zakon.ru/blog/2017/6/28/nalogooblozhenie_v_germanii.
22. Размер налога с продаж (sales tax) в разных штатах США // Русскоязычный Висконсин URL: https://ruswi.com/razmer-naloga-s-prodazh-sales-tax-v-raznyh-shtatah-ssha.
23. Сравнение налоговых систем России и Германии // Налоги в мире URL: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-evrope/nalogovaya-sistema-germanii/sravnenie-nalogovyh-sistem-rossii-i-germanii.
24. Официальный правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/
25. Официальный правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
26. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/.

Вопрос-ответ:

Какие виды функций выполняют налоги?

Налоги выполняют несколько видов функций, включая финансовую функцию, регулирующую функцию и распределительную функцию. Финансовая функция налогов заключается в обеспечении государственных доходов и финансировании различных государственных программ. Регулирующая функция налогов состоит в использовании налоговых инструментов для регулирования экономической активности и достижения определенных целей. Распределительная функция налогов позволяет сбалансировать доходы и расходы в обществе путем перераспределения богатства.

Какие принципы налогообложения существуют?

Существует несколько принципов налогообложения, включая принцип справедливости, прогрессивного налогообложения, принцип экономической эффективности и принцип простоты и ясности налоговой системы. Принцип справедливости предполагает, что налоги должны быть распределены справедливо между налогоплательщиками в зависимости от их доходов и возможностей. Прогрессивное налогообложение означает, что ставки налога увеличиваются с увеличением доходов налогоплательщика. Принцип экономической эффективности предполагает, что налоговая система не должна исказить экономические решения и инцентивы. Принцип простоты и ясности налоговой системы заключается в том, что налоги должны быть понятными и легкими для уплаты и сбора.

Что входит в элементы налогообложения и как организована налоговая система?

Элементы налогообложения включают налоговые ставки, налоговую базу и налоговый период. Налоговая ставка - это процентный показатель, который применяется к налоговой базе для расчета суммы налога. Налоговая база - это предмет налогообложения, например, доходы, имущество или товары. Налоговый период - это промежуток времени, за который рассчитывается и уплачивается налог. Налоговая система организована через законодательные акты, которые определяют ставки налогов, правила и процедуры сбора и уплаты налогов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

Какие функции выполняют налоги?

Налоги выполняют несколько функций. Одна из главных функций - это финансовая функция, с помощью которой государство получает средства на финансирование своих расходов. Также налоги выполняют функцию регулирования экономики, позволяя влиять на экономическое поведение граждан и компаний. Кроме того, налоги способствуют справедливому распределению доходов в обществе и обеспечивают социальную защиту населения.

Что такое налоговая система?

Налоговая система - это совокупность налогов, их видов, ставок, порядка расчета и уплаты, а также организационных и правовых механизмов, регулирующих налогообложение в стране. Она является основой для сбора налогов и осуществления фискальной политики государства.

Какие особенности есть в системе налогообложения в России?

В системе налогообложения России есть несколько особенностей. Во-первых, это многообразие налогов. В России существует большое количество налогов, включая налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и другие. Во-вторых, это существенное влияние налогов на экономику. Некоторые налоги в России имеют высокие ставки, что может оказывать негативное воздействие на бизнес и инвестиции. В-третьих, это проблемы с их сбором. В России существует проблема неплатежей и уклонения от уплаты налогов.

Какие проблемы существуют в функционировании налоговой системы России?

В функционировании налоговой системы России существует несколько проблем. Одна из них - это высокая теневая экономика. Часть предпринимателей и граждан предпочитает уклоняться от уплаты налогов, что негативно сказывается на бюджете страны. Еще одна проблема - это сложность налогового законодательства. Налоговые нормы и правила могут быть непонятными и сложными для налогоплательщиков. Также существует проблема неприятия налоговой системы населением из-за несправедливого распределения налогового бремени.

Какие функции выполняют налоги?

Налоги выполняют несколько функций, среди них: фискальная функция, регулирующая функция, распределительная функция, стимулирующая функция.

Что такое налоговая система Российской Федерации?

Налоговая система России - это совокупность налоговых законов, нормативных актов и процедур, регулирующих сбор налогов, а также организацию и контроль налогообложения.

Какие проблемы существуют в налоговой системе России?

В налоговой системе России существуют различные проблемы, такие как высокая ставка налогового бремени, недостаточная эффективность контроля за соблюдением налоговых обязательств, сложность и неясность налогового законодательства.