Индивидуальные проявления у детей кризиса трёх лет
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 14.08.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ 7
1.1 Понятие индивидуальных особенностей в психологии и педагогике 7
1.2 Особенности проявлений у детей кризиса трех лет 14
1.3 Характеристика индивидуальных проявлений у детей кризиса трех лет и их учет при воспитании 20
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования и их анализ 27
2.3 Рекомендации по результатам исследования 30
Вывод по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу. Для диагностического исследования были использованы следующие методики: «Таблицы развития Гезелла» и «Шкала развития Д. Лешли».2.2 Результаты исследования и их анализДиагностическое исследование индивидуальных особенностей детей трехлетнеговозраста проводилось при помощи методики «Таблицы развития Гезелла». Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.Таблица 1 – Результаты по методике «Таблицы развития Гезелла». №Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития1.А. Артём14Высокий2.Б. Стёпа5Низкий3.Б. Зарина9Средний4.Б. Соня6Низкий5.Б. София5Низкий6.К.Ваня11Средний7.К. Даша7Низкий8.К. Илья6Низкий9.К. Серёжа7Низкий10.Куз. Серёжа7Низкий11.Н. Семен 15Высокий12.Д. Света11Средний13.Г. Кирилл7Низкий14.З. Вера13Средний15.П. Дима5Низкий16.О. Аня9Средний17.М. Яна7Низкий18.И. Слава7Низкий19.М. Саша6Низкий20.О. Оля5Низкий21.К. Паша13Средний22.Г. Марина11Средний23.С. Олег7Низкий24.Ф. Леша5Низкий25.Ш. Лиза7НизкийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. – Анализ показателей по методике «Таблицы развития Гезелла». Таким образом, полученные результаты анализа уровня развития поведенческой сферы позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого развития поведенческой сферы. Это свидетельствует о том, что у детей трехлетнего возраста низкий уровень развития таких сфер поведения как адаптивное и личностно-социальное.Диагностическое исследование индивидуальных особенностей детей трехлетнеговозраста проводилось при помощи методики «Шкала развития Д. Лешли». Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.Таблица 2 – Результаты по методике «Шкала развития Д. Лешли».№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития1.А. Артём12Высокий2.Б. Стёпа6Низкий3.Б. Зарина8Средний4.Б. Соня6Низкий5.Б. София6Низкий6.К.Ваня6Низкий7.К. Даша6Низкий8.К. Илья6Низкий9.К. Серёжа7Низкий10.Куз. Серёжа7Низкий11.Н. Семен 12Высокий12.Д. Света6Низкий13.Г. Кирилл6Низкий14.З. Вера8Средний15.П. Дима6Низкий16.О. Аня8Средний17.М. Яна6Низкий18.И. Слава6Низкий19.М. Саша6Низкий20.О. Оля6Низкий21.К. Паша8Средний22.Г. Марина8Средний23.С. Олег6Низкий24.Ф. Леша6Низкий25.Ш. Лиза6НизкийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2. – Анализ показателей по методике «Шкала развития Д. Лешли».Таким образом, полученные результаты анализа уровня развития детей трехлетнеговозраста позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня развития. Это свидетельствует о том, что у испытуемых низкий уровень социального развития.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что при воспитании детей раннего возраста необходимо учитывать их индивидуальные особенности, подтверждена.2.3 Рекомендации по результатам исследованияВ связи с полученными результатами диагностического исследования индивидуальных особенностей детей трехлетнеговозраста нами были сформулированы следующие рекомендации. Ошибки родителей в период протекания кризиса 3-х лет: потакать во всем, менять свои решения в зависимости от того, что хочет ребенок (вплоть до смены планов всей семьи), уступать при первом виде слез, стыдить, кричать в ответ, и наоборот: запрещать все, ставить в угол, наказывать, бить, кричать. Но самое бесполезное, что вы можете сделать в ответ на приступ слез и истерику у ребенка – так это сказать: «Успокойся!» Ребенок уже в истерике, поэтому лекция не поможет.Чтобы помочь ребёнку нужно назвать то, что с малышом происходит и дайть ему проплакаться, не останавливая его. «А моя на три часа заведется!» - часто говорят родители и продолжают свое: «Замолчи, успокойся!» - а зря. Это лишь заставляет ребенка сдерживать свои эмоции, а потом могут возникать психосоматические расстройства (частые ангины, бронхиты, или ребенок начинает резко грызть ногти, выдирает волосы, становится аллергичным, или начинаются проблемы со стулом). Это - не что иное, как подавленные эмоции, и это – страшно, ведь кроху начинают таскать по врачам, а вопрос в общении и воспитании.Важно следовать следующим правилам:Правило 1: разрешите ребенку впасть в истерику и прожить это.Правило 2: называйте то, что происходит с ребенком.Правило 3: помните, Ваш малыш-это не робот, он не может стать таким, как хотят взрослые. Если ребенок пройдет через кризис трех лет с поддержкой родных, то вырастет уверенным в себе, самостоятельным, с хорошей самооценкой. Если родители будут действовать неправильно, то он вырастет либо избалованным, эгоистичным, таким, которому «все должны» по жизни, либо совершенно подавленным, безынициативным, слабым человеком, не имеющим ни своих целей, ни веры в себя («все решает за меня мама»).В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как малыш адаптируется в детском саду, будет зависеть его социализация на этой ступеньке.Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути. Поэтому дошкольное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.В рамках психологического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и как один из его этапов в детском саду предлагаем следующую программу групповых игровых сеансов, направленную на социализацию дошкольников. Психологическое сопровождение осуществляется в три этапа:1. Анкетирование родителей. Установление с детьми личностного и эмоционального контакта.2. Психолого-педагогическая диагностика ребенка в период адаптации к ДОУ, позволяющая выявить детей с низким уровнем адаптации. Развивающая работа по программе групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста.3. Анализ результатов диагностики и развивающей работы. Консультирование родителей. Выдача рекомендаций.В ходе психологического сопровождения детей раннего малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность, который позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу - это совместная радость, доброжелательность, проявляют заинтересованность, активизируются.Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия.Задачи: вызвать интерес ребенка к сверстникам - партнерам по взаимодействию; облегчить адаптацию детей; сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками; обучить одновременно выполнять одинаковые игровые действия, достигая общего результата, а также наблюдать за игрой другого ребенка; сформировать благоприятный климат в группе; стимулировать подражание взрослому в выражении эмоциональной отзывчивости; обучить слушать взрослого и действовать по инструкции; сформировать эмоциональный контакт взрослого и ребенка; стимулировать формирование доверительных отношений; снизить психофизическое и эмоциональное напряжение; развить сенсомоторные навыки.Режим работы. Программа проводится с октября по февраль из расчета 2 игровых сеанса в месяц по 10 минут (в соответствии с СанПиНом и режимом дня первой младшей группы) в утреннее время - 8:10, когда все дети собираются в группе. Это время наиболее актуально, ведь некоторым малышам трудно расставаться с мамами, а игровой сеанс заинтересовывает и отвлекает их.Ожидаемый результат: социализация детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия педагога-психолога с детьми.В результате освоения программы дети должны уметь: эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх; соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, делиться игрушками); использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; подражать взрослому, действовать в игре по его речевой инструкции; играть рядом и вместе с другими детьми; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; использовать в игровых целях разнообразные предметы; действовать, соблюдая игровые правила.Программа включает адаптационные игры; игры, направленные на социальное, сенсорное развитие; игры-развлечения, пальчиковые игры.Для освоения содержания программы в работе с детьми используются показ, проговаривание, сопряженные и отраженные действия, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр детей.Используемые технологии: коммуникативные игры; телесно-ориентированные игры и упражнения; упражнения с дидактическим материалом.На основе полученных на первой ступени программы данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации к ДОУ и на этом основании делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей. Основные тенденции (для составления графика): в группу приходят не более 4–5 новых детей в неделю, из которых – не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией. Кроме того, в ходе индивидуальной беседы с ребенком определяется предполагаемая степень адаптацииВывод по второй главе1. Изучение литературы посвященной проблеме индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Таблицы развития Гезелла» и «Шкала развития Д. Лешли».2. Далее нами было проведено диагностическое исследование индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень развития поведенческой сферы детей раннего возраста по методике «Таблицы развития Гезелла», мы сделали выводы, что у них низкий уровень развития таких сфер поведения как адаптивное и личностно-социальное. 4. Определив уровень развития детей раннего возраста по методике «Шкала развития Д. Лешли»,мы сделали выводы, что у них низкий уровень социального развития.5. По результатамбыли сформулированы рекомендации по учету индивидуальных проявлений у детей кризиса трех лет.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ некоторых возрастах развитие характеризуется медленным, эволюционным или литическим течением. Это возрасты преимущественно плавного, часто незаметного внутреннего изменения личности ребенка, совершающегося путем незначительных «молекулярных» движений. Здесь на протяжении более или менее длительного срока, охватывающего обычно несколько лет, не происходит каких-либо фундаментальных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребенка. Более или менее заметные изменения в личности ребенка происходят здесь только в результате длительного течения, скрытого «молекулярного» процесса. Они выступают наружу и становятся доступными прямому наблюдению только как заключение продолжительных процессов латентного развития.В эти относительно устойчивые или стабильные возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Этими возрастами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства. Поскольку внутри таких возрастов развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно отчетливо выступают огромные перемены в его личности.Эти возрасты были изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития — кризисами. Они были открыты чисто эмпирическим путем и до сих пор не приведены еще в систему, не включены в общую периодизацию детского развития. Многие авторы подвергают даже сомнению внутреннюю необходимость их существования. Они склонны принимать их скорее за «болезни» развития, за его уклонение от нормального пути, чем за внутренние необходимые периоды всякого детского развития. Почти никто из буржуазных исследователей не мог теоретически осознать их действительного значения. Попытка их систематизации и теоретического истолкования, их включения в общую схему детского развития, предпринятая Л.С. Выготским, должна рассматриваться поэтому как едва ли не первая попытка этого рода.Никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее не диалектически настроенные авторы признают необходимость допустить хотя бы в виде гипотезы наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Таблицы развития Гезелла» и «Шкала развития Д. Лешли». Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня индивидуальных особенностей развития детей трехлетнего возраста с использованием вышеописанных методик.Далее были сформулированы рекомендации по результатам исследования.Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что при воспитании детей необходимо учитывать их индивидуальные проявления кризиса трех лет.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - М.: Апрель Пресс, 2001. -752 с.Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. - СПб.: Питер, 2013. – 168 с.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с. Егорова У.Г. Кризис трех лет у детей: работа с родителями. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - №, 2016. – С. 93-97.Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.Ильин В.А. Кризис «Трех лет» с точки зрения психосоциальной концепции развития - от теории к практике. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - №, 2008. – С. 90-99.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011 - 701 с.Козлов В.В. Псхология кризиса. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. – 528 с.Крайг Г., Бокум Д, Психология развития. СПб.: Питер, 2017. — 940 с.Кулагина И. Ю. Возрастная психология – М.,2016. – 436 с.Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. - М.: Духовное познание, 2012. – 224 с.Манукян В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: Дис. ... канд. псих. наук. СПб, 2013. – 224 с.Мерлин В.С. Очерк теории темперамента /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1995.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.Поливанова Л.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издат. центр «Академия», 2011. – 184 с.Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.: Наука,2017. - 237 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с. Тухужева Л.А., Темирканова Д. С., Гукова Д. А. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л. С. Выготского. // Вопросы науки и образования. - №, 2018. – С. 97-98.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2006. – 384 с.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - М.: Апрель Пресс, 2001. -752 с.
3. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. - СПб.: Питер, 2013. – 168 с.
4. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990.
5. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.
7. Егорова У.Г. Кризис трех лет у детей: работа с родителями. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - №, 2016. – С. 93-97.
8. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.
9. Ильин В.А. Кризис «Трех лет» с точки зрения психосоциальной концепции развития - от теории к практике. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - №, 2008. – С. 90-99.
10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011 - 701 с.
11. Козлов В.В. Псхология кризиса. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. – 528 с.
12. Крайг Г., Бокум Д, Психология развития. СПб.: Питер, 2017. — 940 с.
13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология – М.,2016. – 436 с.
14. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. - М.: Духовное познание, 2012. – 224 с.
15. Манукян В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: Дис. ... канд. псих. наук. СПб, 2013. – 224 с.
16. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1995.
17. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
18. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
19. Поливанова Л.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издат. центр «Академия», 2011. – 184 с.
20. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.: Наука,2017. - 237 с.
21. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
22. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
23. Тухужева Л.А., Темирканова Д. С., Гукова Д. А. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л. С. Выготского. // Вопросы науки и образования. - №, 2018. – С. 97-98.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2006. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности проявляются у детей в кризис трех лет?
У детей в кризис трех лет проявляются различные особенности: негативизм, капризность, стремление к самостоятельности, отсутствие понимания времени и пространства, развитие игровой активности и фантазии.
Какие индивидуальные особенности учитываются при воспитании детей в кризис трех лет?
При воспитании детей в кризис трех лет учитываются их индивидуальные особенности, такие как темперамент, уровень развития речи, интересы, способности и т.д. Это позволяет более эффективно взаимодействовать с каждым ребенком и учитывать его потребности.
Какие методы исследования используются для изучения индивидуальных проявлений у детей в кризис трех лет?
Для изучения индивидуальных проявлений у детей в кризис трех лет используются различные методы исследования, такие как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседы с родителями и педагогами, анализ документов и т.д. Это позволяет получить более полную и объективную информацию о развитии каждого ребенка.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: индивидуальные особенности детей в кризис трех лет имеют большое значение при их воспитании, они проявляются через негативизм, капризность, стремление к самостоятельности, развитие игровой активности и фантазии; эти особенности необходимо учитывать, чтобы эффективно взаимодействовать с каждым ребенком и удовлетворить его потребности.
Какие практические аспекты связаны с индивидуальными проявлениями у детей в кризис трех лет?
С практическими аспектами связаны организация воспитания и методы, которые используются при работе с детьми в кризис трех лет. Необходимо учитывать их индивидуальные особенности, применять различные подходы к каждому ребенку, а также разрабатывать индивидуальные программы и методики для их развития и воспитания.
Что такое индивидуальные особенности в психологии и педагогике?
Индивидуальные особенности — это уникальные характеристики каждого ребенка, которые могут включать в себя физические, когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты его развития.
Какие особенности проявляются у детей в возрасте трех лет?
В этом возрасте дети активно исследуют мир, развивают свое половое сознание, проявляют оппозиционность и автономию, испытывают эмоциональные скачки и находятся в поиске своей самостоятельности.
Какие индивидуальные проявления характерны для детей в кризисный период трех лет?
В данном возрасте дети могут проявлять различные индивидуальные особенности, такие как агрессивное поведение, тревожность, страхи, зависимость от родителей, проблемы с адаптацией в группе, нарушения в общении и другие.
Каким образом следует учитывать индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет в процессе воспитания?
Для учета индивидуальных проявлений у детей кризиса трех лет в процессе воспитания необходимо создать подходящую обстановку, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно, а также учитывать его особенности и потребности в индивидуальном подходе и поддержке.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
Из первой главы можно сделать вывод, что индивидуальные проявления у детей в кризисный период трех лет имеют разнообразные характеристики и требуют особого внимания и поддержки со стороны педагогов и родителей.
Что такое индивидуальные особенности в психологии и педагогике?
Индивидуальные особенности в психологии и педагогике отражают уникальные и индивидуальные черты личности каждого ребенка. Они включают в себя разные аспекты, такие как темперамент, характер, способности, интересы и потребности. Индивидуальные особенности могут влиять на поведение, эмоциональное состояние и взаимодействие ребенка с окружающим миром. При воспитании детей важно учитывать их индивидуальные особенности, чтобы создать наиболее благоприятные условия для их развития и роста.