Дайте определения понятию «система».

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 07.09.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление

Введение 3
1. Определение системы 4
2. Понятие и сущность социальной системы 7
3. Определение педагогической и образовательной системы 11
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Или, говоря иными словами, становлении нового поколения в качестве членов этого общества. Эта функция всегда принадлежала общественному институту образования, который, в свою очередь, представлял собой целую систему, построенную в зависимости от многих социальных, географических, политических, мировоззренческих и иных составляющих. В данном аспекте исключением не является и Россия. Предметом нашей статьи является общая характеристика системы образования, которая существует в нашей стране.Если говорить в целом, то структура системы образования в России во многом напоминает подобные системы в других государствах, в частности, странах Европы. Основная функция системы образования – предоставить доступ к нему всех категорий обучающихся сообразно с их потребностями, запросами и требованиями современности.Основными компонентами системы образования являются его уровни, которые реализуются в соответствующих учреждениях образования. Для того, чтобы общая характеристика системы образования являлась развернутой и понятной читательской аудитории, рассмотрим каждый из этих уровней подробно.Существуют три уровня образования: дошкольное, среднее и профессиональное.1. Дошкольное образование адресовано детям раннего и младшего возраста до 6-7 лет, т.е. до момента их поступления на обучение в среднюю школу. Данный уровень образования реализуется в детских садах, ясли-садах, развивающих центрах, прогимназиях. Помимо упомянутых организаций существуют и дополнительные возможности, к примеру, развития речи, слуха, обучения основам музыки и даже иностранных языков. Подобное обучение может быть, как групповым, так и индивидуальным. Немалую роль в реализации раннего речевого развития на дошкольном этапе играют специалисты-логопеды, задача которых – раннее выявление и устранение дефектов развития речи. Примечательно, что понятие «детский сад» (или ДОУ – дошкольное образовательное учреждение) не предполагает лишь присмотра за детьми в отсутствие их родителей, но и осуществляет воспитательную деятельность в ее многообразии на том уровне, на котором она доступна в силу возрастных особенностей ребенка. Это и нравственное, и эстетическое, и экологическое, и трудовое воспитание. А в подготовительных группах ДОУ уже вводятся элементы учебного процесса: в данном случае можно говорить не только о воспитательной, но и об учебной деятельности, задача которой – подготовка ребенка к пребыванию в новом для него статусе – ученика средней школы.2. Среднее образование по своему значению большинством из нас понимается как обучение в средней общеобразовательной школе. Во многом это действительно так: в процессе обучения в школе, ребенок приобретает навыки чтения, письма, грамотной речи, межличностного общения, а также овладевает основами различных наук, обогащая свой личный кругозор, что впоследствии помогает ученику и выпускнику школы в дальнейшем избрать интересный ему вид будущей профессиональной деятельности. Однако само понятие «средняя школа» — довольно многогранное: дело в том, что существуют много видов школ в зависимости от потребностей, психофизиологических особенностей и географического положения населенного пункта, в котором находится школа. Кроме того, обучение в школе само по себе предполагает три этапа: начальная школа (1-4 классы), основная школа (5-9 классы), средняя школа (9-11 классы).Помимо очевидной разницы в программном наполнении учебного процесса, существует и разница в характере деятельности данной школы. Так, школа, расположенная в сельской местности, может быть малокомплектной (где количество учеников в одном классе – несколько человек), либо государственной, муниципальной или негосударственной (частной), гимназией, лицеем (причем два последние вида школ имеют выраженную направленность в изучении ряда конкретных дисциплин, например, физико-математический лицей, и нередко создаются на базе профильных вузов, а выпускники таких школ впоследствии становятся студентами этих вузов).Также существуют и школы эстетического воспитания, например, музыкальная и художественная школы, призванные развить имеющиеся у ребенка способности к творческой деятельности.Еще один вид школ – это коррекционная школа, созданная для детей с различными ограниченными физическими возможностями (в частности, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата или психической сферы). В зависимости от описанный особенностей состояния здоровья учеников коррекционные школы также подразделяются на типы.И, наконец, существуют школы закрытого типа для детей с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. Такие школы могут быть подведомственны как территориальным органам образования, так и находиться в структуре воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых колоний (мест лишения свободы). Однако в любом случае в такие школы ребенок может быть направлен в возрасте не младше 11 лет и только по решению суда в связи с совершенным им общественно опасным деянием. Если же несовершеннолетний приговором суда признан виновным в совершении преступления и направлен для отбытия наказания в виде лишения свободы в воспитательно-трудовую колонию, то судебным решением к нему помимо лишения свободы как меры наказания могут быть применены принудительные меры воспитательного характера. Одна из них – обязательное обучение в школе при колонии и (или) в учреждении профессионально-технического образования по ее окончании.3. Профессиональное образование, как это и следует из названия данного термина, предполагает овладение той или иной профессией. Это происходит также в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. К первым относятся колледжи, училища, профессиональные курсы, ко вторым – университеты, институты, академии. При этом профессиональное образование может быть, как гражданским, так и военным. Во втором случае предполагается обучение военного специалиста с присвоением воинского звания и дальнейшее прохождение военной службы в офицерском составе. Сюда относятся, например, высшие военные училища, военные академии, военные институты, отраслевые академии и университеты силовых структур (МВД, Министерства обороны, МЧС, ФСИН и т.п.).В свою очередь, высшее образование также имеет уровни, которые в нашей стране появились относительно недавно в связи с подписанием Болонской Конвенции: бакалавр, специалист и магистр. Первая степень предполагает получение базовых знаний, достаточных для ведения профессиональной деятельности, формирование навыков и умений принимать решения, осуществлять анализ научной литературы, но чаще всего требуют усовершенствования, что отчетливо прослеживается в современных тенденциях развития рынка труда. Вторая степень – специалиста – предполагает возможность полноценного осуществления практической трудовой деятельности в рамках избранной специальности (например, специалист по монтажу вычислительных систем). Третья же степень – магистр – во многом сочетает в себе черты практической и научной деятельности. В частности, магистр должен обладать навыками научно-исследовательской работы, проводить научные исследования и интерпретировать их результаты, а на момент выпуска из магистратуры представить выпускную квалификационную работу – магистерскую диссертацию, и публично ее защитить на заседании кафедры, на базе которой она выполнялась.Однако, наряду с тремя описанными, существует еще один, самый высокий уровень профессионального образования – это подготовка научных и научно-педагогических кадров, т.е. кандидатов наук. Такая подготовка осуществляется в аспирантуре или адъюнктуре (если речь идет о военном образовании) после получения степени магистра или специалиста (по окончании вуза) и предполагает углубленное изучение избранной специальности под руководством более опытного ученого и педагога, философии и истории науки, иностранного языка и проведение полномасштабного научного исследования, которое обладает научной новизной для соответствующей области знаний и исследовательской ценностью. Такое исследование описывается в рамках диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а его результаты публикуются в процессе обучения в аспирантуре в рецензируемых научных изданиях и заслушиваются в рамках проводимых научных конференций в формате докладов и тезисов.До 2014 г. в России существовала еще одна ступень образования в сфере подготовки научных кадров – докторов наук – докторантура, где обучавшийся должен в течение трех лет провести крупное исследование в избранной области науки и представить его результаты в виде диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Однако в настоящее время докторантура не является степенью образования и не предполагает обучения в привычном понимании слова. Докторантура – это вид научно-исследовательской работы, по результатам которой автору может быть присуждена ученая степень доктора наук. Авторами докторских диссертаций в настоящий момент могут являться только лица, ведущие научно-исследовательскую деятельность в признанной научно-исследовательской организации РАН или отраслевых академий, либо на базе вуза. Причем в последнем случае подобная деятельность часто совмещается с преподавательской работой [7].В данной главе нами была представлена общая характеристика системы образования в России, однако эта система в масштабах педагогической науки – гораздо более глубокое и многогранное явление.ЗаключениеСуществуют различные определения системы, которые могут классифицироваться по самым разнообразным характеристикам. Это очень широкое понятие, которое может использоваться по отношению практически ко всему и в любых науках. Содержание контекста о системе, области знания и цели изучения и анализа также сильно влияет на определение этого понятия. Проблема исчерпывающей характеристики заключается в использовании термина как объективного, так и субъективного. Вот лишь некоторые определения: 1. Система – это комплексное образование взаимодействующих фрагментов целостного «механизма». 2. Система – общее скопление элементов, пребывающих в некотором отношении друг по отношению к другу, а также связанным со средой. 3. Система – это набор взаимосвязанных компонентов и деталей, обособленных от среды, но взаимодействующих с ней и работающих как единое целое. Первые определения системы дескриптивного характера относятся к раннему периоду развития науки о системах. В такую терминологию включались лишь элементы и набор связей. Далее стали включать различные понятия, например функции. Несмотря на то огромное значение, которое имеет социальная система в жизнедеятельности общества, до сегодняшнего дня у социологов нет единого мнения о данном явлении. Например, по определению экономиста М.С. Касымовой, социальная система рассматривается в качестве целостной, непрерывно изменяющейся подсистемы социума, порожденной объективной потребностью социума в постоянном воспроизводстве субъектов социального процесса. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, осуществляются социальные и гражданские права личности. А по определению социолога С.А. Щавеля, социальная система является определенной стороной, областью, частью, объективно существующей, структурно оформленной и связанной с иными сферами и всем социумом. Так или иначе, социальная система – это сложная система, которая целостна в своем качестве и назначении. Социальная система – это одновременно и самоорганизующаяся и организуемая система, а также многосубъектная и многоуровневая система, что делает ее довольно сложным объектом, как для теоретического, так и экспериментального исследования.Педагогическая система – это взаимосвязь таких компонентов, как цель образования, стороны обучения (учитель и ученик), основа, методика и формы учебного процесса и средства. Ключевым моментом любой деятельности учителя является главная задача – воспитание личности, способной к разумным поступкам и стремлению к конечному результату. Педагогическая цель включает в себя нравственные, эстетические, философские и другие аспекты видения совершенного человека и помогает обозначить его предназначение в общественной жизни. Педагогическая система – это группа людей, которые ставят образовательно-воспитательные задачи перед собой, а затем решают их. Они могут быть выполнены с применением различных методов в воспитательной, образовательной и обучающей деятельности, которые направлены на достижение главных задач в своей творческой работе с детьми.Список литературыБарков С. А. Социология организаций. - М.: Юрайт, 2013. - 395 с.Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. — 1978. — № 8. — С. 39-52.Воскобойников А. Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология // «Знание. Понимание. Умение». — 2013. — № 6. – С. 77-99.Зборовский Г.Е. Общая социология - М.: Гардарики, 2017. - 592 с.Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой. - М.: МГСУ, 2013. – 116 с.Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 2016, - 476 с.Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. - М.: Академический проект, 2013. - 334 с.Садовский В. Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития. — М.: Наука, 1980. – 400 с.Фролов С. С. Социология организаций. - М.: Гардарики, 2014. - 384Шагиахметов М. Р. Основы системного мировоззрения. Системно - онтологическое обоснование. — М.: КМК, 2009. — 263 с.

Список литературы

1. Барков С. А. Социология организаций. - М.: Юрайт, 2013. - 395 с.
2. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. — 1978. — № 8. — С. 39-52.
3. Воскобойников А. Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология // «Знание. Понимание. Умение». — 2013. — № 6. – С. 77-99.
4. Зборовский Г.Е. Общая социология - М.: Гардарики, 2017. - 592 с.
5. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой. - М.: МГСУ, 2013. – 116 с.
6. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 2016, - 476 с.
7. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. - М.: Академический проект, 2013. - 334 с.
8. Садовский В. Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития. — М.: Наука, 1980. – 400 с.
9. Фролов С. С. Социология организаций. - М.: Гардарики, 2014. - 384
10. Шагиахметов М. Р. Основы системного мировоззрения. Системно - онтологическое обоснование. — М.: КМК, 2009. — 263 с.

Вопрос-ответ:

Что такое система?

Система - это совокупность элементов, взаимодействующих между собой, и обладающих определенной организацией и целью.

Как можно определить понятие "система"?

Понятие "система" можно определить как совокупность элементов, объединенных воедино и взаимодействующих между собой для достижения определенной цели.

Что подразумевается под понятием "система"?

Под понятием "система" понимается организованное и структурированное целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.

Как можно объяснить сущность понятия "система"?

Сущность понятия "система" заключается в том, что это совокупность элементов, которые образуют организованное целое, функционирующее как единое целое.

Что включает в себя понятие "система"?

Понятие "система" включает в себя организованные элементы, которые взаимодействуют между собой и имеют определенную структуру и цель.

Что такое система?

Система - это совокупность элементов, связей и взаимодействий, образующая целостное и упорядоченное состояние.

Как можно определить социальную систему?

Социальная система - это сложное образование, состоящее из социальных элементов, которые взаимодействуют друг с другом на основе установленных правил и норм, а также имеют определенную цель и функцию.

Что может быть понятием педагогической системы?

Под педагогической системой понимается комплексное образовательное образование, включающее взаимодействие учебных заведений, педагогов, учеников и учебных программ, нацеленных на передачу знаний и развитие личности.