Музыкальные занятия как основная организационная форма музыкального обучения дошкольников. Структура типового музыкального занятия и ее вариативность.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 10.09.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Значимость музыки для развития детей дошкольного возраста 5
2.Особенности музыкальных занятий в ДОУ 10
3.Структура типового музыкального занятия и ее вариативность 13
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Песенный репертуар, включенный в программу учебной дисциплины «Методика музыкального развития», отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения студентами на педагогической практике в ДОУ. Он включает в себя упражнения для развития певческого голоса и слуха, песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, пение с движениями, музицирование с пением, музыкальная грамота, творчество).Работу над песней следует выстраивать поэтапно.Первый этап представлен ознакомлением с новым музыкальным произведением. Здесь возможно использование различных методических приемов, подготавливающих детей к целенаправленному прослушиванию песни, а именно, речь идет о:- произнесении краткого вступительного слова о произведении (рассказываем детям о том, как называется произведение, что является автором музыки, песенного текста);- далее проясняем непонятные слова и обозначения;- читаем стихотворения и мини-рассказы, которые позволят детям лучше настроиться на восприятие музыкального образа;- разгадываем загадки, ребусы;- вовлекаем детей в диалог, чтобы обсудить песенный образ.Данные приемы дают возможность пробуждения в детях интереса к песней, у них появляется желание послушать ее внимательно, а затем – начать разучивать. Затем мы переходим ко второму этапу – разучиванию песни. На данном этапе важно добиться создания атмосферы сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение, что непосредственно воспитывает эстетическое чувство. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.После прослушивания песни следует побеседовать с детьми о том, каков характер песни, ее содержание, какие здесь есть яркие средства, которые использовал композитор, наметить исполнительские приемы. Посредством такого анализа возможно осуществить подготовку детей к разучиванию, понять, насколько детьми песня была внимательно прослушана, в какой мере они поняли смысл песни, от этого зависит то, насколько дети смогут раскрыть специфику художественного образа данного произведения. 3.Структура типового музыкального занятия и ее вариативностьЗанятия должны быть построены с учётом постоянного усложнения материала по принципу от простого к сложному. От знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства. Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором педагог включается в беседу – общение с каждым ребёнком. Любой учебный пример осваивается не через репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребёнок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.Каждое занятие должно быть тщательно продумано и подготовлено, а также сохраняет для детей элемент непредсказуемости, новизны. Импровизация присутствует на каждом занятии и необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины и этот поиск осуществляется совместно. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание музыки, игры на детских инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально-дидактические игры). В дошкольном возрасте у ребенка уже проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям. Усвоение материала на музыкальных занятиях может идти ускоренными или замедленными темпами в зависимости от того, каков уровень подготовленности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, и их продолжительность составляет:10 минут в 1 младшей группе15 минут во 2 младшей группе20 минут в средней группе25 минут в старшей группе30 минут в подготовительной к школе группе.На занятиях осуществляется использование как коллективных, так и индивидуальных методов обучения, применение индивидуально-дифференцированного подхода, учитывая возможности, особенности каждого ребенка. Структура музыкального занятия представлена чередованием разных видов детской деятельности, это определяется такими аспектами, как программа и общевоспитательные задачи каждой возрастной группы.Эта структура представлена:1. Вводной частью. Музыкально-ритмическими упражнениями.Цель – настроить ребенка на занятие и развитие навыков основных и танцевальных движений, которые используются в плясках, танцах и хороводах.2. Основной частью.a) Слушание музыки. Цель — научить ребенка на занятии вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, участвующих в создании художественно-музыкального образа, особенно важна эмоциональная реакция на этот образ. b) Подпеванием и пением. Цель – развитие вокальных задатков ребенка и обучение чистому интонированию мелодии, пению без напряжения в голосе, а также дети должны понять, что начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.c) Музыкально-дидактическими играми. Цель — знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.3. Заключительной частью. Игра или пляска. Цель — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, сформировать интерес и желание приходить на музыкальные занятия. Структура музыкальных занятий, обладающая на практике некоторой стабильностью, должна варьироваться в зависимости от того, какие учебные, воспитательно-образовательные задачи были поставлены, в какой степени дети усваивают музыкальный материал, каково их психофизиологическое состояние. И все же, при любом варианте структуры музыкального занятия следует соблюдать гигиену нервной системы, осуществлять учет возрастных особенностей, фактора быстрой утомляемости. Музыкальному руководителю и воспитателю следует помнить: любое музыкальное занятие должно быть направлено на обучение и развитие, формирование базовой структуры. Как уже отмечалось ранее, нужно на занятиях уделять внимание проблеме восприятия музыки.На начальном этапе мы определяли внимание детей к различным интонациям музыки. Определяли, умеют ли дети различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию. Умеют ли дети передавать эмоциональную окраску музыки путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; весёлую, задорную – лёгким звуком, в оживлённом темпе. Для этого детям было предложено послушать пьесу Петра Ильича Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».Дети должны были внимательно прислушаться к музыке и понять, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке. А также должны были определить, что эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая. После чего проводился сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.В дальнейшем, на протяжении констатирующего этапа детям было предложено прослушать «Вальс» П.И. Чайковского из «Детского альбома», а также вальс И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». В ходе эксперимента определялось, могут ли дети определить вальс по характеру: быстрый и медленный, торжественный и шутливый, праздничный и волшебный. Также выявляла способность детей подбирать различные слова к вальсу, умение детей, слушая музыку, что-либо представлять.Также дети прослушивали «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана. После прослушивания дети должны были назвать особенности такого музыкального жанра, как марш. А также должны были определить отличия этих двух маршей. Дети отвечали, что в «Солдатском марше» музыка чёткая, громкая, бодрая, под неё можно маршировать, а в марше П.И. Чайковского музыка звучит тихо.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать вывод о подтверждении актуальности музыкального образования и классической музыки для воспитания и развития дошкольников. Мы пришли к выводу о том, что средства музыкального воспитания и образования посредством классической музыки являются универсальными, подходят для всех возрастов. В детском возрасте формируются основы нравственных представлений, которые представляют собой важнейшее условие формирования нравственной и духовной культуры личности. С раннего возраста нужно развивать в детях нравственную культуру, прививать этические и духовные ценности, сформировать основы духовности и нравственности. Все это и составляет содержание нравственного воспитания личности.Классическая музыка дает большие возможности для достижения этих целей, поскольку ненавязчиво и уважительно подталкивает детей к размышлениям, формирует у них определенную картину мира. Музыка на музыкальных занятиях в ДОУ позволяет реализовать следующие задачи воспитания и становления личности дошкольников:•развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, эстетический потенциал личности ребёнка;•воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;•создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка;•развивать любознательность и познавательный интерес;•воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и музыкальной культуре своего народа и других стран;•создавать условия для формирования коллектива и нравственного, творческого развития личности в нём.Восприятие музыки как сложный многоуровневый процесс представляет для дошкольников достаточную трудность наряду с восприятием произведений других видов искусства. Это связано как со сложностью музыкального художественного образа, так и с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. Поэтому в дошкольном детстве, в самом начале музыкального развития ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Психологической и возрастной особенностью детей дошкольного возраста является то, что они чрезвычайно отзывчивы ко всему эмоциональному, яркому, образному. Они способны проявлять интерес к доступным произведениям искусства, восхищаться красотой в природе, быту, в явлениях окружающей действительности и общественной жизни.Список литературыБогатова Т.В. Воспитательное значение пения в жизни ребенка.// http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/12/vospitatelnoe-znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonkaВетлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. – М., 1989.Метлов Н.А. Обучаем детей игре на музыкальных инструментах./Электронный ресурс: Музыка - детям// http://www.musichild.ruМиронов Б. Б. Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1142-1145. — URL https://moluch.ru/archive/89/18259/Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Назайкинский Е.В. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.Пыркова И. Ю. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 95-98. — URL https://moluch.ru/archive/127/35352Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь//Музыкальная палитра, No5, 2004.

Список литературы

1. Богатова Т.В. Воспитательное значение пения в жизни ребенка.// http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/12/vospitatelnoe-znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonka
2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. – М., 1989.
3. Метлов Н.А. Обучаем детей игре на музыкальных инструментах./Электронный ресурс: Музыка - детям// http://www.musichild.ru
4. Миронов Б. Б. Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1142-1145. — URL https://moluch.ru/archive/89/18259/
5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Назайкинский Е.В. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
6. Пыркова И. Ю. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 95-98. — URL https://moluch.ru/archive/127/35352
7. Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь//Музыкальная палитра, No5, 2004.

Вопрос-ответ:

Зачем нужны музыкальные занятия для детей дошкольного возраста?

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию слухового восприятия, музыкального слуха, ритмического чувства и мелодического памяти. Кроме того, музыка помогает детям развивать выразительность, креативность и социальные навыки. Она также способствует развитию речи и познавательных способностей детей.

Какие особенности есть у музыкальных занятий в ДОУ?

Музыкальные занятия в дошкольных образовательных учреждениях имеют свои особенности. Они проводятся специально подготовленными педагогами, которые учитывают возрастные особенности детей и используют специальные методики. Занятия проводятся в игровой форме, с использованием музыкальных инструментов, танцев и песен. Они направлены на развитие музыкальных способностей, эстетического восприятия и творческого мышления детей.

Какова структура типового музыкального занятия и какая вариативность может быть в ней?

Структура типового музыкального занятия включает в себя несколько этапов. Обычно занятие начинается с подготовительной части, включающей разминку и голосовые упражнения. Затем следует основная часть, в рамках которой проводятся различные музыкальные игры, упражнения на развитие слуха и ритма, а также знакомство с музыкальными инструментами. Последний этап - завершающая часть, включающая отзывы и эмоциональный отклик детей. Вариативность структуры может проявляться в различных формах игр, музыкальных упражнений, использовании разных музыкальных инструментов и т.д.

Какую роль играет музыка в развитии детей дошкольного возраста?

Музыка играет значимую роль в развитии детей дошкольного возраста. Она способствует развитию слухового восприятия, речи, памяти, внимания, музыкальных способностей и творческого мышления. Музыка также помогает развивать эмоциональную сферу и социальные навыки у детей.

Какие особенности имеют музыкальные занятия в дошкольных учреждениях?

Музыкальные занятия в дошкольных учреждениях имеют ряд особенностей. Они проводятся с учетом возрастных особенностей детей, используются разнообразные музыкальные инструменты и материалы, игры, песни и движения. Занятия организуются таким образом, чтобы дети активно участвовали в музыкальных процессах и развивали свои музыкальные способности.

Какова структура типового музыкального занятия для дошкольников?

Структура типового музыкального занятия для дошкольников обычно включает несколько этапов. В начале проводится разминка и подготовка к занятию, затем следует вводная часть с объяснением темы занятия и целей. Далее идет основная часть, где дети активно участвуют в пении, играх, танцах и музыкальных упражнениях. В конце занятия проводится заключительная часть, где подводятся итоги и дети получают похвалу и вознаграждение.

Какая вариативность может быть в структуре музыкального занятия для дошкольников?

В структуре музыкального занятия для дошкольников может быть различная вариативность. Это может включать выбор разного рода музыкальных инструментов, игр и песен, использование разной методики обучения и разнообразные формы активности детей. Также вариативность может быть связана с выбором тематики занятия и целей, которые учителя ставят перед детьми.

Зачем детям дошкольного возраста нужны музыкальные занятия?

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию слухового восприятия, музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти, творческого мышления и выразительности. Музыка помогает детям развить эмоциональную сферу, общение и воображение. Кроме того, музыкальные занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности.