Общие рекомендации по использования игр в обучении.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 16 16 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 10.09.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Роль игры в развитии дошкольника. Дидактические игры 4
2.Педагогическое сопровождение игры (на примере сюжетно-ролевых игр) 10
3.Пальчиковые и подвижные игры в ДОУ 13
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микрогруппах)Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения одной из ролевых позиций.Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детейНаблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу.На данный алгоритм взаимодействия воспитателя с детьми можно опираться при организации любой сюжетно-ролевой игры.3.Пальчиковые и подвижные игры в ДОУПальчиковые игры способствуют развитию слуховой, зрительной, тактильно-двигательной памяти. Итак, по мере развития пальцев рук, происходит также развитие речи, мышления, что в будущем позволит решить все проблемы с обучаемостью ребенка (речь идет о школьных годах). Занятия с пальчиковыми играми требуют обязательного учета индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, настроения, возможностей, желания. Занятия с пальчиковыми играми по развитию мелкой моторики должны быть источником исключительно положительных эмоций. В психолого-педагогической литературе отмечается, что приемов развития мелкой моторики у детей раннего возраста достаточно много, эти приемы были предложены психологами, педагогами, физиологами, логопедами. Однако все же В.В. Цвынтарным, О.А. Новицкой, Ю.А. Соколовой, А.А. Хвостовцевым, С.Е. Большаковой были даны более полные рекомендации по тому, как следует формировать двигательные навыки, дифференцированные движения пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста [8, 9].        Учёные, которые занимаются изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечается наличие большого стимулирующего значения функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев пребывает в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в норме. Если же развитие пальцев отстает, то происходит задержка и речевого развития. Пальчиковые игры и упражнения являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Если мы разучиваем тексты с использованием «пальчиковой» гимнастики, то тем самым стимулируем речевое развитие, пространственное, наглядно-действенное  мышление, произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность к сосредоточенности. Кроме того, пальчиковые игры направлены на развитие и расширение кругозора, словарного запаса детей, они являются источником начальных математических представлений, экологических знаний, обогащают знания детей о собственном теле, являются средством создания положительного эмоционального состояния, направлены на воспитание уверенности в себе, позитивного мироощущения в целом. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.На первом этапе пальчиковые игры и упражнения выполняются в медленном темпе. Если ребёнок испытывает трудности с самостоятельным принятием возы или выполнением требуемого движения, надо взять его руку в свою и осуществлять свои действия вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребёнка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.Пальчиковые игры всегда начинаются с разминки – можно сгибать и разгибать пальцы. Для выполнения разминки подходят также игрушки с пищалками.Тексты пальчиковых игр должны произноситься взрослым весьма выразительно: нужно то повышать, то понижать голос, делать паузы, подчеркивать те или иные слова, движения выполняются синхронно с текстом или в паузах. Малышам раннего возраста достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с помощью. Для некоторых игр могут надеваться на пальчики бумажные колпачки или рисоваться на подушечках пальцев глазки и ротик.Пальчиковые игры являются побуждением к творчеству, постепенно ребенок научится и будет прибавлять свои движения, что должно обязательно поощряться воспитателем. Подвижной игре принадлежит особое место в развитии и воспитании ребенка 5-7 лет. Игра является упражнением, которое непосредственно готовит ребенка к жизни, к следующему возрастному этапу.Подвижная игра является сознательной, активной деятельностью ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами [12, c. 101].М.Н. Жуков отмечает, что подвижная игра является относительно самостоятельной деятельностью детей, которая в полной мере удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечениях, познании, в развитии как физических, так и духовных сил [12, c. 102].Следует также привести мнение В.Л. Страковской, которая определяет подвижную игру как средство «пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств» [10].Таким образом, в работе с детьми 5-7 лет подвижные игры можно рассматривать как значимый метод физического и духовного воспитания. Нельзя не сказать и об оздоровительном воздействии подвижной игры на весь организм ребенка, игра совершенствует движения, развивает такие качества, как быстрота, выносливость, координация движений. В процессе подвижной игры происходит активизация дыхания, кровообращения и обменных процессов. Это способствует благотворному развитию психики ребенка, формированию устойчивости нервной системы. Большую роль подвижная игра играет в процессе умственного воспитания детей 5-7 лет, поскольку в игровой деятельности дети учатся осознанным действиям в соответствии с заданными правилами, овладевают пространственной терминологией, учатся чувствовать изменения в игровой ситуации, корректировать свои действия в соответствии с данными изменениями, познают окружающий мир, развивают коммуникативные навыки. Подвижная игровая деятельность активизирует память, представления, развивает мышление и воображение, стимулирует творческое развитие детей. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей 5-7 лет [1, c. 331].Далее следует акцентировать внимание на большом значении подвижных игр в нравственном воспитании детей 5-7 лет. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их способствует формированию воли, развитию самообладания, выдержки, умения контролировать свое поведение и осознавать свои поступки. Подвижная игра также направлена на формирование качеств честности, дисциплинированности, справедливости. В подвижной игре, как уже отмечалось ранее, дети становятся искренними и учатся взаимопомощи и общению с товарищами. Подвижные игры направлены на решение еще одной важной педагогической задачи, а именно, речь идет о совершенствовании эстетического восприятия мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью [3, c. 10]. В процессе подвижной игры ребенок также учится трудиться.Таким образом, в процессе подвижной игры ребенок закрепляет уже имеющиеся навыки, совершенствует их, формирует новые психические процессы, качества личности.Для работы с детьми 5-7 лет следует по большей части использовать элементарные подвижные игры, которые не слишком сложны, чтобы дать почувствовать ребенку, что у него получается что-то делать, что он может достигать успеха. Это помогает развивать в детях уверенность в своих силах, служит в качестве дополнительной мотивации.Продолжительность различных игр –различна [3, c. 11].Кроме того, каждая игра должна быть занимательной, увлекать детей, только в этом случае дети будут охотно заниматься игровой подвижной деятельностью.На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что подвижные игры в воспитании детей 5-7 лет направлены на решение задач оздоровительного, воспитательного и образовательного характера.Что касается оздоровительных целей, то при правильной организации подвижной игровой деятельности она оказывает благотворное влияние на рост ребенка, обменные процессы, физическое развитие, повышается вся функциональная деятельность организма.Относительно воспитательных целей следует сказать, что подвижные игры направлены на воспитание физических качеств – быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость. Подвижная игра развивает творческое мышление, коммуникативные способности детей 5-7 лет, учит их корректно взаимодействовать с коллективом. Важно сказать о благотворном воздействии подвижной игры на формирование личности в целом.ЗаключениеПедагогическое сопровождение игровой деятельности детей дошкольного возраста включает в себя: - осуществление регулярного наблюдения за развитием игровой деятельности дошкольников и учет его результатов во взаимодействии с детьми в игре; - наличие игровой позиции, гибко сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей; - поэтапное изменение тактики педагогического сопровождение ребенка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности; - отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современный дошкольников; - ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие; - создание современной предметно игровой среды.Особое место занимают пальчиковые и подвижные игры. Педагогические условия использования пальчиковой игры как средства развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте представлены такими принципами: системности, личностно-ориентированный подход, принцип разнообразия, принцип комплексности и регулярности.Важную роль играют подвижные игры. Здесь необходимо акцентировать внимание на необходимости решения оздоровительных, воспитательных и образовательных задач подвижной игры комплексно, только в этом случае подвижная игра будет выступать в качестве эффективного средства разностороннего физического воспитания детей. Таким образом, подвижная игра является незаменимым средством обогащения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств, которые пригодятся в процессе дальнейшего развития личности.Список литературыБауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов. - СПб.: ВВМ, 2004. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannika Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.Полянская С. Классификация подвижных игр.// http://pedsovet.su/publ/199-1-0-4071Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр - Спб: Кристалл, 1997Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М., 1994. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004.

Список литературы

1. Бауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов. - СПб.: ВВМ, 2004.
2. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с.
3. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4.
4. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.
5. Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannika
6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007.
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.
8. Полянская С. Классификация подвижных игр.// http://pedsovet.su/publ/199-1-0-4071
9. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр - Спб: Кристалл, 1997
10. Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М., 1994.
11. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
12. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004.

Вопрос-ответ:

Какую роль игра играет в развитии дошкольника?

Игра играет важную роль в развитии дошкольника. Она способствует развитию мышления, воображения, эмоциональной сферы, повышению самооценки и социализации. Благодаря игре дети учатся общаться, сотрудничать, решать проблемы и развивать творческое мышление.

Как педагогическое сопровождение помогает в игре?

Педагогическое сопровождение игры является важным элементом обучения. Педагог помогает детям определить цели и правила игры, создает условия для развития воображения и креативности, поддерживает интерес детей к игре и обеспечивает безопасность. Также педагог может задавать вопросы, стимулировать мышление и помогать решать проблемы, которые возникают во время игры.

Какие виды игр можно использовать в дошкольном обучении?

В дошкольном обучении можно использовать различные виды игр: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые и подвижные игры. Дидактические игры помогают развивать логическое мышление и навыки счета, а сюжетно-ролевые игры способствуют развитию социальных навыков и воображения. Пальчиковые и подвижные игры развивают мелкую моторику и координацию движений.

Как организовать совместную сюжетно-ролевую игру воспитателя и детей?

Для организации совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей необходимо выбрать интересную и понятную сюжетную линию, определить роли и задачи каждого участника игры. Воспитатель может использовать различные материалы, игрушки, костюмы и декорации, чтобы создать атмосферу игры. Во время игры воспитатель может стимулировать детей к активному участию, задавать вопросы, хвалить и поддерживать их внимание.

Какие методы педагогической поддержки можно использовать в сюжетно-ролевых играх?

В сюжетно-ролевых играх можно использовать различные методы педагогической поддержки, такие как выполнение одной из ролевых позиций, моделирование примерных действий, подача подсказок, разъяснение правил игры и ролей, а также обсуждение результатов их действий. Важно учитывать особенности каждого ребенка и подходить к нему индивидуально, помогать ему развивать навыки и преодолевать трудности в игре.

Какую роль игра играет в развитии дошкольника?

Игра является важным средством развития дошкольников. Она способствует формированию различных навыков и качеств у ребенка, таких как социализация, воображение, память, мелкая моторика, а также развитие речи и мышления.

Какие виды игр используются на занятиях с дошкольниками?

На занятиях с дошкольниками применяются различные виды игр: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые и подвижные игры. Каждый вид игры имеет свои особенности и цели в обучении и развитии детей.

Как организовать совместную сюжетно-ролевую игру воспитателя и детей в микрогруппах?

Для организации совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей в микрогруппах нужно выбрать интересную сюжетную линию, подобрать роли, предоставить детям соответствующие реквизиты и создать комфортную обстановку. Воспитатель может выполнять роль режиссера или быть одним из участников игры.

Каким образом можно организовать самостоятельную сюжетно-ролевую игру детей?

Для организации самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей можно предложить им задачу или ситуацию, в рамках которой они будут играть определенные роли. Важно дать детям возможность свободно выражать свои идеи, воображение и взаимодействовать друг с другом. Педагогическая поддержка в этом случае заключается в наблюдении за процессом игры и предоставлении детям необходимых ресурсов и помощи по запросу.