Всестороннее развитие личности дошкольника в условиях детского сада.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 10.09.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Проблема развития дошкольников в условиях ДОУ и в аспекте построения РППС 5
2.Компоненты предметно-пространственной развивающей среды как условие всестороннего развития личности дошкольника в условиях ДОУ 8
3.Условия формирования развивающей среды в ДОУ 10
Заключение 16
Список литературы 17
), проводятся игры со сверстниками под руководством взрослого, они учатся обращаться с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), также дети учатся воспринимать смысл музыки, стихов, сказок, они рассматривают картинки, двигательная активность также очень важна, - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – выстраивание образовательного процесса на базе игровой деятельности, в частности, речь идет о сюжетно-ролевой игре, игре с правилами и других видах игр, особое значение имеет познавательно-исследовательская (дети исследуют предметы окружающего мира и экспериментируют с ними), а также воспринимают художественную литературу и фольклор, конструируют, занимаются музыкой. Развивающая предметно-пространственная среда должна работать на обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала Программы.Для организации физического развития используются спортивные тренажеры и мягкие игровые модули. Методический кабинет оснащен электронными образовательными ресурсами. Педагоги должны иметь доступ ко всем информационным образовательным ресурсам, что повышает эффективность образовательного процесса. Что касается форм и методов реализации программы познавательного развития с учетом предметно-развивающей среды, то здесь следует стремиться максимально активизировать мышление детей посредством самостоятельного выбора игры, оборудования, пересчетов предметов и т.п., специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построения конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотра и обсуждения познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни, природе, окружающем мире. Так достигается реализация задачи, поставленной во ФГОС дошкольного образования – формирование личности ребенка, умеющей самостоятельно мыслить, обладающей высокой познавательной мотивацией и активностью [4].Особое внимание уделяется познавательному речевому развитию, используются все методы и формы работы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования, а именно, речь идет о самостоятельном чтении детьми коротких стихотворений, самостоятельных играх по мотивам художественных произведений, самостоятельной работе в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевых играх, рассматривании книг и картинок; самостоятельном раскрашивании «умных раскрасок», развивающих настольно-печатных играх, играх на прогулке, автодидактических играх (развивающие паззлы, рамки-вкладыши, парные картинки) [9].Практический опыт показывает, что наиболее эффективны следующие методы работы (при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста): чтение стихов и потешек, беседы, игры, трудовая деятельность с учетом возрастных особенностей детей, рассматривание иллюстраций, проведение сенсорного обследования.При работе с детьми младшего дошкольного возраста и среднего дошкольного возраста совместно проводятся наблюдения, выявляются сенсорные признаки объектов природы, проводятся экспериментальные игры с природными материалами, делаются наблюдения за трудом взрослых, используется иллюстративно-наглядный материал, проводятся дидактические игры с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом.Достаточно эффективными являются образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра.Формирование правильного отношения к природе достигается за счет продуктивной деятельности и чтения детской природоведческой литературы.При работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста мы организуем игровые и развивающие ситуации, игры, направленные на освоение умений соотносить предмет с изображением, контуром или силуэтом; умение выбрать необходимые элементы при составлении и целого из частей; на объемное моделирование-сооружение небольших построек из элементов, на воссоздание узоров, изображений по образцам или по замыслу, на освоение умений группировать по форме, пользуясь логическими блоками Дьенеша, другими материалами. При работе с детьми старшего дошкольного возраста достаточно эффективны следующие методы и формы работы, направленные на познавательное развитие и воспитание экологической культуры: целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе; труд на участке детского сада совместно с воспитателем; экологические игры, обогащающие представления о мире и т.п. Во ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется требованиям патриотического и поликультурного развития личности дошкольника. В ДОУ используются различные дидактические игры, которые направлены на этнокультурное развитие детей, создаются специальные уголки, которые позволяют детям узнавать новое о других культурах. Что касается поликультурного воспитания и патриотического воспитания, то во всех дошкольных группах оформлены уголки по патриотическому и поликультурному воспитанию, которые имеют необходимый дидактический материал (фотографии народов разных национальностей, природа родного края, карта России и Камчатского края, иллюстрации национальных костюмов).Кроме того, следует сказать о необходимости проектов в рамках предметно-развивающей среды, цель которого заключается в приобщении детей к народным традициям и обычаям, русскому фольклору. Например, это могут быть такие проекты: «Как на масленой неделе», «Мир, в котором мы живем», «Неделя России». Особое внимание следует уделить проведению фольклорных национальных праздников. Таким образом, уже на раннем этапе ребенок получает возможность познавать традиционные русские обычаи и знакомиться с национальными культурами. То есть, мы добиваемся формирования экологической культуры, воспитания патриотизма и уважения к русской культуре и культурам других стран и национальностей. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Дошкольный возраст – первая и важная ступень. Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады и проводят в них значительную часть своего времени. В связи с этим современное дошкольное образовательное учреждение должно быть местом, в котором под руководством взрослого происходит накопление ребенком ценного социального опыта, что способствует раскрытию личностного потенциала дошкольника и впоследствии успешному его вступлению во взрослую жизнь. Предметно-развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая воздействует на его духовное и физическое состояние. РППС играет особую роль в формировании личности ребенка. Изучение растений и животных, формирование навыков бережного отношения к растениям и живой природе, музыкальное и эстетическое развитие, раскрытие творческого потенциала, физическое и познавательное развитие – это важнейшая задача дошкольного воспитания. Чтобы ее реализовать, необходимо использовать широкий арсенал игровых и наглядных средств и пособий, которые представлены в РППС ДОУ. Воспитатель должен правильно использовать возможности развивающей предметно-развивающей среды. В частности, наиболее эффективным методом является совместная деятельность, когда дети повторяют за воспитателем его действия. Большая роль принадлежит дидактическим играм, которые помогают детям в игровой форме осваивать нужные знания, получать ценные навыки. Список литературыГубайдуллина Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении. /Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 4.Давлетшина Т.И. Предметно-развивающая среда в средней группе. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565867/Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.htmlКарабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.Корчагина А.П. Роль педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. / А. П. Корчагина, Т. Н. Жданова // Воспитание дошкольников. 2015. № 2. Малютина Е.В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. /Е.В. Малютина// Начальное образование. 2012. № 5.Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего и среднего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5.Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007.Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ//Современный детский сад. 2010. № 3. Садриева И.И. Методические рекомендации по организации предметно - игровой среды в средней группе, согласно ФГОС ДО. Режим доступа: https://open-lesson.net/2761/Тинчурина М.К. Современные технологии в образовательно-развивающей среде дошкольного учреждения. /М.К. Тинчурина // Аспирант и соискатель. 2013. № 3.
1. Губайдуллина Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении. /Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 4.
2. Давлетшина Т.И. Предметно-развивающая среда в средней группе. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565867/
3. Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.html
4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
5. Корчагина А.П. Роль педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. / А. П. Корчагина, Т. Н. Жданова // Воспитание дошкольников. 2015. № 2.
6. Малютина Е.В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. /Е.В. Малютина// Начальное образование. 2012. № 5.
7. Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего и среднего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5.
8. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007.
9. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ//Современный детский сад. 2010. № 3.
10. Садриева И.И. Методические рекомендации по организации предметно - игровой среды в средней группе, согласно ФГОС ДО. Режим доступа: https://open-lesson.net/2761/
11. Тинчурина М.К. Современные технологии в образовательно-развивающей среде дошкольного учреждения. /М.К. Тинчурина // Аспирант и соискатель. 2013. № 3.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы могут возникать в развитии дошкольников в условиях детского сада?
Возможны проблемы в области социального, эмоционального и когнитивного развития, а также в развитии речи и мелкой моторики.
Какие компоненты предметно-пространственной развивающей среды помогают обеспечить всестороннее развитие дошкольника в детском саду?
Компоненты, такие как игровая зона, учебная зона, спальня, творческая зона и физкультурно-оздоровительная зона, создают благоприятные условия для развития различных аспектов личности дошкольника.
Какие условия необходимы для формирования развивающей среды в детском саду?
Необходимы уважительное отношение к детям, возможность выбора и самостоятельности, наличие разнообразных материалов и игр, а также грамотное руководство взрослого.
Какие игры и упражнения помогают развивать детей в детском саду?
Дети играют в игры со сверстниками под руководством взрослого, учатся обращаться с бытовыми предметами и орудиями (ложка, совок), развивают моторику и координацию движений.
Какая роль взрослых в развитии детей в детском саду?
Взрослые играют важную роль в организации развивающей среды, они направляют и поддерживают детей, помогают им развиваться и осваивать новые навыки.
Какова проблема развития дошкольников в условиях ДОУ?
Проблема заключается в том, что не всегда в условиях дошкольного учреждения обеспечивается полноценное всеобучение и развитие детей. Нередко появляются преграды, такие как недостаток средств, недостаточная квалификация педагогических работников или неприспособленность предметно-пространственной среды для развития различных аспектов личности дошкольника.
Какие компоненты предметно-пространственной среды способствуют всестороннему развитию дошкольника в ДОУ?
В предметно-пространственной среде детского сада должны быть учтены следующие компоненты: развивающие игрушки и материалы, специальные зоны для разных видов деятельности (игровая, трудовая, спортивная), наличие книг и грамот, разнообразные предметные задания и упражнения, пространство для свободного движения и самовыражения.
Какие условия необходимы для формирования развивающей среды в ДОУ?
Для формирования развивающей среды в детском саду необходимо иметь квалифицированное педагогическое обеспечение, подготовленное рабочее место педагога, доступные и безопасные материалы и оборудование, дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его индивидуальных особенностей и потребностей.
Что такое РППС?
РППС — это сокращение от Разностороннее Психическое, Пространственное и Социальное развитие, что представляет собой комплексный подход к развитию и обучению дошкольников. Он включает в себя различные области развития, такие как физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное и другие, а также учитывает пространственные и предметные особенности развивающей среды.
Что включает в себя всеобучение дошкольников в условиях ДОУ?
Всеобучение дошкольников включает в себя не только подготовку к школе, но и развитие их личности в целом. Это включает развитие физических навыков и способностей, социальных навыков и поведения, логического мышления, творческого и эмоционального развития. Также обучение направлено на формирование навыков самонаблюдения, самооценки и саморегуляции.
Какова проблема развития дошкольников в условиях детского сада?
Проблема развития дошкольников в условиях детского сада заключается в необходимости создания условий для их всестороннего развития, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и обеспечения развивающей среды.