Системный подход в образовании. Понятие образовательной системы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 12 12 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.09.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Глава 1. Понятие системы и системный подход в образовании 3
Глава 2. Общая характеристика образовательной системы 6
2.1.Образовательная система и ее особенности 6
2.2.Социальный заказ в системе образования 8
Заключение 11
Список источников и литературы 12

Фрагмент для ознакомления

Например, эпоха Средневековья – это время высших христианских ценностей, отражающихсяв образовании, государственности и общности европейского общества. Средневековое образование – это религиозное и духовное образование. В этом смысле, образовательная система в то время, была ориентирована на духовно-нравственное воспитание личности. Для эпохи Просвещения характерна позиция - разум на господство и регламентирование социальной жизни, и как результат этого, особое внимание в системе образования уделяется развитию интеллектуальных способностей человека. В Новое время образовательная система была направлена на воспитание «человека знаний». Современные ученые называют общество нашего времени – постиндустриальным, а его культуру – постмодернистской.Трудно однозначно определить доминирующие ценности современной культуры, но можно четко проследить ориентации на гуманистические и моральные, духовные и религиозные, либеральные и эстетические ценности. Этот плюрализм особенно отражен в современном образовании. В идеале едагогической системой нашего времени управляют компетентные и творческие люди, способные к непрерывной самоактуализации и самореализации. Следовательно, политические, культурные и социально-экономические изменения в социальной системе вызывают изменения в образовательной и педагогической системе.Система образования состоит из состояния, тенденции и перспективы развития общества, воспроизводя и укрепляя социальные модели мышления и поведения, которые развивались или совершенствовались. Общество устанавливает особый порядок для образовательной системы, который, в свое время, становится целью образовательного процесса и его формирующим фактором в системе. Система образования, в свою очередь, формулирует свое понимание этого порядка и самоопределяется по отношению к нему, предполагая выполнение определенной его части, что не влияет на ее независимость и автономность. Основная цель образовательной системы - целенаправленно подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни в современной мире.Социальный заказ определяется образовательной системой путем выявления требований всех социальных заказчиков, в качестве которых выступают государство, общество, учебные заведения, учителя, родители и сами учащиеся[1;101]. Требования системы образования государства как одного из клиентовпрописаныв таких нормативно – правовых актах как: Конституции РФ, федеральный закон «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», документы «Федеральная программа развитияобразования» и «Национальная доктрина образования в РФ». С учетом содержания этих документов, можно отметить, что «стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества. Этот подход согласуется с идеями теоретического обоснования образовательных реформ в США в 1960-х годах. Там процесс реформ основывался на концепции «человеческого капитала», разработанной американскими экономистами, которые рассматривали образование не только как гарантию экономической стабильности, но и социальной стабильности[1;103].В контексте российских реформ, образовательная система рассматривается как один из важных факторов формирования российского общества, ориентированного на гражданские и демократические ценности. Фактически, в качестве одной из главных целей в вышеупомянутых документах выделяется «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью». В требованиях социума сегодня наблюдается переход от подхода, отнованного на знаниях, к личному образованию и компетентноси. знаниево-ориентированного подхода в образовании личности к компетентностному. В современных условиях недостаточно иметь просто знания, нужно творчески их использовать. Традиционных знаний цели и результата функционирования образовательной системы уже недостаточно. Большую значение в наше время уделяют таким социально значимыхкомпетенциям как коммуникация, критическое мышление, ответственность, гражданственность, самостоятельность приобретает все большее значение.Поэтому, условием появлением образовательных систем является цель образования, ориентированная на социальный заказ. На основе особенностей общественного устройства формируется содержание образования, разрабатываются формы и методы организации образовательного процесса, отвечающие духу времени. Быстро меняющееся лицо современного общества способствует развитию динамики и открытости систем образования, а также поиску новых образовательных стратегий в контексте новой общности. Из этого следует что, цель является фактором, формирующим систему в создании и развития образовательной системыОбразовательная система – это искусственная, динамичная, открытая и активная система. Это конкретная и централизованная система. Как централизованная система, образовательный процесс характеризуется наличием доминирующего компонента. В системе образования как тип общества такой компонент является коммуникативным. Изменения в образовательной коммуникации приводят к изменениям в самой образовательной системе.ЗаключениеВ результате теоретического рассмотрения темы работы, следует сделать следующие выводы:Весь окружающий мир можно рассматривать как феномен системы. Исходя из того, что образование как социокультурное явление является частью социальной системы, то в его отношении вполне обоснованно можно использовать системный подход. Положительная роль системного подхода может быть сведена к следующим основным моментам.Концепция системного подхода раскрывает более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая была зафиксирована в предыдущих знаниях.Системный подход содержит новую схему объяснения по сравнению с предыдущей, которая основана на поиске конкретных механизмов целостности объектов и выявлении достаточно полной типологии их отношений. Реализация этой функции часто сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного изучения недостаточно зафиксировать наличие неоднородных отношений в объекте, необходимо представить это разнообразие в операционной форме, то есть представить несколько отношений как логически однородные, позволяет прямое сравнение и сопоставление.Из важного системного подхода тезиса о разнообразии типов связи объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько вскрытий. В то же время критерием разумного выбора наиболее подходящего подразделения исследуемого объекта может быть степень, в которой в результате можно построить блок оперативного анализа.Широта принципов и базовых понятий системного подхода приводит его в тесную связь с другими общенаучными методологическими областями современной науки. Системный подход, в соответствии с его когнитивным отношением, во многом связан со структурализмом и структурно-функциональным анализом, при котором он относится не только к понятиям структуры и функции, но также и к изучению различных связей объекта; В то же время принципы системного подхода имеют более широкое и более гибкое содержание, они не подвергались жестким концепциям и абсолютам, как это было в случае с некоторыми линиями в развитии этих направлений. Со стороны системного подхода, образовательная система – это открытая система с множеством внутренних и нелинейных связей.Открытая образовательная система – это постоянно развивающийся образовательный процесс, основанный на постоянном обмене информацией из образовательной системы с другими подсистемами[3;26].В современном обществе модернизация выступает главнымобновления образовательной системы и ее адаптации к современным требованиям. Таким образом, цель модернизации видится, прежде всего, в приведении его в состояние, соответствующее социально-политическим потребностям страны. Если под модернизацией мы понимаем процесс поиска новых форм организации системы образования, соответствующих сложившимся социальным условиям, необходимо определить основные параметры развития. В качестве таких базовых параметров концепция модернизации образования определяет качество, доступность и эффективность образования.Список источников и литературыMarianBybluk. Направления развития российской системы образования в XXI веке, RocznikNaukowyKujawsko-PomorskiejSzkołyWyższejwBydgoszczy. TransdyscyplinarneStudiaoKulturzeEdukacji, 2015, - 223 с.Морозов В.В. - Красноярск: СФУ, 2015. - 140 с.Образовательные системы современной России. Справочник. - М.: РГГУ, 2014. - 496 c.Татур Ю.Г. Образовательная система в России: Высшая школа. Монография / Ю.Г. Татур. - М., 1999. - 571 с.Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. - 272 с.

Список источников и литературы

1. Marian Bybluk. Направления развития российской системы образования в XXI веке, Rocznik Naukowy Kujawsko-Pomorskiej Szkoły Wyższej w Bydgoszczy. Transdyscyplinarne Studia o Kulturze Edukacji, 2015, - 223 с.
2. Морозов В.В. - Красноярск: СФУ, 2015. - 140 с.
3. Образовательные системы современной России. Справочник. - М.: РГГУ, 2014. - 496 c.
4. Татур Ю.Г. Образовательная система в России: Высшая школа. Монография / Ю.Г. Татур. - М., 1999. - 571 с.
5. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. - 272 с.

Вопрос-ответ:

Что такое образовательная система?

Образовательная система - это сложная и связанная между собой совокупность различных элементов, процессов и подсистем, обеспечивающих обучение и воспитание людей.

Что такое системный подход в образовании?

Системный подход в образовании - это методология, основанная на представлении образовательной системы как совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые взаимодействуют друг с другом и способствуют достижению образовательных целей.

Какие особенности образовательной системы?

Образовательная система имеет ряд особенностей, таких как комплексность, иерархичность, целенаправленность, динамичность, адаптивность и открытость.

Какой социальный заказ существует в системе образования?

Социальный заказ в системе образования представляет собой потребности и ожидания общества в отношении результатов образовательного процесса, таких как подготовка квалифицированных специалистов, формирование гражданской ответственности, развитие творческих способностей и т.д.

Какое значение имеют христианские ценности в Средневековье?

Христианские ценности имели огромное значение в Средневековье и отражались в образовании, государственности и общности европейского общества. Религиозное образование было основой для формирования моральных и этических ценностей в обществе.

Что такое образовательная система?

Образовательная система - это сложная, организованная и взаимосвязанная совокупность элементов и процессов, направленных на обеспечение получения знаний, навыков и компетенций учащимися

Что такое системный подход в образовании?

Системный подход в образовании - это подход, основанный на представлении образовательной системы как целостной совокупности элементов, связей и процессов, взаимодействующих друг с другом и влияющих на качество образования

Какие особенности свойственны образовательной системе?

Образовательная система обладает рядом особенностей, включая организованную структуру, наличие целей и задач, взаимодействие участников образовательного процесса, использование различных методов и средств обучения и оценки успеваемости

Какую роль играет социальный заказ в системе образования?

Социальный заказ в системе образования определяет требования и потребности общества в получении определенного типа знаний и навыков, которые необходимы для успешной адаптации и развития в современном мире