Функции конфликта, их классификации
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 11.09.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………….6
1. Анализ современных подходов к исследованию понятия «конфликт» в отечественной и зарубежной психологии………..…………….........……..6
1.1. Исследование конфликта в работах отечественных психологов...…..6
1.2. Проблема конфликта в зарубежной психологии……………….…......8
2. Понятие, виды и содержание стратегий поведения в конфликтных ситуациях…………………………………...………………………………....11
3. Функции конфликта. Классификация функций конфликта……..…....18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Приложения…………………………......……………………………………….28
Среди них:
( установление единства и сплоченности;
( производство стабилизирующих и интегративных элементов;
( выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;
( создание механизма поддержки или справедливости баланса сил;
( создание ассоциаций и коалиций;
( помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов;
( поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;
( выполнение функции спускного клапана для уменьшения фрустрации и агрессии;
( создание почвы для консенсуса [7].
Согласно диалектико-созидательной теории утверждается, что общество, которое попытается искоренить, конфликт не сможет выжить. Для социальной организации конфликт есть также форма существования, непременное условие ее развития. Функционально роль конфликта обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в человеческих отношениях (см. Приложение 3).
Таким образом, сторонники диалектико-созидательного подхода в изyчении и разрешении конфликтов, не отрицая определенных негативных сторон, выделяю позитивную функции конфликта в жизни общества и его основных ячеек. В том числе отмечается, что:
( конфликты высвобождают созидательное напряжение и усиливают способность коллектива к изменениям. Более того, конфликты являют ся тем парником, в котором возникают социальные изменения;
( конфликт повышает энергичность и усиливает мотивацию членов коллектива к разрешению проблем; выступает формой проверки силы opганизации;
( конфликты могут усиливать мораль, yглубляя и обогащая трудовые взаимоотношения, увеличивая убежденность членов коллектива в возможности поддержания взаимоотношений под давлением стресса. Он позволяет передавать обязaтельства и ценности каждого члена так, что и другие могут принимать их во внимание и вообще сохранять взаимоотношения чистыми от раздражения и возмущений, проявлять, позитивные чувства наиболее полно;
( конфликты способны укрепить, взаимоотношения, повысить сплоченность коллектива зa счет уменьшения повседневных раздражений его членов. Конфликты ускоряют групповое объединение;
( конфликты способствуют производству новым созидательных идей. Конфликты стимулируют творчество, создавая возможность обозрения проблем самыми различными способами и путями.
( конфликты помогают членам организации понять, кто они есть как люди: что заставляет их быть сердитыми, что пугает их, что важно для них и кик они пытаются управиться с конфликтом - все это высвечивается во время конфликта с другими. Уверенность в том, за что они желают сражаться, как они действуют в конфликте, может научить их многому о себе;
( рассеяние более серьезных конфликтов и т.д. [20]
Необходимо заметить, что люди в основной своей массе обычно не видят позитивности конфликтов. На наш взгляд, объяснение лежит в плоскости коллектива. Индивиды более подвержены фрустрации под воздействием конфликтных коллизии, в то время как коллективы и организации в целом при умелом использовании конфликта продвигаются в своем развитии и во взаимоотношениях со средой.
Громова О. Н. Сформулировала ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие организации:
( группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении организацией, в формировании структурных подразделений, недостатках квалификации отдельных специалистов, в существующем разделении труда между группами;
( разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в группе, в организации происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
( установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межличностных отношений. Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций;
((сплачивание группы, организации перед лицом внешних трудностей, угрозы существованию и развитию;
( создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;
( создание новых информационных институтов;
( диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;
( выявление нарушений функционирования организаций. Именно конфликт позволяет определить, что в организации не все в порядке, какие требуются изменения [10].
Конфликты вредны (негативные функции), поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений. Основные функции конфликтов представлены в таблице 1.
Позитивные функции Негативные функции Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материаль- ные затраты на участие в конфликте Диагностика возможностей оппонентов Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом Представление о побежденных группах как о врагах Источник инноваций, стимули-рование к изменениям и развитию Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе Нормотворчество, появление новых правил, форм поведения После завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников Выявление управленческих проблем в организации, коллективе Сложное восстановление отношений
Таким образом, анализ различных подходов позволяет сделать вывод о том, что конфликт имеет и позитивные и негативные стороны. Конфликт для коллектива, общества и организаций функционален, он не противоположен порядку, а является его частью. Конфликт можно назвать движущей силой развития коллектива.
Заключение
Межличностные отношения зачастую сопровождаются конфликтами, являющимися составным компонентом человеческий взаимоотношений. В современных исследованиях конфликты рассматривают в качестве неизбежных явлений общественной жизни. Конфликты вытекают из свойств природы человека и инстинкта агрессивности, присущего людям.
Проблема исследования причин становления конфликтов имеет важное значение при определении способов их профилактики и конструктивного разрешения. При отсутствии знаний о движущих силах конфликтов невозможно сколь-нибудь эффективно воздействовать на них. Нецелесообразно вмешиваться в ход развития конфликта, опираясь лишь на описательные модели конфликта. Подобное вмешательство возможно тогда, когда у нас есть не только знания о происходящем во время конфликта, но и знания о том, почему развитие каких-либо событий происходит именно таким образом. Создание объяснительных моделей есть продукт системного анализа конфликтов. Он дает возможность выявить причины становления конфликтов, определить их движущие силы.
Наше исследование было посвящено выявлению сущности конфликтов, изучению основных функций конфликтов и их классификации.
В ходе исследования мы установили, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Конфликт является естественной формой межличностных отношений, обусловленной особенностями поведения и характера человека. Управлять и регулировать происходящими конфликтами целесообразно и возможно лишь тогда, когда изучены механизмы функционирования этих конфликтов, а также причины их возникновения.
По итогам проведенного исследования можно заключить, что существуют 4 группы причин, определяющих возникновение конфликтов: организационно-управленческие; объективные; личностные и социально-психологические. Вышеперечисленные причины не воздействуют и не существуют изолированно. Катализатором появления конфликта могут послужить различные группы причин.
В различных научных трудах дается характеристика способов взаимодействия субъектов в ситуациях проявления конфликтов. Так, некоторые исследователи утверждают, что существуют пять стилей поведения людей в конфликтной ситуации: конкуренция, уклонение, сотрудничество, компромисс, приспособление.
Особое значение имеет способность определять последствия конфликтов как явлений межличностных отношений. Необходимо предвидеть, опираясь на имеющиеся знания, возможные влияния конфликта, как на жизнедеятельность коллектива, так и конкретной личности.
Для предвидения последствий конфликтов выделяют функции конфликтов, которые определяют их функционирование, сущность и роль. В ходе исследования были описаны 2 группы функций конфликтов: деструктивные и конструктивные. Необходимо сказать, что они таким же образом, как и причины формирования конфликтов, не являются обособленными, а имеют комплексный характер.
На основе вышеизложенного можно утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.
Список литературы
Адлер, А. Наука о характерах: понять природу человека / А. Адлер. - 5-е изд. – М.: Академический проект, 2015. - 242 с.
Аширбагина, Н.Л. Психология конфликтов в организациях : рабочая тетрадь / Н.Л. Аширбагина. - Омск : ООО "Образование информ", 2017. - 80 с.
Берн, Э. Люди, которые играют в игры : психология человеческой судьбы : [пер. с англ.] / Э. Берн. – М. : Эксмо, 2014. - 574 с.
Варданян, Ю.В. Психология общения и конфликта : учебное пособие / Ю. В. Варданян, С. А. Михалкина, Т. В. Савинова. - Саранск : Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2016. - 112 с.
Выготский, Л.С. Записные книжки Л. С. Выготского : избранное / под общей редакцией Е. Завершневой. – М.: Канон+, 2017. - 606 с.
Гришина, Н.В. Психология конфликта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. Гришина. - 3-е изд. – М.: Питер, 2015. - 574 с.
Дмитриев А.В. Конфликтология : учебник по направлению "Конфликтология" / А. В. Дмитриев. - 4-е изд., перераб. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 335 с.
Егидес, А.П. Психология конфликта : учебное пособие / А. П. Егидес. – М.: Изд. дом ун-т "Синергия", 2013. - 314 с.
Зеленков М.Ю. Введение в конфликтологию : учебное пособие по направлению подготовки бакалавров 034000 "Конфликтология" профиль "Организационно-управленческая конфликтология" / М. Ю. Зеленков. - Москва : ИЭАУ, 2011. - 279 с.
Конфликтология: учебное пособие / Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2015. - 175 с.
Конфликтология: конспект лекций / [Самыгин Сергей Иванович и др. ; под ред. С. И. Самыгина]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 220 с.
Лоренц, К. Агрессия, или Так называемое зло / К.Лоренц. – М.: АСТ, 2017. - 351 с.
Майерс Д. Социальная психология / Дэвид Майерс ; [пер. с англ. З. Замчук]. - 7-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2013. - 793 с.
Морозов, В.А. Психология конфликта : учебно-методическое пособие / Морозов В. А., Романова А. В. – М.: РИЦ "Академии имиджелогии", 2016. - 103 с.
Психология конфликтов и толерантность : учебно-методический комплекс. - Новосибирск : НГПУ, 2014. – 126 с.
Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика : монография / Е. Б. Фанталова. - Москва : Директ-Медиа, 2015. - 137 с.
Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции. - СПб: Азбука : Азбука-Аттикус, 2017. - 446 с.
Хорни, К. Невротическая личность нашего времени : новые пути в психоанализе / К. Хорни. – М. : Питер, 2014. - 301 с.
Цветков, В.Л. Психология конфликта : от теории к практике : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности (030501) "Юриспруденция" / В. Л. Цветков. – М.: ЮНИТИ, 2013. - 182 с.
Юренкова, В.А. Психология конфликта : учебное пособие / В.А. Юренкова, А.С Душкин, С.Е. Кораблев. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2014. - 127 с.
Приложение
Приложение 1. Классификация видов конфликтов
Приложение 2. Стили поведения в конфликте
Приложение 3. Функции конфликтов
30
1. Адлер, А. Наука о характерах: понять природу человека / А. Адлер. - 5-е изд. – М.: Академический проект, 2015. - 242 с.
2. Аширбагина, Н.Л. Психология конфликтов в организациях : рабочая тетрадь / Н.Л. Аширбагина. - Омск : ООО "Образование информ", 2017. - 80 с.
3. Берн, Э. Люди, которые играют в игры : психология человеческой судьбы : [пер. с англ.] / Э. Берн. – М. : Эксмо, 2014. - 574 с.
4. Варданян, Ю.В. Психология общения и конфликта : учебное пособие / Ю. В. Варданян, С. А. Михалкина, Т. В. Савинова. - Саранск : Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2016. - 112 с.
5. Выготский, Л.С. Записные книжки Л. С. Выготского : избранное / под общей редакцией Е. Завершневой. – М.: Канон+, 2017. - 606 с.
6. Гришина, Н.В. Психология конфликта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. Гришина. - 3-е изд. – М.: Питер, 2015. - 574 с.
7. Дмитриев А.В. Конфликтология : учебник по направлению "Конфликтология" / А. В. Дмитриев. - 4-е изд., перераб. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 335 с.
8. Егидес, А.П. Психология конфликта : учебное пособие / А. П. Егидес. – М.: Изд. дом ун-т "Синергия", 2013. - 314 с.
9. Зеленков М.Ю. Введение в конфликтологию : учебное пособие по направлению подготовки бакалавров 034000 "Конфликтология" профиль "Организационно-управленческая конфликтология" / М. Ю. Зеленков. - Москва : ИЭАУ, 2011. - 279 с.
10. Конфликтология: учебное пособие / Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2015. - 175 с.
11. Конфликтология: конспект лекций / [Самыгин Сергей Иванович и др. ; под ред. С. И. Самыгина]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 220 с.
12. Лоренц, К. Агрессия, или Так называемое зло / К.Лоренц. – М.: АСТ, 2017. - 351 с.
13. Майерс Д. Социальная психология / Дэвид Майерс ; [пер. с англ. З. Замчук]. - 7-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2013. - 793 с.
14. Морозов, В.А. Психология конфликта : учебно-методическое пособие / Морозов В. А., Романова А. В. – М.: РИЦ "Академии имиджелогии", 2016. - 103 с.
15. Психология конфликтов и толерантность : учебно-методический комплекс. - Новосибирск : НГПУ, 2014. – 126 с.
16. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика : монография / Е. Б. Фанталова. - Москва : Директ-Медиа, 2015. - 137 с.
17. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции. - СПб: Азбука : Азбука-Аттикус, 2017. - 446 с.
18. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени : новые пути в психоанализе / К. Хорни. – М. : Питер, 2014. - 301 с.
19. Цветков, В.Л. Психология конфликта : от теории к практике : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности (030501) "Юриспруденция" / В. Л. Цветков. – М.: ЮНИТИ, 2013. - 182 с.
20. Юренкова, В.А. Психология конфликта : учебное пособие / В.А. Юренкова, А.С Душкин, С.Е. Кораблев. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2014. - 127 с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы используются в исследовании понятия конфликта в отечественной психологии?
Исследование конфликта в отечественной психологии основывается на различных подходах, включая психоаналитический, социально-психологический, нейрофизиологический и другие. Каждый из этих подходов позволяет рассматривать конфликт с разных точек зрения и понимать его природу.
Какие проблемы связанные с конфликтом рассматриваются в зарубежной психологии?
В зарубежной психологии проблема конфликта рассматривается с различных точек зрения. Например, исследователи изучают психологические аспекты конфликта, такие как эмоциональная реакция на конфликт, стратегии решения конфликтных ситуаций и другие. Также рассматриваются социальные аспекты конфликта, такие как влияние конфликта на отношения между людьми и на общество в целом.
Какие функции выполняет конфликт?
Конфликт выполняет различные функции. Он может служить сигналом о нарушении равновесия в отношениях между людьми, провокацией к изменениям и поиску новых решений. Конфликт также может способствовать личностному росту и развитию, а также помочь установить границы и определить ценности и интересы каждого участника.
Каковы виды и содержание стратегий поведения в конфликтных ситуациях?
В конфликтных ситуациях люди могут использовать различные стратегии поведения. Некоторые предпочитают избегать конфликта, другие стараются приспособиться и удовлетворить потребности другой стороны. Также есть те, кто использует силу или угрозы, чтобы достичь своей цели. Еще одной стратегией поведения в конфликтных ситуациях может быть поиск компромисса или сотрудничество с другой стороной для достижения взаимовыгодного решения.
Какие основные подходы к исследованию понятия конфликта существуют в психологии?
В психологии существуют различные подходы к исследованию понятия конфликта. Одни исследователи сосредоточены на изучении конфликта как негативного явления, причиняющего вред психическому или физическому благополучию индивида. Другие исследователи рассматривают конфликт как неизбежную и неотъемлемую часть межличностных отношений. Третьи уделяют внимание роли конфликта в процессе развития и самосознания личности. Также существуют психологи, которые изучают конфликт как возможность для роста и изменений.
Какие функции выполняет конфликт?
Конфликты выполняют различные функции. Одна из основных функций конфликта - выявление проблем и разрешение расхождений между людьми. Конфликты также могут служить средством самоутверждения и укрепления личности. Они могут способствовать повышению мотивации и улучшению результатов работы. Кроме того, конфликты помогают выявить и развить навыки управления конфликтами и построения конструктивных отношений. Наконец, конфликты могут быть полезными, например, в творческих процессах, стимулируя поиск новых решений и идей.
Какие виды стратегий поведения можно использовать в конфликтных ситуациях?
В конфликтных ситуациях можно использовать различные стратегии поведения. Некоторые люди предпочитают избегать конфликта и уходят от него, надеясь, что проблема сама собой решится. Другие стремятся подавить конфликт и сохранить гармонию, иногда жертвуя своими интересами. Есть также люди, которые активно соперничают и стараются победить в конфликте, защищая свои интересы без учета потребностей другой стороны. Еще одна возможная стратегия поведения - сотрудничество, когда обе стороны ищут взаимовыгодное решение и удовлетворяют свои интересы. И наконец, существует компромиссная стратегия, когда обе стороны готовы идти на некоторые уступки, чтобы найти решение, удовлетворяющее обеим сторонам.
Какие существуют подходы к исследованию понятия конфликт в отечественной психологии?
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию понятия конфликта. Некоторые ученые рассматривают конфликт как негативное явление, причиной которого является несовпадение интересов разных сторон. Другие исследователи считают, что конфликт может быть полезным и способствовать развитию личности. Также существуют работы, в которых конфликт рассматривается как неотъемлемая часть социальной жизни и нормальное явление.
Какое место занимает проблема конфликта в зарубежной психологии?
Проблема конфликта занимает важное место в зарубежной психологии. Зарубежные исследователи изучают различные аспекты конфликта, такие как его возникновение, разрешение и последствия. Они также исследуют различные типы конфликтов, например, межличностные, межгрупповые, внутренние и т. д. Зарубежные психологи разрабатывают различные теории и модели конфликта, которые помогают лучше понять его природу и способы управления им.
Что такое виды и содержание стратегий поведения в конфликтных ситуациях?
Виды и содержание стратегий поведения в конфликтных ситуациях отражают способы, которыми люди реагируют на конфликтные ситуации. Они могут включать в себя агрессивное поведение, пассивное уклонение, сотрудничество или компромисс. Агрессивное поведение включает в себя нападение на другую сторону и защиту своих интересов. Пассивное уклонение подразумевает избегание конфликта и уступки в ущерб своим интересам. Сотрудничество предполагает поиск взаимовыгодных решений и учет интересов обеих сторон. Компромисс подразумевает достижение среднего решения, которое удовлетворяет обе стороны, но не полностью.
Какие функции имеет конфликт?
Конфликт выполняет несколько функций. Во-первых, он может служить сигналом о несогласии между людьми или группами. Во-вторых, конфликт способствует выявлению проблем и противоречий, что может привести к изменениям и улучшениям. В-третьих, конфликт может способствовать росту и развитию личности, так как при его разрешении люди учатся применять новые навыки и стратегии поведения. Наконец, конфликты могут способствовать укреплению социальных связей и улучшению коммуникации, позволяя людям лучше понимать друг друга и находить компромиссы.