Особенности агрессивного поведения младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 60 60 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 19.09.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы исследования особенностей агрессивного поведения младших школьников 6
1.1 Теоретические подходы к понятию агрессивного поведения 6
1.2 Характеристика агрессивного поведения 10
2. Коррекция агрессивного поведения младших школьников через реализацию программы 15
2.1 Методы и организация исследования 15
2.2 Результаты исследования 17
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 30
Заключение 33
Список использованных источников 38
Приложение 42
На констатирующем этапе эксперимента в показателях экспериментальной и контрольной группах не выявлено достоверных различий (р≥0,05, U-критерий Манна-Уитни). На контрольном этапе эксперимента в показателях экспериментальной и контрольной группах выявлены достоверно значимые различия (р≤0,05, U-критерий Манна-Уитни). Из этого следует, что на контрольном этапе эксперимента у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы достоверно ниже показатели агрессивности и враждебности, чем у детей контрольной группы. Также нами выявлены достоверно значимые развития между показателями агрессивности и враждебности на констатирующим и контрольным этапами эксперимента у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы (р≤0,05, Т-критерий Вилкоксона). Нами не выявлено достоверно значимых развитий между показателями агрессивности и враждебности на констатирующим и контрольным этапами эксперимента у детей младшего школьного возраста контрольной группы (р≥0,05, Т-критерий Вилкоксона). Статистические методы обработки полученных данных подтвердили эффективность разработанной и реализованной программы, направленной на снижение проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.Список использованных источниковБерковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 510 с.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2009. – 97 стр.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1999. — 352 с.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Изд-во «Педагогика», 2009. – 358 с.Гаптрахимова Р. С., Комарова Н. В., Фаткуллина С. Ф., Рыбакина Л. А. Применение арт-терапии в период адаптации первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53030.htm.Горбунова О. С. Психолого-педагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95089.htm.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2014. – № 1. – С. 60-71.Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудлова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. – 496 с.Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95081.htm.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.Коваленко Е. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 101-105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95172.htm.Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. – Иркутск, 2012. – 170 c.Лоренц К. Агрессия. – М.: РИМИС, 2009. – 352 с. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – Спб.: Питер, 2007. – 736 с.Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 2001. – 640 с.Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей: Дис. ... канд. пед. наук. – Якутск, 2012. – 164 c.Попова А.А. Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - № 2 (158), 2015. – С. 208-213.Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 2012. – С. 216-251.Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 2014. – №1. – С.81-84.Рычкова И. А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.: Академия, 2008. – 311 с.Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. - СМЫСЛ, 2003. - 300с. Сиражетдинова З. Д. Коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75033.htm.Сироткин С.Ф. Заметки по метапсихологии агрессивности. – М.? ERGO, 2014. – 272 с. Смирнова Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С. 62-67.Травина С. А. Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников: Дис. ... канд. психол. наук / С. А. Травина. – М.: МГУ, 2006. – 212 c.Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 2014. – 447 с.Фурманов И. А. Детская агрессивность / психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996. - 192с. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 2006. – 192 с.Хлыстова Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2013. – 171 c.Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 2012. – 204 с.Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 2012. – 204 с.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 311 с.Шакин А.С. Страх и агрессия. Эгозащитный механизм. – М.: Издательские решения, 2017. – 110 с.Щербенина Ю.В. Речевая агрессия. Территория вражды. – М.: Форум, 2016. – 400 с.Щербенина Ю.В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией – М.: Форум, 2016. – 304 с.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский и др. – М.: Просвещение, 2008. – 432 с.ПриложениеПРИЛОЖЕНИЕ АОПРОСНИК УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ БАССА-ДАРКИВременами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.Я не всегда получаю то, что мне положено.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.Мне кажется, что я не способен ударить человека.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.Я часто бываю не согласен с людьми.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.Меня немного огорчает моя судьба.Я думаю, что многие люди не любят меня.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.Я не способен на грубые шутки.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.Довольно многие люди завидуют мне.Я требую, чтобы люди уважали меня.Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».Я никогда не бываю мрачен от злости.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам».Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.Неудачи огорчают меня.Я дерусь не реже и не чаще чем другие.Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.Я ругаюсь только со злости.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.Я часто думаю, что жил неправильно.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.Я не огорчаюсь из-за мелочей.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.В последнее время я стал занудой.В споре я часто повышаю голос.Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГА(АВТОРЫ Г.П. ЛАВРЕНТЬЕВА, Т.М.ТИТАРЕНКО)1.Временами кажется, что в него вселяется злой дух. 2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3.Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5.Бывает, что он с удовольствием ломает вещи, разбивает что-то. 6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7.Он не прочь подразнить животных. 8.Переспорить его трудно. 9.Очень сердится, когда ему кажется, что над ним кто-то подшучивает. 10.Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12.Часто не по возрасту ворчлив. 13.Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14.Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15.Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16.Легко ссорится, вступает в драку. 17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18.У него нередки приступы мрачной раздражительности.19.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.ПРИЛОЖЕНИЕ БРезультаты констатирующего этапа экспериментаТаблица Б.1 – Показатели экспериментальной группы младших школьников по опроснику уровня агрессивности Басса-Дарки№№Ф.И.О.АгрессивностьВраждебностьА.В.2413А.П.2014Е.Л.219С.Т.255В.А.3613И.А.1912Е.К.388О.Д.2014Н.К.3612И.Д.4312Р.О.2113Г.Л.1114Д.Е.249Б.Н.4015С.Е.4417А.О.4912Н.Ю.2213В.И.4715К.А.3615О.Ю.1913Д.В.4411Б.Р.4512М.И.3816С.Ф.1213К.Г.2515М.Л.3513В.И.2315Е.Е.188Г.К.3510О.Д.369А.Т.2412Е.Л.3517Н.Е.338П.Н.1716С.М.159А.В.2014Н.Д.3216В.М.3517А.А.3716Я.А.1418Ср. балл29,212,825Таблица Б.2 – Показатели контрольной группы младших школьников по опроснику уровня агрессивности Басса-Дарки№№Ф.И.О.АгрессивностьВраждебностьК.В.4411Б.С.2014И.Л.2119С.П.4515Н.Т.4613М.А.4912Е.В.488Ю.Р.2014А.К.4612Л.О.4312С.Д.2113М.И.4114В.Е.449Л.Н.1015С.Б.4417И.С.1912Н.П.4913В.Т.1715Я.И.1615М.Г.1913О.В.4411А.С.4512А.Л.186С.О.4213Н.А.4515М.А.4513Е.К.1115И.Д.1818В.К.1510Л.Д.469А.Н.1412В.Л.1517В.Е.1318Г.Ю.1716Е.Б.459А.С.1114Н.П.4216И.Т.1517Я.А.1716М.И.448Ср. балл30,613,275Таблица Б.3 – Показатели экспериментальной группы младших школьников по анкете для педагога (Г.П. Лаврентьева, Т.М.Титаренко)№№Ф.И.О.АгрессивностьА.В.14А.П.20Е.Л.11С.Т.15В.А.16И.А.19Е.К.18О.Д.20Н.К.16И.Д.13Р.О.11Г.Л.11Д.Е.14Б.Н.20С.Е.14А.О.19Н.Ю.12В.И.17К.А.20О.Ю.11Д.В.15Б.Р.16М.И.19С.Ф.18К.Г.20М.Л.16В.И.13Е.Е.11Г.К.11О.Д.14А.Т.20Е.Л.14Н.Е.19П.Н.12С.М.17А.В.20Н.Д.12В.М.15А.А.17Я.А.14Ср. балл15,6Таблица Б.4 – Показатели контрольной группы младших школьников по анкете для педагога (Г.П. Лаврентьева, Т.М.Титаренко)№№Ф.И.О.АгрессивностьК.В.14Б.С.18И.Л.11С.П.15Н.Т.16М.А.19Е.В.18Ю.Р.19А.К.16Л.О.13С.Д.11М.И.11В.Е.14Л.Н.20С.Б.14И.С.19Н.П.12В.Т.17Я.И.20М.Г.15О.В.15А.С.16А.Л.19С.О.18Н.А.20М.А.16Е.К.13И.Д.15В.К.12Л.Д.14А.Н.20В.Л.14В.Е.19Г.Ю.12Е.Б.17А.С.20Н.П.12И.Т.15Я.А.17М.И.19Ср. балл15,9ПРИЛОЖЕНИЕ ВЦель программы – коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста посредством арт-терапии.Задачи арт-программы: снижение проявлений агрессивности у детей младшего школьного возраста;снижение импульсивности у детей;формирование позитивного отношения детей к окружающим и к себе;развитие коммуникативных способностей младших школьников. В коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста мы руководствовались следующими принципами:Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих снижению проявлений поведенческих расстройств у детей младшего школьного возраста.Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование психофизиологических и психических функций организма.Решение практических задач достигалось направленным воздействием на основные сферы личности: эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоения приемов эмоциональной саморегуляции), когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения), поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения); двигательную (за счет развития навыков психомоторики).Снижению проявлений агрессивного поведения способствуют следующие практические занятия по арт-терапии:работа с глиной, песком, водой;рисование;активное физическое движение;релаксация.Работу с агрессией целесообразно разделить на три основных раздела.Первый раздел называется «Формирование позитивного самоотношения младших школьников». Содержание этого раздела направлено на осознание своих особенностей и предпочтений, развитие позитивного отношения к себе.Задачи раздела:помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения;помогать детям преодолеть неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию;формировать позитивное отношение к себе.Второй раздел называется «Формирование положительного отношения у младших школьников к взрослым и сверстникам». Содержание этого раздела направлено на то, чтобы ребенок научился слушать других людей, учитывать их интересы, научился эмпатии, сотрудничеству.Задачи раздела:учить детей воспринимать и понимать окружающих;развивать эмпатию у младших школьников;способствовать формированию доброжелательности, уважения по отношению к взрослым и сверстникам.Третий раздел называется «Формирование конструктивных способов общения у младших школьников». Содержание этого раздела направлено на обучение детей бесконфликтным способам решения межличностных проблем.Задачи раздела:дать детям представление о понимании своих возможностей при общении с партнёрами в различных ситуациях и игровой деятельности;научить сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.Для решения данных задач нами был разработана следующая программа (таблица В.1).Таблица В.1 ‒ Структура программыНомер занятияРаздел программыСодержание занятийФормирование положительного отношения у младших школьников к себе и окружающимТемы рисунков: «Мое имя»Темы рисунков: «Метафорический портрет: я в образе растения»; «Метафорический портрет: я в образе животного»; «Метафорический портрет: я в образе предмета» (на выбор)Темы рисунков: «Автопортрет»Темы рисунков: «Мое настроение»Формирование конструктивных способов общения у младших школьниковТемы рисунков: «Интервью-презентация»Темы рисунков: «Интервью-презентация»Кооперативное рисованиеТемы рисунков: «Подарок» (рисование двумя красками на мокром листе)Рисунок по кругу на свободную темуСовместное свободное рисованиеАктуализация произвольности поведения младших школьниковЗакрашивание второй половины рисунка по образцуКопирование образцаКопирование образца с проверкой рисунков друг у друга в парахРисование под диктовкуГрупповое копирование картинки по частямУпражнение «Эмоциональные состояния»Рисунок «Поезд эмоций»Упражнение «Подари камешек»Упражнение «Через стекло»Упражнение «Азбука настроения»Коллективный рисунок «Дорисуй»Закрашивание второй половины рисунка по образцуУпражнение «Покажи чувство»Упражнение «Попугай»Кооперативное рисованиеЗакрашивание второй половины рисунка по образцуРисунок по кругу на свободную темуРисование под диктовкуКооперативное рисованиеРисунок по кругу на свободную темуПримеры упражнений для работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста.Упражнение «Эмоциональные состояния»Цель: дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей.Вариант 1. Детям предлагают продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.Вариант 2. Детям предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был весёлым, грустным, испуганным, сердитым, удивлённым. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:Когда человек удивляется?Когда бывает страшно?Когда человек злится?Когда бывает радостно?Рисунок «Поезд эмоций». Сейчас мы нарисуем поезд, на котором путешествовали. Поезд рисуется так:впереди поезда паровоз;за паровозом друг за другом прицеплены три вагона;в каждом вагоне по два пассажира – человека;у каждого своего настроения.Вспомните, какие настроения мы изучали, и перенесите их изображения на лица пассажиров.Игра «Подари камешек». Ребята, возьмите из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый…». Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит Педагог, но обязательно отмечая при этом лучшие качества ребёнка, которому он дарит подарок.Игра «Через стекло». Дети передают ситуации с помощью жестов, мимики: «Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно»; «Принеси мне стакан воды, я хочу пить»; «Ты хочешь со мной порисовать?»; «У меня болит горло»; «Я хочу есть»; «Я съел кислый лимон»; «Я несу тяжёлые сумки»; «Я на речке ловлю рыбу на удочку»; «Я строю из кирпичей дом».Коллективный рисунок «Дорисуй». Дети сидят на ковре кругом. Один ребёнок начинает рисовать, как только педагог скажет «Стоп!», он должен передать рисунок следующему участнику. После того, как дети закончат рисовать, педагог уточняет: «Можно ли придумать этому рисунку название? Смогли ли вы поддержать и продолжить тему соседа?».Игра «Азбука настроения».Педагог раздаёт детям картинки разных животных и людей с разными эмоциональными чувствами. Детям предлагается определить эти эмоциональные состояния.При обсуждении задания педагог уточняет у детей, какое эмоциональное настроение нравится детям и почему?Игра «Покажи чувство». Дети выходят по одному в круг и показывают с помощью мимики, жестов, движений любое чувство. А все остальные дети должны отгадать это чувство.Игра «Попугай». Педагог произносит фразу: «Я иду гулять». Все остальные дети должны повторить эту фразу по кругу, но с разными чувствами. Они должны догадаться, кто с каким чувством произнёс эту фразу.В процессе проведения занятий необходимо учитывать, что в группе должны быть не только агрессивные дети, но и дети с нормальным уровнем агрессии, иначе эффективность работы будет низкой.ПРИЛОЖЕНИЕ ГРезультаты контрольного этапа экспериментаТаблица Г.1 – Показатели экспериментальной группы младших школьников по опроснику уровня агрессивности Басса-Дарки№№Ф.И.О.АгрессивностьВраждебностьА.В.2413А.П.204Е.Л.219С.Т.255В.А.1613И.А.1912Е.К.188О.Д.204Н.К.1612И.Д.1312Р.О.2113Г.Л.114Д.Е.249Б.Н.105С.Е.147А.О.1912Н.Ю.2213В.И.175К.А.165О.Ю.1913Д.В.1411Б.Р.1512М.И.186С.Ф.1213К.Г.255М.Л.1513В.И.235Е.Е.188Г.К.1510О.Д.169А.Т.2412Е.Л.157Н.Е.138П.Н.176С.М.159А.В.204Н.Д.126В.М.157А.А.176Я.А.148Ср. балл17,58,6Таблица Г.2 – Показатели контрольной группы младших школьников по опроснику уровня агрессивности Басса-Дарки№№Ф.И.О.АгрессивностьВраждебностьК.В.2411Б.С.2014И.Л.219С.П.4515Н.Т.4613М.А.4912Е.В.488Ю.Р.2014А.К.4612Л.О.4312С.Д.2113М.И.4114В.Е.449Л.Н.1015С.Б.4417И.С.1912Н.П.4913В.Т.1715Я.И.1615М.Г.1913О.В.4411А.С.4512А.Л.186С.О.4213Н.А.4515М.А.4513Е.К.1115И.Д.1818В.К.1510Л.Д.469А.Н.1412В.Л.1517В.Е.1318Г.Ю.1716Е.Б.459А.С.1114Н.П.4216И.Т.1517Я.А.176М.И.428Ср. балл30,112,8Таблица Г.3 – Показатели экспериментальной группы младших школьников по анкете для педагога (Г.П. Лаврентьева, Т.М.Титаренко)№№Ф.И.О.АгрессивностьА.В.14А.П.10Е.Л.11С.Т.5В.А.6И.А.9Е.К.8О.Д.2Н.К.6И.Д.13Р.О.1Г.Л.11Д.Е.4Б.Н.2С.Е.4А.О.9Н.Ю.12В.И.7К.А.2О.Ю.11Д.В.5Б.Р.6М.И.9С.Ф.8К.Г.2М.Л.6В.И.3Е.Е.1Г.К.11О.Д.4А.Т.2Е.Л.4Н.Е.9П.Н.2С.М.7А.В.2Н.Д.2В.М.5А.А.7Я.А.4Ср. балл6,15Таблица Г.4 – Показатели контрольной группы младших школьников по анкете для педагога (Г.П. Лаврентьева, Т.М.Титаренко)№№Ф.И.О.АгрессивностьК.В.14Б.С.8И.Л.11С.П.15Н.Т.16М.А.19Е.В.18Ю.Р.9А.К.16Л.О.13С.Д.11М.И.11В.Е.14Л.Н.20С.Б.14И.С.19Н.П.12В.Т.17Я.И.20М.Г.15О.В.15А.С.16А.Л.19С.О.18Н.А.20М.А.16Е.К.13И.Д.15В.К.12Л.Д.14А.Н.20В.Л.14В.Е.19Г.Ю.12Е.Б.17А.С.20Н.П.12И.Т.15Я.А.17М.И.19Ср. балл15,4
2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2009. – 97 стр.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1999. — 352 с.
4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Изд-во «Педагогика», 2009. – 358 с.
5. Гаптрахимова Р. С., Комарова Н. В., Фаткуллина С. Ф., Рыбакина Л. А. Применение арт-терапии в период адаптации первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53030.htm.
6. Горбунова О. С. Психолого-педагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95089.htm.
7. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2014. – № 1. – С. 60-71.
8. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудлова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. – 496 с.
9. Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95081.htm.
10. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
11. Коваленко Е. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 101-105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95172.htm.
12. Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
13. Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. – Иркутск, 2012. – 170 c.
14. Лоренц К. Агрессия. – М.: РИМИС, 2009. – 352 с.
15. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – Спб.: Питер, 2007. – 736 с.
16. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 2001. – 640 с.
17. Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей: Дис. ... канд. пед. наук. – Якутск, 2012. – 164 c.
18. Попова А.А. Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - № 2 (158), 2015. – С. 208-213.
19. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.
20. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.
21. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 2012. – С. 216-251.
22. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 2014. – №1. – С.81-84.
23. Рычкова И. А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.: Академия, 2008. – 311 с.
24. Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. - СМЫСЛ, 2003. - 300с.
25. Сиражетдинова З. Д. Коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75033.htm.
26. Сироткин С.Ф. Заметки по метапсихологии агрессивности. – М.? ERGO, 2014. – 272 с.
27. Смирнова Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С. 62-67.
28. Травина С. А. Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников: Дис. ... канд. психол. наук / С. А. Травина. – М.: МГУ, 2006. – 212 c.
29. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.
30. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 2014. – 447 с.
31. Фурманов И. А. Детская агрессивность / психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996. - 192с.
32. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 2006. – 192 с.
33. Хлыстова Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2013. – 171 c.
34. Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 2012. – 204 с.
35. Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 2012. – 204 с.
36. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 311 с.
37. Шакин А.С. Страх и агрессия. Эгозащитный механизм. – М.: Издательские решения, 2017. – 110 с.
38. Щербенина Ю.В. Речевая агрессия. Территория вражды. – М.: Форум, 2016. – 400 с.
39. Щербенина Ю.В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией – М.: Форум, 2016. – 304 с.
40. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский и др. – М.: Просвещение, 2008. – 432 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности агрессивного поведения младших школьников?
Особенности агрессивного поведения младших школьников могут включать физическую агрессию (нападение на других детей), вербальную агрессию (оскорбления, угрозы), социальную агрессию (изоляция, исключение из группы) и регулятивную агрессию (разрушение имущества). Кроме того, младшие школьники часто проявляют агрессию из-за неспособности эффективно регулировать свои эмоции и конфликты.
Как должна осуществляться коррекция агрессивного поведения младших школьников?
Коррекция агрессивного поведения младших школьников может осуществляться через реализацию специальной программы. В рамках такой программы могут применяться различные методы, включая тренинги по развитию социальных навыков, обучение эмоциональному регулированию, игровые ситуации для улучшения межличностных отношений и т.д. Важно также сотрудничество с родителями и педагогами, чтобы создать единую систему поддержки и коррекции агрессивного поведения.
Какие были результаты исследования особенностей агрессивного поведения младших школьников?
Результаты исследования показали, что младшие школьники, проявляющие агрессивное поведение, имеют более низкий уровень социальной компетентности, слабее развитые навыки эмоциональной регуляции и низкую самооценку. Они также чаще испытывают стресс и имеют проблемы в межличностных отношениях. Однако, после реализации программы коррекции, было отмечено значительное снижение агрессивного поведения у младших школьников и улучшение их социальных навыков.
Какие методы и организация исследования использовались в исследовании коррекции агрессивного поведения младших школьников?
Для исследования коррекции агрессивного поведения младших школьников были использованы различные методы, включая анкетирование, наблюдение за поведением детей в школьной среде, анализ поведения в игровых ситуациях и т.д. Были также проведены межвозрастные сравнения и анализ результатов до и после реализации программы коррекции.
Какие основные теоретические подходы существуют к понятию агрессивного поведения?
Основные теоретические подходы к понятию агрессивного поведения включают биологический, эволюционный, социальный и психодинамический подходы. Биологический подход объясняет агрессию через генетические и нейрофизиологические факторы. Эволюционный подход утверждает, что агрессивное поведение является результатом естественного отбора и имеет адаптивное значение. Социальный подход смотрит на агрессию как на результат социальных взаимодействий и моделирования. Психодинамический подход сосредоточен на внутренних конфликтах и неудовлетворенных потребностях, которые могут приводить к агрессивности.
Как можно скорректировать агрессивное поведение младших школьников?
Агрессивное поведение младших школьников может быть скорректировано через реализацию специальных программ, которые рассчитаны на развитие и укрепление навыков социального взаимодействия, эмоциональной регуляции и конфликтного разрешения. Такие программы могут включать в себя тренинги социальных навыков, групповые дискуссии и игры, ролевые игры, а также психологическую поддержку и консультации со стороны педагогов и психологов.
Какие методы и организация были использованы в исследовании?
В исследовании были использованы методы эксперимента, анкетирования и наблюдения за поведением младших школьников. Исследование проводилось в классной комнате с участием учителя и других исследователей. Для сбора данных использовались специально разработанные анкеты и шкалы, которые оценивали уровень агрессивного поведения и его проявления в различных ситуациях.
Какие результаты были получены в ходе исследования?
Результаты исследования показали, что младшие школьники проявляют различные формы агрессивного поведения, такие как физическая агрессия, вербальная агрессия и реляционная агрессия. Было выявлено, что агрессивное поведение чаще проявляется у мальчиков, чем у девочек. Также были выявлены некоторые факторы, которые могут влиять на уровень агрессивности у младших школьников, такие как семейная ситуация, социальное окружение и характеристики личности.