Совершенствование антимонопольного регулирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 47 47 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 06.10.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
1.1. Понятие монополии, ее виды и особенности
1.2. Нарушение антимонопольного законодательства как основание юридической ответственности
1.3 Деятельность ФАС РФ
2. ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
2.1. Современное состояние антимонопольного регулирования
2.2. Проблемные аспекты антимонопольного регулирования
2.3. Пути совершенствования антимонопольного регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию, являются грубым нарушением антимонопольного законодательства и за заключение антиконкурентного соглашения, лица, его заключившие привлекаются к административной ответственности, а за заключение картеля, при причинении ущерба в крупном или особо крупном размере к уголовной ответственности в соответствии с нормами 178 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.Федеральный закон «О защите конкуренции» является базовым, но не единственным законом, в котором содержатся антимонопольные требования. Антимонопольные требования содержат ряд федеральных законов, нарушение которых будет являться нарушением антимонопольного законодательства.Кроме того, в правовом ведении антимонопольных органов находится контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе, законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, о рекламе, государственном регулировании торговой деятельности, об оборонном заказе, о естественных монополиях, об осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.Экономика перестает быть традиционной, информационные технологии все больше проникают во все отрасли хозяйственной деятельности и социальные сферы. Технологии определяют формирование современного рынка. Современные рынки управляются интеллектуальной собственностью и информацией. Экономика приобретает многосторонность взаимосвязей между участниками рынка, характер обращения приобретает глобальный характер, стирая географические границы товара, появилось многообразие монетизации.Монополия и высокая концентрация капитала так можно описать цифровую экономику сегодня.Цифровая экономика перестает быть рыночной, возникает возможность управления группой компаний. Возникают существенные дисбалансы по развитию и получению качественных услуг в социально-экономической сфере и возникновением цифрового неравенства в доступе к знаниям, современным технологиям. Растущее неравенство не позволяет большинству населения реализовать свой творческий потенциал, выводить на рынок разработки.При этом проблема становится международной, необходимо применение антимонопольного регулирования, нормы которого отвечали бы современным требованиям. Развитие цифровой экономики требует пересмотра подходов к антимонопольному регулированию. В связи с этим Федеральной антимонопольной службой и разработан пятый антимонопольный пакет, который предполагает внесение ряда поправок в Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и посвящен регулированию цифровой экономики.Впервые официально пятый антимонопольный пакет был представлен на Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ в 2018 году.Предлагаемые пятым антимонопольным пакетом изменения предусматривают принципиально новые критерии по определению доминирующего положения на товарном рынке. Применяемые в действующем антимонопольном законодательстве, рыночные доли не годятся для сегодняшнего и будущего состояния конкуренции в силу быстрого изменения границ рынка и, в связи с этим, неустойчивостью.Новыми качественными критериями для определения доминирующего положения могут стать:- владение инфраструктурой (платформой, которая предназначена для организации и обеспечения взаимодействия других хозяйствующих субъектов и (или) потребителей);- наличие «сетевого эффекта» (зависимость потребительской ценности товара от количества пользователей одной и той же группы пользователей при уменьшении или увеличения количества пользователе в другой группе.) То есть получение экономических преимуществ от количества пользователей инфраструктуры, в том числе посредством сбора и обработки данных.Положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим при наличии обоих указанных критериев.Не соответствуют в условиях цифровизации и традиционные методы контроля экономической концентрации скорости и природе монополизации рынков. Монополизация традиционного рынка происходит за счет все большего контроля над производственными мощностями, рынки цифровой экономики монополизируются через контроль над большими данными и сетевые эффекты, о чем было сказано выше, как о критериях определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта.Изменения, которые вносятся в действующее антимонопольное законодательство, предлагают новые подходы при осуществлении контроля за экономической концентрацией. Такими подходами являются: максимальная открытость при рассмотрении антимонопольным органом предварительных ходатайств о согласовании сделок, применение нового вида предписания об устранении дискриминационного доступа к данным, в том числе о потребителях. Введение критерия предварительного согласования сделок по объему сделки свыше семи миллиардов рублей, для учета форм значительного усиления рыночной власти через концентрацию нематериальных активов, касающихся информационных технологий или интеллектуальной собственности, то есть нематериальных активов, которые обычно не получат должного стоимостного отражения в бухгалтерских балансах.Изменения коснутся деятельности антимонопольного органа по контролю за соблюдением исполнения предписаний.В настоящее время антимонопольный орган не имеет инструментов контроля за исполнением предписаний иностранными хозяйствующими субъектами. В условиях цифровой экономики значительно меньше зависящей от государственных границ, необходимо сделать российское антимонопольное законодательство приближенным к существующим аналогам других стран. В пятом антимонопольном пакете предусмотрены меры, которые возможно принять в случае неисполнения иностранным лицом предписания по выставлению поведенческих требований или структурных условий экономической концентрации, выданного при рассмотрении предварительного ходатайства. В случае неисполнения предписания антимонопольный орган вправе обратиться в суд со следующими исковыми требованиями: о разрешении использования на территории России интеллектуальной деятельности, принадлежащей лицу, которому выдано предписание, о запрете оборота на территории России товаров,производимых и (или) реализуемых лицом.Является новеллой и совершенствует подход к координации экономической деятельности введение нового понятия «ценовой алгоритм», под которым понимается программное обеспечение, предназначенное для мониторинга цен на товарном рынке, расчет цен на товары и (или) контроля цен на товары либо совершенствования действий при участии в торгах. При этом использование программного обеспечения с целью заключения соглашения, направленного на поддержание цен на торгах, является нарушением антимонопольного законодательства, со всеми вытекающими последствиями по применению мер антимонопольного реагирования и привлечения в административной ответственности за заключение картеля.Наиболее сложно принимаются оппонентами Федеральной антимонопольной службы предлагаемые изменения по упразднению иммунитетов в отношении интеллектуальной собственности, предполагая возможное ущемление прав по неприкосновенности интеллектуальной собственности и свободы творческой деятельности. В действующей редакции Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» содержатся изъятия по применению норм антимонопольного законодательства в отношении интеллектуальной собственности. Не распространяются запреты, установленные для хозяйствующих субъектов, обладающих доминирующим положением, и заключивших соглашение в отношении интеллектуальной собственности.Вэпоху, когда интеллектуальная собственность является объектом монополизации и обладает реальной рыночной властью, требуется принять позицию антимонопольного ведомства о необходимости снятия иммунитета при реализации интеллектуальных прав на товарных рынках.2.3. Пути совершенствования антимонопольного регулированияАнализ нормативно-правовых, научно-исследовательских и практико-ориентированных публикаций последних лет свидетельствует об актуальности вопросов, связанных с развитием такого сектора экономики как цифровая экономика. Под цифровой экономикой понимается «новое качество экономической жизни», которое вызвано «масштабной цифровизацией и иной технологизацией производственных отношений» По мнению представителей Организации экономического сотрудничества и развития, цифровая экономика, состоящая из основанных на цифровых технологиях рынках, стимулирующих и упрощающих торговлю и оказание услуг, воздействует на общество и экономику в целом. На законодательном уровне в нашей стране создается ряд документов, заявляющих о необходимости развития цифровой экономики ввиду ее «существенного влияния на темпы роста ВВП», возможностей к «преобразованию приоритетных отраслей и социальной сферы» и «обеспечению информационной безопасности» на национальном уровне. При этом среди ключевых направлений развития цифровой экономики приоритетным считается стимулирование цифровых инноваций и инноваций в смежных отраслях. В этой связи уместен тезис о необходимости «ограничения регулирования в области цифровой экономики, сдерживающего развитие цифровых инноваций и их применение». Внастоящее время объекты интеллектуальной собственности – как отправная точка в инновационном процессе – пока пользуются иммунитетом от антимонопольного регулирования. Однако за последние пять лет ФАС разработала ряд законопроектов, регламентирующих отмену (существенное ограничение) антимонопольных иммунитетов по отношению к объектам интеллектуальной собственности. Основные аргументы в пользу отмены (ограничения) антимонопольных иммунитетов связаны с: – проблемой защиты отечественных компаний и сохранения баланса интересов участников цифровых рынков в связи с ростом влияния транснациональных корпораций на российских рынках в условиях цифровизации глобальной экономики. Так, по мнению ФАС для российских компаний несут угрозу такие крупные игроки на цифровом рынке, как Google, Apple, Microsoft, являющиеся обладателями программного обеспечения;– особенностями современного торгового оборота в сети Интернет, где основными участниками являются агрегаторы, которые – пользуясь своим преимущественным положением в условиях сбора, обработки и визуализации информации – способны устанавливать не всегда «справедливую» цену товара или услуги; – необоснованными преимуществами, получаемыми собственниками товаров, произведенных на основе патента (в отношении которых в настоящее время действуют антимонопольные иммунитеты). Последний «цифровой» законопроект (Пятый антимонопольный пакет), представленный ФАС в марте 2018 г. является предметом активных дискуссий среди действующих практиков. Так, ежегодный антимонопольный форум Объединения корпоративных юристов России (ОКЮР) уже второй год подряд поднимает вопрос об отмене иммунитетов на интеллектуальную собственность. Ключевые направления на пути к решению проблемы антимонопольного регулирования в цифровую эпоху представляют собой: 1) регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на особых – отличных от традиционных – цифровых рынках. Как показывает практика, именно на таких рынках и «происходят специфические нарушения»; 2) регулирование новых онлайн-технологий продвижения товаров и влияния таких технологий на устройство рынка; 3) внедрение в практическую деятельность ФАС новых технологий и инструментов. Среди действующих экспертов в области антимонопольного законодательства существует двоякое мнение об отмене антимонопольных иммунитетов по отношению к цифровой экономике. С одной стороны, эксперты отмечают, что государственное вмешательство «может привести к снижению темпов проникновения информационных технологий в различные сектора российской экономики, и в итоге – к регрессии». С другой стороны – подчеркивается необходимость антимонопольного регулирования цифровой экономики ввиду отсутствия возможности «создания нового» предпринимателями за счет «чрезмерных ограничений и барьеров» со стороны цифровых гигантов. Таким образом, при условии использования государственными органами новых, отличных от применяемых в традиционных отраслях, подходов к анализу рынков и соответствующих мер антимонопольного регулирования становится возможным стимулирование инновационного развития у мелких игроков, которые ранее не могли выйти на рынок цифровых технологий в условиях жесткой концентрации информации и цифровых платформ «в руках» крупных игроков, цифровых гигантов. Антимонопольное регулирование в цифровой экономике выступает условием инновационного развития, поскольку на цифровых рынках будет стимулироваться разработка новых технологий, а также вестись активная коммерциализация разработки со стороны большого количества новых игроков. Это не только повлечет за собой новый инновационный виток, но и обеспечит прогресс в отрасли в целом.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблемы монополии и политики по ее устранению всегда существовали и актуальны по сей день, именно поэтому государство постоянно должно присутствовать в данной сфере и осуществлять допустимый контроль за деятельностью фирм в условиях рыночной экономики, чтобы не допускать монополизации рынка современной российской экономики.Антимонопольное законодательство играет важную роль в поддержке государством рыночной конкуренции. То, насколько результативно будут применяться законодательные меры на практике, во многом определяет будущее состояние рыночной конкурентной среды не только в отдельном регионе, но и в масштабах всей страны. При этом важно понимать, что для продуктивного развития конкуренции нельзя ограничиваться антимонопольным законодательством или применением различных методов регулирования конкуренции. Необходимо стремиться к таким показателям, чтобы предоставить потребителям широкий выбор за счет появления новых производителей на рынке. Для достижения высокой эффективности функционирования экономики России политика страны должна быть направлена на решение широкого круга задач: от макроэкономической политики до защиты прав граждан и региональной политики, при этом более действенная реализация данных направлений возможна при взаимодействии органов власти всех уровней с бизнес-сообществом и институтами гражданского общества.Антимонопольное законодательство постоянно развивается, в связи с развитием экономики в период глобализации – это развитие вызывает новые преграды для честной конкуренции. В данной взаимосвязи целесообразен интерес ученых к проблематике процедуры рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства. Антимонопольные органы, необходимы для защиты конкуренции они осуществляют надзор и контроль в этой сфере, и недопущения ущемления прав субъектов данных отношений.Антимонопольное законодательство как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах совершенствуется, исходя из развития экономики страны и ее стратегических направлений. На современном этапе оно претерпевает развитие в части законотворческих инициатив и повышения эффективности деятельности антимонопольного органа с целью решения существующих проблем. Развитие антимонопольной политики в Российской Федерации направлено на создание условий для добросовестной конкуренции и предупреждение монополизации рынка, что является ключевым условием эффективного развития экономики любой страны, а также ее процветания.В эпоху, когда интеллектуальная собственность является объектом монополизации и обладает реальной рыночной властью, требуется принять позицию антимонопольного ведомства о необходимости снятия иммунитета при реализации интеллектуальных прав на товарных рынках.При условии использования государственными органами новых, отличных от применяемых в традиционных отраслях, подходов к анализу рынков и соответствующих мер антимонопольного регулирования становится возможным стимулирование инновационного развития у мелких игроков, которые ранее не могли выйти на рынок цифровых технологий в условиях жесткой концентрации информации и цифровых платформ «в руках» крупных игроков, цифровых гигантов. Антимонопольное регулирование в цифровой экономике выступает условием инновационного развития, поскольку на цифровых рынках будет стимулироваться разработка новых технологий, а также вестись активная коммерциализация разработки со стороны большого количества новых игроков. Это не только повлечет за собой новый инновационный виток, но и обеспечит прогресс в отрасли в целом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 26.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями от 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. N 34 ст. 3426Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы") // Собрание законодательства РФ, 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 8111Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI (с изм. от 15.04.1998) "О кооперации в СССР". // Ведомости Верховного Совета СССР, - 1988, - N 22, - ст. 355Антимонопольное право: Учебник / Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В.– М.: РГУП, 2015. – С. 42.Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: монография / под ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова и Е. А. Войниканис. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. – С. 7-8.Байдаров А.Д. Антимонопольное законодательство в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ / А.Д. Байдаров // Право и государство: теория и практика. - 2015. - №11. - С. 139-143Белоусова Н.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий /Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. - М.: КомКнига, 2017. - С. 76.Глушак Н.В. Управление инновационными процессами в экономике как мера обеспечения экономической безопасности страны /Н.В. Глушак, М.А. Муравьева. // Рос. экон. журнал. - 2015. - №2. - С. 61-63.Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства //Рос. экон. журнал. - 2016. - N 3. - С.28-33.Государственное регулирование рыночной экономики рук. авт. кол. В. И. Видяпин. - М.: Путь России: Эконом. лит., 2015. - С. 58.Касьянов Ю.В. Монополия как фактор современной экономики / Ю.В. Касьянов. - Волгоград, 2017. - С. 71.Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство /И. Кирцнер. - М.: Юнити, 2015. – С. 210.Муравьева М.А. Обеспечение экономической безопасности России в условиях современной геополитической нестабильности /М.А. Муравьева, О.Г. Назарова, В.В. Силаева // В сборнике: Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика // Материалы международной научно-практической конференции. 2017. - С. 340-343.Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ruОфициальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ruПлатонова А.В. Кластерная организация взаимодействия участников инновационных процессов /А.В. Платонова, Е.В. Пустынникова // В книге: Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы под редакцией А.В. Бабкина. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 462-481.Полонкоева Ф.Я. Направления исследований правовых институтов с позиций экономической обусловленности права / Ф.Я.Полонкоева, Л.М. Ведзижева // Colloquium-journal. - 2018. - № 13-10 (24). - С. 43-44.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018г. "Послание Президента Федеральному Собранию" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/Предлагаемые поправки могут нанести серьезный ущерб и ухудшить развитие Российской Федерации в области инноваций. Доступ из http://sroportal.ru/news/pmef-2018-antimonopolnoe-regulirovanie-tormozit-razvitie-texnologij/Романова А. Н. Конкуренция и предпринимательство / А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – С. 239Силаева В.В. Обеспечение конкурентных преимуществ как условие эффективности управленческой деятельности в экономике предприятия / В.В. Силаева,М.А. Муравьёва, О.Г. Назарова // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 4 (34). - С. 88-94.Силаева В.В. Управление конкурентоспособностью как фактор инновационного развития предприятия /В.В. Силаева,М.А. Муравьёва, О.Г. Назарова // В сборнике: Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 86-89.Фонарева Н. Е. О критериях экономической эффективности антимонопольной политики /Н. Е. Фонарева, А. Е. Шаститко // Вестник МАП России. - 2017. - №2. - С. 14-18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 26.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями от 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434
6. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. N 34 ст. 3426
7. Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы") // Собрание законодательства РФ, 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 8111
8. Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI (с изм. от 15.04.1998) "О кооперации в СССР". // Ведомости Верховного Совета СССР, - 1988, - N 22, - ст. 355
9. Антимонопольное право: Учебник / Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В.– М.: РГУП, 2015. – С. 42.
10. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: монография / под ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова и Е. А. Войниканис. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. – С. 7-8.
11. Байдаров А.Д. Антимонопольное законодательство в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ / А.Д. Байдаров // Право и государство: теория и практика. - 2015. - №11. - С. 139-143
12. Белоусова Н.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. - М.: КомКнига, 2017. - С. 76.
13. Глушак Н.В. Управление инновационными процессами в экономике как мера обеспечения экономической безопасности страны / Н.В. Глушак, М.А. Муравьева. // Рос. экон. журнал. - 2015. - №2. - С. 61-63.
14. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Рос. экон. журнал. - 2016. - N 3. - С.28-33.
15. Государственное регулирование рыночной экономики рук. авт. кол. В. И. Видяпин. - М.: Путь России: Эконом. лит., 2015. - С. 58.
16. Касьянов Ю.В. Монополия как фактор современной экономики / Ю.В. Касьянов. - Волгоград, 2017. - С. 71.
17. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер. - М.: Юнити, 2015. – С. 210.
18. Муравьева М.А. Обеспечение экономической безопасности России в условиях современной геополитической нестабильности / М.А. Муравьева, О.Г. Назарова, В.В. Силаева // В сборнике: Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика // Материалы международной научно-практической конференции. 2017. - С. 340-343.
19. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru
20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
21. Платонова А.В. Кластерная организация взаимодействия участников инновационных процессов / А.В. Платонова, Е.В. Пустынникова // В книге: Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы под редакцией А.В. Бабкина. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 462-481.
22. Полонкоева Ф.Я. Направления исследований правовых институтов с позиций экономической обусловленности права / Ф.Я. Полонкоева, Л.М. Ведзижева // Colloquium-journal. - 2018. - № 13-10 (24). - С. 43-44.
23. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018г. "Послание Президента Федеральному Собранию" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/
24. Предлагаемые поправки могут нанести серьезный ущерб и ухудшить развитие Российской Федерации в области инноваций. Доступ из http://sroportal.ru/news/pmef-2018-antimonopolnoe-regulirovanie-tormozit-razvitie-texnologij/
25. Романова А. Н. Конкуренция и предпринимательство / А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – С. 239
26. Силаева В.В. Обеспечение конкурентных преимуществ как условие эффективности управленческой деятельности в экономике предприятия / В.В. Силаева, М.А. Муравьёва, О.Г. Назарова // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 4 (34). - С. 88-94.
27. Силаева В.В. Управление конкурентоспособностью как фактор инновационного развития предприятия / В.В. Силаева, М.А. Муравьёва, О.Г. Назарова // В сборнике: Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 86-89.
28. Фонарева Н. Е. О критериях экономической эффективности антимонопольной политики / Н. Е. Фонарева, А. Е. Шаститко // Вестник МАП России. - 2017. - №2. - С. 14-18

Вопрос-ответ:

Что такое антимонопольное регулирование?

Антимонопольное регулирование — это система законодательных и иных правовых, организационных и экономических мер, направленных на поддержание конкуренции и предотвращение возникновения и расширения монополий в экономике страны.

Какие виды монополий существуют?

Исторически сложилось несколько видов монополий: естественные, искусственные, государственные и международные монополии. Естественная монополия возникает в ситуации, когда только одна фирма может эффективно обслужить весь рынок. Искусственная монополия создается путем исключения конкуренции на рынке, например, путем соглашений между фирмами. Государственная монополия возникает, когда государство обеспечивает право на исключительность в некоторой отрасли экономики. Международная монополия формируется, когда фирмы из разных стран объединяются и становятся единственными производителями на мировых рынках.

Какие меры предусмотрены для ответственности за нарушение антимонопольного законодательства?

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрены различные меры ответственности в зависимости от характера нарушения. Это могут быть штрафы, запреты на осуществление определенной деятельности, аннулирование сделок, возмещение ущерба, а также привлечение к уголовной ответственности в случаях, когда нарушение сопровождалось преступными действиями.

Что делает ФАС РФ?

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС РФ) является государственным органом, осуществляющим антимонопольное регулирование в России. Ее основные задачи включают контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрение дел о нарушении конкуренции, регулирование слияний и поглощений, а также содействие развитию конкуренции на рынке.

Что такое монополия и какие виды монополий существуют?

Монополия - это экономическое понятие, означающее доминирующее положение одного предприятия или группы предприятий на рынке товаров или услуг. Виды монополий могут различаться в зависимости от основы, на которой они основаны. Например, естественная монополия возникает, когда эффективность производства находится настолько велика, что только одно предприятие может предложить товары или услуги по самым низким ценам. Другим примером является искусственная монополия, которая возникает благодаря применению различных стратегий, чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Какие последствия нарушения антимонопольного законодательства?

Нарушение антимонопольного законодательства может привести к юридической ответственности. За нарушение правил антимонопольного законодательства предусмотрены различные санкции, включающие штрафы и административные взыскания. Кроме того, предприятие, допустившее нарушение, может быть обязано прекратить недобросовестную конкуренцию и восстановить условия конкуренции на рынке.

Какие проблемы существуют в антимонопольном регулировании в России?

Существуют различные проблемы в антимонопольном регулировании в России. Одной из них является сложность выявления и доказательства нарушения антимонопольного законодательства. Также проблемой является недостаточная эффективность применения антимонопольных мер, что позволяет недобросовестным предприятиям продолжать свою деятельность. Еще одной проблемой является несоответствие антимонопольного законодательства мировым стандартам и отсутствие современных инструментов для регулирования.

Что такое антимонопольное регулирование и как оно работает в России?

Антимонопольное регулирование - это система мер, направленных на предотвращение и пресечение монополистической деятельности и иных ограничений конкуренции. В России антимонопольное регулирование осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС РФ), которая ведет надзор за соблюдением антимонопольного законодательства, расследует нарушения и применяет санкции в случае их выявления.