Применение указаний «учительного известия» на практике
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 26.09.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Общие сведения об источнике 5
1.1.Исторический аспект 5
1.2.Содержание источника 9
Глава 2.Основные аспекты содержания источника и их применения на практике 23
2.1.Требования к совершителю Таинства 23
2.2.Требованиям к предметам. Смысл Евхаристии 26
Заключение 32
Список литературы 34
А именно, речь идет о глубоком духовном чувствовании человека. Это чувствование подскажет христианину, стоит ли ему принять священство. Начало промыслительной подготовки к священству должно быть задолго до того, как человек примет сан. Конечно же, у христианина должно быть личное желание посвятить себя этой деятельности.Кроме того, особое внимание в рассматриваемом источнике уделяется требованиям к состоянию священника, который совершает Литургию. В частности, священнодействовать не могут те лица, которые находятся под клятвой, запрещены или отлучены. Также священник должен пребывать в мире со всеми – это очень важное требование к тому, чтобы осуществлять допуск священнослужителя для совершения Таинства.В «Известиях» указано, что служение и причащение натощак – это правило Карфагенского собора, соответственно, оно должно неукоснительно соблюдаться.Также особое внимание священник должен обратить на воздержание от плотского общения с женою перед служением Евхаристии, есть ссылки на определенные правила: 4 и 81 правила Карфагенского собора, и 13 правило IV Вселенского собора, которое связывает данное требование с Апостольским преданием. О воздержании после причастия говорит и Вальсамон.Кроме того, в рассматриваемом нами источнике особое внимание уделено тому, какие есть препятствия для достойного служения Литургии, а именно: наличие рассеяния помыслов, тоскливости, уныния и осквернения во сне. И все же, священник может данные недостатки преодолеть посредством молитвы, раскаяния, слез. Относительно молитвенного правила перед совершением Евхаристии «Известие» предписывает совершение вечерни, повечерих и молитв ко сну и определенных себе канонов и акафистов, в утреннее время – полунощници, утрени, также здесь указаны: часы первый, третий, шестой и девятый и изобразительны (если Литургии не будет).Согласно рассматриваемому источнику, тело и душа священника должны пребывать в чистоте. Священнику надлежит постоянно исповедоваться перед собственным духовником. 2.2.Требованиям к предметам. Смысл ЕвхаристииМатериальным аспектам совершения Литургии также уделено внимание.В частности, здесь указано, что тканный или бумажный антиминс должны быть целостными, святой престол должен иметь правильное облачение, церковь – освящена, если случилось ее осквернение пролитием крови, язычниками или еретиками, если храм осквернен, то совершать Евхаристию нельзя, надлежит сначала храм очистить. Данные правила связаны с практикой и постановлениями Восточной церкви, которые к XVII-XVIII векам были тщательно и детально разработаны.Предметы для литургии: первых это антиминс, а для престола срачица, индития и литон, все они должны быть благообразными на вид и ни в коем случае не дырявым или грязным. Если же Церковь или престол будет осквернён от человеческой крови или другой телесной нечистоты, то должно с благословения архиерея это очистить. До этого момента не должно совершать Литургию. В пятой главе описывается, какие необходимы священные сосуды для служения. Это потир или чаша, дискос, звездица и лжица. Для них необходимы три благообразных на вид покровца. Для сосудов есть определённые требования относительно их материала. Для службы необходима книга «Служебник», на память запрещается произносить молитвы. Так же нельзя служить без зажжённых свечей на престоле, жертвеннике, и перед иконами - для выхода. Должно иметь прислужника в алтаре мужского пола. Во время службы иерей должен пребывать в мире, кротости и благоговении; благоговейными должны быть и все движения его рук, и другие действия.Особое внимание уделено хлебу, вину для совершения Евхаристии.В «Известиях» актуальна концепция Евхаристии, которая была сформулирована, прочувствована Святыми Отцами Церкви, в частности, свт. Иоанном Златоустом.Итак, в первую очередь, следует коснуться вопрос относительно действительности Тела и Крови Христа в Евхаристии. Относительно первого вопроса – представляют ли хлеб и вино действительные Тело и Кровь Христа по самому своему существу – можно сказать, что свт. Иоанном Златоустом он решается в положительном ключе. Это указано во многих его творениях. Причем, святитель выражает свое удивление тому, что люди сожалеют о том, что не были современниками Христа, но при этом обладая Таинством Евхаристии. Как считал Иоанн Златоуст, данное Таинство дает возможность узреть Христа, прикоснуться к Нему так, как они прикасались бы к Нему, если бы жили в Палестине в первой половине I века нашей эры. «Вот ты видишь Его, - говорит свт. Иоанн, - прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться и вкушать и принимать внутрь (αψασθαι και φαγειν και λαβεινενδον)».Это позволяет говорить о том, что евхаристические хлеб и вино – это есть истинное Тело, Кровь Христа. Свт. Иоанном Златоустом, когда речь заходит о вкушении Христа, употребляются достаточно реалистичные выражения – например, святитель пишет, что мы «угрызаем» Христа. Однако учение свт. Иоанна Златоуста об Евхаристии является настолько сложным, прикровенным, что дает возможности для появления разного рода трактовок и интерпретаций. Например, согласно позиции протестантских богословов, слова Иоанна Златоуста обладают спиритуалистическим характером. А это значит, что учение святителя об Евхаристии является символическим. В частности, это такие выражения, как «духовная пища», «духовное питие», «пиршество духовное».И все же, для православных богословов здесь отсутствует какое-то противоречие. Здесь уместно обратиться к толкованию Златоуста на слова ап. Павла: «все пили одно и то же духовное питие» (1 Кор. 10, 4) (речь идет о той воде, которую Моисей высек из скалы – см. Исх. 17, 1-7). Святитель дает следующий комментарий: «Он назвал это питие духовным не потому, чтобы оно было таким по своей природе, но потому, что было таким по способу произведения. (…) Не свойство камня, но сила действующего Бога произвела эти потоки». Таким образом, Евхаристия является духовной пищей, поскольку ее совершение достигается в том числе и посредством силы Святого Духа. Также свт. Иоанном Златоустом была развита мысль о том, что евхаристическое и историческое Тело Христово являются тождественными. Данная идея обладает большим сотериологическим значением. Согласно позиции святителя, Тело и Кровь Христа, которым осуществляется причащение в Таинстве Евхаристии, являются теми же самыми Телом и Кровью, которые Иисус имел в Своей жизни. Ради спасения человечества Христос воплотился, обрел плоть и кровь, прошел через крестные муки. И каждый раз мы через Таинство причащаемся Его Плоти и Крови. Евхаристическое Тело – это «то самое Тело, которое было окровавлено, прободенокопием, источило всей Вселенной спасительные источники – кровь и воду». Иоанн Златоуст пишет о том, что Христос воскрес, однако вознесение на небо не означает, что Его человеческая Плоть нам не осталась. Евхаристическое Тело является Телом, рожденным от Пресвятой Богородицы, пострадавшим, воскресшим, восславленным Телом Христовым. Этим и объясняется сотериологическое значение Таинства Евхаристии. 24 беседа свт. Иоанна на Первое послание к Коринфянам содержит весьма важную мысль о том, что Христос дал нам Свою Плоть, чтобы мы избавились от греха, причастились Его Плоти, лишенной смерти и греха, а также обрели жизнь бессмертную. Получается, что Христос выполнил миссию исцеления всей человеческой природы, а мы в Таинстве Евхаристии также получаем исцеление, становимся носителями обоженого Тела Христова.Это подводит к мысли о том, что Евхаристия – это есть связь между искупительным делом Христа и человечеством. Без Таинства Евхаристии мы не можем быть удостоенными Искупления. Также особое внимание следует обратить на аспект евхаристическогопреложения в учении свт. Иоанна Златоуста. Святитель говорил именно об онтологическом изменении хлеба и вина действием Святого Духа. Онтологическое претворение хлеба и вина в Тело и Кровь есть сверхъестественное событие, иначе говоря, чудо. Совершение его невозможно произвести человеческою силою. Так оно и есть. «Не человек, - говорит Златоуст, - претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, - но Сам распятый за нас Христос». Претворение совершает Христос как Первосвященник Нового Завета, но действием Святого Духа. Так христологический аспект Евхаристии восполняется пневматологическим. Прежде претворения Даров священник молится, «воздевая руки к небу, призывая Духа Святого, чтобы Он сошел и коснулся предлежащего». После же сошествия Святого Духа на Дары – «когда Он коснулся предлежащих Даров, (…) ты видишь Агнца уже закланного и изготовленного». «Без благодати Духа не могло бы быть Таинственного Тела и Крови».Златоуст предостерегает против того, чтобы совершать причащение недостойно, а именно, речь идет о причастии небрежном, неблагоговейном, неуважительном. Достойное причащение в понимании Иоанна Златоуста означает, что оно совершается в состоянии духовного трепета, пламенной любви, верой в том, что Христос реально присутствует в Святых Дарах, необходимо сознавать величие момента и данной святыни. Ни в коем случае нельзя полагать, что принимаешь просто хлеб и просто вино. В таинстве Евхаристии происходит единение верующих со Христом. И данный процесс описан Иоанном Златоустом достаточно подробно и натуралистично: «Для того Он смешал Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это знак самой сильной любви... Чтобы ввести нас в большую дружбу с Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами Плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание. Будем же отходить от этой трапезы, как львы, дышащие огнем, страшные для диавола, помышляя о нашей Главе и о той любви, какую Он показал к нам».Также в учении свт. Иоанна Златоуста четко прослеживается мысль о том, что Евхаристия является Жертвой. А точнее, Евхаристия – это есть жертва Богу, тесно связанная с жертвой, принесенной на Голгофе. Во время Таинства Евхаристии нами приносится жертва, аналогичная той, которая была принесена Христом. Данный вывод органично связан с понятием тождественности между евхаристическим и историческим Телом Христовым. Итак, Тело Христово является единым, речь идет о том Теле, которое Иисусом было принесено в жертву за спасение мира, это Тело является хлебом Жизни, который подается во время таинства Евхаристии. Жертва Христа была очищающей, во время Таинства Евхаристии мы приносим жертву, которая не может оскудевать, гораздо лучше здесь было бы сказать о том, что верующим совершается постоянное воспоминание Христовой жертвы. Не имеет значения, сколько раз совершается Литургия. Сама жертва не может повториться, она актуализируется, верующие посредством Евхаристии осознают реальность данной жертвы, чувствуют ее. Так осуществляется исполнение заповеди Христа «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24).Евхаристия совершается на простом или квасном хлебе, но не на пресном. Указывается, что хлеб должен быть свеж и хорош на вид, но не помазанным маслом, молоком или яйцами. Использование другого хлеба категорически запрещено. Веществом же для Крови может быть только вино и только из виноградных плодов, с характерным вкусом и запахом вина, смешивать его с чем-то нельзя. Если служащий использует неподобающие вещества, то его извергают из сана.Так же во время службы, когда полагается разбавлять вино водой, если этого не будет сделано или вино изменит вкус, то это тоже будет считаться смертным грехом. ЗаключениеИтак, рассматриваемый источник предъявляет большие особые требования к священнослужителям. Тексты Нового завета, Апостольские послания, постановления Соборов содержат те сведения, которые представляют важность для осознания сущности служения священника, его пастырской миссии. Эти сведения и стали основой «Известий». Канонические требования к миссии священника основаны на том, чтобы священники совершали благодатные священнодействия, придерживались принципов веры и церковной дисциплины, без которой существование Церкви и священнического служения представить довольно трудно. Эти нормы выделяют несколько основных функций пастыря в Церкви Христовой, которые были сформулированы в Апостольских Посланиях и Правилах: пастырь – это ходатай перед Богом, пастырь – совершитель Таинств, пастырь является проповедником, духовником и законоучителем. Соответственно, все нормы канонического служения опираются на данные функции как реализацию священнической миссии.Все канонические требования к священнослужителям и возможности совершения ими Литургии можно разделить на группы: физические требования, моральные требования, сугубо духовные требования. Священнослужитель постепенно приходит к тому, что вся его жизнь становится наполненной молитвами, бдением, духовным и нравственным трудом, постом и т.д. Только такому священнику под силу повести за собой других людей, донести до них Слово Божие. Таким образом, священнослужитель предается молитве, пребывает в священном безмолвии, изучает Священное Писание, совершенствует собственные помыслы, себя, занимается укрощением всех своих греховных проявлений, стремится оказать духовную помощь людям. Он полностью сосредоточен на процессе духовного и нравственного совершенствования, делания. Венцом истинной христианской жизни священнослужителя является смирение и смиренномудрие.Согласно «Известиям», священнослужитель должен пребывать в состоянии физической и духовной чистоты.Особое внимание здесь уделено совершению Литургии, Евхаристии. «Известия» предписывают строгое следование внешним и внутренним правилам совершения Литургии. Условия, которые требуются для совершения этих Таинств, следующие:– Храм святой (т.е. церковь), устроенный для собрания благодарственного Богу Всетворцу, в Троице Единому, молитвы, просвещения и очищения от грехов, должен быть освящен от самого архиерея, или в него должен быть прислан освященный антиминс и совершено освящение этого храма по чину священническому.– Священник должен быть человеком избранным, честным, знающим священную грамоту и правильно рукоположенным от архиерея. (Избрание священников в настоящее время не производится в полной мере, кандидаты на рукоположение в священный сан пишут прошение о своем рукоположении сами).– Одеяния священные иерей должен иметь по установленному богопреданному чину: стихарь, епитрахиль, нарукавницы, пояс, фелонь. Диакон же – стихарь, нарукавницы и орарь, полагающийся на левое плечо. Божественные Литургии без этих одежд служить иерею и диакону не подобает. Если же иерей дерзнет совершить Таинство без этих одежд, то смертно согрешит и будет извергнут из сана.– Прочие же святые Тайны, молитвы и пения в церкви совершаются в тех облачениях священных одежд, которые указываются для данного чина по уставу.Список литературыБаев Д. Краткий обзор и содержание «Известия учительнаго».// http://vdschool.ru/publikacii/article_post/kratkiy-obzor-i-soderzhanie-izvestiya-uchitelnago---baev-dmiИзвестие учительное.// https://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-sovremennom-yazykeИлларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXIV на Первое послание к Коринфянам. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_65/Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. – Т. 1 – репринт. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2001.Николай (Летуновский), иеродиакон. История и содержание «Известия учительного».// http://www.mepar.ru/library/vedomosti/2/424Панайотис Н. Обожение. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/76167/Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.htmlШиманский Г.И. Литургика: Таинства и обряды [Электронный ресурс]. – М., 2003. – Режим доступа: http://www.typikon.ru/books/shimansky.pdfЯблоков И. Н. Религиоведение./И. Н. Яблоков. – М.: Высшая школа, 2005. – 508 с.
1. Баев Д. Краткий обзор и содержание «Известия учительнаго».// http://vdschool.ru/publikacii/article_post/kratkiy-obzor-i-soderzhanie-izvestiya-uchitelnago---baev-dmi
2. Известие учительное.// https://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-sovremennom-yazyke
3. Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128
4. Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/
5. Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXIV на Первое послание к Коринфянам. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_65/
6. Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. – Т. 1 – репринт. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2001.
7. Николай (Летуновский), иеродиакон. История и содержание «Известия учительного».// http://www.mepar.ru/library/vedomosti/2/424
8. Панайотис Н. Обожение. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/76167/
9. Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/
10. Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1
11. Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.html
12. Шиманский Г.И. Литургика: Таинства и обряды [Электронный ресурс]. – М., 2003. – Режим доступа: http://www.typikon.ru/books/shimansky.pdf
13. Яблоков И. Н. Религиоведение./И. Н. Яблоков. – М.: Высшая школа, 2005. – 508 с.
Вопрос-ответ:
Какие сведения содержатся в первой главе источника?
В первой главе источника содержатся общие сведения об историческом аспекте источника.
Какие требования предъявляются к совершителю Таинства в источнике?
Источник описывает требования к совершителю Таинства, включая духовное чувствование и глубокое понимание священства.
Какие требования предъявляются к предметам Смысл Евхаристии?
В источнике описаны требования к предметам Смысл Евхаристии, которые являются сакральными и имеют особое значение в церковной практике.
Какое значение имеет глубокое духовное чувствование человека, о котором говорится в статье?
Глубокое духовное чувствование помогает христианину определить, стоит ли ему принять священство, и является важным фактором для принятия такого решения.
Что описывает начало промыслительной статьи?
Начало промыслительной статьи рассказывает о глубоком духовном чувствовании человека и его значении при решении вопроса о принятии священства.
Какие требования предъявляются к совершителю Таинства?
Согласно указаниям учительного известия, требования к совершителю Таинства включают глубокое духовное чувствование, которое поможет христианину определить, стоит ли ему принять священство.
Какие требования предъявляются к предметам Смысл Евхаристии?
Указания учительного известия предъявляют требования к предметам Смысл Евхаристии, однако конкретные детали не указаны в статье.
Что такое глубокое духовное чувствование?
Глубокое духовное чувствование - это состояние, при котором человек осознает свою духовность, связь с Богом и способность постигать духовные истины. Оно помогает человеку принимать правильные решения, в том числе относительно священнического служения.
Какие основные аспекты содержания источника могут быть применены на практике?
Источник содержит основные аспекты, включающие требования к совершителю Таинства, требования к предметам Смысл Евхаристии, а также вопросы исторического аспекта. Эти аспекты могут быть применены на практике в религиозных обрядах и ритуалах.
Какое значение имеет промыслительное начало в принятии священства?
Промыслительное начало в принятии священства означает, что христианин должен тщательно обдумать, соответствует ли его духовное состояние и склонности заниматься священническим служением. Это поможет избежать ошибок и находить гармонию в духовной практике.
Что такое учительное известие?
Учительное известие - это духовное наставление, данные учителем своему ученику. В христианском контексте, учительное известие относится к наставлениям и рекомендациям, которые духовный наставник (священник, наставник по духовной жизни и т.д.) дает верующему в целях развития и укрепления его духовной жизни.
Какие требования предъявляются к совершителю Таинства?
Совершение Таинства - особый духовный акт, и требования к его совершителю очень высоки. Священник, совершающий Таинство, должен быть человеком, освященным и благочестивым, обладающим духовной силой и мудростью. Он должен иметь безупречный характер, быть преданным богу и готовым представлять себя как служитель веры и духовного наставления.