Лидерство в ценах в условиях олигополии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 29.09.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Рыночная власть, ценообразование в условиях олигополии 5
1.1. Рынок и рыночная власть 5
1.2. Формирование рыночной цены в условиях олигополии 6
2. Лидерство в ценах в условии олигополии на примере авиационной отрасли 11
2.1. Структура и ключевые участники российского рынка гражданской авиации 11
2.2. Анализ ценообразования в условии олигополии на примере авиационной отрасли 20
Заключение 28
Список литературы 30




Фрагмент для ознакомления

Объемом предложения называется количество продукции, которое имеется к реализации в единицу времени при определенных условиях.Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения претерпевает воздействие во множестве факторов, например: цена реализуемого товара и товаров-аналогов, применяемые производственные технологии, налоговый и дотационный режим, природные условия, потребительское предпочтение и другие.На большинство товаров рост цены вызывает увеличение объема предложения. Ценой предложения называют такую минимальную стоимость, по которой реализаторы готовы представить на рынке определенное количество продукции.Взаимодействие спроса и предложения, рыночное ценообразование диктуют определенные условия. Перечислим те из них, которые оказывают влияние на рост объема рыночного предложения.Уменьшение цены используемых в производстве ресурсов.Снижение цен на товары-конкуренты.Повышение цены сопутствующих товаров.Развитие производственных технологий.Снижение налогового бремени или получение государственных дотаций.Благоприятные условия погоды – актуально для сельскохозяйственного производителя.Объем и функция предложения зависят от большого количества факторов. Спрос и предложение в рыночной экономике являются тесно взаимосвязанными категориями, но по своей зависимости от цены продукции они противоположны. Если спрос имеет обратную зависимость от стоимости, то предложение имеет прямую зависимость. При повышении цены растет и объем предлагаемого к реализации продукта, при снижении цены – предложение падает. Эта прямая зависимость количественной характеристики предложения от стоимости и называется законом предложения.Этот закон демонстрирует, что интересы производителей и потребителей в рыночной экономике противоположны. Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения призвано примирить интересы всех участников товарно-денежных отношений.Как на объем спроса, так и на объем предложения оказывает влияние изменение стоимости товара. Зависимость изменения размера предложения по отношению к приросту стоимости называется ценовой эластичностью. Предложение считается неэластичным, если изменение цены не оказывает влияния на его объем.На эластичность предложения влияют следующие факторы.Время реакции производителей на изменение цены. Многие производители в силу специфики производственного процесса (длительности производственного цикла) не могут оперативно изменить предложение в ответ на рост цены. В долгосрочной перспективе такое изменение более заметно.Производственные мощности, применяемые технологии.По своему характеру эластичность предложения оказывает влияние на поведение покупателей, обратное тому, что имеет эластичность спроса. Функции рыночного спроса и предложения определяются в конечном итоге поведением потребителя, являющегося главным действующим лицом рыночных отношений.Баланс очень важен в экономике. В процессе функционирования экономическая система становится максимально эффективной при достижении состояния, наиболее приближенного к равновесию. При возникновении существенных отклонений от точки равновесия происходят спад экономической активности, финансовые кризисы. Это, в свою очередь, приводит к росту неудовлетворенности потребностей конечного потребителя и неэффективному использованию ограниченных ресурсов.Наиболее наглядно рыночное равновесие показывает взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения. Когда эти два понятия достигают баланса, стоимость товара становится равновесной ценой, а объем произведенной продукции – равновесным объемом.В рыночных условиях равновесная цена приводит в соответствие предложение и спрос на каждую товарную единицу, что ведет к такому распределению доходов между участниками товарооборота, которое соответствует количеству находящихся у них материальных ценностей.Из практики видно, что спрос является более мобильным показателем, нежели предложение. Он может быстро варьироваться в зависимости от предпочтений, моды, доходов, прочих причин. А предложение реагирует на спрос с некоторым запозданием. В связи с этим достижение рыночного равновесия является постоянной, но практически недостижимой целью. Если экономика, претерпевшая вмешательство или потрясение, самостоятельно способна вернуться к равновесному состоянию, то она считается устойчивой, стабильной. Такая экономическая система не требует государственного вмешательства и сама приводит в соответствие нарушенные спрос, предложение и рыночное равновесие. В противном случае возникает необходимость государственного регулирования экономических процессов.Рисунок 3 - Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок (ВВЛ+МВЛ) в ГА РФ, руб./ткмРост себестоимости воздушных перевозок после 2008 г., вследствие перевооружения парка ВС, существенно ( ~ в 2 раза за 2008 ÷ 2016 гг.) отстает от темпов инфляции в российской экономике.Рисунок 4 - Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2004/2014/2018 г.Изменение структуры себестоимости в период 2004 - 2017 гг. привело к росту удельного веса постоянных статей расходов на авиаперевозки, что повысило риски авиатранспортного бизнеса.Таким образом на рынке гражданской авиации ценообразование формируется на основании спроса потребителей и сформированного картеля участников рынка: S7, Аэрофлот, Уральские авиалинии и Ютейр.ЗаключениеВ заключение представленной курсовой работы можно сделать вывод, что все поставленные во введение задачи выполнены и цель исследования достигнута.Одной из наиболее распространенных моделей несовершенной конкуренции является олигополия. Для нее типичны следующие признаки: 1. Небольшое количество фирм в отрасли. Производство как однородных, так и дифференцированных продуктов. Высокий уровень концентрации производства. Взаимозависимость всех фирм на рынке при установлении цен. Таким образом, олигополия — это структура рынка, когда количество фирм в отрасли является небольшим, и все они взаимозависимы при проведении политики ценообразования. Основные причины образования олигополии во многом совпадают с причинами существования чистой монополии. В условиях олигополии каждая из немногих крупных фирм знает, что если она снизит цену для расширения объема продаж, то другие фирмы для сохранения своей доли рынка вынуждены будут сделать то же самое. В результате у каждой фирмы при прочих равных условиях останется прежняя доля продаж при снижении прибыли. Поэтому ценовая конкуренция невыгодна для всех фирм, действующих в условиях олигополии.Воздушный транспорт является самым прибыльным и востребованной среди других отраслей пассажирских и грузовых перевозок.Анализ отрасли пассажирских авиаперевозок показал, что в 2017 г. перевозки российских авиакомпаний, совершив посткризисный «отскок», впервые превысили 105 млн пасс. Основные расходы авиакомпаний приходятся на платежи по аренде и лизингу за воздушные суда. Именно данный фактор становится одним из решающих в формирование стоимости билета на авиаперевозки пассажиров. Темп роста среднеотраслевого авиапассажирского тарифа ВВЛ (на 1 пасс-км) в 2012 ÷ 2018  гг. составил рост примерно в 1,5 раза отставал от темпов инфляции. Из-за ограниченнойплатежеспособности потребителей, средний рост тарифов в сфере пассажирских авиаперевозок составил 7,4%, отставая от роста затрат. В сложившейся ситуации отрасль существенно ухудшила финансовые результаты деятельности. Убыточными стали даже международные воздушные линии, чего практически не наблюдалось в предыдущие годы. Убытки авиационной отрасли по итогам 6 месяцев 2018 года достигли 40,75 млрд. руб. по сравнению с 18,21 млрд. руб. за аналогичный период 2017 года.Особенностью российского рынка авиации является тот факт, что авиакомпаниям предоставляется государственная поддержка, которая заключается в создании благоприятных условий для развития отрасли, регулировании и активном участии самого государства в её финансировании.Основной перспективой развития отрасли пассажирских авиаперевозок называют– развитие лоукостеров.Список литературыБланшар, О. Макроэкономика: Учебник / О. Бланшар. - М.: ГУ ВШЭ, 2015. - 653 c.Киреев, А.П. Международная макроэкономика: Учебник / А.П. Киреев. - М.: МО, 2016. - 592 c.В.В. Поляков, Р.К. Щенин Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. М.: 2015. С.526Орешкин В.А. Показатели развития мировой экономики, экономики зарубежных стран и России, международной торговли и внешней торговли России. М.: ВАВТ, 2017.Баликоев, В.З. Общая экономическая теория [Текст]: Учебник / В.З. Баликоев. - 16-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.Бардовский, В.П. Экономическая теория [Текст]: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 400 с.Вечканов, Г.С. Экономическая теория [Текст]: Учебник для вузов. 3-еизд. Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов. — СПб.: Питер, 2016. — 512 с.Викулина, Т.Д. Экономическая теория [Текст]: Учебное пособие / Т.Д. Викулина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 209 с.Макроэкономика : практикум : основные понятия, формулы, задания, тесты, задачи, проблемы, литература / [П. В. Арефьев и др.] ; под редакцией Р. М. Нуреева. — Москва : Норма : Инфра-М, 2015. — 399 с.Макроэкономика : учебник для академического бакалавриата / [А. В. Аносова и др.] — Москва : Юрайт, 2015. — 527 с.Розанова, Н.М. Макроэкономика : учебник для магистров / Н. М. Розанова. — Москва :Юрайт, 2017. — 813 с.Симкина, Л.Г. Макроэкономика : учебное пособие / Л. Г. Симкина. — Москва :КноРус, 2016. — 336 с.Демин С.С., Джамай Е.В. Анализ текущих тенденций и прогноз развития отечественного рынка гражданской авиационной техники, Национальный аэрокосмический журнал. 2018. № 3(87). - С. 154–157Степанова Н.И. Экономика гражданской авиации, учебное пособие для студентов Московского государственного университета гражданской авиации, 2014 год, Москва.Круглова Е.Ю. Анализ долгосрочных тенденций мирового рынка гражданской авиации для целей выбора конкурентной стратегии авиапроизводителя, Национальный аэрокосмический журнал. 2015. № 10. - С. 98–102Щербаков В. Трансатлантические баталии Airbus против Boeing «Взлет» Национальный аэрокосмический журнал. 2016. № 3(87). - С. 42–50Гражданская авиация России и Мира. История развития авиации Аvia.pro, Федеральное информационное агентство [Электронный ресурс]. URL: http://avia.pro/grazhdanskaya-aviaciya (дата обращения: 27.08.2019)Сазонова Е. Нелетная Россия Интернет-газета «Газета.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2017/02/11/8069729.shtml (дата обращения: 27.08.2019)Фридлянд А.А., Кузьмин А.В. Анализ тенденций и мониторинг ценовой политики авиакомпаний на внутренних воздушных линиях РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.aex.ru/docs/2/2017/4/17/2596/ (дата обращения: 27.08.2019).Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики в РФ. URL: http://gks/(дата обращения: 27.08.2019)Обзор рынка авиаперевозок, http://rtlltd.com/EN/news/Obzor_rinka_aviaperevozok__yanvar___aprel_2018_goda_/(дата обращения: 27.08.2019)Инновационный центр гражданской авиации // [Электронный ресурс], режим доступа: http://c-ca.ru/ru/test.html(дата обращения: 27.08.2019)

1. Бланшар, О. Макроэкономика: Учебник / О. Бланшар. - М.: ГУ ВШЭ, 2015. - 653 c.
2. Киреев, А.П. Международная макроэкономика: Учебник / А.П. Киреев. - М.: МО, 2016. - 592 c.
3. В.В. Поляков, Р.К. Щенин Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. М.: 2015. С.526
4. Орешкин В.А. Показатели развития мировой экономики, экономики зарубежных стран и России, международной торговли и внешней торговли России. М.: ВАВТ, 2017.
5. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория [Текст]: Учебник / В.З. Баликоев. - 16-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.
6. Бардовский, В.П. Экономическая теория [Текст]: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 400 с.
7. Вечканов, Г.С. Экономическая теория [Текст]: Учебник для вузов. 3-еизд. Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов. — СПб.: Питер, 2016. — 512 с.
8. Викулина, Т.Д. Экономическая теория [Текст]: Учебное пособие / Т.Д. Викулина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 209 с.
9. Макроэкономика : практикум : основные понятия, формулы, задания, тесты, задачи, проблемы, литература / [П. В. Арефьев и др.] ; под редакцией Р. М. Нуреева. — Москва : Норма : Инфра-М, 2015. — 399 с.
10. Макроэкономика : учебник для академического бакалавриата / [А. В. Аносова и др.] — Москва : Юрайт, 2015. — 527 с.
11. Розанова, Н.М. Макроэкономика : учебник для магистров / Н. М. Розанова. — Москва : Юрайт, 2017. — 813 с.
12. Симкина, Л.Г. Макроэкономика : учебное пособие / Л. Г. Симкина. — Москва : КноРус, 2016. — 336 с.
13. Демин С.С., Джамай Е.В. Анализ текущих тенденций и прогноз развития отечественного рынка гражданской авиационной техники, Национальный аэрокосмический журнал. 2018. № 3(87). - С. 154–157
14. Степанова Н.И. Экономика гражданской авиации, учебное пособие для студентов Московского государственного университета гражданской авиации, 2014 год, Москва.
15. Круглова Е.Ю. Анализ долгосрочных тенденций мирового рынка гражданской авиации для целей выбора конкурентной стратегии авиапроизводителя, Национальный аэрокосмический журнал. 2015. № 10. - С. 98–102
16. Щербаков В. Трансатлантические баталии Airbus против Boeing «Взлет» Национальный аэрокосмический журнал. 2016. № 3(87). - С. 42–50
17. Гражданская авиация России и Мира. История развития авиации Аvia.pro, Федеральное информационное агентство [Электронный ресурс]. URL: http://avia.pro/grazhdanskaya-aviaciya (дата обращения: 27.08.2019)
18. Сазонова Е. Нелетная Россия Интернет-газета «Газета.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2017/02/11/8069729.shtml (дата обращения: 27.08.2019)
19. Фридлянд А.А., Кузьмин А.В. Анализ тенденций и мониторинг ценовой политики авиакомпаний на внутренних воздушных линиях РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.aex.ru/docs/2/2017/4/17/2596/ (дата обращения: 27.08.2019).
20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики в РФ. URL: http://gks/ (дата обращения: 27.08.2019)
21. Обзор рынка авиаперевозок, http://rtlltd.com/EN/news/Obzor_rinka_aviaperevozok__yanvar___aprel_2018_goda_/ (дата обращения: 27.08.2019)
22. Инновационный центр гражданской авиации // [Электронный ресурс], режим доступа: http://c-ca.ru/ru/test.html (дата обращения: 27.08.2019)

Вопрос-ответ:

Как формируется рыночная цена в условиях олигополии?

Рыночная цена в условиях олигополии формируется на основе взаимодействия ключевых участников рынка. В олигополии существует несколько крупных производителей, которые контролируют большую долю рынка. Каждый из этих производителей имеет влияние на ценовую политику, поэтому они взаимодействуют между собой, чтобы определить оптимальную цену, учитывая конкуренцию и спрос на товары. Это может быть достигнуто путем согласования цен или использования различных стратегий, таких как лидерство в ценах.

Что такое лидерство в ценах в условиях олигополии?

Лидерство в ценах в условиях олигополии - это стратегия, когда одна из компаний-олигополистов становится лидером и определяет цену на рынке. Другие компании затем анализируют действия лидера и соответственно устанавливают свои цены. Лидерство в ценах может быть использовано для установления стабильности на рынке, предотвращения снижения ценовой конкуренции или для максимизации прибыли лидера. Однако, это также может привести к ограничению выбора потребителей и формированию монополии.

Какая роль лидерства в ценах играет в авиационной отрасли?

В авиационной отрасли лидерство в ценах играет важную роль в формировании цен на билеты. На рынке гражданской авиации существует несколько крупных авиакомпаний, которые являются ключевыми игроками и контролируют большую долю рынка. Они используют стратегию лидерства в ценах, чтобы определять цены на авиабилеты и остальные услуги, влияя на других участников рынка и формируя общий уровень цен в отрасли. Это позволяет авиакомпаниям контролировать прибыль и удерживать долю рынка.

Что такое лидерство в ценах в условиях олигополии?

Лидерство в ценах в условиях олигополии означает, что на рынке определенная компания занимает ведущее положение и устанавливает цены, которые остальные участники олигополии обычно следуют.

Каким образом формируется рыночная цена в условиях олигополии?

В условиях олигополии рыночная цена формируется на основе взаимодействия между компаниями-олигополистами. Они могут соглашаться на определенные цены или используют стратегии конкуренции, чтобы установить свою цену.

Какие компании являются ключевыми участниками российского рынка гражданской авиации?

На российском рынке гражданской авиации ключевыми участниками являются такие компании, как Аэрофлот, С7, Уральские авиалинии и другие крупные авиационные компании.

Какие факторы оказывают влияние на ценообразование в авиационной отрасли в условиях олигополии?

В авиационной отрасли ценообразование в условиях олигополии зависит от различных факторов, таких как спрос и предложение, стоимость топлива, конкуренция между авиакомпаниями, сезонный фактор и другие экономические и внешние влияния.

Какие проблемы возникают при анализе ценообразования в условиях олигополии в авиационной отрасли?

Анализ ценообразования в условиях олигополии в авиационной отрасли имеет свои сложности. Это связано с ограниченным доступом к информации о ценах и стратегиях конкурентов, изменчивостью спроса и предложения на билеты, а также с воздействием внешних факторов, таких как политическая ситуация и экономические кризисы.

Что такое лидерство в ценах в условиях олигополии?

Лидерство в ценах в условиях олигополии - это стратегия, когда одна компания (лидер) в отрасли устанавливает цену на товар или услугу, и другие компании ориентируются на эту цену при формировании своих цен.

Как формируется рыночная цена в условиях олигополии?

В условиях олигополии рыночная цена формируется на основе взаимодействия нескольких крупных компаний - участников отрасли. Они могут сотрудничать и согласовывать цены между собой, либо конкурировать исходя из стратегии лидера в ценах.

Как лидерство в ценах проявляется в авиационной отрасли?

В авиационной отрасли лидерство в ценах проявляется через определение стоимости авиабилетов. Например, одна крупная авиакомпания может установить высокие цены на билеты, а другие компании будут ориентироваться на эти цены и ставить сопоставимые или немного ниже.