Косвенные налоги в экономике: мировой и отечественный опыт
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 02.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Косвенные налоги и их воздействие на экономику 3
1.1. Роль и значение косвенных налогов в налоговой системе государства 3
1.2. Зарубежный и отечественный опыт косвенных налогов 14
2. Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации… 16
2.1. Роль косвенных налогов в механизме ценообразования 16
2.2. Реализация мер налогового администрирования 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 1 26
Приложение 2 28
При увеличении цен на товары (работы, услуги) на величину налога снижается потребительский спрос. Таким образом, если цены на товары превосходят платежеспособный спрос, то покупатели стараются приобретать аналогичные товары или товары - заменители по более приемлемым им ценам. В связи с этим производители вынуждены сдерживать уровень цен, выполняя обязательства перед бюджетной системой РФ, тем самым уменьшают свою прибыль.Реализация мер налогового администрирования Анализ направлений деятельности ФНС России позволил специфицировать и сгруппировать процедуры и методы, повлиявшие на собираемость налогов и сборов. 1. Меры непосредственно технологического характера: – осуществлена автоматизация и унификация бизнес-процессов налогового контроля с помощью АСК НДС-2, что побуждает налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды и добровольному уточнению налоговых обязательств, поскольку позволяет отследить всю цепочку движения налога на добавленную стоимость. Вследствие отлаженной работы программного комплекса АСК НДС в 2017 г. в бюджет дополнительно поступило 56 млрд руб. При этом данный показатель в 2 раза больше, чем в 2016 г. Кроме того, доля вычетов сомнительного характера уменьшилась до 0,7 %. По сравнению с 2015 г. она составляла 9 %; – произошёл переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ). В результате: более 500 тыс. налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 млн касс. Данный показатель превышает парк касс, зарегистрированных до реформы, на 40 %. Выставлено 28 млрд чеков на сумму свыше 18,7 трлн руб., включая НДС – более 1,6 трлн руб. Ежедневно пробивается более 120 млн чеков. По разным подсчётам выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была в дореформенный период. Кроме того, планируется, что данные показатели увеличатся в связи с переходом на новые правила с июля 2019 г. всех микропредприятий сферы услуг и торговли без наёмных работников; – реализован пилотный проект по маркировке меховых изделий. В результате реализации данного пилотного проекта в 2017 г. зарегистрировано около 410 участников (всего – 9 882 участника) и промаркировано 2,3 млн изделий (всего – более 5 млн изделий); – реализован проект по маркировке лекарств, нацеленный на оперативный вывод недоброкачественных лекарств и препаратов. В результате реализации данного проекта к информационной системе маркировки лекарственных препаратов подключились уже около 2 тыс. участников, зарегистрировано более 222 лекарственных препарата, промаркировано более 8 млн упаковок; – модернизированы и актуализированы программные продукты, применяемые в целях реализации механизма и процедуры налогового контроля, в частности в автоматизированной информационной системе «Налог-3» усовершенствованы технологические процессы; – интегрированы информационные ресурсы таможенных и налоговых органов с проведением совместных проверочных мероприятий в рамках создания единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. 2. Меры нетехнологического характера или управленческо-организационные: – находит применение риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности, основанный на двенадцати критериях. Его реализация позволила сократить количество выездных проверок при росте их эффективности. Так, по итогам 2017 г. количество выездных налоговых проверок снизилось на 23 %, при этом их результативность выросла в 1,4 раза. Всего за 5 лет (2013–2017 гг.) число выездных проверок снизилось более чем в 2 раза; – расширены методы побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств: вызовы на комиссии по легализации налогооблагаемой базы, рабочие встречи, круглые столы, информационные кампании, дни открытых дверей и т. д.; – усовершенствованы механизмы межведомственного взаимодействия, которые способствуют обнаружению и пресечению утаенной налоговой базы и сомнительной информации, необходимой для расчёта налогов и сборов, обеспечивающие полный охват налоговых поступлений в бюджетную систему. Кроме того, следует отметить возрастание показателей эффективности государственных расходов на содержание налоговых органов. При росте налоговых поступлений в 1,5 раза с 2013 г. расходы на содержание налоговых органов выросли всего на 20 %. Поступления доходов в расчёте на 1 служащего налоговых органов за тот же период выросли в 1,5 раза. Если в 2013 г. в среднем на 1 служащего приходилось 85,7 млн руб. налоговых поступлений, то в 2017 г. уже более, чем 130 млн руб. При этом, в 2013 г. 1 руб. затрат принёс государству 96,5 руб. налогов, а в 2017 г. – 123,4 руб., т. е. наблюдается рост в 1,3 раза. В 2018 г. ФНС России планирует провести интеграцию систем АСК НДС, ККТ и Маркировки и обеспечить, таким образом, прозрачность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны. С октября 2018 г. начал функционировать Единый государственный реестр ЗАГС, который заменит 6,4 тыс. разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС. Это позволит полностью централизовать информацию об актах гражданского состояния, упростить процедуру регистрации актов гражданского состояния и предоставления сведений, заложить фундамент для создания реестра населения РФ.Несмотря на то, что действующий механизм налогового администрирования адаптирован под условия и требования современной цифровой экономики, снижает организационные барьеры исполнения налоговых обязательств и обеспечивает реализацию фискальной функции налогообложения, т. е. способствует максимально возможной собираемости налогов, однако имеет потенциал для дальнейшего развития. Весьма перспективным видится расширение критериев для налогоплательщиков, имеющих право быть включенными в систему налогового мониторинга. Внедрение налогового мониторинга способствует открытости отношений между участниками налогового процесса, позволит сократить количество налоговых проверок и минимизировать риски налогоплательщика. Специфика налогового мониторинга состоит в том, что электронный информационный обмен позволяет налоговым органам в режиме реального времени получать необходимую информацию об организации. В рамках налогового мониторинга проверяются документы (информация), служащие основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме, и (или) сведения о доступе к информационным системам организации, содержащие указанные документы (информацию) (по выбору организации). В соответствии с порядком, указанном в регламенте информационного взаимодействия, налоговые органы могут не только убедиться в правильности составления и подлинности проверяемых документов, достоверности предоставляемых сведений, но и удостовериться в их наличии, а также оценитькачество инструментов формирования, в частности отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учёта доходов (расходов), объектов налогообложения, сведений об аналитических регистрах налогового учёта, представления информации о системе внутреннего налогового контроля данной организации (если такая система существует).ЗаключениеИсходя из анализа и оценивая текущую ситуацию, следует отметить, что повышать налоги с организаций недопустимо, так как многие из них сейчас находятся в критическом финансовом положении. Многие годы учеными, экономистами, налоговыми аналитиками, политиками и просто населением ведутся бесконечные споры о правомерности и социальной целесообразности использования НДС и акцизов, с учетом их совокупности и схожести по своей природе, в налоговой системе Российской Федерации. Косвенно увеличивающие налоговую нагрузку производителя и повышающие налоговое бремя потребителя, как неотъемлемая часть финансов государства данные налоги сегодня являются оплотом экономики и социальных гарантий, возможностью повышения обороноспособности государства, решения масштабных территориальных проектов. На сегодняшнем этапе развития Российской Федерации и становления ее как сильнейшего государства на мировой арене в условиях формирования нового многополярного мира, значение косвенных налогов будет усиливаться как для Российской Федерации в целом, так и для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.В последние годы ФНС России проводит перманентную активную системную работу, нацеленную на формирование и развитие модели сервисноориентированного налогового администрирования, посредством цифровизации элементов налогового администрирования. В частности, произошло внедрение новых технологий автоматизированных систем, которые полностью исключают личное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика и обеспечивают переход на бесконтактное общение, что способствует установлению партнёрских отношений между участниками налогового процесса и достижению целевых показателей эффективности по всем направлениям. Практический механизм реализации элементов системы налогового администрирования позволяет сделать вывод: современная роль налогового администрирования состоит в том, чтобы посредством использования современных цифровых технологий формализовать нормы налогового законодательства с соблюдением прав (комплаенс) и сокращением издержек (временных, трудовых) налогоплательщиков на исполнение налоговых обязательств, а также сократить государственные расходы на реализацию фискального контроля, обеспечивая плановые и определяя прогнозные показатели доходной части бюджетовСписок использованных источниковБюджетный кодекс Российской Федерации[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/ Алиев, Б.Х. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Б.Х. Алиев, С.К. Идрисова, Д.А. Рабаданова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0356-2Ахметзянова, И.С. Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета / И.С. Ахметзянова, Л.Н. Краснова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф., декабрь 2016 г. – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 20–23. ISBN 978-5-04-103576-1Барулин, С.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие / С.В. Барулин – М.: Экономистъ, 2016. – 319 с. ISBN 978-5-4365-0631-9 Думинская, О.С. НДС: принятие к вычету, порядок восстановления. / О.С. Думинская // Налоговая политика и практика. – 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naloglit.ru/el/stati/stati-2017/stati-9-2017/nds-prinyatie-k-vychetu-poryadokvosstanovleniya. Зотиков, Н.З. Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов / Н.З. Зотиков // Экономика. – 2015. – №1. – С.9–13. ISBN 978-5-9500553-9-3Мищенко, В.В. Проблемы косвенного налогообложения и возможные пути их решения / В.В. Мищенко, Л.А. Мищенко // Вестник КузГТУ. – 2014. – №4 (104) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kosvennogonalogooblozheniya ivozmozhnye-puti-ih-resheniya. – Дата обращения: 03.09.2019. Соловьев, И.Н. Налоговые преступления. Специфика выявления и расследования. / И.Н. Соловьев // 2-е изд. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fictionbook.ru/author/ivan_nikolaevich_solovev/nalogovyie_prestupleniya_specifika_vyiya/read_online.html?page=0 Силантьев А. Подарок для интуриста. Как введение taxfree поможет российской экономике [Электронный ресурс] // URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/353639-podarok- dlya-inturista-kak-vvedenie-tax-free-pomozhet-rossiyskoyСоколова М. Госдума приняла в первом чтении законопроект о taxfree [Электронный ресурс] // URL: http://dpinchuk.dev.www.pnp.ru/economics/gosduma-prinyala-vpervom-chtenii-zakonoproekt-o-tax-free.htmlШербакова, Е.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения / Е.Г. Шербакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.vestnik.udsu.ru/files/originsl_articles. Официальный сайт Федерального Казначейства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru Федеральная налоговая служба. Налоги и сборы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/Приложение 1Таблица. Анализ доходов федерального бюджета по доходам за 2015 –2017 г. г., млрд. руб.Показатели2016 г.2017 г.Абс. изм. 2017/ 2016(- +)Темпыроста2017/2018(%)2018иг.Абс. изм. 2018/ 2017(- +)Темпыроста2018/2017(%)Доходы - всего,13 659,213 460,0-199,298,515 088,91628,9112,1в (%)100,0100,0--100,0--Налоговые и неналоговыедоходы:13 399,013 307,9-91,199,315 047,41739,5113,1в том числе:- налоговые:из них налоги на товары (работы, услуги)- неналоговые8 590,58734.1143,6101,711 071,32337,2126,84 815,45 265,31079,9109,36 125,0859,7116,34808,54573,8-234,795,13976,1-597,786,9Уд.вес доходов федерального бюджета в том числе:- налоговые:из них налоги на товары(работы, услуги)- неналоговые (%)62,964,92,0-73,38,4-56,060,33,855.31,535,233.9-1,326,4-7,5Безвозмездныепоступления260,3152,1-108,241,5-110,6Уд.вес безвозмездныхпоступлений в доходах федерального бюджета (%)1,91,1-0,80,3-0,8Приложение 2Рисунок. Бюджетные поступления от повышения налогов в 2019 году (млрд.руб)
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/
3. Алиев, Б.Х. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Б.Х. Алиев, С.К. Идрисова, Д.А. Рабаданова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0356-2
4. Ахметзянова, И.С. Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета / И.С. Ахметзянова, Л.Н. Краснова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф., декабрь 2016 г. – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 20–23. ISBN 978-5-04-103576-1
5. Барулин, С.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие / С.В. Барулин – М.: Экономистъ, 2016. – 319 с. ISBN 978-5-4365-0631-9
6. Думинская, О.С. НДС: принятие к вычету, порядок восстановления. / О.С. Думинская // Налоговая политика и практика. – 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naloglit.ru/el/stati/stati-2017/stati-9-2017/nds-prinyatie-k-vychetu-poryadokvosstanovleniya.
7. Зотиков, Н.З. Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов / Н.З. Зотиков // Экономика. – 2015. – №1. – С.9–13. ISBN 978-5-9500553-9-3
8. Мищенко, В.В. Проблемы косвенного налогообложения и возможные пути их решения / В.В. Мищенко, Л.А. Мищенко // Вестник КузГТУ. – 2014. – №4 (104) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kosvennogonalogooblozheniya ivozmozhnye-puti-ih-resheniya. – Дата обращения: 03.09.2019.
9. Соловьев, И.Н. Налоговые преступления. Специфика выявления и расследования. / И.Н. Соловьев // 2-е изд. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fictionbook.ru/author/ivan_nikolaevich_solovev/nalogovyie_ prestup leniya_specifika_vyiya/rea d_online.html?page=0
10. Силантьев А. Подарок для интуриста. Как введение tax free поможет российской экономике [Электронный ресурс] // URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/353639-podarok- dlya-inturista-kak-vvedenie-tax-free-pomozhet-rossiyskoy
11. Соколова М. Госдума приняла в первом чтении законопроект о tax free [Электронный ресурс] // URL: http://dpinchuk.dev.www.pnp.ru/economics/gosduma-prinyala-vpervom-chtenii-zakonoproekt-o-tax-free.html
12. Шербакова, Е.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения / Е.Г. Шербакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.vestnik.udsu.ru/files/originsl_articles.
13. Официальный сайт Федерального Казначейства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru
14. Федеральная налоговая служба. Налоги и сборы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/
Вопрос-ответ:
Какие налоги относятся к косвенным налогам?
К косвенным налогам относятся такие налоги, которые несут конечные потребители товаров и услуг, а не самое предприятие или организация. К ним относятся, например, НДС, акцизы, пошлины и таможенные сборы.
Какие проблемы связаны с воздействием косвенных налогов на экономику?
Воздействие косвенных налогов на экономику может включать следующие проблемы: увеличение цен на товары и услуги, что может снижать покупательную способность населения; неэффективное распределение бюджетных ресурсов, так как эти налоги не всегда учитывают доходы и возможности налогоплательщиков; возрастание теневой экономики, так как некоторые предприниматели предпочитают уклоняться от оплаты этих налогов.
Какие преимущества имеет косвенное налогообложение?
Косвенное налогообложение имеет следующие преимущества: возможность сбора налогов с широкого круга налогоплательщиков, включая тех, кто не занят официальной трудовой деятельностью; более легкое и прозрачное администрирование налогов, так как они взимаются при продаже товаров и услуг; возможность использования налогового инструмента для регулирования рыночных процессов и стимулирования или ограничения потребления определенных товаров и услуг.
Какие страны успешно применяют косвенное налогообложение?
Некоторые успешные примеры применения косвенного налогообложения включают такие страны, как Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия. В этих странах НДС является основным источником доходов государственного бюджета и широко используется для регулирования экономических процессов.
Какие меры поддержки и развития косвенного налогообложения можно предложить для России?
Для поддержки и развития косвенного налогообложения в России можно предложить следующие меры: снижение ставок НДС для определенных товаров и услуг, чтобы стимулировать их потребление; усиление контроля за исполнением налоговых обязательств предприятий и организаций, чтобы уменьшить уклонение от уплаты налогов; проведение общественных кампаний и мероприятий, направленных на повышение осведомленности населения о роли и значении косвенных налогов и их влиянии на экономику.
Какие налоги считаются косвенными и как они воздействуют на экономику?
К косвенным налогам относятся налоги, которые уплачиваются не непосредственно налогоплательщиком, а через посредников, например, при покупке товаров или услуг. Эти налоги воздействуют на экономику, изменяя стоимость товаров и услуг, что может повлиять на спрос и предложение в экономике.
Какова роль и значение косвенных налогов в налоговой системе государства?
Косвенные налоги имеют большое значение в налоговой системе государства. Они являются важным источником доходов бюджета, позволяют финансировать различные программы и социальные нужды. Кроме того, косвенные налоги позволяют распределить налоговую нагрузку между населением более справедливо, так как каждый платит налог пропорционально своим расходам.
Какие примеры зарубежного и отечественного опыта косвенных налогов можно привести?
В зарубежном опыте можно привести примеры таких косвенных налогов, как НДС, акцизы, пошлины на импорт и экспорт. Отечественный опыт включает в себя такие налоги, как НДС, акцизы на алкоголь и табачные изделия, налог на прибыль организаций и т.д.
Какие перспективы есть у развития косвенного налогообложения в Российской Федерации?
Развитие косвенного налогообложения в России имеет большие перспективы. В настоящее время ведется работа по совершенствованию налоговой системы, в том числе и косвенных налогов. В планах правительства РФ введение более эффективных мер налогового администрирования, снижение налоговых ставок и расширение базы их обложения.