" Образ денди в романах Ч Диккенса ( " Большие надежды", "ТайнаЭдвина Друда")

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 25 25 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 09.10.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования…………..…..6
1.1. Основные параметры художественного текста как объекта литературоведческого анализа……………………………………………….....6
1.2. Специфика понятия «литературного типа» и «художественный образ»……………………………………………………………………………11
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования……………..19
2.1. Денди как ключевой художественный образ литературы XIX века……19
2.2. Особенности образа денди в произведениях Ч. Диккенса «Большие надежды» и «Тайна Эдвина Друда»…………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………….…..23
Список использованной литературы………………………………………….24

Фрагмент для ознакомления

В «модных» романах была детально отработана система дендистских ценностей и стиля, что сделало возможным массовое подражание книжным героям в обыденной жизни. В то же время денди неоднократно становятся объектом сатиры в гравюрах Д.Крукшенка, в произведениях Джейн Остен и позднее –Чарлза Диккенса.Дендизм непрерывно взаимодействует с литературой, подпитываясь от нее и, в свою очередь, обогащая ее[Вайнштейн, 2000:347].Возникает в «дендизм» Англии (в XVIII и начале XIX в.) как форма борьбы аристократии с энергически наступающей буржуазией на арене быта, форм жизнеустройства и бытового уклада. Стремлению буржуа считаться с общепринятыми моральными нормами и художественнымивкусами дендизм противопоставляет культ своеобразной личности, враждебной «тривиальности», «пошлости», семейственному комфорту, несколько грубоватому, типичному для нового господствующего класса – утонченную изысканность внешности, манер и обстановки; его респектабельности и строго фарисейской нравственности – аморальность и демонизм[Вайнштейн, 2000:356].Представители дендизма справедливо возражали против вульгарного понимания этого термина как щегольства, модничания, склонности к франтовству в одежде, как «искусства повязывать галстук». Дендизм представлял собой подчас особое миросозерцание с определенным жизненным и практическим уклоном. Он окрашивал все существование своих приверженцев, отнюдь не сводясь к показному фатовству и проводя глубоко-консервативную идею о природном неравенстве людей в области изящного [Семенова, 2003:206].В литературе того периода существовала диаметрально противоположная оценка дендизма представителями аристократически-реакционной и буржуазно-прогрессивной мысли. Так, по определению Бодлера, «денди – это воплощение идеи прекрасного, перенесенного в материальную жизнь, это тот, кто предписывает форму». Для Барбэ д’Оревильи, посвятившего основателю Д. Джорж-Брайан Бреммелю (Brummel) целую книгу, денди представляется некто иной как артист, искусство которого сама жизнь со всеми ее казусами и обстоятельствами. Образ денди получает более или менее благожелательное освещение в аристократическом романе Бульвера («Пельгэм») [Семенова, 2003:207].Напротив, со стороны писателей-идеологов буржуазии образ денди подвергается жесточайшему развенчанию и осуждению. В этом отношении особенно показателен Ч. Диккенс с его образами:- Мальбери Гока («Николай Никкльби»), - Стирфорса («Давид Копперфильд»), - Юджина Реберна («Наш общий друг»),- мистерТервидроп («Холодный дом»).2.2. Особенности образа денди в произведениях Ч. Диккенса «Большие надежды» и «Тайна Эдвина Друда»В романе «Большие надежды» (1860) Чарльз Диккенс поднимает проблему социально-психологической разобщённости между высшим светом и простым рабочим классом.В центре повествования находится Филип Пиррип или Пип – бывший кузнечный подмастерье, получающий джентльменское образование. В связи с этим, сразу можно сказать, что в романе налицо мотив «дендизма». Характер Пипа показан в динамике. Мальчик постоянно меняется под воздействием внешних факторов, главным из которых становится его любовь к Эстелле. При этом основное «ядро» Пипа остаётся неизменным. К своей природной доброте герой пытается вернуться на протяжении всего времени своего джентльменского обучения. В романе поднимается проблема «лжеджентельменства». На протяжении всего повествования молодые герои романа словно терпят и истязают себя «должным светским поведением и следованием хороших манер» [Диккенс, 2015:190].Английский джентльмен (Пип) и леди (Эстелла) создаются искусственно. Ни в их душах, ни в их генах нет ничего, что бы связывало их с высшим светом. Пип, вставший на путь новой жизни гораздо позднее Эстеллы, тяжелее поддаётся джентльменским изменениям. Воспитывающаяся как леди, с трёх лет, Эстелла не знает иной жизни. Надменность и бессердечие для неё практически естественны. Также в романе большое значение отводится такому человеческому пороку, как лицемерие и угодничество перед светским человеком, перед настоящим денди. Примером выступает мистер Памблчук[Диккенс, 2015:259].Главная черта характера этого персонажа – стремление выделиться за счёт знати. Памблчук ни в грош не ставит Пипа в детстве, но с неизменной преданностью и страстью жмёт ему руки и лебезит перед ним в период его джентльменского величия.В романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда» образ денди представлен символически. Как и положено Эдвин Друд в самом начале произведения представляет собой самовлюбленного молодого человека, типичного денди. Его невнимание к людям, к их переживаниям наглядно проявляются в том, что он не замечает любви Розы к себе и умудряется вызвать одинаковую реакцию на свое поведение с ней у двух совершенно разных людей: Джаспера и Невила.Диккенс не дает портрета Эдвина Друда. Мы не знаем, какого он роста, какого цвета у него глаза и волосы, красив ли он или нет – это герой денди. Он представляется в сознании читателя как светский баловень, щеголь, прекрасной внешности молодой человек. Эдвард Честер и Эдвин Друд – благородные и честные молодые люди. Оба воспитаны как богатые наследники, и их жизнь «заранее расчерчена, как топографическая карта» [Диккенс, 2012:286].Им противопоставлены сэр Джон и Джон Джаспер – расчетливые и порочные злодеи, которые ловко скрывают свои страсти и козни и сохраняют видное положение в обществе. В «Эдвине Друде», как и в первом романе, злу противостоит опекун молодой героини, который рыцарственно ей предан.ЗаключениеВ теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели вопросы, касающиеся непосредственной работы с текстом художественного произведения, в частности с аспектом литературоведческого анализа литературных текстов.Для подробного изучения художественных текстов необходимо обращаться к литературоведческому анализу. Под литературоведческим анализом подразумевается детальное обращение к тексту произведения, подробный анализ всех его уровней и интерпретация текста как одной из важнейших единиц литературы. Мы выяснили, что определенные структурные элементы текста весьма взаимосвязаны и представляют собой цельную систему, так называемый целостный комплекс структурных элементов. Так, обязательным и характерным условием для любого художественного текста является наличие авторской идеи и его замысла, что является специфичным для жанра «производственного романа», подробнее о котором мы говорим во второй главе нашей работы.В практической главе курсовой работы нами были рассмотрены такие важные вопросы, как специфика изображения и раскрытия образа денди в литературе XIX века, в частности в произведениях Чарльза Диккенса. Проанализировав художественные образы молодых героев-денди, Пипа и Эдвина Друда, соответствующие романам «Большие надежды» и «Тайна Эдвина Друда», мы пришли к выводу, что образ денди в диккенсовской традиции подвергается трансформации и динамике. Образы молодых людей – не статичны, они развиваются, подвергаются более серьезной трансформации. Из молодого щеголя «вырастает» молодой человек-джентльмен, покоряющий своим светским образом. Список использованной литературы:Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – М., 1974. – С.413-414.Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С.204-205.Бирюкова О.И. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре как литературоведческой категории // Вестник Челябинского государственного университета. №13 (151). 2009. – С.17-21.Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.Борисова Е.Б. Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016. – С. 93-98.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – С.110.Бурлина Е.Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – С.41.Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль жизни. – М., 2000. – С.345-400.Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика, 1898. – 400 с.Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.Диккенс Ч. Большие надежды. – М.: Азбука, 2015. – 544 с.Диккенс Ч. Тайна Эдвина Друда. – М.: Клуб семейного досуга, 2012. – 499 с.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – С.22-24.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преп. филол. фак., учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С.147.Ефимова А.Д. Диахронический анализ семантической структуры понятия «Дендизм» // Вестник Московского государственного областного университета, №2, 2018. – С.27-34.Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций, 1980. – С. 183-201.Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – С.240-464.Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни. – М., 2001.Мясников А. Образ // Словарь литературоведческих терминов. – М., 2003. – С. 241-248.Палойко Л.В. Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа: дисс. …канд. филол. наук. – Самара, 2014. – 208 с.Роднянская И.Б., Кожинов В.В. Образ художественный // КЛЭ. Т. 5., 2009. – С.363-369. Семенова А.С. Несвоевременный дендизм. – М., 2003. – С.206-208.Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.Столяров М. Образ (в поэзии) // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. I. – СПб., 2001. – 600 с.Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки, №4, 2003. – С.3-13. Шиффер Д. Философия дендизма. – М., 2011. – 293 с.Щемелева Л.М. Символ // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С.378-379.Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. – М., 2011. – С. 252-257.Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms, 2000, p. 208.Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory, 2014, p. 442-443.

1. Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – М., 1974. – С.413-414.
2. Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.
3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С.204-205.
5. Бирюкова О.И. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре как литературоведческой категории // Вестник Челябинского государственного университета. №13 (151). 2009. – С.17-21.
6. Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.
7. Борисова Е.Б. Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016. – С. 93-98.
8. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – С.110.
9. Бурлина Е.Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – С.41.
10. Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль жизни. – М., 2000. – С.345-400.
11. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика, 1898. – 400 с.
12. Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.
13. Диккенс Ч. Большие надежды. – М.: Азбука, 2015. – 544 с.
14. Диккенс Ч. Тайна Эдвина Друда. – М.: Клуб семейного досуга, 2012. – 499 с.
15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – С.22-24.
16. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преп. филол. фак., учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С.147.
17. Ефимова А.Д. Диахронический анализ семантической структуры понятия «Дендизм» // Вестник Московского государственного областного университета, №2, 2018. – С.27-34.
18. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций, 1980. – С. 183-201.
19. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – С.240-464.
20. Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни. – М., 2001.
21. Мясников А. Образ // Словарь литературоведческих терминов. – М., 2003. – С. 241-248.
22. Палойко Л.В. Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа: дисс. …канд. филол. наук. – Самара, 2014. – 208 с.
23. Роднянская И.Б., Кожинов В.В. Образ художественный // КЛЭ. Т. 5., 2009. – С.363-369.
24. Семенова А.С. Несвоевременный дендизм. – М., 2003. – С.206-208.
25. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.
26. Столяров М. Образ (в поэзии) // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. I. – СПб., 2001. – 600 с.
27. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.
28. Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки, №4, 2003. – С.3-13.
29. Шиффер Д. Философия дендизма. – М., 2011. – 293 с.
30. Щемелева Л.М. Символ // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С.378-379.
31. Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. – М., 2011. – С. 252-257.
32. Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms, 2000, p. 208.
33. Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory, 2014, p. 442-443.

Вопрос-ответ:

Кто является автором романов "Большие надежды" и "Тайна Эдвина Друда"?

Автором романов "Большие надежды" и "Тайна Эдвина Друда" является Чарльз Диккенс.

О чем романы "Большие надежды" и "Тайна Эдвина Друда"?

Роман "Большие надежды" рассказывает о жизни юного Пипа, его стремлении к богатству и влиянии общества на его судьбу. "Тайна Эдвина Друда" повествует о загадочном исчезновении Эдвина Друда и попытках его находки.

Что такое денди?

Денди - это стиль жизни и поведения, характерный для людей из высшего общества в XIX веке. Денди отличался изысканным вкусом в одежде, манерах и речи, стремился быть примером высоких моральных и эстетических ценностей.

Как денди представлен в романах Чарльза Диккенса?

В романах Чарльза Диккенса, в особенности в романе "Большие надежды", денди представлен как символ праздности, поверхностности и лживости. Денди часто являются богатыми и высокопоставленными персонажами, которые используют свою внешность и влияние для достижения своих целей.

Какие параметры художественного текста можно выделить для его анализа?

Для анализа художественного текста можно выделить такие параметры, как композиция, язык, стиль, характеры, сюжет, символы, образы и темы. Анализ этих параметров позволяет литературоведам исследовать и понимать текст с разных точек зрения.

Какого образа в романах Ч. Диккенса больше всего боялся денди?

В романах Ч. Диккенса, особенно в "Больших надеждах" и "Тайне Эдвина Друда", автор часто преподносит денди как негативный образ. Он изображает их как высокомерных, эгоистичных и бездушных людей, которые несут вред окружающим своей жизнью, поэтому можно сказать, что Диккенс боялся денди, как символа всего плохого и негативного.

Какие художественные параметры Диккенс использовал для создания образа денди в своих романах?

Диккенс использовал различные художественные параметры для создания образа денди в своих романах. Он обращал внимание на образ одежды, манеры поведения, речи героя, его эстетические предпочтения и образ жизни. Все эти детали помогали ему передать характер и художественный образ денди и создавать реалистичное и запоминающееся впечатление у читателей.

Каким образом образ денди отличается от других литературных образов?

Образ денди отличается от других литературных образов тем, что он является символом роскоши, изыска и самодостаточности. Денди обычно выделяется своим изысканным стилем одеваться, высокомерием и пренебрежительным отношением к другим героям. Он часто привлекает внимание своим нестандартным образом жизни и привычками, что делает его отличительным от других литературных образов.

Почему Ч. Диккенс часто преподносит денди в своих романах как негативный образ?

Диккенс часто преподносит денди в своих романах как негативный образ, потому что он хотел показать читателям негативные стороны этого типа людей. Денди, по мнению Диккенса, обычно являются эгоистичными и бездушными. Они стремятся только к своему удовлетворению и не заботятся о том, как их поступки влияют на других людей. Поэтому он часто использует образ денди как способ критики определенных аспектов социальной жизни и морального состояния общества.