Библиотека в культурной среде общества

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 30 30 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 09.10.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Феномен библиотеки в культуре 5
1.1. Роль современной библиотеки в развитии культуры общества 5
1.2. Функции библиотеки в культуре 11
1.3. Библиотека как социокультурный институт 15
Глава 2. Библиотека как часть общественно-культурной среды 17
2.1. Библиотека как символическое пространство культуры 17
2.2. Библиотека в современной провинциальной культурной среде 21
2.3. Библиотека как память культуры 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Это, пожалуй, главное культуроформирующее предназначение библиотеки в провинции. [13]Тем самым она становится одним из центральных элементов региональной культуры, создающий и обосновывающий новые идентификационные ценности, общности и стратегии их достижения. [9, с. 219]Библиотека является бесценной частью общечеловеческой культуры. Она, действуя в провинциальной среде, являет собой один из важнейших факторов развития культурного своеобразия региона, обновления, распространения культурного достояния человечества. По отношению к культуре и к провинции библиотека выполняет обеспечивающую миссию. Библиотеки как на национальном, так и особенно на региональном уровне оказались перед необходимостью взять на себя выполнение новых функций, связанных с обретением людьми культурной идентичности. Культурообразующая роль библиотеки в пространстве провинциальной культуры в настоящее время трудно представить без стабилизации социокультурного статуса библиотеки, который в наши дни достигается посредством проектной методологии. Основным приоритетом, организующим проектную деятельность, является обеспечение равенства гражданских прав всех членов общества в области образования, культуры, информации, знания и политики.Благодаря проектному расширению социального пространства библиотечной деятельности формируются предпосылки для стабильности культурного пространства провинции. [13]Первое направление проектной деятельности – это изменение форм и методов работы библиотеки с традиционной целевой аудиторией (следствием этого является как профилизация библиотек, так и расширение их коммуникативных возможностей). В рамках этого направления преимущественно осуществляется освоение новых методов и форм библиотечной деятельности.Ко второму направлению следует отнести реализацию краткосрочных и долгосрочных проектов, направленных на расширение сферы социальной активности путем вовлечения в библиотечную деятельность различных групп общественности. Они реализуют функции библиотеки как информационного, образовательного и культурного центра. Проектная деятельность библиотеки позволяет активно включить ее в современную провинциальную культурную среду. Это, с одной стороны, открывает возможность – библиотеке быть участником профессиональной коммуникации в гуманитарной сфере, сфере культуры, что становится важным фактором ее стабилизации. С другой стороны — комплектность, разнообразие подходов участвующих сторон делает проекты привлекательными, они пользуются популярностью. Применение проектного метода позволяет гибко расширять как культурное и социальное пространство провинции, так и самой библиотеки. [13]Проектная деятельность в провинции может успешно осуществляться под «патронажем» департаментов культуры, образования, муниципальных органов власти. Если рамки проекта позволяют превратиться библиотеке небольшого провинциального города в культурный центр, то в этом случае они не только хранят информацию, но и выступают в качестве открытого культурного пространства для жителей всех возрастов и страт. Основной задачей библиотеки становится не только привлечение новых читателей в поле библиотечной активности, но и участие самих библиотек в городских, сельских, экономических, социальных и культурных проектах в качестве ресурсного центра.Следовательно, освоение методологии проектной деятельности провинциальной библиотекой становится важным фактором для формирования механизмов стабилизации и развития культурной провинциальной среды.2.3. Библиотека как память культурыКогда мы смотрим на Московский Кремль, мы говорим, что это памятник русской культуры XV в., Парфенон – для нас памятник культуры Древней Греции. Памятник – значит память об определенной культуре. Книга – тоже памятник культуры. Библиотека хранит книги, другие документы, которые представляют собою памятники разных культур разных эпох. В этом смысле библиотека является памятью культуры не только одного периода, этноса, группы, а культуры всего человечества, культуры как универсального явления. [6, с. 50]Библиотека хранит также память об информационной технологической культуре, способах организации информации (например, печатные каталоги, карточные каталоги, электронные каталоги, различные классификационные системы, способы расстановки документов). Здание, интерьер библиотеки определенной эпохи – это памятники культуры этой эпохи. Например, основное здание РГБ и его интерьер – память культуры конца 30–40 годов ХХ в. А Пашков дом – не только памятник архитектуры конца XVIII в., но и символ государственной, национальной библиотеки нашей страны. [6, с. 51]Как и память человека, сохраняющая сведения, которые необходимы каждый день, и те, которые мало востребованы, библиотека включает книги и другие документы, которые спрашиваются редко, и издания, пользующиеся постоянным спросом. В памяти библиотеки представлены культурные явления, имеющие непреходящую ценность, и те, которые через короткий срок уже не будут интересны читателям. Особенностью библиотеки как памяти культуры является длительность хранения книг, периодических изданий, других документов. Можно сказать, что библиотека – долговременная память культуры. Однако в последние десятилетия ХХ в. появился новый институт памяти культуры, в определенной мере конкурирующий с библиотекой, – Интернет. Он, в отличие от библиотеки, сегодня скорее представляет собой кратковременную память культуры, поскольку оперативно выставляет на своих страницах самую новейшую информацию, которая довольно быстро меняется. Сравнивая библиотеку как институт памяти культуры и Интернет, отметим общее – их сетевую структуру, обеспечивающую связь между ячейками памяти: библиотеками и документами в системе «библиотека» и сайтами в Интернете. Связи между библиотеками в сети библиотек осуществляются посредством таких форм, как книгообмен, МБА и др., таких способов организации труда, как кооперация, координация, централизация; связи внутри библиотеки между ее элементами реализуются технологическими, лингвистическими, навигационными средствами. В Интернете взаимосвязь между элементами обеспечивается программными, лингвистическими, навигационными средствами. Но у библиотечной сети есть одна главная цель – выполнение запросов пользователей, поэтому она стремится к единой организации, хотя в полной мере это оказалось недостижимым. Кроме того, библиотека, финансируемая государством или организацией, подстраивается под их интересы. Интернет пока, скорее всего, многоцелевая сеть: в ней человек и самовыражается, и получает ответы на вопросы, эта сеть в настоящее время отражает весьма многообразные интересы (хотя предпринимаются попытки взять ее под контроль). [6, с. 51]Используя Интернет, библиотека способна в некоторой степени сочетать свои и его достоинства в организации памяти культуры. Кроме того, думается, что перед библиотекой как долговременной памятью культуры встанет задача «скачать» на другие носители, организовать, сохранить и в дальнейшем предоставить пользователям ту информацию, которая выставляется сейчас на короткое время в Интернете. [6, с. 52]В последнее десятилетие заметны некоторые опасные тенденции в развитии библиотек как памяти культуры в нашей стране. Дает сбои обязательный экземпляр, и в библиотеки поступает не вся издающаяся продукция. Можно отметить уменьшение числа библиотек, не говоря о полностью ликвидированных партийных библиотеках, многих профсоюзных, научно-технических библиотеках предприятий, институтов, которые погибли или находятся в состоянии стагнации (фонды не пополняются, книги штабелированы и не выдаются). Серьезные трудности без необходимого помещения и финансирования переживают филиалы Фундаментальной библиотеки ИНИОН при ИМЛИ, Институте славяноведения и др. [6, с. 53]Очевидно, что если процесс гибели библиотек и их фондов будет происходить, как и прежде, стихийно, то может исчезнуть значительная и невосполнимая часть памяти нашей культуры, что опасно с точки зрения сохранения и развития страны. Поэтому важно, кооперируя и координируя усилия, исследовать этот процесс, определить адекватную современному этапу развития сеть библиотек, их типовидовой состав. Используя идеи распределенного фонда, депозитарного и репозитарного хранения, необходимо организовать разумное перераспределение документных богатств в тех случаях, когда какие-то ведомства или институты не в состоянии их сохранить. Одновременно следует проводить планомерную миниатюризацию документов, строительство хотя бы небольшого числа современных хранилищ. ЗаключениеОсновным и исторически первоначальным информационным институтом, который обеспечивает общественное использование социально значимой документной информации, является библиотека.Повышение значимости информации, превращение ее в стратегический ресурс развития общества, зависимость успешности деятельности организаций и каждого человека от уровня их информированности – все эти факторы являются в настоящее время значимыми. В настоящее время просматривается тенденция формирования нового образа библиотеки, который меняется вместе с развитием социума, науки и техники, что происходит как следствие оттока читательской аудитории в интернет источники и уменьшением читательского спроса на печатные издания. В связи с этим в библиотечном сообществе назрела потребность в адекватном позиционировании себя в коммуникативном пространстве. Стоит сказать, что библиотека помимо традиционных информационных ресурсов практикует новые направления на основе компьютерных технологий, и тем самым расширяет возможности в предоставлении новых продуктов и услуг на любой вкус и читательский спрос. Продвижение библиотек и чтения – сейчас стало основным направлением в деятельности каждой библиотеки. Являясь одними из атрибутов культурной, образовательной, информационной инфраструктуры страны, библиотеки выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции. Развитие нашей страны качественно меняет роль библиотек в обществе, расширяя предъявляемые ей требования, и библиотеки, осваивая новые технологии, становятся заметной частью информационного общества, предоставляя доступ к российским и мировым ресурсам. Культура обрела в таком социальном институте, как «библиотека» свою память. Библиотека, будучи памятью культуры, не только хранит, но передает, транслирует через систему обслуживания информацию о культуре, ее образцы из поколения в поколение. Поскольку книги, другие издания – это памятники письменной культуры, фиксирующие тексты на определенном языке, то библиотеки, сохраняя и предоставляя читателям эти документы, тем самым становятся активными участниками в сохранении, изменении, бытовании языков как основы культуры. Библиотеки всегда являлись не только информационным, но и культурным, коммуникативным пространством. Важна и воспитательная функция библиотеки, с помощью которой библиотека притягивает людей в ряды читателей и способствует их общению и сближению друг с другом. Оказываясь в равных условиях и в равных позициях по отношению друг другу и к библиотекарю, независимо от социальной принадлежности и культурного уровня, автономные индивиды образуют читающую публику, для которой характерен общий вкус, здравый смысл и критерии рациональности. Библиотека, как и театр, объединяет людей в единое коммуникативное пространство. Список использованной литературыИсточникиФедеральное законодательство России в области библиотечного дела. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.rba.ru/content/activities/address/law/fed.php (Дата обращения: 1.04.2019)Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/1-O-BIBLIOTEKE/7-documenty/fz/FZ-78_03072016.pdf (Дата обращения: 1.04.2019)ЛитератураБалкова И.В. История библиотечного дела / И.В. Балкова. – М.: Пашков дом, 2013. – 415 с.Бенин В.Л. Роль и место библиотеки в социокультурном пространстве / В.Л. Бенин, Р.А. Гильмиянова // Библиосфера. – 2011. - №1. – С. 3-10.Гильмиянова Р.А. О месте библиотек в информационном обществе / Р.А. Гильмиянова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. - №2 (45). – С. 76-85.Дворкина М.Я. Библиотека как память культуры / М.Я. Дворкина // Теория и практика общественно-научной информации. – 2002. - №17. – С. 50-53.Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность / М. Я. Дворкина. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры и искусств, 2001. - 46 с.Дворкина М.Я. Функции библиотеки в культуре / М.Я. Дворкина // Вестник Московского государственногоуниверситета и искусств. – 2013. - №5(55). – С. 152-156.Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность / М.Я. Дворкина. – М.: ФАИР, 2009. – 256 с.Лытко Р.Х. Библиотека и культурная политика / Р.Х. Лытко // Речевая коммуникация в современной России. Материалы международной конференции. – Омск: ОГУ им. Ф.М. Достоевского, 2013. – С. 61-66.Макеева О.В. Использование новых информационных технологий как средство адаптации библиотек к современной социокультурной среде [Текст] / О.В. Макеева // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2013. - №4. – С. 39-47.Мокшанова Е.В. Культурная среда библиотеки как ресурс поликультурного общества / Е.В. Мокшанова // Библиосферы. – 2009. - №3. – С. 25-28.Позднякова Р.А., Семина В.С. Библиотека в современной провинциальной культурной среде. Электронный ресурс. Режим доступа:http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/147-provincial-library-in-modern-culture-medium.html (дата обращения: 7.09.2019).

Источники
1. Федеральное законодательство России в области библиотечного дела. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.rba.ru/content/activities/address/law/fed.php (Дата обращения: 1.04.2019)
2. Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/1-O-BIBLIOTEKE/7-documenty/fz/FZ-78_03072016.pdf (Дата обращения: 1.04.2019)

Литература
3. Балкова И.В. История библиотечного дела / И.В. Балкова. – М.: Пашков дом, 2013. – 415 с.
4. Бенин В.Л. Роль и место библиотеки в социокультурном пространстве / В.Л. Бенин, Р.А. Гильмиянова // Библиосфера. – 2011. - №1. – С. 3-10.
5. Гильмиянова Р.А. О месте библиотек в информационном обществе / Р.А. Гильмиянова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. - №2 (45). – С. 76-85.
6. Дворкина М.Я. Библиотека как память культуры / М.Я. Дворкина // Теория и практика общественно-научной информации. – 2002. - №17. – С. 50-53.
7. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность / М. Я. Дворкина. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры и искусств, 2001. - 46 с.
8. Дворкина М.Я. Функции библиотеки в культуре / М.Я. Дворкина // Вестник Московского государственногоуниверситета и искусств. – 2013. - №5(55). – С. 152-156.
9. Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность / М.Я. Дворкина. – М.: ФАИР, 2009. – 256 с.
10. Лытко Р.Х. Библиотека и культурная политика / Р.Х. Лытко // Речевая коммуникация в современной России. Материалы международной конференции. – Омск: ОГУ им. Ф.М. Достоевского, 2013. – С. 61-66.
11. Макеева О.В. Использование новых информационных технологий как средство адаптации библиотек к современной социокультурной среде [Текст] / О.В. Макеева // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2013. - №4. – С. 39-47.
12. Мокшанова Е.В. Культурная среда библиотеки как ресурс поликультурного общества / Е.В. Мокшанова // Библиосферы. – 2009. - №3. – С. 25-28.
13. Позднякова Р.А., Семина В.С. Библиотека в современной провинциальной культурной среде. Электронный ресурс. Режим доступа: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/147-provincial-library-in-modern-culture-medium.html (дата обращения: 7.09.2019).

Вопрос-ответ:

Какую роль играет современная библиотека в развитии культуры общества?

Современная библиотека играет важную роль в развитии культуры общества. Она является местом, где люди могут получать доступ к знаниям и информации, общаться, исследовать и творчески развиваться. Библиотека предоставляет доступ к разнообразным источникам информации, включая книги, журналы, электронные ресурсы и многие другие.

Какие функции выполняет библиотека в культуре?

Библиотека выполняет различные функции в культуре. Она служит местом сбора, хранения и предоставления информации. Библиотеки также осуществляют работу по формированию читательской компетенции, развитию культурного пространства и поддержке творческих исследований. Они проводят мероприятия и программы, направленные на популяризацию чтения и культурного наследия.

Как библиотека влияет на культурную среду современного общества?

Библиотека играет важную роль в формировании и влиянии на культурную среду современного общества. Она создает доступ к культурным ценностям, способствует распространению знаний, развитию образования и культурного разнообразия. Библиотеки также оказывают влияние на формирование читательской и культурной активности, а также на развитие культурных институтов и сообществ.

Является ли библиотека символическим пространством культуры?

Да, библиотека является символическим пространством культуры. Она представляет собой не только место для хранения и предоставления информации, но и символ культурного развития и образования. Библиотека служит местом встречи и общения людей, где создается особая атмосфера и контекст для изучения, творчества и открытия нового.

Какую роль играет библиотека как память культуры?

Библиотека играет важную роль в сохранении и передаче памяти культуры. Она собирает и хранит ценные источники информации, включая книги, документы, рукописи и архивы. Библиотеки также выполняют работу по цифровизации и документированию культурного наследия для сохранения его на будущее. Благодаря этому библиотека становится хранилищем исторической и культурной памяти общества.

Какую роль играет современная библиотека в развитии культуры общества?

Современная библиотека играет важную роль в развитии культуры общества. Она предоставляет доступ к различным информационным ресурсам, оказывает помощь в получении образования и профессионального развития, а также способствует сохранению и передаче культурного наследия.

Какие функции выполняет библиотека в культуре?

Библиотека выполняет различные функции в культуре. Она является центром образования, предоставляет доступ к информационным ресурсам, формирует культурные ценности и развивает навыки чтения, организует культурные мероприятия и предоставляет место для общения и взаимодействия людей.

Какую роль играет библиотека в современной провинциальной культурной среде?

Библиотека играет важную роль в современной провинциальной культурной среде. Она является центром общения и обмена опытом для местных жителей, предоставляет доступ к информационным и культурным ресурсам, организует различные мероприятия и способствует развитию культурного потенциала региона.

В чем заключается роль библиотеки как памяти культуры?

Библиотека является хранилищем культурной памяти общества. Она собирает, сохраняет и передает культурное наследие, предоставляет доступ к классическим и современным произведениям литературы, искусства, музыки и другим культурным материалам, сохраняя их для будущих поколений.

Почему библиотека является символическим пространством культуры?

Библиотека является символическим пространством культуры, так как она символизирует доступ к знаниям, образованию и культуре. Она представляет собой место, где можно получить непосредственный контакт с культурными ценностями, встретиться с произведениями искусства и литературы, и участвовать в культурной жизни общества.

Какова роль современной библиотеки в развитии культуры общества?

Современная библиотека играет важную роль в развитии культуры общества. Она является центром, где люди могут получить доступ к информации, знаниям и литературе. Библиотека предоставляет возможности для обучения, самообразования, проведения культурных мероприятий. Она оказывает поддержку творческим и научным исследованиям, способствует развитию культурной активности в обществе.