Диагностические методы в социальной работе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 33 33 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 11.10.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………
1. Методологические основания диагностики в социальной работе .....
1.1. Определение понятия диагностика в социальной работе ………..
1.2. Диагностика как технология социальной работы ……………….
2. Классификация методов в социальной работе ……………........
2.1. Специфические методы исследования в социальной работе ......
2.2. Примеры практического использования методик диагностики в социальной работе …………………………………….
Список использованных источников и литературы ……………………

Фрагмент для ознакомления

Для этого необходимо с субъективной позиции самих многодетных семей, как получателей данных услуг оценку всей системе социального обслуживания, выявить основные пробелы и проблемы в административных регламентах, по которым осуществляется соответствующая помощь и поддержка данной целевой группы.
В 2012 году автором было проведено исследование на тему: «Эффективность форм социальной работы с многодетными семьями: субъективный аспект». Проведенное исследо ание позволило выявить мнения многодетных семье, как получателей социальных услуг, об эффективности проводимой с ними социальной работе. На первом этапе была проведена фокус-группа на тему: «Эффективность форм социальной работы с многодетными семьями: субъективный аспект». В ней приняли участие члены многодетных семей города Барнаула. На втором этапе исследования автором была произведена контрольная закупка в виде личного посещения Управлений по социальной защите города Барнаула.
Комплексный анализ позволил выявить основные проблемы и трудности получения социальных услуг многодетными семьями.
1. Несоответствие предоставления мер социальной поддержки
многодетным семьям, закрепленных в федеральных и региональных нормативно-правовых актах в действительности.
В законе Алтайского края от 29.12.2006 №148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» одной из мер является бесплатная выдача лекарств, отпускаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет. По мнению большинства участников фокус- группы данная услуга не предоставляется. Только два человека заявили об обратном: «100% скидку детям до 6 лет, у меня таких двое, я получаю. Но получаю я ее только, если в аптеке… если есть такие лекарства». Или: «…да…пару раз мы получали льготные лекарства…»
В данном законе также предусматривается первоочередное представление в летний период путевок в детские оздоровительные лагеря для учащихся общеобразовательных школ. В лечебно-профилактические учреждения края дети из многодетных семей принимаются вне очереди. Мнения участников исследования по данному вопросу разделились: одни респонденты говорили о том, что такая услуга им вообще не предоставляется: «…нет, нам вообще никогда не предлагали никуда поехать.» Или: «Мои дети путевки в загородные лагеря не получали…мы, конечно, бы поехали, а не дают».
2. Низкая информированность членов многодетных семей о положенных им мерах социальной поддержки.
Важно отметить, что большинство родителей многодетных семей не имеют представления о том, какие меры и формы поддержки по закону им положены «А я даже не знала, что нам такое положено!» или: «Правда? Я вот тоже не знала, кто бы нас информировал бы..», помимо прочего, уровень правовой грамотности данных членов семей невысок. Так, например, большинство участников фокус-группы не смогли развести такие понятия как «льготы» и «пособия»: «…так это разве не одно..хм.. и тоже?...». Или: «…я просто не очень разницу понимаю…».
3. Возможность получения социально-психологической и социально- педагогической помощи.
В системе социального обслуживания населения действуют краевой кризисный центр для мужчин, краевой кризисный центр для женщин, 59 территориальных центров социальной помощи семье и детям, в структуре 45-ти из них работают психолого-педагогические направленности. При координирующей роли краевого кризисного центра для мужчин на базе территориальных центров помощи семье и детям, в том числе и для многодетных, реализуются программы активной поддержки родительства, действуют низкопороговые клубы. Как отмечают участники фокус-группы, что органы социальной защиты, к сожалению, не оказывают им психологическую, педагогическую поддержку. «Лично мне такая услуга не предоставляется. Хотя, …знаете, я бы вот очень сильно хотел бы ее получать…Иногда, да у каждого такое бывает, хочется получить совет со стороны». Или: «Я вот тоже хотела бы получить консультацию психолога. Дети, сами же знаете, разные бывают…иногда сил не хватает. Как нужно правильно воспитывать, что говорить…было бы хорошо».
4.1. Территориальная доступность подразделения. В ходе исследования авторов была произведена контрольная закупка государственной услуги в виде личного посещения структурного подразделения с целью проведения натурного наблюдения.
Контрольная закупка – это непосредственное и анонимное прохождение административных процедур гражданами и организациями с целью получения государственных услуг. Главными достоинствами и преимуществами метода «контрольная закупка» являются то, что:
· Фиксируется актуальное качество
· Выявляются наиболее болезненные точки
· Управляемый поиск проблем
· Отсутствие жестких ограничений на число вариантов исследовательских решений
· Сокращение издержек по сбору информации
Контрольная закупка была произведена в Управлении социальной защиты населения по Центральному и Железнодорожному району города Барнаула.
Основным параметром по отношению к территориальной доступности учреждения было удобство проезда к подразделению общественным транспортом, которое в обоих случаях было полностью удовлетворено. От остановки общественного транспорта данные учреждения находятся в 10-минутной ходьбе. Несмотря на то, что никаких указателей того, как удобнее дойти до подразделения нет, найти путь до Управления и в том. и, в другом случае было легко. Главным минусом было то, что отсутствовала возможность оставить детскую коляску около учреждения. На входе в здание были размещены таблички с графиком работы, но не было указано номера телефона данного учреждения. Говоря о удобстве получения услуги человека с ограниченными физическими возможностями, нужно отметить, что и Управлении социальной защиты населения по Центральному району, и Управлении социальной защиты населения по Железнодорожному району оборудованы всем необходимыми.
4.2. Помещение для предоставления услуг.
В Административном регламенте предоставления государственной услуги содержится пункт 2.12. «Требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления государственной услуги». Согласно ему прием граждан осуществляется в служебных кабинетах специалистов либо в специально выделенных для этого помещениях. Места информирования посетителей, предназначенные для их ознакомления с информационным материалом, оборудуются стульями и столами для возможного оформления документов. Места для заполнения заявлений о предоставлении государственной услуги, оборудуются стульями, столами и обеспечиваются образцами и бланками заявлений, письменными принадлежностями.
Посетив Управление социальной защиты населения по Центральному району, эксперт сделал следующий вывод: «В холле учреждение находится девушка-администратор, которая не очень любезно, но подсказала, куда необходимо обратиться за получение государственной услуги. Само помещение очень маленькое, но чистое и светлое. Большая скученность народу. Столы для заполнения документов имеются, но они очень маленькие и расположены неудобно. Туалетная комната в учреждении имеется, но, к сожалению, находится в нерабочем состоянии. Окна, в которых сотрудники ведет прием, никак не идентифицируются, хотя каждое окно приема заявителя оформлено информационными табличками с указанием номера окна, ФИО и должности специалиста. Но основная трудность заключалась в том, что не было понятно, что за прием ведется в данном окне. Кроме номера не было ничего».
В ходе личного посещения Управления социальной защиты населения по Железнодорожному району эксперт дал такую характеристику: «В холле учреждения не у кого было спросить, куда нужно пройти, чтобы получить необходимую услугу. Прием ведет на втором этаже, в связи с чем, человеку с ограниченными физическими возможностями не предоставляется никакой возможности попасть к специалисту. Сами кабинеты имеют таблички с названиями и ФИО специалистов, на некоторых висят списки необходимых для получения услуги документов. Людей в очередях много. Помещение, в целом, чистое, светлое и просторное».
На основании полученных результатов можно дать следующие рекомендации для органов социальной защиты и общественных организаций:
- необходимо усилить контроль за исполнением нормативно-правовых актов всех уровней; совершенствовать правовую базу социальной защиты, в
частности, многодетных семей, внедрять и расширять спектр предоставляемых услуг для оптимизации жизнедеятельности многодетной семьи и повышения ее статуса;
- усовершенствовать информационную компанию в сфере предоставления официальных услуг и мер поддержки многодетным семьям среди данной целевой аудитории.
Повысить уровень компетенции сотрудников органов социальной защиты населения посредством проведения тренингов по теме профессионального выгорания, организации супервизии, психологических консультации и организации тренингов на соответствующие тематики .




Заключение

Современный социум сталкивается с широким кругом проблем. Для их успешного решения необходимо осуществление социальной диагностики – деятельности по выявлению самих проблем, определению их причин, возможных путей и способов решения.
Социальная диагностика взаимосвязана практически со всеми (как общие, так и частными) технологиями социальной работы, она предваряет их, позволяет выбрать технологию, адекватную конкретной ситуации, на основе поставленного социального диагноза и позволяет оценить результаты использования той или иной технологии в уже конкретном случае. Например, в процессе коррекции девиантного поведения подростка диагностика осуществляется для выявления причин и фактов, способствующих девиантному поведению, для разработки программы коррекции с учетом выявленных индивидуальных особенностей подростка, для оценки промежуточных результатов и в целом успеха коррекции.
Особая значимость профессионализма социального работника при осуществлении социальной диагностики продиктована необходимостью выбора адекватных мер социальной защиты и поддержке граждан.


Список использованных источников и литературы


Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: уч. пособие / Л.П. Кузнецова. Владивосток: ДВГТУ, 2002. С.14.
Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с англ. – М.: Центр общечел. ценностей, 1993. Т.1. 480 с.
Безгодова С. А. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Интегративная психология жизненного пути (коллективная монография). – СПб., 2016
Микляева А.В. Методы диагностики социально-психологического инфантилизма в работе психолога социальной сферы // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2016. – Вып. 9: Теоретические и практические аспекты работы психолога в учреждении социального обслуживания населения.. – С. 21 – 27
Анализ документов [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // inforaz.narod.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Анализ документов: понятие, виды, особенности применения [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.wayofsociology.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.studfiles.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // studme.org. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Гордеева Т.Н. Контект - анализ публикации журнала «Социологические исследования» (городские проблемы) Т.Н. Гордеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. − № 45.− С. 66.
Методы изучения семейной истории [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // pedlib.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Наместникова И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров: учебник / И. В. Наместникова. – М.: Юрайт, 2014. – 430 с.
Янчук В. А. Методология и методы научного исследования в психологии и социальных науках / В. А. Янчук. – Минск, 2011. – 373 с.
Девятко И. Ф. Методы социологического и. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2009. – 296 с.
К.А. Великжанина Эффективность реализуемых форм социальной работы с многодетными семьями с позиции получателей услуг по результатам исследования 2012 года (на примере алтайского края) // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России (посвящается 25-летию социальной работы как профессии в России): материалы VII заочной научно-практической конференции с международным участием. Моордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт; кафедра социальной работы; Под общей редакцией Л. И. Савинова. 2016. С. 19.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: уч. пособие / Л.П. Кузнецова. Владивосток: ДВГТУ, 2002. С.14.
Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с англ. – М.: Центр общечел. ценностей, 1993. Т.1. С.286.
Анализ документов [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // inforaz.narod.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Анализ документов: понятие, виды, особенности применения [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.wayofsociology.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.studfiles.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // studme.org. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Гордеева Т.Н. Контект - анализ публикации журнала «Социологические исследования» (городские проблемы) Т.Н. Гордеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. − № 45.− С. 66.
Биографические методы [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // u4isna5.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Методы изучения семейной истории [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // pedlib.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
Наместникова И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров: учебник / И. В. Наместникова. – М.: Юрайт, 2014. – С.150.
Янчук В. А. Методология и методы научного исследования в психологии и социальных науках / В. А. Янчук. – Минск, 2011. – С.194.
Девятко И. Ф. Методы социологического и. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2009. – С.328.
Безгодова С. А. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Интегративная психология жизненного пути (коллективная монография). – СПб., 2016
Микляева А.В. Методы диагностики социально-психологического инфантилизма в работе психолога социальной сферы // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2016. – Вып. 9: Теоретические и практические аспекты работы психолога в учреждении социального обслуживания населения.. – С. 26.
К.А. Великжанина эффективность реализуемых форм социальной работы с многодетными семьями с позиции получателей услуг по результатам исследования 2012 года (на примере алтайского края) // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России (посвящается 25-летию социальной работы как профессии в России): материалы VII заочной научно-практической конференции с международным участием. Моордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт; кафедра социальной работы; Под общей редакцией Л. И. Савинова. 2016. С. 19.









2

Список использованных источников и литературы


1. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: уч. пособие / Л.П. Кузнецова. Владивосток: ДВГТУ, 2002. С.14.
2. Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с англ. – М.: Центр общечел. ценностей, 1993. Т.1. 480 с.
3. Безгодова С. А. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Интегративная психология жизненного пути (коллективная монография). – СПб., 2016
4. Микляева А.В. Методы диагностики социально-психологического инфантилизма в работе психолога социальной сферы // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2016. – Вып. 9: Теоретические и практические аспекты работы психолога в учреждении социального обслуживания населения.. – С. 21 – 27
5. Анализ документов [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // inforaz.narod.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
6. Анализ документов: понятие, виды, особенности применения [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.wayofsociology.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
7. Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // www.studfiles.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
8. Метод анализа документов [Электронный ресурс].− Режим доступа http: // studme.org. − (Дата обращения 11.09.2019.).
9. Гордеева Т.Н. Контект - анализ публикации журнала «Социологические исследования» (городские проблемы) Т.Н. Гордеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. − № 45.− С. 66.
10. Методы изучения семейной истории [Электронный ресурс]. − Режим доступа http: // pedlib.ru. − (Дата обращения 11.09.2019.).
11. Наместникова И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров: учебник / И. В. Наместникова. – М.: Юрайт, 2014. – 430 с.
12. Янчук В. А. Методология и методы научного исследования в психологии и социальных науках / В. А. Янчук. – Минск, 2011. – 373 с.
13. Девятко И. Ф. Методы социологического и. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2009. – 296 с.
14. К.А. Великжанина Эффективность реализуемых форм социальной работы с многодетными семьями с позиции получателей услуг по результатам исследования 2012 года (на примере алтайского края) // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России (посвящается 25-летию социальной работы как профессии в России): материалы VII заочной научно-практической конференции с международным участием. Моордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт; кафедра социальной работы; Под общей редакцией Л. И. Савинова. 2016. С. 19.

Вопрос-ответ:

Каково понятие диагностики в социальной работе?

Диагностика в социальной работе - это процесс сбора и анализа информации о клиенте и его ситуации с целью выявления проблем и определения наиболее эффективного подхода к оказанию помощи.

Какие методы используются в диагностике в социальной работе?

В диагностике в социальной работе могут использоваться различные методы, такие как интервью, наблюдение, тестирование, анкетирование и другие специфические исследовательские методики.

Как можно классифицировать методы в социальной работе?

Методы в социальной работе можно классифицировать на общие методы и специфические методы исследования. Общие методы включают в себя интервью, наблюдение, анкетирование, а специфические методы - это, например, социометрический метод, метод анализа жизненной истории или метод анализа семейных отношений.

Какие примеры практического использования методик диагностики в социальной работе?

Примеры практического использования методик диагностики в социальной работе могут включать оценку потребностей клиента, определение уровня его функционирования, выявление рисковых факторов, определение причин проблем и т.д. Конкретные методики будут зависеть от задачи и целей работы социального работника.

Какие методологические основания лежат в основе диагностики в социальной работе?

Методологические основания диагностики в социальной работе включают системный подход, гуманистическую парадигму, принципы конфиденциальности и этические нормы, а также учет контекста и культурных особенностей клиента.

Что такое диагностика в социальной работе?

Диагностика в социальной работе - это процесс систематического сбора, анализа и интерпретации информации о клиенте или ситуации, с целью определения проблем и потребностей, а также планирования и проведения социальных интервенций. Она помогает определить основные проблемы человека или группы, а также выяснить ресурсы, которые могут быть использованы для помощи.

Как диагностика используется в социальной работе?

Диагностика используется в социальной работе для определения проблем и потребностей клиента или группы, а также для планирования социальных интервенций. Она помогает социальным работникам понять основные факторы, влияющие на жизнь человека, его семью или сообщество, и определить способы решения проблемы или улучшения ситуации. Диагностика также может помочь в оценке эффективности проводимых мероприятий и корректировке социальных программ и политик.

Какие методы используются в диагностике в социальной работе?

В диагностике в социальной работе используются разнообразные методы. Они могут включать структурированные или полуструктурированные интервью, анкетирование, наблюдение, оценку документации, проведение тестов и др. Кроме того, социальные работники могут использовать методы исследования среды, взаимодействия с клиентом и его семьей, анализ социальной сети и другие подходы для получения полной и точной информации о ситуации.

Какие практические примеры использования методик диагностики в социальной работе?

Примеры практического использования методик диагностики в социальной работе могут включать оценку потребностей детей с ограниченными возможностями, определение степени семейной дезадаптации, выявление причин бедности и бездомности, анализ социальных проблем подростков, оценку качества жизни пожилых людей и др. Эти методики помогают социальным работникам понять основные факторы, влияющие на жизнь клиента или группы, и разработать индивидуальные планы поддержки и помощи.

Какие методологические основания существуют для диагностики в социальной работе?

Методологическими основаниями диагностики в социальной работе являются системность, комплексность, объективность и научность.