Принятие христианства Русью

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 22 22 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 31.08.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Причины принятия христианства
2. Версии о крещении Руси. Выбор Христианской веры
3. Ход и особенности христианизации Древней Руси
4. Церковная организация
5. Значение принятия хрстианства
Выводы:
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Владимир, после осады и взятия византийских владений, как победитель диктовал свои условия. Теперь боярство и князь не опасались того, что Византия будет расценивать принятие православной веры Русью как знак признания вассальной зависимости Руси от греков.
Принятие христианства статус Русь перед европейскими государствами того времени, это привело к укреплению дипломатических связей, так как в эпоху средневековья большое значение придавали религии, а христианство к этому времени было широко распространенно в Европе, Закавказье и значительной части Ближнего Востока.
Главным политическим результатом крещения было то, что сын Владимира по договоренности с цесарем Византийской империи получил высочайший в Европе титул «цесаря», т. е. императора. Это впоследствии привело к тому, что потомки Владимира породнились с крупнейшими королевскими домами Европы. Объективным фактором здесь выступает и то, что произошло укрепление политического могущества Руси, христианство фактически оформило это. Европе стало три монарха самого высшего ранга: цесарь Византии, император «Священной Римской империи» (Германия) и цесарь (царь) Руси, великий князь Киевский.
Значение принятие христианства для развития древнерусского государства заключалось в следующем:
Укрепление власти князя:
Внутри страны возникают новые политические отношения;
На международном уровне вырос авторитет Древней Руси.
Создание церковной организации:
Русская митрополия состояла из 9 епархий (15 к XIII веку). Появилось белое (с семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри.
Церковная юрисдикция распространилась не только на священников, но и на все население по церковным (преступления против церкви) и семейным делам.
Возникает церковная десятина как налог в пользу церкви со всех собираемых налогов.
Церковное просвещение и культура:
Православие в отличие от католицизма довольно терпимо относилось к местным языкам. Создание русской азбуки принадлежит болгарским проповедникам Кириллу и Мефодию, хотя славянская письменность существовала и до них.
Монастыри становятся центрами культуры и образования. Появляются первые русские книги, которые переводятся с греческого языка.
Церковное строительство способствовало развитию храмовой архитектуры и живописи.
Таким образом, христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению международных связей.









Выводы:
1. Формирование русской цивилизации. Христианство становится стержнем европейской цивилизации. Следовательно, выбор Владимира означал выбор дальнейшего цивилизационного развития всей древней Руси. Принятие византийского православия во многом способствовало развитию русской цивилизации, которая в последствии стало одной из разновидностью христианской европейской цивилизации.
2. Церковь и государство. Главной особенностью между христианством православного и католического образца было разное отношение между церковью и властью. Западная церковь соперничала с королевской властью, вступала с ней в различные соглашения, что создавало одну из предпосылок формирования общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но укрепляла светскую власть, доказывая, например, ее божественное происхождение. В итоге это способствовало укреплению самодержавия.
3. Наука и вера. Православие ориентировала человека не на познание мира, а на его мистическое понимание, считая, что божественная сущность непознаваема и к ней можно лишь приблизиться через веру. Отсюда вытекало преобладание в русском национальном сознании мистического эмоционального, а не рационального отношения к действительности.
4. Личность и общество. Основу христианского учения составляет идея индивидуального «спасения», которое можно достигнуть путем проявления любви к ближнему и нравственное самосовершенствование.
В тоже время идея спасения в католическом христианстве исходила из того, что спасение человека зависит от его усилий и воли, и тем самым создавало духовные предпосылки для становления самоценной личности, достижение ею внутренней, а затем и внешней свободы. К тому же католичество более терпимо относилось к человеческим слабостям, воспринимало греховность как неотъемлемую часть человека. Цель жизни каждого человека заключалась в преодолении греха с помощью активной деятельности, направленной на благо других.
Православие более требовательно относилось к человеку, главным здесь выступает ориентация человека на духовное совершенствование, а внешнее обустройство жизни должно уходить на второй план. К тому же на Руси, в условиях сохранения общины, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа.
Следовательно, личность воспринималась, в первую очередь, как часть целого, призванная служить ему, жертвуя своими интересами. В итоге, в национальном сознании идея личности хотя и существовала, что отличало российскую цивилизацию от восточной, но получила иное развитие по сравнению с европейской.
5. Раскол – является основной чертой российской цивилизации в основе, которой лежит христианство. В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями усиливались. Особенно эта тенденция усилилась в годы монголо-татарского нашествия на Русь.
Таким образом, отличительной чертой с самого начала появления русской цивилизации раскол, главной особенностью которого были противоречивые черты, которыми обладали западная и восточная цивилизации.








Заключение
Крещение Руси было вызвано целым комплексом факторов: политических, социальных международных.
Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство, могло быть достигнуто только введением единобожия. Введение единобожия могло узаконить авторитет единоличной княжеской власти.
Не маловажную роль играло и то , что принятие христианства ставило Древнюю Русь на один уровень с европейскими государствами.
Социальная неравность, а также изменяющиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложному мировоззрению, которое в некоторой степени обеспечивало христианство.
Выбор православной веры греческого образца имел объективные предпосылки. При принятии христианства учитывались как политические, международные факторы, так и социально-экономические и культурные связи Руси.
Постепенно языческие элементы вытеснялись из обыденной жизни и сознания славян, но многие из языческих традиций сохранялись длительное время.
Значение принятие христианства для развития древнерусского государства заключалось в следующем:
Укрепление власти князя:
Создание церковной организации:
Церковное просвещение и культура:
Таким образом, христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению международных связей.



Список литературы:
Повести и сказания Древней Руси: памятники литературы XI – XVII вв. в избранном переводе: Изборник. / Сост. Н.В. Понырко, под ред. Д.С. Лихачева. – М.; СПб.: Диля, 2001. – 1451с.
Введение христианства на Руси. /Отв. ред. А.Д. Сухов. - М., 1987.
Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат, 1953. – 569с.
Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества: курс лекций. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1997. – 388с.
Ключевский В.О. История России: Статьи. – М.: АСТ; Астрель, 2003. – 463с.
Курс отечественной истории IX – XX вв.: Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Уч. пособие. / под ред. Л.И. Ольштынского. – М.: ИТРК, 2002. – 541с.
Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. - М., 1956.
Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — СПб.: Издательство «Наука», 1986. — 436с.
Лихачев Д.С. Раздумья о России. - СПб.: Логос, 1999. – 668с.
Любавский М.К. Русская история XVII – XVIII вв.: Уч. пособие. – СПб.: лань, 2002. – 576с.
От Древней Руси к России нового времени: Сб. ст. / отв. ред. В.Л. Янин. – М.: Наука, 2003. – 511с.
Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. - СПб.: Юна, 1999.
Рапов О.М. Русская церковь в 1Х - первой трети Х11 в. Принятие христианства. - 2-е изд. - М., 1998.
Россия. Хроника основных событий. IX – XX вв. / отв. сост. В.Ю. Афиани. – М.: РОССПЭН, 2002. – 894с.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.,1987.
Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси. - М., 1980.
Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм. С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой. - М.: Правда, 1989.
Тихомиров М. Н. Древнерусские города. – Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., 1956. – 474с.
Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. - М.: Высшая школа, 1966.


















Лихачев Д.С. Раздумья о России. - СПб.: Логос, 1999. - С. 65.
Любавский М.К. Русская история XVII – XVIII вв.: Уч. пособие. – СПб.: лань, 2002. – С.11

Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат, 1953.
Введение христианства на Руси. /Отв. ред. А.Д. Сухов. - М., 1987.
Рапов О.М. Русская церковь в 1Х - первой трети Х11 в. Принятие христианства. - 2-е изд. - М., 1998.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

Курс отечественной истории IX – XX вв.: Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Уч. пособие. / под ред. Л.И. Ольштынского. – М.: ИТРК, 2002. – С.24.

Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. - СПб.: Юна, 1999. - с. 377-391.













23

Список литературы:
1.Повести и сказания Древней Руси: памятники литературы XI – XVII вв. в избранном переводе: Изборник. / Сост. Н.В. Понырко, под ред. Д.С. Лихачева. – М.; СПб.: Диля, 2001. – 1451с.
2.Введение христианства на Руси. /Отв. ред. А.Д. Сухов. - М., 1987.
3.Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат, 1953. – 569с.
4.Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества: курс лекций. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1997. – 388с.
5.Ключевский В.О. История России: Статьи. – М.: АСТ; Астрель, 2003. – 463с.
6.Курс отечественной истории IX – XX вв.: Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Уч. пособие. / под ред. Л.И. Ольштынского. – М.: ИТРК, 2002. – 541с.
7.Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. - М., 1956.
8.Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — СПб.: Издательство «Наука», 1986. — 436с.
9.Лихачев Д.С. Раздумья о России. - СПб.: Логос, 1999. – 668с.
10.Любавский М.К. Русская история XVII – XVIII вв.: Уч. пособие. – СПб.: лань, 2002. – 576с.
11.От Древней Руси к России нового времени: Сб. ст. / отв. ред. В.Л. Янин. – М.: Наука, 2003. – 511с.
12.Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. - СПб.: Юна, 1999.
13.Рапов О.М. Русская церковь в 1Х - первой трети Х11 в. Принятие христианства. - 2-е изд. - М., 1998.
14.Россия. Хроника основных событий. IX – XX вв. / отв. сост. В.Ю. Афиани. – М.: РОССПЭН, 2002. – 894с.
15.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.,1987.
16.Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси. - М., 1980.
17.Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм. С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой. - М.: Правда, 1989.
18.Тихомиров М. Н. Древнерусские города. – Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., 1956. – 474с.
19.Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. - М.: Высшая школа, 1966.















Вопрос-ответ:

Какие были причины принятия христианства Русью?

Принятие христианства Русью было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, принятие новой религии позволяло Руси укрепить свою политическую и культурную связь с Византией, которая играла значительную роль в тех временах. Во-вторых, христианство предоставляло новые моральные принципы и ценности, которые помогли укрепить и развить общество. Также, принятие христианства могло служить средством создания единого государства и укрепления авторитета князей.

Какие версии о крещении Руси существуют?

О крещении Руси существует несколько версий. Одна из них гласит, что крещение произошло в результате дипломатических отношений между Византией и Русью, при которых князь Владимир принял предложение византийского императора Басилия II о крещении Руси. Другая версия говорит о том, что Владимир самостоятельно решил принять христианство после осады и взятия византийских владений.

Как проходила христианизация Древней Руси?

Процесс христианизации Древней Руси проходил поэтапно. Вначале, князь Владимир провел обряд крещения в воде реки Днепр, принимая христианскую веру. Затем, он приказал крестить народ, и это стало первым шагом в христианизации Руси. Далее, были основаны первые христианские храмы и монастыри, проводились проповеди и богослужения. В процессе христианизации также происходило принятие и адаптация христианской моральной и духовной культуры.

Какие особенности были у христианизации Древней Руси?

Христианизация Древней Руси имела свои особенности. Во-первых, происходила адаптация христианства к местным обычаям и традициям. Например, обряд крещения проводился в реке, которая имела особое значение для языческой религии. Во-вторых, христианство было связано с властью князей и боярства. Они активно поддерживали процесс христианизации и получали от него политические и экономические выгоды. Также, христианство играло роль упрочения внутренней стабильности и единства государства.

Какие были причины принятия христианства Русью?

Причиной принятия христианства Русью были стремление к политической стабильности, укреплению внешних связей и культурному развитию, а также противостояние византийскому влиянию.

Какие версии о крещении Руси существуют?

Существуют различные версии о крещении Руси, такие как крещение князя Владимира в Киеве, крещение русских князей в Херсонесе и крещение в центральной Руси под влиянием Византийской империи.

Как проходила христианизация Древней Руси?

Христианизация Древней Руси проходила через проповедь крещеных князей и монархов, использование культурных и религиозных связей с Византией, строительство храмов и монастырей, а также влияние церковной организации.

Какое значение имело принятие христианства Русью?

Принятие христианства Русью имело огромное значение для развития культуры, цивилизации и укрепления государства. Оно способствовало формированию единой русской народности и обеспечило Руси влияние на международной арене.