Литературная рецензия на одно из злободневных произведений русского Автора
Заказать уникальный доклад- 24 24 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Символичность как средство углубления философской проблематики произведения 4
Глава 2.Тема духовной трансформации личности в романе. Проблема преодоления бездуховности и нигилизма как актуальная проблема России 11
Заключение 23
Список литературы 24
К. Мочульский говорит об единстве времени, пространства и действия в романе, о значимости этого единства для символического раскрытия мотива раскаяния и возрождения. Большую символическую значимость имеет сон Раскольникова (1 часть романа). На определённом уровне художественной структуры произведения первый сон Раскольникова корреспондирует с евангельским рассказом о воскрешении Лазаря, и оба эти «вставные» эпизода в совокупности символически описывают всё, что совершается с героем в романе: убийство = самоубийство – смерть – воскресение».В целом, сон очень богат в смысловом отношении, здесь объединено в одно целое всё, что пережил Раскольников: история с Соней, обстоятельства жизни его сестры Дуни, бедность, отсутствие надежды и веры, болезненное состояние.Наконец, обратимся к финальному дню романа. Для того чтобы точно установить дату, вспомним, что упоминаются «похороны Катерины Ивановны». По православному обычаю обряд совершается по истечении трёх суток, исходя из этого факта, можно установить внутреннюю хронологию романа (конец 5 – начало 6 части): события глав 2-6 происходят через два дня, на третий после эпизода в квартире Сони, который помещён в конце пятой части романа. Вспомним: «Голова его была свежее, и он сам спокойнее, чем в эти последние три дня».Идём далее и определяем, что последующие события (встреча с Порфирием Петровичем, беседа со Свидригайловым, прощание Свидригайлова с Соней) происходят на тринадцатый день, а самоубийство Свидригайлова и признание Раскольникова – на четырнадцатый день. Зная точную дату начала романа, мы можем сказать, что финальный день – 20 июля, а именно Ильин день. Этот день очень значим, про него в народе говорят: «вознесение с дождём, Илья с грозой». Достоевский в точности следует реальности и в «Преступлении и наказании» в ночь накануне явки героя в полицейскую контору после двухнедельной жары в Петербурге случилась сильная гроза.Как отмечает Б.Н. Тихомиров, «приуроченность грозы у Достоевского к Ильину дню делает более очевидным принадлежность этого мотива мифопоэтическому плану романа. Именно во время грозы в Раскольникове совершается перелом... В этой связи укажем ещё на одно народное поверье – об очистительном значении Ильинского дождя, который избавляет от «очного призора и всякой вражьей силы».В эту ночь Раскольников бродит по улицам и решает сознаться в содеянном.Символика чисел в романе «Преступление и наказание» восходит к библейской и фольклорной числовой символике: четыре стороны света – слова Сони: «стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй сначала землю... поклонись всему свету на все четыре стороны; четыре евангелия. Символично и число 3, которое также вплетается в художественное пространство и время романа «Преступление и наказание». Фольклорно-евангельское число 3 (в фольклоре – три дороги, три встречи, три сына, три препятствия; в Евангелии – три отречения Петра, Иисус обратился к Петру с вопросом три раза и т.д.) играет важную роль в романе. Число 11 непосредственно связано с евангельским текстом. Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову всё ещё не поздно «сбросит с себя наваждение, ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым».Финальный день – 20 июля, а именно Ильин день. Этот день очень значим, про него в народе говорят: «вознесение с дождём, Илья с грозой». Существует поверье об очищающей силе Ильинского дождя, то же происходит и с Раскольниковым – всю ночь он бродит по улицам и принимает решение идти с повинной и искупить свой грех. В этот момент Бог одерживает победу над дьяволом в борьбе за душу и разум Родиона Раскольникова. Символично также и то, что болезнь Раскольникова приходится на пасхальное время. Болезнь тесно связана в христианской традиции с грехом. Достоевский также подчёркивает, что герой «заболел от уязвлённой гордости». В заключение, когда Раскольников оправился от болезни, очистился от болезни души и разума, переродился духовно, понял, как любит он Сонечку Мармеладову, семь лет каторги уже не кажутся ему большим сроком. За это время Раскольников искупит совершённый грех и начнётся у него новая жизнь, которую ему «надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим, будущим подвигом». «Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба были готовы смотреть на эти семь лет как на семь дней». Здесь возникает аллюзия на библейский текст: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил её» (Бытие, гл. 29, ст. 20). Это и указание на подвиг Сонечки, её «служение» во имя любви и духовного возрождения. Неслучайно, что каторжники так полюбили Соню Мармеладову, полюбили за её душевность и доброту, за то, что она всегда может понять и простить, помочь: «Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться». Перед ней снимали шапки, как бы поклоняясь её. Т. Касаткина считает, что Сонечку каторжники воспринимают как образ Богородицы. В высшей степени характерно, что отношение каторжников к Соне совершенно непостижимо для Раскольникова. Он – неверующий – не видит явленного всем вокруг него».Сонечка своим подвигом и духовностью помогла Раскольникову вернуться к жизни, поверить в безграничную милость Бога, в возможность перерождения и обретения себя. Раскольников и Сонечка вместе пройдут этот трудный путь, и это будет их история «постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».Можно согласиться с К. Мочульским в том, что история Раскольникова является новым воплощением мифа о восстании Прометея и о гибели трагического героя в борьбе с Роком. Причиной совершения преступления становится помутнение сердца, неверие в Бога, во Христа. Именно это неверие заставляет героя поверить в собственную избранность и безнаказанность. И все же, Раскольников познал свободу, но свобода эта носит демонический характер. Это безбожная свобода, которая, по мысли писателя, не может принести человеку счастья и гармонии. Заключение Мотив возрождения личности пронизывает всю ткань художественного повествования романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников – человек с добрым сердцем, умеющий сострадать, но подверженный опасной идее Наполеона и нигилизму. Нигилизм Достоевский считал опасным духовным явлением, которое отдаляет человека от Бога. Именно так и происходит с главным героем романа. Также мы отметили, что через мотив двойничества писатель на более глубоком уровне репрезентует внутренний мир главного героя романа – Родиона Раскольникова. Почти каждый герой в романе так или иначе «зеркалит» определенные качества Раскольникова, раскрывая его душу во всей сложности, противоречиях.«Светлая» сторона души Раскольникова имеет «двойников» в лице Разумихина, Порфирия Петровича, в определенной мере – в образе Сони Мармеладовой. Эти двойники отражают те качества Раскольникова, благодаря которым герой сможет испытать счастье духовного преображения после совершения преступления. Есть у Раскольникова и «темные» двойники – Лужин, Свидригайлов. Как уже отмечалось ранее, мотив двойничества Достоевским раскрывается через пространственно-временной аспект. То есть, писатель посредством пространственных описаний «сближает» героев, подчеркивая общность. Например, описания комнат Раскольникова и Разумихина, мотив угла в описаниях среды бытия семьи Мармеладовых и Раскольникова. Раскольников и Свидригайлов сближены в том числе и на основе временного аспекте, благодаря внутренней хронологии романа, символики (в частности, речь идет о символике Троицына дня, финальных дней Свидригайлова, их сопоставлении с процессом духовного перерождения Раскольникова.Мотив возрождения героя связан с христианской символикой. То есть, согласно позиции Достоевского, невозможно обрести духовное спасение без веры. За преступление должно последовать наказание, но искупление и возрождения духа немыслимы без обретения веры. Эта позиция будет актуальна для всех эпох, особенно для современного времени, когда мы снова столкнулись с духовным кризисом. Список литературыБелов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании». – «Русская речь», 1975, № 1. С. 40-48.Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской русальной традиции // Славянский балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне М., 1986. // http://www.pagan.ruГалкин А. Пространство и время в произведениях Ф.М. Достоевского.[Ресурс локального доступа]Данилов В.В. К вопросу о композиционных приёмах в «Преступлении и наказании» Достоевского. – «Изв. АН СССР. Отделение общественных наук», 1933, № 3.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Художественная литература, 1978. – 372 с.Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского.// Достоевский в конце ХХ века. - М.: Наследие, 1996. – 338 с.Ковач А. Поэтика Достоевского. – М.: Водолей, 2008. – 352 с.Кошечко А.Н. Поэтика художественного пространства романов Ф. М. Достоевского 1860-х годов ("Преступление и наказание", "Идиот") : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Томск, 2003. - 250 c.Лотман Ю.М. О семиосфере// Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. - Тарту, 1984. - Вып. 641. - С. 6.Мармеладов Ю.И. Тайный код Достоевского. Илья – пророк в русской литературе. – СПб.: Петровская Академия, 1992. – 143 с.Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество.// http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/glava-13-prestuplenie-i-nakazanie.htmСальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб.: Академический проект, 2001. – 187 с.Селезнев Ю. В мире Достоевского. Слово живое и мертвое. – М.: Алгоритм, 2014. – 496 с.Силуянова И. Нравственная ценность болезни. /Интернет – журнал Сретенского монастыря//http://www.pravoslavie.ru/jurnal/nravst_bol.htmТихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб.: Серебряный век, 2005. – 472 с.Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М.: Прогресс, 1995. – 624 с.Трофимов Е. А. Достоевский в конце XX века [Текст]: о логичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Е. Трофимов. – М.: Наука, 1996. – 456 с.Фридлендер Г.М. Творческий процесс Достоевского//Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. -Т. 12. Elena Dryzhakov. Сегментация времени в романе «Преступление и наказание».// www.utoronto.ca/tsq/DS/06/067.shtml
1. Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании». – «Русская речь», 1975, № 1. С. 40-48.
2. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.
3. Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской русальной традиции // Славянский балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне М., 1986. // http://www.pagan.ru
4. Галкин А. Пространство и время в произведениях Ф.М. Достоевского. [Ресурс локального доступа]
5. Данилов В.В. К вопросу о композиционных приёмах в «Преступлении и наказании» Достоевского. – «Изв. АН СССР. Отделение общественных наук», 1933, № 3.
6. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Художественная литература, 1978. – 372 с.
7. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского.// Достоевский в конце ХХ века. - М.: Наследие, 1996. – 338 с.
8. Ковач А. Поэтика Достоевского. – М.: Водолей, 2008. – 352 с.
9. Кошечко А.Н. Поэтика художественного пространства романов Ф. М. Достоевского 1860-х годов ("Преступление и наказание", "Идиот") : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Томск, 2003. - 250 c.
10. Лотман Ю.М. О семиосфере// Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. - Тарту, 1984. - Вып. 641. - С. 6.
11. Мармеладов Ю.И. Тайный код Достоевского. Илья – пророк в русской литературе. – СПб.: Петровская Академия, 1992. – 143 с.
12. Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество.// http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/glava-13-prestuplenie-i-nakazanie.htm
13. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб.: Академический проект, 2001. – 187 с.
14. Селезнев Ю. В мире Достоевского. Слово живое и мертвое. – М.: Алгоритм, 2014. – 496 с.
15. Силуянова И. Нравственная ценность болезни. /Интернет – журнал Сретенского монастыря//http://www.pravoslavie.ru/jurnal/nravst_bol.htm
16. Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб.: Серебряный век, 2005. – 472 с.
17. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М.: Прогресс, 1995. – 624 с.
18. Трофимов Е. А. Достоевский в конце XX века [Текст]: о логичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Е. Трофимов. – М.: Наука, 1996. – 456 с.
19. Фридлендер Г.М. Творческий процесс Достоевского//Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. -Т. 12.
20. Elena Dryzhakov. Сегментация времени в романе «Преступление и наказание».// www.utoronto.ca/tsq/DS/06/067.shtml
Вопрос-ответ:
О чем говорит статья?
Статья речь о литературной рецензии на одно из современных произведений русского автора. В ней обсуждаются вопросы символичности в произведении и тема духовной трансформации личности, а также актуальные проблемы бездуховности и нигилизма в современной России.
Что рассматривается в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи рассматривается использование символичности как средства для углубления философской проблематики произведения. Автор обсуждает значение единства времени, пространства и действия в романе, и как эта символика помогает раскрыть мотивы раскаяния и возрождения.
Какая тема обсуждается в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи обсуждается тема духовной трансформации личности в романе. Автор поднимает вопрос о проблеме преодоления бездуховности и нигилизма в современной России и как эта тема актуальна для произведения и для читателей.
Почему единость времени, пространства и действия важна для автора?
Автор считает, что единость времени, пространства и действия в романе играет важную роль в символическом раскрытии мотива раскаяния и возрождения. Она помогает углубить философскую проблематику произведения и передать читателю определенные символические сообщения.
Какие актуальные проблемы обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются проблемы бездуховности и нигилизма в современной России. Автор рассматривает, как эти проблемы отражаются в произведении и как они актуальны для современных читателей.
О чем роман автора?
Роман автора рассказывает о духовной трансформации личности и проблеме преодоления бездуховности и нигилизма, которая актуальна для России.
Что такое символичность в произведении?
Символичность - это средство углубления философской проблематики произведения, которое помогает раскрыть мотив раскаяния и возрождения через единство времени, пространства и действия в романе.
Какое значение имеет единство времени, пространства и действия в романе?
Единство времени, пространства и действия в романе играет значимую роль для символического раскрытия мотива раскаяния и возрождения.
Какую проблему автор романа считает актуальной для России?
Автор романа считает актуальной проблему преодоления бездуховности и нигилизма, которая существует в России.
Каким образом происходит духовная трансформация личности в романе?
Духовная трансформация личности в романе происходит через преодоление бездуховности и нигилизма, что в результате приводит к раскаянию и возрождению.