Развитие детей с ОВЗ на уроках изо

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 16 16 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 15.10.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Использование изобразительной деятельности как средство развития детей с ОВЗ 5
2. Изобразительная деятельность – рисование, лепка, конструирование как одна из форм работы с ОВЗ 9
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

То есть детей учат мысленно анализировать образцы-модели. На данном этапе закрепляются умения детей владеть результативными способами конструирования, дети тренируются в употреблении в собственной речи сенсорных, метрических и пространственных признаков предметов [4].
На третьем этапе переходят к обучению детей конструированию с опорой на нерасчлененные образцы-рисунки. Дети учатся конструировать на основе ориентировочно-исследовательской деятельности, то есть процесс обследования образцов превращается в идеальное действие (действие в уме). На данном этапе исключаются предметно-практические действия детей с деталями [4].
К четвертому этапу – конструированию по условиям можно приступать только при овладении детьми приемами обследования образцов-моделей и рисунков, дети должны уметь подбирать детали с учетом эталонных, метрических и пространственных характеристик. Детям предлагается свободное конструирование, где они должны самостоятельно применить усвоенные ими приемы конструирования и обследования. Детей учат преобразовывать предметы разными способами (комбинированием, перестраиванием, надстраиванием и др.), обучают навыкам моделирования пространства и чтению простых схем-планов и графических моделей [4].
На занятиях особенное внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам. Их решение содействует формированию навыков предварительного планирования, развитию сенсорно-перцептивных способностей, пространственно-временных представлений, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, способности к замещению и моделированию. Такой подход разрешает более успешно преодолевать задержку психического развития у дошкольников.
Таким образом, ребёнок с ОВЗ в процессе конструирования овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять основные признаки, устанавливать связи и отношения между целым и его частями, у детей совершенствуются пространственные и метрические соотношения, развивается глазомер.
Общие результаты коррекционного воздействия урока ИЗО:
Создается положительный эмоциональный настрой.
Улучшается психическое здоровье.
Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии.
Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции.
Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально.
Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение.
Повышаются адаптационные способности.
Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.
Эффективность рисования проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Оно помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные на уроках изобразительного искусства, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

Заключение

В результате анализа психолого-педагогической литерауры было заключено следующее.
Урок изобразительного искусства имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка имеет большое значение. Она содействует не только его нравственному и эстетическому воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Формируются точные и полные представления о явлениях и предметах окружающего мира, так как изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, положения, величины, конструкции в пространстве и других параметров.
Дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о явлениях, предметах реального мира в рисунке создают новые оригинальные произведения. Данное исполняется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и их преобразовывать. Также развиваются двигательная и зрительная память, так как в процессе изобразительной деятельности значимо не только уметь воспринимать предметы и работать кистью и карандашом, но и воспроизводить согласованно рукой то, что глазами увидел.
Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».


Список литературы


Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. 6-oe изд.,– М.: Академия, 2017. – 128 с.
Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. 4-oe изд., – М.: Мир, 2016. –228 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. 2-oe изд., – М.: Наука, 2015. – 322 с.
Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. 8-oe изд., – М.: Мир, 2016. – 388 с.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. 2-oe изд., – М.: Академия, 2016. – 288 с.
Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. 6-oe изд., – М.: Мир, 2017. – 422 с.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. 4-oe изд., – М.: Наука, 2016. – 286 с.
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. 2-oe изд., – М.: Академия, 2015. – 286 с.








16


15

1. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. 6-oe изд.,– М.: Академия, 2017. – 128 с.
2. Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. 4-oe изд., – М.: Мир, 2016. –228 с.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. 2-oe изд., – М.: Наука, 2015. – 322 с.
4. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. 8-oe изд., – М.: Мир, 2016. – 388 с.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
6. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. 2-oe изд., – М.: Академия, 2016. – 288 с.
7. Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. 6-oe изд., – М.: Мир, 2017. – 422 с.
8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. 4-oe изд., – М.: Наука, 2016. – 286 с.
9. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. 2-oe изд., – М.: Академия, 2015. – 286 с.

Вопрос-ответ:

Какой метод используется для развития детей с ОВЗ на уроках изо?

Используется изобразительная деятельность, такая как рисование, лепка и конструирование.

Как помогает изобразительная деятельность развивать детей с ОВЗ?

Изобразительная деятельность способствует развитию креативности, моторики, воображения и координации движений у детей с ОВЗ.

Какие навыки закрепляются при работе с детьми с ОВЗ на уроках изобразительного искусства?

Дети учатся владеть различными способами конструирования, тренируются в использовании сенсорных, метрических и пространственных признаков в своей речи.

Какие формы работы используются с детьми с ОВЗ на уроках изобразительной деятельности?

Одной из форм работы является рисование, лепка и конструирование.

Что дети учатся анализировать на уроках изобразительного искусства?

Дети учатся анализировать образцы и модели, развивая свою мыслительную деятельность.

Как изобразительная деятельность помогает детям с ОВЗ в их развитии?

Изобразительная деятельность способствует развитию детей с ОВЗ, так как она позволяет им выражать свои мысли и эмоции, развивать мелкую моторику, улучшать координацию движений, тренировать зрительное восприятие и пространственное мышление. Кроме того, через изобразительную деятельность дети могут развивать свою креативность и воображение, учиться наблюдать и анализировать окружающий мир.

Какие формы работы с ОВЗ применяются на уроках изобразительного искусства?

На уроках изобразительного искусства с детьми с ОВЗ используются различные формы работы, такие как рисование, лепка и конструирование. Эти формы позволяют разнообразить урок, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Рисование развивает мелкую моторику, цветовое восприятие и художественный вкус. Лепка помогает тренировать моторику рук, формировать пространственное мышление и расширять словарный запас через работу с материалами. Конструирование развивает умение анализировать и создавать абстрактные модели, учиться работать с различными материалами и инструментами.

Каким образом дети тренируются в употреблении сенсорных, метрических и пространственных признаков через конструирование?

Детей учат мысленно анализировать образцы модели на этапе конструирования. Закрепляются умения детей владеть результативными способами конструирования, в результате чего у них развивается умение анализировать и работать с сенсорными, метрическими и пространственными признаками. Дети тренируются в употреблении этих признаков в собственной речи, что позволяет им лучше ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с окружающими объектами и людьми.