здоровый образ жизни в системе физического воспитания

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 40 40 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 26.10.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования 6
1.1. Физическое воспитание в контексте здорового образа жизни школьника: современный взгляд на проблему 6
1.2.Здоровый образ жизни как ведущий принцип профилактики заболеваний 11
Вывод по главе 1. 18
Глава 2. Исследование здорового образа жизни в системе физического воспитания 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 19
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 19
Вывод по главе 2. 19
Выводы 19
Практические рекомендации 19
Список использованных источников 20
Приложение 20



Фрагмент для ознакомления

Следует также отметить, что важной задачей является применение адекватных методов контроля. Все методики контроля, принятые на сегодняшний день в физической культуре и спорте основаны на способности человеческого организма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Этот процесс называется адаптацией. Обладая знаниями о закономерностях формирования компенсаторных механизмов функциональных системы, можно различными методами эффективно влиять на те или иные их звенья в человеческом организме, ускоряя адаптивные процессы к физическим нагрузкам. Контроль состояния различных функций организма спортсмена является первостепенным фактором в планировании тренировочного процесса и оценки его результатов, а также результатов соревнований. Контроль важен также и с точки зрения сохранения здоровья спортсмена, поскольку жесткие физические нагрузки в циклических видах спорта в условиях неправильно спланированного тренировочного процесса могут привести к самым различным нежелательным последствиям, а именно перетренировке, спаду спортивных результатов, формированию массы заболеваний. ВыводыИсходя из всего вышесказанного, можно сделать ряд выводов:Здоровье – это самая большая ценность в жизни. Здоровый образ жизни – это система поведение человека, которая направлена на достижение оптимального биологического, социального и психического здоровья, сохранение трудоспособности и профилактику заболеваний. В связи с высокими показателями заболеваемости детей, большое внимание сегодня уделяется формированию приверженности к здоровому образу жизни в подростковой среде. Морфофункциональные и психофизиологические особенности школьников подросткового возраста предполагают целый спектр важных изменений, затрагивающих все системы организма и дающие возможность педагогу и медику совершенствовать тренировочный процесс, вводя новые виды упражнений, основываясь на улучшенной координационной способности воспитанников. Это обусловлено, прежде всего, особенностями формирования внимания и мышления у детей, появлением у них способностью к освоению сложных движений, к длительному поддержанию работоспособности в процессе тренировочных нагрузок. Это также позволяет развивать в детях ряд нравственных качеств. Все это в итоге приводит к формированию культуры здорового поведения. Контроль в физической культуре и спорте имеет колоссальное значение как с точки зрения достижения высоких результатов, так и с точки зрения сохранения здоровья спортсмена. Оценке подлежат как качественные, так и количественные параметры, составляющие широкий круг элементов, представляющих собой ценность с точки зрения достижения спортивного результата. Функциональны контроль также важен для выявления общего состояния здоровья человека и отклонений в этом состоянии.На сегодняшний день отмечается тяжелая ситуация с точки зрения распространения в подростковой среде наркомании, токсикомании, никотиновой и алкогольной зависимости, игромании, нерационального сексуального поведения. Это напрямую влияет на рост заболеваемости среди подростков, в том числе по таким нозологиям как ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет II типа, ишемический и геморрагический инсульт. На примере учащихся гимназии № 587 г. Санкт-Петербурга было выявлено, что физические упражнения позитивно влияют на процесс формирования здорового образа жизни подростков. Так, в группе детей, активно занимающихся физической культурой и спортом, снижены психоэмоциональные расстройства, высок адаптивный потенциал сердечно-сосудистой системы, позитивна статистика по наркомании, токсикомании, никотиновой и алкогольной зависимости, игромании. В результате полученных данных были разработаны рекомендации по повышению приверженности детей подросткового возраста к здоровому образу жизни. Таким образом, гипотеза доказана, цель и задачи исследования достигнуты. По результатам проведенного эксперимента нами были разработаны следующие практические рекомендации:Тренировочный процесс должен осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития и подготовки спортсмена. В процессе тренировок должны проходить регулярные медицинские осмотры целью которых является выявление отклонений, перенапряжения, разработка рекомендаций по оптимальной физической нагрузке.Крайне важно направить максимальные усилия на вовлечение в спортивное движение детей, которые отличаются девиантным, асоциальным поведением, имеют избыточную массу тела, курят, принимают алкоголь, страдают от наркотической зависимости, токсикомании, игромании. Для этих целей необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, вовлекать родителей, занимающихся спортом сверстников, известных людей. Практические рекомендацииСписок использованных источниковНормативные правовые актыФедеральный закон от 21.11.2011 «323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 121895/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (14.04.2019). Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №2008 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 82134/5c2f5b1d790a1f82d0ca1f2fa0d72e968e6349e7/ (14.04.2019). Учебные пособияВайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов, 2001. – м.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.Герасевич А.Н. Спортивная медицина: Практикум/ А.Н. Герасевич. – Брест: БрГУ, 2013. – 169 с. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Селиверстов. – М .: Владос, 2013. – 431 c. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 546 c.Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник для студентов сред.мед. учеб. заведений/ А.А. Кожин, В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.Мархотский Я.Л. Валеология: Учебное пособие. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие/ В.Б. Мандриков, М.П. Мицлин. – Волгоград: издательство ВолГМУ. – 48 с.Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений/ А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 144 с.Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ.ред. Р.Ф. Морозовой. – Изд. 5-е, стереот. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012. – 411 с.Периодические изданияАнтонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту// Педиатрическая фармакология, 2009. – №4. – С. 120-122.Баль Л.В., Михайлов А.Н., Гундаров И.А. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни// Гигиена и санитария, 2014. – №4. – С. 70-72.Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. – №10. – С. 162-165.Березанцева-Низяева Т.В. Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект)// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2012. – №2. – С. 659-660.Васильева Н. Ю. Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова, 2009. №4. С.103-108. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни// Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2009. – №1. – С. 58-61Войтик Е.А. Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013. – №4 (128). – С. 169-175.Горфти Е.А., Великанова Е.В. Спортивная культура как фактор формирования здоровой личности// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2014. – №6 (134). – С. 118-121.Гнездилов М.А. Целенаправленное использование занятий физической культурой для предупреждения и преодоления антисоциальных отклонений в поведении подростков// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2009. – №6. – С. 64-67.Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2012. – №4. – С. 364-365.Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017. – 170 с. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России// Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. – №3. – С. 34.Кабачков В.А., Тюленьков С.Ю., Чебураев B.C., Куренцов В.А., Петров В.К. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта// Вестник спортивной науки, 2003. – №1. – С. 44-47.Лазарева В.Г., Пристинский В.Н. Влияние занятий бейсболом на формирование психического и духовного здоровья детей-сирот// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2008. – №4. – С. 62-65.Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи// Знание. Понимание. Умение, 2004. – №1. – С. 136-138.Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2006. – №7 (43). – С. 244-246.Миннегалиев М.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков// Ученые записки университета Лесгафта, 2012. – №1 (83). – С. 103-107.Миннегалиев М.М. Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. – №4. – С. 121-128.Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №11. – С. 155-157.Петрова Л.В. Актуальность комплексного подхода к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков младшего и среднего возраста// Педагогическое образование в России, 2013. – №3. – С. 65-69.Поднебесная Е.В. Эффективность влияния занятий борьбой «Спас» на уровень физического здоровья подростков 12-14 лет// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2009. – №5. – С. 211-213.Приходько В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни// Ярославский педагогический вестник, 2010. – №2. – С. 105.Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. – №12-1. – С. 199-203. Скворцова Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни// Концепт, 2015. – №2. – С. 41-45. Соломченко М.А., Гэрбачева О.А., Филатов Е.Н. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе// Наука-2020, 2016. – №1 (7). - С. 28-32.Судакова Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения// Ученые записки университета Лесгафта, 2009. – №11. – С. 89-92. Ушников А.И. Результаты анкетирования по проблеме воспитания подростков 10-15 лет средствами массовой физической культуры// Ученые записки университета Лесгафта, 2008. – №12. - С. 82-86.Шамаева Г.И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры// Juvenisscientia, 2017. – №2. – С. 36-37.Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2012. – №5. – С. 792-795.Янбухтин Т.А. К проблеме формирования здорового образа жизни подростков и включенности их в досуговую спортивно-оздоровительную деятельность в условиях мегаполиса// Педагогика и психология образования, 2011. – №2. – С. 43-50.ПриложениеПРИЛОЖЕНИЕ 1Уважаемые ученики. Данный опрос проводится с целью изучения распространения здорового образа жизни среди подростков. Опрос анонимный. Просим Вас откровенно ответить на все вопросы анкеты.АНКЕТАВы регулярно занимаетесь спортом?ДаНетВы пробовали курить?ДаНетВы курите на данный момент?ДаНетВы пробовали алкоголь?ДаНетВы принимаете алкоголь на данный момент?ДаНетВы пробовали психоактивные вещества (наркотики, включая марихуану, спайсы и т.д.)?ДаНетВы употребляете психоактивные вещества (наркотики, включая марихуану, спайсы и т.д.)?ДаНетВы пробовали вдыхать токсичные вещества (ацетон, клей «Момент»)?ДаНетВы вдыхаете токсичные вещества (ацетон, клей «Момент»)?ДаНет Часто ли Вы ощущаете тревогу, испытываете депрессию?ДаНетСпасибо за участие в опросе!ПРИЛОЖЕНИЕ 2Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста для детей 13-19 летФизическое состояниеМолодые людиДевушкиОчень плохоеМенее 2100 кмМенее 1600 кмПлохое2100-2200 км1600-1900 кмУдовлетворительное2200-2500 км1900-2100 кмХорошее2500-2750 км2100-2300 кмОтличное2750-3000 км2300-2400 кмПревосходноСвыше 3000 кмСвыше 2400 кмИндекс Руффье [4, 11] КлассификацияПоказательОтлично<0Хорошо1-5Удовлетворительно6-10Слабо11-15Неудовлетворительно>15Проба по Квергу [4, 11] КлассификацияПоказательОчень хорошо>105Хорошо99-104Удовлетворительно93-98Слабо<92Значение уровня физической работоспособности по ИГСТИГСТОценка работоспособности55 и менееСлабая55–64Средняя65–79Хорошая80–89Ниже средней90 и болееОтличнаяОценка индекса массы телаИМТ (кг/м2)Масса тела18,5Дефицит массы тела18,5-24,9Нормальная масса тела25,0-29,9Избыточная масса тела30,0-34,9Ожирение I степени35,0-39,9Ожирение 11 степени>40Ожирение IIIстепени (морбидное)ПРИЛОЖЕНИЕ 7Таблица 10Значимость изменения массы тела до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПослеЗначимостьЭкспериментальная группа49,67±1,7849,47±1,95р=0,940176(не значимы)Контрольная группа55,6±1,6056,87±1,79р=0,0,601143(не значимы) р=0,019775 (значимы)р=0,009423 (значимы) Рис. 5. Динамика изменения массы тела до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 11Значимость изменения индекса Кетле до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПослеЗначимостьЭкспериментальная группа21,81±0,4921,69±0,53р=0,869199 (не значимы)Контрольная группа25,03±0,7325,57±0,74р=0,600253 (не значимы) р=0,001073 (значимы)р=0,000220 (значимы)Рис. 6. Динамика изменения индекса Кетле до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 12Значимость изменения индекса Купера до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПосле Экспериментальная группа2466,67±67,912583,33±69,12р=0,239029(не значимы)Контрольная группа1563,33±93,411503,33±86,67р=0,641376(не значимы) р=0,000000 (значимы)р=0,000000 (значимы) Рис. 7. Индекс Купера до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 13Значимость изменения индекса Руффье до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПосле Экспериментальная группа3,67±0,192,4±0,24р=0,000298 (значимы)Контрольная группа12,87±0,5212,67±0,35р=0,752127 (не значимы) р=0,000000 (значимы)р=0,000000 (значимы) Рис. 8. Индекс Руффье до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 14Проба Кверга до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахДоПослеЭкспериментальная группа101,33±0,45102,4±0,41р=0,090142 (не значимы)Контрольная группа89,00±1,2686,00±1,76р=0,0,177094(не значимы)р=0,000000 (значимы)р=0,000000 (значимы)Рис. 9. Проба Кверга до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахТаблица 15ИГСТ до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах ДоПосле Экспериментальная группа76,33±2,1677,93±1,99р=0,590375 (не значимы)Контрольная группа52,93±0,6452,73±0,62р=0,824097(не значимы) р=0,000000 (значимы)р=0,000000 (значимы) Рис. 10. ИГСТ до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группахПРИЛОЖЕНИЕ 3Таблица 1Результаты констатирующей части экспериментаЭкспериментальная группа до эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж122100,03,099,068,038,01,419,42Ж122200,03,0100,069,046,01,520,43Ж122200,04,0102,070,039,01,419,94Ж132100,04,0103,071,049,01,619,15Ж132300,05,0104,070,048,01,521,36Ж142400,04,0101,071,051,01,619,97Ж142300,03,0100,079,059,01,623,08М122500,03,0103,078,051,01,522,79М122600,03,0104,089,042,01,421,410М122750,04,0102,090,049,01,521,811М142800,04,0100,082,056,01,621,912М132500,03,099,081,058,01,525,813М122600,03,0100,090,045,01,423,014М142750,04,0100,068,055,01,524,415М132900,05,0103,069,059,01,623,0М12,802466,673,67101,3376,3349,671,5121,81m0,2267,910,190,452,161,780,020,49Таблица 1 (продолжение)Контрольная группа до эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж131500,012,092,055,046,01,327,22Ж131200,015,090,056,058,01,525,83Ж141300,017,091,054,045,01,423,04Ж121000,015,092,053,051,01,619,95Ж131200,014,093,054,069,01,627,06Ж121600,014,089,052,058,01,429,67Ж121750,013,080,051,053,01,523,68М121800,012,081,050,054,01,427,69М131500,011,082,056,052,01,523,110М141300,012,083,057,059,01,623,011М131200,015,092,049,058,01,525,812М121900,011,093,050,060,01,526,713М122100,010,094,051,051,01,619,914М132100,011,091,052,061,01,527,115М142000,011,092,054,059,01,526,2М12,801563,3312,8789,0052,9355,601,4925,03m0,2093,410,521,260,641,600,020,73ПРИЛОЖЕНИЕ 4Таблица 2Результаты контролирующей части экспериментаЭкспериментальная группа после эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж122250,04,0100,069,037,01,418,92Ж122300,02,0102,070,043,01,519,13Ж122350,03,0103,072,040,01,420,44Ж132200,02,0102,073,051,01,619,95Ж132400,01,0105,069,048,01,521,36Ж142450,02,0102,070,050,01,619,57Ж142400,02,0102,082,058,01,622,78М122600,03,0104,079,052,01,523,19М122750,02,0105,090,040,01,420,410М122850,01,0103,089,050,01,522,211М142950,02,0101,084,057,01,622,312М132650,02,0100,083,056,01,524,913М122700,02,0101,088,042,01,421,414М142900,04,0102,072,058,01,525,815М133000,04,0104,079,060,01,623,4М12,802583,332,40102,4077,9349,471,5121,69m0,2269,120,250,411,991,950,020,53Окончание таблица 2Контрольная группа после эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж131600,011,091,054,047,01,327,82Ж131100,014,089,053,059,01,526,23Ж141250,013,090,055,046,01,423,54Ж121050,014,091,052,053,01,620,75Ж131100,013,092,055,070,01,627,36Ж121500,012,088,051,057,01,429,17Ж121600,012,079,050,052,01,523,18М121750,011,079,049,053,01,427,09М131600,012,070,055,050,01,522,210М141300,013,082,058,062,01,624,211М131100,016,081,050,063,01,528,012М121800,012,082,051,062,01,527,613М121900,011,095,053,053,01,620,714М132100,013,090,052,064,01,528,415М141800,013,091,053,062,01,527,6М12,801503,3312,6786,0052,7356,871,4925,57m0,2086,670,351,760,621,790,020,74

1. Федеральный закон от 21.11.2011 «323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 121895/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (14.04.2019).
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №2008 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 82134/5c2f5b1d790a1f82d0ca1f2fa0d72e968e6349e7/ (14.04.2019).


Учебные пособия
3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов, 2001. – м.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
4. Герасевич А.Н. Спортивная медицина: Практикум/ А.Н. Герасевич. – Брест: БрГУ, 2013. – 169 с.
5. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Селиверстов. – М .: Владос, 2013. – 431 c.
6. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 546 c.
7. Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник для студентов сред.мед. учеб. заведений/ А.А. Кожин, В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
8. Мархотский Я.Л. Валеология: Учебное пособие. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.
9. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие/ В.Б. Мандриков, М.П. Мицлин. – Волгоград: издательство ВолГМУ. – 48 с.
10. Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений/ А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 144 с.
11. Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
12. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
13. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ.ред. Р.Ф. Морозовой. – Изд. 5-е, стереот. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012. – 411 с.
Периодические издания
14. Антонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту// Педиатрическая фармакология, 2009. – №4. – С. 120-122.
15. Баль Л.В., Михайлов А.Н., Гундаров И.А. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни// Гигиена и санитария, 2014. – №4. – С. 70-72.
16. Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. – №10. – С. 162-165.
17. Березанцева-Низяева Т.В. Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект)// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2012. – №2. – С. 659-660.
18. Васильева Н. Ю. Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова, 2009. №4. С.103-108.
19. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни// Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2009. – №1. – С. 58-61
20. Войтик Е.А. Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013. – №4 (128). – С. 169-175.
21. Горфти Е.А., Великанова Е.В. Спортивная культура как фактор формирования здоровой личности// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2014. – №6 (134). – С. 118-121.
22. Гнездилов М.А. Целенаправленное использование занятий физической культурой для предупреждения и преодоления антисоциальных отклонений в поведении подростков// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2009. – №6. – С. 64-67.
23. Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2012. – №4. – С. 364-365.
24. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017. – 170 с.
25. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России// Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. – №3. – С. 34.
26. Кабачков В.А., Тюленьков С.Ю., Чебураев B.C., Куренцов В.А., Петров В.К. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта// Вестник спортивной науки, 2003. – №1. – С. 44-47.
27. Лазарева В.Г., Пристинский В.Н. Влияние занятий бейсболом на формирование психического и духовного здоровья детей-сирот// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2008. – №4. – С. 62-65.
28. Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи// Знание. Понимание. Умение, 2004. – №1. – С. 136-138.
29. Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2006. – №7 (43). – С. 244-246.
30. Миннегалиев М.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков// Ученые записки университета Лесгафта, 2012. – №1 (83). – С. 103-107.
31. Миннегалиев М.М. Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. – №4. – С. 121-128.
32. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №11. – С. 155-157.
33. Петрова Л.В. Актуальность комплексного подхода к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков младшего и среднего возраста// Педагогическое образование в России, 2013. – №3. – С. 65-69.
34. Поднебесная Е.В. Эффективность влияния занятий борьбой «Спас» на уровень физического здоровья подростков 12-14 лет// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2009. – №5. – С. 211-213.
35. Приходько В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни// Ярославский педагогический вестник, 2010. – №2. – С. 105.
36. Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. – №12-1. – С. 199-203.
37. Скворцова Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни// Концепт, 2015. – №2. – С. 41-45.
38. Соломченко М.А., Гэрбачева О.А., Филатов Е.Н. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе// Наука-2020, 2016. – №1 (7). - С. 28-32.
39. Судакова Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения// Ученые записки университета Лесгафта, 2009. – №11. – С. 89-92.
40. Ушников А.И. Результаты анкетирования по проблеме воспитания подростков 10-15 лет средствами массовой физической культуры// Ученые записки университета Лесгафта, 2008. – №12. - С. 82-86.
41. Шамаева Г.И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры// Juvenisscientia, 2017. – №2. – С. 36-37.
42. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2012. – №5. – С. 792-795.
43. Янбухтин Т.А. К проблеме формирования здорового образа жизни подростков и включенности их в досуговую спортивно-оздоровительную деятельность в условиях мегаполиса// Педагогика и психология образования, 2011. – №2. – С. 43-50.