Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 18.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основания проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие трудового воспитания 11
1.3. Методы и приемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 14
Глава 2 Практические исследования способов трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 19
2.1. Анализ образовательной программы в БМАОУ СОШ 11 19
2.2. Деятельность педагога по трудовому воспитанию детей старшей группы 22
2.3. Обобщение полученных результатов 29
Заключение 31
Терминологический словарь 33
Список использованных источников 34
– Давайте устроим нашей группе банный день. А для этого нам нужно помыть игрушки, столы и стулья, цветы.Сюрпризный момент: в гости пришла кукла Маша- Воспитатель: А кто это к нам пришел? Как тебя зовут? Что ты делаешь здесь, у нас в группе?- Зовут меня Маша. Я слышала, что у вас сегодня банный день. Пока вы спали, я решила вам помочь сделать уборку, почти всё уже убрала.- Воспитатель: Почему ты такая грязная? Как же ты делала уборку, у нас ведь в группе ничего не изменилось. Правда, ребята? - Ну вот, я пыль со стола протерла - Воспитатель: Да ты что, кто же так вытирает пыль!- А как надо? - Салфеткой — отвечают дети.- Воспитатель: А цветы ты как протирала?- А чего их протирать то, я подула - и всё готово!- Это никуда не годится! Ребята, надо научить Машу правильно делать уборку. Садись, Маша, и смотри внимательно. Сейчас мы с ребятами тебя научим, как правильно наводить порядок.б) Объяснение и показ способов выполнения:Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мыть игрушки? - А стульчики как мыть? - А как надо ухаживать за комнатными растениями?Воспитатель: Надо нам многое успеть сделать, а для этого я разделю вас на звенья и выберу звеньевых. Они будут следить, чтобы все задания были выполнены, и оказывать помощь тем, кто не справляется с заданиями.Проверьте, всё ли у вас есть для работы.Основная часть:а) обучение элементарному планированию труда, т.е. учить детей организовать свою работу:- Воспитатель: Давайте посмотрим, что понадобится для работы?Учить детей планировать выполнение задания:-С чего начнём? Как будем делать? Что будешь делать потом? Как? Учить звеньевых контролировать и оценивать работу:-Что ты будешь проверять?-Чем закончишь свое дело? -Напомнить, чтобы после труда, не забыли все убрать на свои места.б) Приемы руководства трудом отдельных звеньев детей:-пример взрослого, показ, напоминание, поощрение, объяснение; пример детей, организация взаимопомощи детей, отметить хорошие поступки детей, стимулировать взаимопомощь; доводить начатое дело до конца; учить работать дружно, аккуратно.в) Завершение процесса труда: уборка рабочего места (звеньевые руководят уборкой). - Воспитатель: Что ваше звено делало и как? Кто хорошо трудился? Как и в чем помогали друг другу?(Привлечь детей к оценке труда другого звена (все ли сделали, убрано ли рабочее место)Молодцы, ребята! Вы знаете, Маша приготовила загадки для нас с вамиКирпичи кладет он в ряд,Строит садик для ребятНе шахтер и не водитель,Дом нам выстроит. (строитель)Кто в халате белом, чистомСтавит нам прививки быстро?От болезней, неудачНас спасает добрый… (врач)Он летает высоко,Над землей парит легко.Приземляет самолетСмелый дяденька… (пилот)Молодцы! Скажите, о чем говорилось в загадках (О профессиях.)Заключительная часть:- Чем мы сегодня занимались?- Что вам понравилось больше всего?-А теперь давайте прощаться с нашей гостьей.Конспект ручного труда«Мебель для трёх медведей»Цель: формирование у детей навыков творческого ручного трудаЗадачи:Образовательные: Учить детей использовать свойства строительного материала (пропорций, размеров, формы) для создания конструкций, передающих обстановку в доме трёх медведей (кровати, стулья разных размеров).Развивающие: Развитие логического мышления, памяти, внимания, трудовых навыков навыков.Воспитательные: Воспитание чувства взаимопомощи, умения выслушивать сверстников, ответственное отношение к результату выполненной работы.Оборудование: ноутбук, презентация Microsoft Power Point сказки «Три медведя», пластины, кубики, кирпичики, цилиндры, бруски и полукубы разной величины.Ход занятияВоспитатель: ребята, вы любите сказки?Дети: Да, конечно! Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в сказку. А в какую - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:Возле леса на опушке,Трое их живёт в избушке.Там три стула, и три кружки,Три кровати, три подушки.Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?Дети: Три медведя.Воспитатель: А кто же написал эту сказку?Дети:Лев Толстой.Воспитатель: молодцы, ребята! Теперь мы отправимся в сказку «Три медведя». Давайте скажем волшебные слова:- Крутись – вертись,Дети в сказке – очутись!Воспитатель: Вот мы и в сказке. (Просмотр отрывка из презентации сказки «Три медведя»)Вопросы:1. Чем отличаются медведи из сказки друг от друга?2. Какие комнаты были в доме у трёх медведей?3. Что сделала Маша, когда она оказалась в доме медведей?4. Чем мы можем помочь Маше, чтобы медведи на неё не сердились? Воспитатель:Прежде, чем приступить к работе, немного отдохнём.ФизкультминуткаТри медведя шли домой.Папа был большой – большой,Мама с ним, поменьше ростом,А сынишка, просто крошка.Очень маленький он был,С погремушкою ходил.Динь – Динь – Динь!Воспитатель:А сейчас, дети, мы подойдём к столам и посмотрим, где мы будем строить мебель для столовой, а где для спальни.Дети отвечаютВоспитатель:- Как вы узнали?Дети: В столовой – стол, а в спальне – одеяла.Воспитатель:а сейчас мы разделимся и выберем место, где мы будем строить каждый предмет мебели. Возьмите себе стулья и присаживайтесь за столы.Выполнение работы: строительство мебели под руководством воспитателя.ЗаключениеВоспитатель: молодцы, с работой вы все справились. Давайте полюбуемся на то, как красиво стало в доме у трёх медведей. Думаю, медведи будут рады, увидев такой порядок, и на Машу не обидятся.В целом деятельность педагога отвечает современным требованиям ФГОС и благоприятно отражается на развитии личностных качеств детей, а также способствует их конструктивному общению.Обобщение полученных результатовВ данной работе нами установлено, что в БМАОУ СОШ № 11 ведётся эффективная деятельность педагогов, направленная на организацию трудового воспитания дошкольников. Программа составлена с учётом современных требований ФГОС. Она содержит в себе различные направления с целью всестороннего личностного развития детей.Помимо этого, в программе учитываются возрастные и психолого-педагогические особенности старших дошкольников. Содержание программы интересно и оригинально, что формирует познавательный интерес дошкольников к труду. Это является важным для данного возрастного этапа. В своей работе воспитатель старшей группы чётко придерживается разработанной программы и учебного плана. В процессе работы он наблюдает за детьми, отмечает их состояние и формируемые навыки. При необходимости воспитатель вносит корректировки. В целом работа, направленная на трудовое воспитание детей старшей группы, является эффективной и результативной.ЗаключениеВ современных условиях планирования и организации педагогического процесса в дошкольном образованиибольшое место уделяется анализу взаимоотношений между детьми дошкольного возраста. Педагоги и психологи считают, что именно в этом возрасте закладываются основы для дальнейшей социализации.К настоящему времени известно множество работ по психолого-педагогическим особенностям старших дошкольников, связанных с проявлением дружеских взаимоотношений. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 5-7 лет в процессе их трудовой деятельности и общения со сверстниками, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения. В исследованиях педагогов имеется информация о том, что трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста может стать эффективным средством формирования их личности, а также благоприятно воздействует на социализацию. Однако для этого воспитатель должен создать ряд необходимых условий.Во-первых, нужно учитывать интересы и склонности детей при их взаимодействии. Если это условие соблюдено не будет, создать атмосферу, благоприятную для установления дружеских взаимоотношений, станет затруднительным.Во-вторых, критиковать действия детей нежелательно. Целесообразнее в этом случае организовать помощь ребёнку, который не справляется со своей работой, со стороны других детей.Также нужно стремиться организовывать коллективный труд в природе в интересной для детей форме, что настроит ребят на позитивное общение.В данном исследовании проведён анализ педагогической работы воспитателя старшей группы БМАОУ СОШ № 11. Работа воспитателя проводится в полном соответствии с разработанной программой. Установлено, что с детьми проводятся различные виды трудовой деятельности:Ручной трудХозяйственно-бытовой трудТруд в природе.При организации трудовой деятельности используются интересные для детей формы и методы, учитываются их возрастные особенности, отмечаются формируемые навыки.В целом работа, направленная на трудовое воспитание детей старшей группы, является эффективной и результативной.Терминологический словарьВыготский, Лев Семёнович (1896 – 1934) – исследователь детской психологии, основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Объединил вокруг себя коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии» (также «круг Выготского»).Ручной труд – трудовая деятельность, направленная на творческое развитие детей, связанная с их мелкой моторикой, направленная на получение вещественного результата. Старший дошкольный возраст (5,5 – 7 лет) – временной период развития детей, включающий в себя серьёзную физиологическую перестройку в организме, сопряжённую с существенными изменениями в высшей нервной деятельности. В данный период формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.Труд в природе – трудовая деятельность детей, осуществляемая во внешней среде (на участке детского сада, на детской площадке. В саду и др.). Целью её является не только трудовое развитие детей, но и их экологическое воспитание в условиях взаимодействия человека и природы.Трудовое воспитание в ДОО – процесс взаимодействия воспитателя и детей, направленный на формирование трудовых навыков. Необходимых для полноценного личностного развития дошкольников.Хозяйственно-бытовой труд – трудовая деятельность детей, осуществляемая в группе, направленная на формирование у детей навыков ведения домашнего хозяйства. Список использованных источников Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;БелаяК.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;Витман С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 сГригорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с. . Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 сКозлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 сКуликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.Официальный сайт БМАОУ СОШ № 11 [Электронный ресурс] – URL: https://11ber.uralschool.ru/ (Дата обращения: 18.09.2019)Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;Степанова М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 с
1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
5. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;
7. Витман С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;
8. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;
9. Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 с
10. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.
11. Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
12. . Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;
13. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.
15. Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 с
16. Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.
17. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;
18. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.
19. Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;
20. Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
21. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.
22. Официальный сайт БМАОУ СОШ № 11 [Электронный ресурс] – URL: https://11ber.uralschool.ru/ (Дата обращения: 18.09.2019)
23. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;
24. Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;
25. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;
26. Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;
28. Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;
29. Степанова М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 с
Вопрос-ответ:
Какие возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста влияют на трудовое воспитание?
Дети старшего дошкольного возраста уже более самостоятельные и способны выполнять простые трудовые задания. Они начинают проявлять интерес к взрослой жизни и хотят делать все самостоятельно. Однако их внимание еще не слишком устойчиво, они быстро утомляются и часто переключаются с одной занятости на другую. Поэтому важно предлагать им разнообразные и интересные задания, которые будут соответствовать их возможностям.
Что подразумевается под понятием "трудовое воспитание"?
Трудовое воспитание – это система специальной образовательной работы, направленная на формирование у детей активной жизненной позиции, трудолюбия, ответственности и навыков самостоятельного труда. Оно помогает развивать у детей умение планировать свои действия, работать в коллективе, а также стимулирует развитие физических и интеллектуальных способностей.
Какие методы и приемы используются в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста?
В трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста применяются различные методы и приемы. Например, детям предлагается выполнять различные трудовые задания, такие как уборка игрушек, полив цветов или помощь в приготовлении пищи. Важно, чтобы эти задания были интересными и доступными для детей. Также используются игровые ситуации, где дети могут воспроизводить различные роли и решать трудовые задачи.
Какие исследования проведены в области трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста?
В области трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста были проведены различные практические исследования. Например, в одном из исследований была проанализирована образовательная программа в БМА и ее влияние на развитие трудовых навыков у детей. Результаты показали, что использование данной программы способствует развитию у детей трудолюбия, ответственности и самостоятельности.
Какие возрастные особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста активно интересуются окружающим миром и проявляют повышенную самостоятельность. Они начинают проявлять интерес к трудовым занятиям, умеют выполнять простые поручения и задания.
Как можно определить понятие "трудовое воспитание"?
Трудовое воспитание - это система педагогических воздействий на развитие детей, направленных на формирование трудолюбия, ответственности, самостоятельности и умения работать.
Какие методы и приемы используются для трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Для трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста используются разнообразные методы и приемы: игры, моделирование реальных ситуаций, обучение через дело, организация трудовых коллективов и другие.
Какие способы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста были исследованы в практике?
В практике были исследованы различные способы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, включая использование образовательных программ, обучение через игру, организацию самостоятельного труда и другие методы.
Какой анализ был проведен образовательной программы в БМА?
Был проведен анализ образовательной программы в БМА с целью выявления эффективности способов трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа было выявлено, что использование определенных методов и приемов способствует формированию положительных навыков у детей.