Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 18.10.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические основания проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие трудового воспитания 11
1.3. Методы и приемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 14
Глава 2 Практические исследования способов трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 19
2.1. Анализ образовательной программы в БМАОУ СОШ 11 19
2.2. Деятельность педагога по трудовому воспитанию детей старшей группы 22
2.3. Обобщение полученных результатов 29
Заключение 31
Терминологический словарь 33
Список использованных источников 34

Фрагмент для ознакомления

– Давайте устроим нашей группе банный день. А для этого нам нужно помыть игрушки, столы и стулья, цветы.Сюрпризный момент: в гости пришла кукла Маша- Воспитатель: А кто это к нам пришел? Как тебя зовут? Что ты делаешь здесь, у нас в группе?- Зовут меня Маша. Я слышала, что у вас сегодня банный день. Пока вы спали, я решила вам помочь сделать уборку, почти всё уже убрала.- Воспитатель: Почему ты такая грязная? Как же ты делала уборку, у нас ведь в группе ничего не изменилось. Правда, ребята? - Ну вот, я пыль со стола протерла - Воспитатель: Да ты что, кто же так вытирает пыль!- А как надо? - Салфеткой — отвечают дети.- Воспитатель: А цветы ты как протирала?- А чего их протирать то, я подула - и всё готово!- Это никуда не годится! Ребята, надо научить Машу правильно делать уборку. Садись, Маша, и смотри внимательно. Сейчас мы с ребятами тебя научим, как правильно наводить порядок.б) Объяснение и показ способов выполнения:Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мыть игрушки? - А стульчики как мыть? - А как надо ухаживать за комнатными растениями?Воспитатель: Надо нам многое успеть сделать, а для этого я разделю вас на звенья и выберу звеньевых. Они будут следить, чтобы все задания были выполнены, и оказывать помощь тем, кто не справляется с заданиями.Проверьте, всё ли у вас есть для работы.Основная часть:а) обучение элементарному планированию труда, т.е. учить детей организовать свою работу:- Воспитатель: Давайте посмотрим, что понадобится для работы?Учить детей планировать выполнение задания:-С чего начнём? Как будем делать? Что будешь делать потом? Как? Учить звеньевых контролировать и оценивать работу:-Что ты будешь проверять?-Чем закончишь свое дело? -Напомнить, чтобы после труда, не забыли все убрать на свои места.б) Приемы руководства трудом отдельных звеньев детей:-пример взрослого, показ, напоминание, поощрение, объяснение; пример детей, организация взаимопомощи детей, отметить хорошие поступки детей, стимулировать взаимопомощь; доводить начатое дело до конца; учить работать дружно, аккуратно.в) Завершение процесса труда: уборка рабочего места (звеньевые руководят уборкой). - Воспитатель: Что ваше звено делало и как? Кто хорошо трудился? Как и в чем помогали друг другу?(Привлечь детей к оценке труда другого звена (все ли сделали, убрано ли рабочее место)Молодцы, ребята! Вы знаете, Маша приготовила загадки для нас с вамиКирпичи кладет он в ряд,Строит садик для ребятНе шахтер и не водитель,Дом нам выстроит. (строитель)Кто в халате белом, чистомСтавит нам прививки быстро?От болезней, неудачНас спасает добрый… (врач)Он летает высоко,Над землей парит легко.Приземляет самолетСмелый дяденька… (пилот)Молодцы! Скажите, о чем говорилось в загадках (О профессиях.)Заключительная часть:- Чем мы сегодня занимались?- Что вам понравилось больше всего?-А теперь давайте прощаться с нашей гостьей.Конспект ручного труда«Мебель для трёх медведей»Цель: формирование у детей навыков творческого ручного трудаЗадачи:Образовательные: Учить детей использовать свойства строительного материала (пропорций, размеров, формы) для создания конструкций, передающих обстановку в доме трёх медведей (кровати, стулья разных размеров).Развивающие:        Развитие логического мышления, памяти, внимания, трудовых навыков навыков.Воспитательные:        Воспитание чувства взаимопомощи, умения выслушивать сверстников, ответственное отношение к результату выполненной работы.Оборудование: ноутбук,  презентация Microsoft Power Point сказки «Три медведя»,  пластины, кубики, кирпичики, цилиндры, бруски и полукубы разной величины.Ход занятияВоспитатель:  ребята, вы любите сказки?Дети:   Да, конечно! Воспитатель:  сегодня мы с вами отправимся в сказку. А в какую - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:Возле леса на опушке,Трое их живёт в избушке.Там три стула, и три кружки,Три кровати, три подушки.Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?Дети: Три медведя.Воспитатель:   А кто же написал эту сказку?Дети:Лев Толстой.Воспитатель: молодцы, ребята! Теперь мы отправимся в сказку «Три медведя». Давайте скажем волшебные слова:- Крутись – вертись,Дети в сказке – очутись!Воспитатель:   Вот мы и в сказке. (Просмотр отрывка из презентации сказки «Три медведя»)Вопросы:1.     Чем отличаются медведи из сказки друг от друга?2.     Какие комнаты были в доме у трёх медведей?3.     Что сделала Маша, когда она оказалась в доме медведей?4. Чем мы можем помочь Маше, чтобы медведи на неё не сердились? Воспитатель:Прежде, чем приступить к работе, немного отдохнём.ФизкультминуткаТри медведя шли домой.Папа был большой – большой,Мама с ним, поменьше ростом,А сынишка, просто крошка.Очень маленький он был,С погремушкою ходил.Динь – Динь – Динь!Воспитатель:А сейчас, дети, мы подойдём к столам и посмотрим, где мы будем строить мебель для столовой, а где для спальни.Дети отвечаютВоспитатель:- Как вы узнали?Дети:  В столовой – стол, а в спальне – одеяла.Воспитатель:а сейчас мы разделимся и выберем место, где мы будем строить каждый предмет мебели. Возьмите себе стулья и присаживайтесь за столы.Выполнение работы: строительство мебели под руководством воспитателя.ЗаключениеВоспитатель: молодцы, с работой вы все справились. Давайте полюбуемся на то, как красиво стало в доме у трёх медведей. Думаю, медведи будут рады, увидев такой порядок, и на Машу не обидятся.В целом деятельность педагога отвечает современным требованиям ФГОС и благоприятно отражается на развитии личностных качеств детей, а также способствует их конструктивному общению.Обобщение полученных результатовВ данной работе нами установлено, что в БМАОУ СОШ № 11 ведётся эффективная деятельность педагогов, направленная на организацию трудового воспитания дошкольников. Программа составлена с учётом современных требований ФГОС. Она содержит в себе различные направления с целью всестороннего личностного развития детей.Помимо этого, в программе учитываются возрастные и психолого-педагогические особенности старших дошкольников. Содержание программы интересно и оригинально, что формирует познавательный интерес дошкольников к труду. Это является важным для данного возрастного этапа. В своей работе воспитатель старшей группы чётко придерживается разработанной программы и учебного плана. В процессе работы он наблюдает за детьми, отмечает их состояние и формируемые навыки. При необходимости воспитатель вносит корректировки. В целом работа, направленная на трудовое воспитание детей старшей группы, является эффективной и результативной.ЗаключениеВ современных условиях планирования и организации педагогического процесса в дошкольном образованиибольшое место уделяется анализу взаимоотношений между детьми дошкольного возраста. Педагоги и психологи считают, что именно в этом возрасте закладываются основы для дальнейшей социализации.К настоящему времени известно множество работ по психолого-педагогическим особенностям старших дошкольников, связанных с проявлением дружеских взаимоотношений. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 5-7 лет в процессе их трудовой деятельности и общения со сверстниками, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения. В исследованиях педагогов имеется информация о том, что трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста может стать эффективным средством формирования их личности, а также благоприятно воздействует на социализацию. Однако для этого воспитатель должен создать ряд необходимых условий.Во-первых, нужно учитывать интересы и склонности детей при их взаимодействии. Если это условие соблюдено не будет, создать атмосферу, благоприятную для установления дружеских взаимоотношений, станет затруднительным.Во-вторых, критиковать действия детей нежелательно. Целесообразнее в этом случае организовать помощь ребёнку, который не справляется со своей работой, со стороны других детей.Также нужно стремиться организовывать коллективный труд в природе в интересной для детей форме, что настроит ребят на позитивное общение.В данном исследовании проведён анализ педагогической работы воспитателя старшей группы БМАОУ СОШ № 11. Работа воспитателя проводится в полном соответствии с разработанной программой. Установлено, что с детьми проводятся различные виды трудовой деятельности:Ручной трудХозяйственно-бытовой трудТруд в природе.При организации трудовой деятельности используются интересные для детей формы и методы, учитываются их возрастные особенности, отмечаются формируемые навыки.В целом работа, направленная на трудовое воспитание детей старшей группы, является эффективной и результативной.Терминологический словарьВыготский, Лев Семёнович (1896 – 1934) – исследователь детской психологии, основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Объединил вокруг себя коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии» (также «круг Выготского»).Ручной труд – трудовая деятельность, направленная на творческое развитие детей, связанная с их мелкой моторикой, направленная на получение вещественного результата. Старший дошкольный возраст (5,5 – 7 лет) – временной период развития детей, включающий в себя серьёзную физиологическую перестройку в организме, сопряжённую с существенными изменениями в высшей нервной деятельности. В данный период формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.Труд в природе – трудовая деятельность детей, осуществляемая во внешней среде (на участке детского сада, на детской площадке. В саду и др.). Целью её является не только трудовое развитие детей, но и их экологическое воспитание в условиях взаимодействия человека и природы.Трудовое воспитание в ДОО – процесс взаимодействия воспитателя и детей, направленный на формирование трудовых навыков. Необходимых для полноценного личностного развития дошкольников.Хозяйственно-бытовой труд – трудовая деятельность детей, осуществляемая в группе, направленная на формирование у детей навыков ведения домашнего хозяйства. Список использованных источников Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;БелаяК.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;Витман С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 сГригорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с. . Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 сКозлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 сКуликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.Официальный сайт БМАОУ СОШ № 11 [Электронный ресурс] – URL: https://11ber.uralschool.ru/ (Дата обращения: 18.09.2019)Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;Степанова М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 с

Список использованных источников

1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
5. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;
7. Витман С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;
8. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;
9. Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 с
10. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.
11. Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
12. . Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;
13. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.
15. Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 с
16. Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.
17. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;
18. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.
19. Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;
20. Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
21. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.
22. Официальный сайт БМАОУ СОШ № 11 [Электронный ресурс] – URL: https://11ber.uralschool.ru/ (Дата обращения: 18.09.2019)
23. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;
24. Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;
25. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;
26. Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;
28. Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;
29. Степанова М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 с



Вопрос-ответ:

Какие возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста влияют на трудовое воспитание?

Дети старшего дошкольного возраста уже более самостоятельные и способны выполнять простые трудовые задания. Они начинают проявлять интерес к взрослой жизни и хотят делать все самостоятельно. Однако их внимание еще не слишком устойчиво, они быстро утомляются и часто переключаются с одной занятости на другую. Поэтому важно предлагать им разнообразные и интересные задания, которые будут соответствовать их возможностям.

Что подразумевается под понятием "трудовое воспитание"?

Трудовое воспитание – это система специальной образовательной работы, направленная на формирование у детей активной жизненной позиции, трудолюбия, ответственности и навыков самостоятельного труда. Оно помогает развивать у детей умение планировать свои действия, работать в коллективе, а также стимулирует развитие физических и интеллектуальных способностей.

Какие методы и приемы используются в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста?

В трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста применяются различные методы и приемы. Например, детям предлагается выполнять различные трудовые задания, такие как уборка игрушек, полив цветов или помощь в приготовлении пищи. Важно, чтобы эти задания были интересными и доступными для детей. Также используются игровые ситуации, где дети могут воспроизводить различные роли и решать трудовые задачи.

Какие исследования проведены в области трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста?

В области трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста были проведены различные практические исследования. Например, в одном из исследований была проанализирована образовательная программа в БМА и ее влияние на развитие трудовых навыков у детей. Результаты показали, что использование данной программы способствует развитию у детей трудолюбия, ответственности и самостоятельности.

Какие возрастные особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста активно интересуются окружающим миром и проявляют повышенную самостоятельность. Они начинают проявлять интерес к трудовым занятиям, умеют выполнять простые поручения и задания.

Как можно определить понятие "трудовое воспитание"?

Трудовое воспитание - это система педагогических воздействий на развитие детей, направленных на формирование трудолюбия, ответственности, самостоятельности и умения работать.

Какие методы и приемы используются для трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста?

Для трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста используются разнообразные методы и приемы: игры, моделирование реальных ситуаций, обучение через дело, организация трудовых коллективов и другие.

Какие способы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста были исследованы в практике?

В практике были исследованы различные способы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, включая использование образовательных программ, обучение через игру, организацию самостоятельного труда и другие методы.

Какой анализ был проведен образовательной программы в БМА?

Был проведен анализ образовательной программы в БМА с целью выявления эффективности способов трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа было выявлено, что использование определенных методов и приемов способствует формированию положительных навыков у детей.