Театральное исскуство
Заказать уникальную дипломную работу- 31 31 страница
- 18 + 18 источников
- Добавлена 23.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ РЕПЕТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1. Основные особенности любительского театрального коллектива 5
1.2. Организация репетиционного процесса в любительском театральном коллективе 11
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РЕПЕТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 16
2.1. Цели, задачи и условия репетиционного процесса 16
2.2. Методика и организация репетиционного процесса в любительском театральном коллективе 18
2.3. Оценка эффективности и результативности методики репетиционного процесса 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Упражнения тренинга позволяют воспитать восприимчивость актеров-любителей по отношению к партнерам на сцене, воспитать доверие кпартнеру и ответственность в группе. Рассмотрим основные из них:Часть 1. - Движение группы в пространстве в заданном ритме. - Движение каждого в собственномритме. Сонастройка. Самостоятельное выравнивание ритма в ритм, единый для всех.- Движение в половине пространства, четверти, всем пространстве. Самостоятельный (безсговора) выбор половины или четверти группой. Движение в пространстве и расчет по порядкуномеров без команды педагога. Единая остановка движения без команды педагога.- Рождение заданного слова без команды педагога.- Движение в пространстве в заданном ритме. Бег. Смена направления движения; движение вперед спиной; движение с закрытыми глазами лицом вперед, спиной вперед.Часть 2- Ведущий - ведомый. Ведомый закрывает глаза, доверяется ведущему, ведущий берет насебя ответственность за ведомого. Выполняется всей группой одновременно с постепенным увеличением ритма.- Участник проходит по созданному группой лабиринту с закрытыми глазами.- Групповые действия –«За спиной» Ведущий выполняет определенные действия в предлагаемых обстоятельствах. Группа всегда находится у него за спиной и повторяет его действия как единый организм.Доверие и ответственность - важнейшие инструменты в процессе организации репетиционного процесса. Никакая этика не может строиться без доверия друг к другу. С первого до последнего дня обучения участники коллектива овладевают элементами актерской техники,работая вместе, в группах, в парах, индивидуально. Любое упражнение или система упражнений имеют определенную цель, и к достижению этой цели участники идут сообща. Важно помнить, что никакие технологии не подменят духовных связей.Существует несколько важных моментов процесса организации репетиции:- в репетиции должны принимать абсолютно все участники, а не только те, кто занят в данной сцене- при возникновении существенных вопросов репетицию следует остановить и устранить непонимание- в начале репетиции даются чёткие установки и задачи на данный момент- после репетиции проводится обстоятельный анализ о работе каждого участника. Это ведётся в форме беседы, и принимать в ней участие должны все ребята – этим достигается активность и заинтересованность.Развивать чувство коллективизма, нравственных и эстетических идеалов помогают следующие режиссёрские приёмы:-создание второго состава, что помогает включить всех участников коллектива в процесс и регулировать их взаимоотношения- распределение участников на группы: монтировочная, бутафорская, осветительная, реквизиторская и т. д., что позволит активизировать и заинтересовать художественной идеей.Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса руководителя в театральном коллективе напрямую связаны с педагогической деятельностью. Результаты работы коллектива соответствуют достигнутому на данный момент результату воспитания. Ставится новая цель, достижение которой выводит актёров на более высокий уровень воспитанности в широком смысле слова. Процесс перевода актёра с более «низкого уровня» на более «высокий» и есть процесс воспитания в любительском театральном коллективе. Цели воспитания можно добиваться различными путями, их столько, сколько может найти руководитель, сотрудничая с воспитанниками, опираясь на их силы, желания, возможности. Практика учебно-воспитательного процесса использует, прежде всего, пути называемые «общими методами воспитания».Однако во многих случаях известные методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед руководителем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным задачам и условиям воспитания, позволяют качественно добиваться намеченного результата.Методика руководства любительским театральным коллективом «Арлекино» основана на сочетании всех средств театрального процесса: отношений между режиссером и автором, режиссером и актером, режиссером и временем. Режиссер отвечает за логику объединения всех художественных структур спектакля.Тематический план репетиционных занятий коллектива «Арлекино» представлен в таблице 2.1.Таблица 2.1. – Тематический план репетиционных занятий№ Темы занятий Количество часов Всего Теория Практика Индивид.1Актерское мастерство1.Сценическое внимание2. Развитие воображения и фантазии3.Эмоционально- психологическое самочувствие и действие с реальными предметами в условиях «замысла».4.Сценическое «общение» знакомство с понятиями5. Развитие слухового аппарата и других сенсорных умений6. Развитие артистичной смелости. Пластика.443454110,50,510,5222322110,50,521,5 Итого по1 разделу244,5136,52Сценическая речь1.Развитие правильного фонационного дыхания2. Работа над звуком и силой голоса, развитие диапазона3. Развитие речеручного рефлекса. Междометия.4. Работа над дикцией и частотой произношения. 5.Речь в движении. Привитие навыка действия словом6. Работа над чтением стихов44265511111 0,522143311111,5 Всего по 2 разделу265,5155,53 Работа над спектаклем1.Чтение пьесы пересказ . обсуждение, обмен впечатлениями2. Разбор пьесы по основным событиям, разбор характеров действующих лиц.3. Этюды на предлагаемые обстоятельства пьесы4. Закрепление логики персонажей в действии.5. Работа над словесной характеристикой персонажа6. Проигрывание пьесы целиком, прогонные репетиции с декорациями, музыкальное и световое оформление7 Сдача спектакля и обсуждение57101214321012111577892592246Всего по 3 разделу90670144 Всего 140169826Таким образом, методика и организация репетиционного процесса в любительском театральном коллективе «Арлекино» Красненской сельской библиотеки соответствует поставленным целям и задачам, поскольку способствует гармоничному развитию личности участников коллектива, а также их конструктивному взаимодействию.Оценка эффективности и результативности методики репетиционного процесса В сентябре 2019 года перед участниками вновь были поставлены вопросы:Как долго Вы занимаетесь в данном коллективе?Как Вы можете оценить собственные успехи в качестве театрального актёра?Чему Вы научились во время посещения театральной студии?Как Вы оцениваете собственные перспективы?Все участники продолжили свою актёрскую работу в данном коллективе, поэтому можно утверждать, что репетиционный процесс соответствует их интересам.Следует отметить, что самооценка актёрских успехов у участников изменилась (рис.2.3):Рисунок 2.3. – Исследование самооценки актёрского успеха после проведения репетиционных занятийТаким образом, большинство участников многому научилось в процессе репетиций, что свидетельствует об эффективности организованной работы.Помимо этого, изменилось представление участников о перспективности своей деятельности в театральной студии (рис.2.4):Рисунок 2.4. – оценка представлений участников коллектива о перспективах собственной деятельностиКак видно из приведённых данных, негативных представлений о перспективах участия в театральных постановках не было ни у одного из участников.Таким образом, методика репетиционного процесса в данном театре является эффективной и результативной.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время деятельность любительских театральных коллективов очень разнообразна и интересна, что связано с появлением новых возможностей благодаря развитию технических средств.Репетиции играют важную роль в формировании творческого облика любительского театрального коллектива, развитии исполнительской, эстетической и нравственной культуры участников. Репетиция является главным звеном всей воспитательной, организационной, методической работы с коллективом. На репетиции можно судить об уровне его творческой активности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов, а также об уровне подготовки руководителя.Процесс перевода актёра с более «низкого уровня» на более «высокий» и есть процесс воспитания в любительском театральном коллективе. Цели воспитания можно добиваться различными путями, их столько, сколько может найти руководитель, сотрудничая с воспитанниками, опираясь на их силы, желания, возможности. Практика учебно-воспитательного процесса использует, прежде всего, пути называемые «общими методами воспитания».Однако во многих случаях известные методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед руководителем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным задачам и условиям воспитания, позволяют качественно добиваться намеченного результата.В данной работе проведено исследование эффективности и результативности методики репетиционного процесса театрального коллектива Красненской сельской библиотеки «Арлекино». Установлено, что все участники продолжили свою актёрскую работу в данном коллективе, поэтому можно утверждать, что репетиционный процесс соответствует их интересам.Также было выявлено, что самооценка актёрских успехов у участников стала гораздо выше после проведения репетиций, что также свидетельствует об их эффективности.Наконец, следует отметить, что 73% участников оценивают собственные перспективы работы в театральном коллективе как положительные, поэтому можно утверждать, что репетиционный процесс организован конструктивно.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВВоропаев, Е. П. Психолого-педагогические факторы креативности воспитанников детских театральных студий. Дисс…доктора психологических наук: УДК 159.922.7:37.036. – Киев, 2008 – 237 с.Выготский, Л.С. К вопросу о психологии художественного творчества актера.: Выготский Л.С.Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследие / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1984.–432 с. Генкин, Д.М., Конович А.А. Массовые праздники.- М.: Просвещение, 1975.- 140с.Генкин, Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника.- М., 1984 г.Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности / Приложение к журналу «Проблемы школьного воспитания», сост. Л.Г. Нещерет.- Н. Новгород, 1998 г.Касимов В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия и учащихся-музыкантов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989.Клименко Ю.Г. Театр как практическая психология // Катарсис. Альманах.–М., 1994, с. 84-116.Кокс, X. Праздник шутов: Теологический очерк празднества и фантазии (реферат. излож. И. Б. Роднянской) // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М., 1976. С. 142.Лаврикова Ирина Николаевна Краткий экскурс в теорию праздника // Вестник ЧелГУ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-ekskurs-v-teoriyu-prazdnika (дата обращения: 25.03.2018).Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. С. 4.Миллер, В. Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал. М., 1884.Пиотровский, А. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969.Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963.Сущенко, Л.А. Режиссерские технологии: методические рекомендации по изучению курса по специальности «Социально-культурная деятельность», специализации «Организация досуга детей и подростков».- Кемерово: КемГАКИ, 2001 г.Театрализованная игровая программа как комплексная форма организации культурно-досуговой деятельности детей.- Кемерово, 2001 г.Чичеров, В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. М. : Изд-во АН СССР, 1957.Щенникова В. Н. Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитиитворческой активности детей // Художественное творчество в детском саду. - М., 1974Яновский М.И. О средствах психологического воздействия искусства на человека // Вопросы психологии. –2002. –No 6. –С.84-92
2. Выготский, Л.С. К вопросу о психологии художественного творчества актера.: Выготский Л.С.Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследие / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1984.–432 с.
3. Генкин, Д.М., Конович А.А. Массовые праздники.- М.: Просвещение, 1975.- 140с.
4. Генкин, Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника.- М., 1984 г.
5. Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности / Приложение к журналу «Проблемы школьного воспитания», сост. Л.Г. Нещерет.- Н. Новгород, 1998 г.
6. Касимов В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия и учащихся-музыкантов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989.
7. Клименко Ю.Г. Театр как практическая психология // Катарсис. Альманах.–М., 1994, с. 84-116.
8. Кокс, X. Праздник шутов: Теологический очерк празднества и фантазии (реферат. излож. И. Б. Роднянской) // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М., 1976. С. 142.
9. Лаврикова Ирина Николаевна Краткий экскурс в теорию праздника // Вестник ЧелГУ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-ekskurs-v-teoriyu-prazdnika (дата обращения: 25.03.2018).
10. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. С. 4.
11. Миллер, В. Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал. М., 1884.
12. Пиотровский, А. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969.
13. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963.
14. Сущенко, Л.А. Режиссерские технологии: методические рекомендации по изучению курса по специальности «Социально-культурная деятельность», специализации «Организация досуга детей и подростков».- Кемерово: КемГАКИ, 2001 г.
15. Театрализованная игровая программа как комплексная форма организации культурно-досуговой деятельности детей.- Кемерово, 2001 г.
16. Чичеров, В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. М. : Изд-во АН СССР, 1957.
17. Щенникова В. Н. Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии творческой активности детей // Художественное творчество в детском саду. - М., 1974
18. Яновский М.И. О средствах психологического воздействия искусства на человека // Вопросы психологии. –2002. –No 6. –С.84-92
Вопрос-ответ:
Какие основные особенности любительского театрального коллектива?
Основные особенности любительского театрального коллектива заключаются в том, что его участники не имеют профессиональной театральной подготовки и занимаются театром как хобби. Они могут быть разного возраста и профессий, и их главной мотивацией является желание самовыражения и любовь к искусству.
Как организовать репетиционный процесс в любительском театральном коллективе?
Организация репетиционного процесса в любительском театральном коллективе требует определенных подходов. Важно учитывать график, удобный для всех участников, и создать творческую и дружескую атмосферу. Также необходимо учесть особенности коллектива и подобрать методику, которая будет наиболее эффективной для его развития и достижения поставленных целей.
Какие цели и задачи ставятся в репетиционном процессе в любительском театральном коллективе?
Цели и задачи в репетиционном процессе в любительском театральном коллективе могут быть разнообразными. Основной целью является создание качественного спектакля и подготовка его к публичным выступлениям. Задачи могут включать развитие актерских навыков, работу над мимикой, жестами и голосом, изучение ролей, настрой на сценическую обстановку и согласование действий всего коллектива.
Какова методика и организация репетиционного процесса в любительском театральном коллективе?
Методика и организация репетиционного процесса в любительском театральном коллективе зависят от целей и задач, которые ставятся перед коллективом. Она может включать различные театральные игры, упражнения на развитие актерских навыков, анализ текста, работу над сценической речью и т.д. Организация процесса включает в себя определение графика, распределение ролей, проведение проб и обсуждение спектакля с режиссером или тренером.
Какие основные особенности любительского театрального коллектива?
Любительский театральный коллектив отличается от профессионального тем, что его участники занимаются театральным искусством не профессионально, а по интересу. Они могут иметь разные профессии и заниматься театром в свободное время. Также у любительского театрального коллектива может быть ограниченный бюджет и возможности по организации спектаклей.
Как организовать репетиционный процесс в любительском театральном коллективе?
Организация репетиционного процесса в любительском театральном коллективе требует гибкого подхода и учета особенностей его участников. Важно установить регулярное расписание репетиций, которое удобно для всех участников коллектива. Кроме того, необходимо предоставить участникам возможность заниматься самостоятельно и отдельно от коллектива для развития актерского мастерства.
Какие цели и задачи ставятся в репетиционном процессе в любительском театральном коллективе?
В репетиционном процессе в любительском театральном коллективе ставятся такие цели и задачи, как изучение и интерпретация роли, овладение актерскими техниками, создание эмоциональной связи с партнерами на сцене, разработка характера персонажа и многое другое. Все эти цели и задачи направлены на создание качественного спектакля и развитие участников коллектива как актеров.
Какая методика используется в репетиционном процессе в любительском театральном коллективе?
В репетиционном процессе в любительском театральном коллективе может использоваться разнообразная методика, включающая в себя работу над текстом, импровизации, развитие игровой фантазии, анализ персонажей и ситуаций, работу над сценическим движением и т.д. Конкретная методика выбирается режиссером исходя из специфики спектакля и опыта участников коллектива.
Какие особенности характерны для любительского театрального коллектива?
Основные особенности любительского театрального коллектива включают небольшое количество актеров, отсутствие профессиональной подготовки и опыта, а также ограниченные финансовые ресурсы и доступ к профессиональному оборудованию и услугам.
Как организовывается репетиционный процесс в любительском театральном коллективе?
Организация репетиционного процесса в любительском театральном коллективе может включать несколько этапов. Это может включать выбор и адаптацию пьесы, распределение ролей, проведение репетиций с актерами, работу над сценографией и костюмами, а также пробные спектакли и финальные репетиции перед премьерой.
Какие цели и задачи ставятся в репетиционном процессе любительского театрального коллектива?
В репетиционном процессе любительского театрального коллектива ставятся такие цели и задачи, как научить актеров нужным ролевым навыкам, развить их художественное мастерство, создать сплоченную команду, подготовить спектакль к премьере и успешному показу перед зрителями.