Преимущества групповой терапии перед индивидуальной.
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 06.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Зарождение психологической проблемы. Общие принципы психологического консультирования 4
1.1.Проблема психологического здоровья в контексте терапии 4
1.2.Основы групповой работы в аспекте психологического консультирования 6
Глава 2.Характеристика принципов и методов групповой терапии 14
2.1.Эффективность малой группы 14
2.2.Схемы групповой терапии. Преимущества метода 21
Заключение 30
Список литературы 31
Группы по развитию навыков, как правило, используют в своей деятельности репетицию и игры.(г) Игры, занятия или упражнения, являющиеся аналогом чего-либо и мыслящиеся как легкий и приятный шаг к пониманию этого самого чего-либо. Например, хорошо известная игра в строительство башни, когда команда строит башню из старых газет, подразумевается как аналогия происходящему в реальной жизни процессу принятия решений. (д) Упражнения, игры или занятия, являющиеся альтернативным, часто гораздо более системным средством, чем открытая дискуссия. Например, в упражнении по раскладке карт членам группы дается колода, на каждой карте приведено описательное слово или предложение. Члены группы внимательно изучают эти карты, а затем по очереди укладывают их лицевой стороной вниз, напротив других членов группы, чье описание, поих мнению, находится на данной карте. После того как все карты разложены, каждый просматривает ту пачку, что находится перед ним, и таким образом получает информацию о том, как он воспринимается другими. (е) Упражнения, игры или занятия, призванные вызвать нечто, что должно произойти так или иначе. Их принято называть механизмами ускорения: игра в знакомство, упражнения по созданию доверия и игры в самораскрытие.(ж) Игры или упражнения, помогающие людям научиться ставить себя на место тех, с кем они находятся в тесном контакте и чью точку зрения, как правило, не принимают в расчет. Например, ситуация ролевой игры, в которой кому-либо предлагается войти в роль одного из своих родителей, полицейского, учителя и т.д. В период существования группы консультант-психолог осуществляет следующую работу.• развивает, углубляет, совершенствует свое понимание каждым человеком в группе; • постоянное находит контакт с динамикой группы в целом во время сеансов и по мере ее развития с течением времени; • постоянно наблюдает за собственными чувствами, осознает свое поведение и его последствия; • постигает связь между групповой и индивидуальной динамикой.Общий вывод сводится к тому, что разные группы требуют различных типов понимания и моделей. В качестве примера практических упражнений рассмотрим работу со школьниками, страдающими неврозом.Процесс групповой психотерапии включает в себя взаимно перекрывающиеся четыре этапа: объединение детей в группу, рассказы, игры, обсуждения. Объединение детей в группу целесообразно начать с интересного похода на экскурсию или в музей, парк, с предметных игр и т.п. Когда напряженность снята, врачом в беседе раскрываются те проблемы, которые стоят перед участниками группы, объясняет цель лечения, выясняет мнение участников о терапии. Беседа в группе помогает создать атмосферу доверия и откровенности, эмоционально объединить участников. Дети начинают делиться своими желаниями и тревогами, что нередко является единственной возможностью для их выражения. Терапевтический эффект высказываний обусловлен тем, что детьми группа воспринимается как понимающая, сочувствующая и поддерживающая аудитория, которая отвечает нереализованным ожиданиям принятия со стороны сверстников.Объединению детей также способствует проведение игр. На начальном этапе дети могут проявлять скованность, испытывать затруднения в процессе общения. По этой причине на начальном этапе мы используем простые игры, в которых преобладает движение, экспрессивное выражение эмоций, а именно, "палочка-выручалочка", "кошки-мышки", "жмурки", "урок физкультуры" и т. д. Главная задача заключается в создании игрового настроя, «оживлении» атмосферы. Затем уже можно применять более сложные игры, которые будут способствовать развитию гибкости воображения. Они начинаются с игр-шуток в предметы, например ложку, вилку, тарелку, скатерть, стол, стул в сюжете "обед"; книжку, ручку, стол, стул, часы в сюжете "домашние уроки" и т. д. Один из детей играет себя, в то время как другие изображают названные предметы.Далее мы можем предложить воспроизведение обстановки кукольного театра. Двое или трое детей за ширмой импровизируют в игре с куклами, надетыми на руку. Остальные вместе с врачом наблюдают "спектакль", оживляя его отдельными репликами. Чаще всего эта игра воспринимается детьми с энтузиазмом. Игры спонтанного характера мы используем до того, как в группе появится необходимая сыгранность. Важный показатель здесь – это если дети вступают в совместную деятельность без вмешательства врача, когда коммуникативная активность начинает носить спонтанный характер.Следующий этап консультирования представлен рассказами, которые дети должны сочинить дома, а затем рассказать в группе. Тема рассказов может быть любой. Конечно же, рассказ не должен быть слишком большим, поскольку у всех детей должна быть возможность высказаться. Посредством рассказов мы способствуем внесению в группу организующего момента. В данном периоде групповой динамики нежелательно применять жесткие санкции, чтобы не вызвать нарушение эмоционального контакта с детьми, который мы установили на первом этапе терапии. Следующим, основным, этапом психологического консультирования является игра, которая проводится на темы, предлагаемые детьми и психологом. В играх последовательно осуществляется воспроизведение рассказов, сказок, условных и реальных ситуаций. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и высокой активности играющих. Игра должна быть основана на общей фабуле рассказа, в ней допускаются элементы импровизации. На протяжении нескольких занятий мы проигрываем рассказы всех детей. После этого целесообразно предложить детям представить свои страхи, проблемные ситуации в рисунках, муляжах и т.п. Затем мы также можем проиграть эти рисунки в ролях. Данные игры помогают уменьшить тревожность и страх, убрать психологические барьеры.Итак, после того, как мы сняли эмоциональную напряженность и улучшили процесс общения, мы можем перейти к укреплению и развитию ряда измененных в процессе болезни психических функций. С этой целью используются игры, развивающие быстроту реакций, внимание, терпение, выносливость и координацию. Наиболее употребительные темы для этих игр: "кто первый", "самый ловкий", "внезапные вопросы", "кегли", "ритмика", "игра с мячом", "бег по счету", "внезапная остановка" и т. д. На заключительном этапе проводится обсуждение. Его цель состоит в том, чтобы закрепить результаты, расширить кругозор участников группы, развить их самосознание. Период завершения группы, предшествующий прекращению ее существования, — это время, когда консультант и все члены группы знают, что с какого-то конкретного числа в недалеком будущем группа перестанет встречаться. В группе, ограниченной по времени, дата завершения известна с самого начала. Фаза завершения в ней начинается с того момента, когда ведущий (или кто-либо еще) напоминает группе, что остается только определенное время до того, как группа должна будет кончиться. В группе, спланированной как неограниченная по времени, с приходом новых членов по мере выбывания старых, периода завершения может вообще не быть, поскольку особенностью такой группы является постепенное изменение ее состава. С другой стороны, подобные группы также иногда завершаются, обычно в силу того, что некоторые люди готовы уйти примерно в одно и то же время, после чего достигается взаимное соглашение о том, что пришло время распустить всю группу. О некоторых близких к окончанию группах нельзя сказать, что у них в психологическом смысле есть период завершения. Хотя грядущая дата закрытия группы и была объявлена, члены группы вложились в нее не в такой степени (а в некоторых случаях этого просто нельзя от них ожидать), чтобы приближающееся окончание группы затрагивало их лично. В период завершения важно, чтобы вы как консультант продолжали внутреннюю работу по расширению и совершенствованию своего понимания каждого человека в группе, по поддержанию контакта с динамикой группы в целом, по мониторингу своих собственных чувств, своего поведения и его последствий. Что касается собственных чувств консультанта, то он, как правило, не огражден от давления. У вас часто будет возникать острое чувство истекающего времени. Вы питали какие-то надежды в отношении группы и конкретных ее членов и по мере приближения группы к своему завершению можете обнаружить, что не все они реализованы. Вы неизбежно станете стремиться к тому, чтобы использовать оставшееся время для достижения этих целей. Необходимо и полезно признать, что любой опыт, полученный в рамках психологического консультирования, является как бы интерлюдией в жизни человека — неким особым опытом, благодаря которому он может оказаться в лучшем положении, чтобы взглянуть в лицо собственному будущему, но не тем опытом, который предназначен разрешить все его проблемы — нынешние, прошлые и будущие. После завершения работы конкретной группы или программы из нескольких групп, психолог-консультант, который спланировал и провел ее, будет располагать значительно большим, чем прежде, объемом информации, основанной на полученном опыте, и может использовать это при планировании последующей работы.Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что групповое психологическое консультирование – это не универсальный метод, подходящий всем и каждому. Консультанту следует обязательно учитывать все критерии формирования группы, личностные особенности участников группы. В работе группы традиционно выделяется три этапа, которые наполнены специфическим содержанием. Групповое психологическое консультирование и групповая терапия – это весьма эффективный метод личностного роста, преодоления кризисных ситуаций. Следует выделить преимущества групповой терапии над индивидуальной. Психотерапевтическая группа воссоздает социум в миниатюре. Именно поэтому в ней моделируется система взаимоотношений и взаимодействий, которые присутствуют в жизни каждого человека. В индивидуальной же консультации, напротив, для человека создаются несколько искусственные, идеалистические отношения, где есть только клиент и принимающий и понимающий его терапевт.Группа способствует личностной зрелости. Работая в группе, человек получает колоссальный опыт эффективного взаимодействия с другими людьми. Именно здесь он учится новым, зрелым стилям отношений. В процессе индивидуальной консультации, напротив, часто случается так, что личностное развитие клиента тормозится, поскольку он слишком «залипает» на комфортных, детско-родительских отношениях с терапевтом.Эмоциональная поддержка. Именно в группе человек получает огромное количество поддержки и одобрения, благодаря чему он лучше адаптируется в социуме, становится увереннее в себе. Позволяет человеку увидеть себя со стороны. Именно в группе клиент может получить искреннюю, безоценочную обратную связь о себе от окружающих. Это позволяет ему лучше узнать о том, как он выглядит в глазах других людей. Именно эта уникальная особенность группы никогда не бывает доступна в индивидуальном консультировании. Помогает человеку раскрыться. Через взаимодействие с другими участниками, личность учится лучше понимать себя и самовыражаться, что так важно для поднятия самооценки и уверенности в себе.Напряжение в группе помогает решить психологические проблемы. В процессе групповой работы между участниками образуется особая атмосфера, которая помогает прояснить психологические трудности каждого из участников. Позволяет обсуждать и принимать любые свои чувства. В жизни мы не всегда способны открыто говорить о своих чувствах (гневе, ревности, обиде) из страха, что близкие люди не поймут нас и осудят. А зачастую неумение высказаться откровенно — например, в отношениях с партнером, порождает массу напряжения в нашей жизни. Групповая работа же позволяет нам открыто говорить о любых своих чувствах и быть при этом принятыми. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Группа является достаточно эффективным инструментом психологической помощи, терапии и консультирования. Тем не менее, как уже отмечалось ранее, групповая терапия – это метод, который подходит далеко не всем. Лучше всего он подходит для тех людей, которые уже оправились от шока, могут рефлексировать на тему своих переживаний и проблемных ситуаций. Для людей в состоянии шока групповая терапия не показана, и даже может вызвать вред.На подготовительном этапе консультанту следует тщательно распланировать работу с группой, определить ее состав и структуру. Без этих шагов реализация группового консультирования будет невозможна. Что касается позиции консультанта, то она при работе с группой должна подчиняться определенным принципам психологического консультирования. А именно, он должен понимать, какие цели достигает группа, какие задачи перед ней поставлены, какими методами следует данные задачи решать. Немаловажным является этап завершения работы группы, когда специалист оценивает полученные результаты, делает выводы относительно эффективности работы группы.В данной работе мы привели пример работы с группой детей, страдающих невротическими расстройствами. В целом, следует заключить, что при работе с детьми целесообразно использовать игровые упражнения и тренинги, которые помогают раскрыть эмоциональную сферу детей. Следует отметить, что групповая терапия имеет целый ряд преимуществ над индивидуальной. В частности, речь идет о том, что в группе личность получает возможность большего самовыражения, группа максимально приближена к социуму, чем индивидуальная терапия. Общая атмосфера в группе более непосредственная. Список литературыАндронникова О.О. Специальные проблемы психологического консультирования. – М., 2017.Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. – М., 2006.Колесникова Г.И., Стародубцева С.В. Основы психологического консультирования. – М., 2006. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 2004. Лысенко Е. М., Молодиченко Т. А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций : учебное пособие. — Москва: Владос-Пресс, 2006. — 159 с.Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 143 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16285.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Мидор Б., Роджерс К. Личностно-центрированная терапия.//Журнал практической психологии и психоанализа. № 4. Декабрь, 2002. Старшенбаум Г.В. Групповой психотерапевт. – М., 2011.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.// https://studfiles.net/preview/1622366/
1. Андронникова О.О. Специальные проблемы психологического консультирования. – М., 2017.
2. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. – М., 2006.
3. Колесникова Г.И., Стародубцева С.В. Основы психологического консультирования. – М., 2006.
4. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003.
5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 2004.
6. Лысенко Е. М., Молодиченко Т. А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций : учебное пособие. — Москва: Владос-Пресс, 2006. — 159 с.
7. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 143 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16285.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
8. Мидор Б., Роджерс К. Личностно-центрированная терапия.//Журнал практической психологии и психоанализа. № 4. Декабрь, 2002.
9. Старшенбаум Г.В. Групповой психотерапевт. – М., 2011.
10. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.// https://studfiles.net/preview/1622366/
Вопрос-ответ:
Какие преимущества имеет групповая терапия перед индивидуальной?
Преимущества групповой терапии перед индивидуальной заключаются в том, что она предоставляет возможность для взаимодействия с другими людьми, обмена опытом и поддержки со стороны группы, развития навыков общения и эмоциональной интеллектуальности. Групповая терапия также позволяет участникам увидеть, что они не одиноки в своих проблемах и что многие другие люди сталкиваются с похожими трудностями. Кроме того, в группе можно получить обратную связь от разных людей, получить поддержку и понимание, а также разнообразные перспективы и идеи по решению проблем. Определенные аспекты, такие как ролевое моделирование и поддержка равенства, также могут быть эффективными в групповой терапии.
Как групповая терапия помогает в решении психологических проблем?
Групповая терапия помогает в решении психологических проблем, так как предоставляет участникам возможность выразить свои мысли и чувства в поддерживающей среде. В группе люди могут получить понимание и поддержку от других, участие в таких процессах, как ролевое моделирование и символическое действие. Также, наблюдая за опытом и решениями других участников группы, можно получить новые идеи и ресурсы для решения своих проблем. Групповая терапия помогает развить способности к общению и взаимодействию с другими людьми, а также повышает самооценку и уверенность в себе.
Какие основные принципы и методы групповой терапии?
Основные принципы и методы групповой терапии включают создание поддерживающей и безопасной среды, установление равенства среди участников группы, фокусирование на проблеме и ее решении, активное слушание и обратная связь, ролевое моделирование и символическое действие. Групповая терапия может включать различные виды групповых процессов, такие как дискуссии, игры ролей, упражнения на развитие навыков коммуникации и самосознания. Основным принципом групповой терапии является идея о том, что группа может быть источником поддержки и ресурсов для решения проблем.
Как групповая терапия помогает участникам чувствовать себя в большей степени поддержанными и понимаемыми?
Групповая терапия помогает участникам чувствовать себя в большей степени поддержанными и понимаемыми, потому что они находятся в окружении людей, которые также сталкиваются с похожими проблемами. Участники могут получить поддержку и понимание от других в группе, что может сильно облегчить их эмоциональное состояние и привести к более быстрому прогрессу в их лечении.
Какие преимущества имеет групповая терапия перед индивидуальной?
Групповая терапия имеет несколько преимуществ перед индивидуальной. Во-первых, она позволяет пациенту учиться на опыте других участников группы. Во-вторых, групповая терапия создает поддержку и понимание со стороны других людей, которые проходят через похожие проблемы. В-третьих, групповая терапия предоставляет возможность развивать социальные навыки и улучшать взаимоотношения с другими людьми. И, наконец, групповая терапия обычно является более экономически выгодным вариантом по сравнению с индивидуальной терапией.
Какие основные принципы и методы используются в групповой терапии?
В групповой терапии используется ряд основных принципов и методов. Один из них - создание доверительной атмосферы в группе, чтобы участники могли открыто выразить свои мысли и чувства. Другой принцип - работа с ролевыми моделями и взаимодействиями внутри группы, что позволяет участникам изучить и изменить свое поведение. Также используется метод активного слушания и эмпатии, чтобы участники чувствовали себя услышанными и понятыми. Важным компонентом групповой терапии является работа с конкретными жизненными ситуациями и проблемами каждого участника, а также развитие навыков саморефлексии и самосознания.