Роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности Нижегородского региона

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 91 91 страница
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 08.11.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты влияния налоговой системы на экономическую безопасность региона 6
1.1. Понятие и компоненты экономической безопасности региона 6
1.2. Мировой опыт организации налоговой системы на региональном уровне 16
1.3. Сущность налоговой системы и ее роль в экономической безопасности региона 21
2. Роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности региона на примере Нижегородской области 34
2.1. Социально-экономическая характеристика Нижегородской области и ее место в системе межбюджетных отношений 34
2.2. Анализ налоговой системы Нижегородской области и ее вклада в экономическую безопасность региона 42
2.3. Налоговое администрирование как фактор экономической безопасности Нижегородской области 54
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы на региональном уровне в современной России 61
3.1. Проблемы укрепления экономической безопасности региона в современных условиях 61
3.2. Перспективы развития налоговой системы на региональном уровне на примере Нижегородской области 69
Заключение 81
Список литературы 85

Фрагмент для ознакомления

Значительный вес имеет грамотная организация налоговой системы и налоговых правоотношений. Налоги являются основополагающим элементом экономики страны (составляют 87% бюджета страны). Система налогообложения не совершенная, потому ежегодно в налоговое законодательство правительством нашей страны вносятся изменения и дополнения. Налоговый кодекс РФ является основным нормативным документов в РФ, который регулирует и определяет налоговую систему в целом, а так же обозначает налоговые правоотношения. В Налоговом Кодексе РФ прописаны основы налоговых отношений, в частности права и обязанности налогоплательщиков. Плательщики налогов и сборов являются неотъемлемым и одним из основных элементов налоговых правоотношений. Плательщики выстраивают налоговые отношения с налоговыми органами, таможенными органами, и третьими лицами (банки, суды и т.д.). В наше непростое, даже кризисное время, для экономики страны, налоговые платежи и сборы стали еще большим бременем для промышленных предприятий. В связи с этим многие промышленные предприятия стали уклоняться от налогов: ввели серые схемы выплат, ведут двойную бухгалтерию. Это все считается налоговыми правонарушениями. Их можно классифицировать как непредставление достоверной информации и скрытие доходов. В связи с высокими налоговыми ставками, промышленные предприятия пытаются найти способ их уменьшить. Для этого применяются налоговые льготы, налоговые кредиты, рассрочки, используются специальные налоговые режимы, которые упрощают систему налогообложения в организации.У промышленных предприятийпроблемными являются два налога: Налог на добавленную стоимостьНалог на прибыль организацийОчень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки или задолженность. Рисунок 3.1- Причина недоимкиОдни из способов решения проблем, связанных с задолженностью по налогам, является – реструктуризация. Реструктуризация – это своеобразная рассрочка задолженности по налогам на несколько лет, с составлением индивидуального графика погашения. Единственный недостаток реструктуризации состоит в том, что при выплате задолженности по налогам, организации придется платить и текущие исчисленные суммы налогов, а такое не каждому под силу. Таблица 3.3- Задолженность по налогам и сборам за 2017 год Всего федеральным налогам и сборамРегиональным и местным налогам и сборамВсего из нихналог на прибыль НДС платежи за пользование природными ресурсами остальные федеральные налоги и сборыЗадолженность перед бюджетом, всего827 344 753602 451 068113 584 952375 535 82513 755 23299 575 059136 839 940Возможная к взысканию задолженность 820 517 886598 398 377112 752 208372 796 01413 742 41599 107 740135 112 499Урегулированная задолженность, всего 359 105 639310 836 76360 382 042185 134 3525 113 60060 206 76926 691 125Приостановленные к взысканию платежи, всего 39 206 78737 489 0029 578 46819 617 0432 762 6515 530 840444 413Задолженность невозможная к взысканию 8 728 0765 871 9941 356 2503 883 77016 066615 9081 763 038Эффективность налогообложения регионов можно определить на основании отношения расходов региона и налоговых доходов. То есть вычислить собственный дефицит или профицит бюджета региона. Другими словами, определить как регион будет справляться и осуществлять основные мероприятия по развитию социально- экономической деятельности без дотаций, субсидий из федерального бюджета. Одной из самым важных и основных проблем в эффективности налоговых доходов является задолженность по налоговым платежам вы региональные и местные бюджеты. Подобная ситуация возникает в тех случаях, когда население не хочет или не может платить налоги, что является показателем непрозрачности бюджета региона и муниципалитета и низкой налоговой культуры населения. На рисунке 3.3 приведены основные причины низкой налоговой культуры населения. Рисунок 3.3- Причины низкой налоговой культурыТеперь необходимо рассмотреть причины возникновения задолженности в разрезе налогов. Самыми основными проблемными налогами являются налоги юридических лиц: НДС и налог на прибыль.В отношение НДС на сегодняшний день налоговыми органами фиксируется множество нарушений и схем ухода от налогообложения. Так основные мошеннические схемы применяются на возврат из бюджета сумм НДС. В отношение налога на прибыль используется мошенническая схема с целью уменьшения суммы исчисленного налога – путем необоснованного и не правомерного уменьшения налоговой базы, то есть занижения доходов и завышения расходов. В отношение физических лиц появление задолженности в основном по транспортному налогу и по налогу на имущество (дома, квартиры). В данной ситуации причинами недоимки или задолженности становится как раз незнание законов РФ, то есть низкий уровень налоговой культуры населения.Из всего вышесказанного можно сформулировать следующие отрицательные стороны налогообложения России: 1. Налоговая система в большей степени характеризуется фискальной функцией, что затормаживает стимулирующую и регулирующую функции; 2. Применяется несправедливый перечень ставок НДФЛ; 3. Ослабленный контроль за собираемостью налогов, что влечет за собой укрытие налогов. 4. Увеличивается неэффективность применяемых льгот. 5. Не прекращаемое внесение изменений в налоговое законодательство, что тормозит долгосрочные вложения капиталов; 6. За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов. 7. В настоящее время таможенные платежи и сборы исключены из налоговой системы.Перспективы развития налоговой системы на региональном уровне на примере Нижегородской областиПроблемы функционирования современных бюджетно-налоговых отношений, новые ориентиры развития России и целевые установки налоговой реформы обусловливают необходимость разработки и реализации модели увеличения налогового потенциала региона (см. рисунок 3.4), которая предполагает комплексное развитие следующих направлений:- правовое направление;- институциональное направление;- информационное направление.Рисунок 3.4 - Модель увеличения налогового потенциала регионаНалоговый потенциал может быть увеличен посредством принятия мер, направленных на расширение налоговых полномочий региональных и местных органов власти в управлении отдельными элементами налогов:1) необходимо предоставить право законодательным органам субъектов Российской Федерации на уменьшение ставки отчислений от налога на прибыль организаций в региональные бюджеты. В частности, данная налоговая льгота может быть предоставлена только тем налогоплательщикам, которые ведут деятельность в производственной сфере на данной территории. Одним из важнейших условий применения данной льготы (закрепленной законодательно) должно стать направление налогоплательщиком части высвободившихся ресурсов на инвестиционные цели. Установленные ограничения по снижению ставки налога на прибыль организаций, по которой он перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, давали возможность региональным органам предоставлять налогоплательщикам налоговые льготы в 2013 г. по налогу на сумму около 286 млрд руб. Эта сумма составляет порядка 3 % от всех уплаченных налогоплательщиком налогов в бюджетную систему страны;2) ст. 381 НК РФ, посвященная налоговым льготам по налогу на имущество организаций, включает 19 пунктов. В 2012–2014 гг. потери региональных бюджетов от установленных льгот составляли порядка 30 % всей суммы налога, поступающей в эти бюджеты. В целях расширения налоговой автономии региональных бюджетов целесообразно отменить ряд налоговых льгот по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков; 3) доходную базу местных бюджетов можно существенно укрепить также за счет реформирования земельных отношений и земельного налога. В рамках предлагаемой модели целесообразно предоставить местным органам власти больше прав в регулировании ставок по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, которые или не используются, или применяются не по назначению. В частности, собственник земли сельскохозяйственного назначения пользуется льготной ставкой земельного налога в размере 0,3 %;4) представляется целесообразным дать право местным органам власти повышать ставку налога на неиспользуемые сельскохозяйственные земли или применяемые не по назначению в пределах, установленных НК РФ, в соответствии с предписаниями органов земельного надзора.Необходимо также обязать все государственные органы уплачивать земельный налог в бюджет муниципальных образований за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Данная практика активно используется в ряде зарубежных стран и направлена на повышение эффективности муниципального управления и укрепление их финансовой самостоятельности [6, с. 43].Еще одна проблема состоит в том, что подавляющая часть налогоплательщиков своевременно не осуществляет регистрацию своего права на находящиеся в их пользовании земельные участки и паи по причине высокой стоимости соответствующих процедур.В целях полного учета земель и стимулирования вовлечения их в хозяйственный оборот необходимо предоставить право на оценку объектов недвижимости комитетам по управлению муниципальным имуществом для отдельных категорий налогоплательщиков. На основании данной оценки можно будет производить исчисление налога.Общая схема инструментов прогнозирования объема теневых операций, которые связаны с уклонением от уплаты налогов изображена на рис. 3.5.Рисунок 3.5 – Схема инструментария прогнозирования объема теневых операций под влиянием изменений в социально-экономической среде регионаВ основе применяемого инструментария лежит экономико-математическая модель теневой экономической деятельности под действием трансформаций в социально-экономической среде региона.Таким образом, прогнозирование объема теневого сектора экономики сводится к решению таких задач как:1) оценка масштабов теневого сектора в деятельности экономических субъектов рассматриваемых регионов.2) отбор индикаторов, которые характеризуют факторы социально- экономической среды, влияющих или способных его оказать на динамику теневой активности налогоплательщиков в конкретном регионе.3) построение экономико-математической модели взаимовлияния внутрирегиональныхсоциально-экономических факторов и динамики теневой активности налоговых агентов территории.4) прогнозирование динамики теневого сектора экономики регионов.Индикаторы, учитывающие состояние социально- экономической среды региона, представлены на рис. 3.6.Рисунок 3.6 – Индикаторы, позволяющие учесть состояние социально-экономической среды регионаПолученные результаты об имеющимся и прогнозном уровне уклонения от уплаты налогов позволят уточнить существенные проблемы и несовершенства имеющейся системы налогового прогнозирования. А это даст возможность научно обосновать приоритетные курсы модернизации механизма налогового прогнозирования с целью его совершенствования.Таблица 3.4 – Целевые индикаторы роста налоговых доходов при снижении доли теневой экономики в РФНаименование показателя2018 год2020 год2025 годУменьшение доли «теневого» бизнеса, %30-2025-2020-115Увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВРП, %13,52040Увеличение доли налогов малого и среднего бизнеса в консолидированном бюджете, %4,92040Эффективность системы налогового прогнозирования складывается исходя из согласованности интересов государства и налогоплательщика в процессе реализации налогового процесса, что может быть охарактеризовано уровнем теневой экономики. Концепция предполагает разработку и внедрение инструментария, который, в конечном итоге приведет к снижению уровня теневой экономики.Концепция включает осуществление широкого спектра мер по таким направлениям как: экономико-социальные, правовые, административные и информационные [8].Особенностью выступает использование международных инструментов противодействия теневой экономике. Поэтому целесообразно решить комплекс задач, которые будут направлены на увеличение эффективности международного сотрудничества в вопросе противодействия теневой экономике:1) основание единых теоретико-методических основ анализа, оценки и учета тенденций теневой экономической деятельности;2) гармонизация национального бюджетно-налогового, законодательства отдельных стран в корреспонденции с международными запросами по противодействию уклонению от уплаты налогов;3) согласование деятельности финансовых органов, направленной на противодействие теневой экономической деятельности. Сценарный подход к прогнозированию следствий исполнения концепции улучшения механизма налогового прогнозирования можно систематизировать на:– административный, предполагающий вмешательство государства и углубление его роли в регулировании налоговой политики путем применения административного воздействия на сам налоговый механизм; главенство контрольных мероприятий, которые направлены на ликвидацию возможных способов осуществления теневой деятельности;– либеральный, включающий, в первую очередь, меры экономического воздействия на объект управления, создание предпосылок для добровольного перехода теневой экономики в официальный сектор экономики;– оптимальный, являющийся интегральным сценарием развития, при котором намечается одновременное осуществление административного и либерального сценариев [7].Оптимальный сценарий реализации концепции будет более эффективным и целесообразным, отталкиваясь от соотношения вероятных рисков и ожидаемых последствий (табл. 3.5).Таблица 3.5 – Относительное изменение показателей, которые характеризуют объем теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов в 2018 г., %Показатель динамикиОтносительное изменение показателяАдминистративный сценарийОбъем теневых операций, связанных с уклонением от уплатыналогов, %– 33,0Либеральный сценарийОбъем теневых операций, связанных с уклонением от уплатыналогов, %– 53,0Оптимальный сценарийОбъем теневых операций, связанных с уклонением от уплатыналогов, %– 56,0В качестве механизма реализации концепции развития налогового прогнозирования предложено поэтапно реформировать систему налогового прогнозирования. На первом этапе необходимо реализовать меры, устремленные на нейтрализацию отрицательных тенденций и рост действенности регулирующей функции налогового администрирования [8]. На втором этапе предлагается создание Межмуниципального центра разработки и внедрения единой налоговой политики с учетом особенностей развития экономики РФ.Для этого необходимо определить целевые мероприятия, которые будут включать в себя:1) диагностику эффективности функции налогового прогнозирования;2) прогнозирование экономического развития территорий вследствие трансформации системы налогового администрирования;3) оценку эффективности мероприятий, направленных на повышение действенности системы налогового администрирования.На третьем этапе (2021–2022 годы) следует продолжить осуществление мер, которые будут направлены на повышение эффективности системы налогового прогнозирования. На основе мониторинга возможна корректировка программно-целевых мероприятий. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что налоговый потенциал должен стать основой для формирования налоговых поступлений. Поэтому необходимо продолжить исследования, направленные на изучение процесса формирования налогового потенциала как одной из важнейших составляющих бюджетных возможностей региона.Основной миссией высшего налогового органа –ФНС РФ – является осуществление эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставление услуг.В сфере совершенствования услуг, оказываемых налогоплательщикам и плательщикам страховых взносов, повышения налоговой грамотности населения и формирования положительного имиджа налоговой службы перед налоговыми органами поставлены следующие задачи:1. Повышение качества обслуживания налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, в т. ч. посредством стандартизации и унификации форм документов, представляемых в налоговые органы2. Развитие онлайн услуг для налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов и расширение способов исполнения ими своих обязательств, (совершенствование личных кабинетов налогоплательщиков – юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, развитие единого контакт-центра) 3. Повышение налоговой грамотности и информированности налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, в том числе с привлечением средств массовой информации4. Развитие принципа экстерриториальности обслуживания налогоплательщиков при их личном визите в налоговый орган или МФЦВыполнение данных задач основывается на реализации стратегии ФНС с 2017 по 2021 года. В рамках данной стратегии налоговыми органами будет осуществляться работа в отношении повышения качества взаимодействия с налогоплательщиками или по–другому, совершенствование сервисной функции:Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах, в частности избежания нарушений в сроках предоставления налоговой отчетности и уплаты налоговых платежейСоздание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей:- Сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком (автоматизация взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в сфере предоставления налоговой отчетности)- Расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания налогоплательщиков (интернет- ресурсы, личный кабинет, операционных залы, МФЦ)- Совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи- Сближение налогового и бухгалтерского учетовСнижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществомОптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление:- Совершенствование организационно-функциональной модели ФНС России- Совершенствование риск-ориентированной системы внутреннего аудита- Развитие централизованной обработки данных и внедрение передовых IT-технологийОжидаемый результат реализации данной стратегии ФНС РФ:Сохранение стабильно высокой доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов.Рисунок 3.7 - Динамика прогнозируемых значений в процентном соотношении удовлетворенных налогоплательщиковНа основание сказанного выше, можно сделать вывод, что повышение налоговой культуры населения РФ так же влечет за собой повышение налогового потенциала региона. ЗаключениеВ заключение данной работы можно сделать вывод, что все поставленные задачи выполнены и цель работы достигнута. Роль региональных налогов в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и их влияние на экономическую безопасность региона заключается в следующем:во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации;во-вторых, формирование региональных бюджетов сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона;в-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.;в четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;в-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.На основании НК РФ основным инструментом, который стимулирует повышение налогового потенциала регионов является налоговые льготы. К ним можно отнести следующие регулирующие инструменты:- заниженная налоговая ставка по налогу;- право на изменение срока уплаты налога;- полное освобождение от уплаты налога на определенный срок времени;- предоставление налоговых вычетов: для юридических лиц – это возмещение НДС, для физических лиц – это возвраты подоходного налога. Анализ, проведённый во второй главе курсовой работы показал, что региональный бюджет любого региона РФ формируется из налоговых и не налоговых платежей. Налоговые платежи формируются не только из региональных налогов, но и частично из федеральных. На региональном уровне уплачиваются в бюджет следующие налоги:1. Федеральные:- акцизы на спиртосодержащую продукцию (федеральный налог) – 50% идет в региональный бюджет;- акцизы на алкоголь крепость, свыше 9% (за исключением пива и вина) (федеральный налог) –4% идет в региональный бюджет; - акцизы на алкоголь крепостью свыше 9% (пиво и вино) – 100% идет в региональный бюджет;- акцизы на алкоголь крепостью да 9%– 100% идет в региональный бюджет;- сбор за пользование водными биологическими ресурсами (федеральный налог) – 80% идет в региональный бюджет;- налог на прибыль (федеральный налог) – 18% идет в региональный бюджет;- НДФЛ - 85% идет в региональный бюджет;2. Региональные налоги:- налог на игорный бизнес – 100%- налог на имущество – 100%- транспортный налог – 100%3. Местные налоги:- налог на имущество ФЛ – 100%- налог на землю – 100%- упрощенная система налогообложения – 100%Основная доля администрируемых доходов ЦФО поступает в консолидированный бюджет субъекта. Если сравнить 2017 г. сбазисным 2013 г. по объёмам налоговых поступлений в доходы бюджета субъекта, то темп роста составит 160,49%, аналогичный показатель для федерального бюджета – 195,4%, для местного – 112,06%. На основание метода временных рядов был проведен процесс прогнозирования региональных налоговых доходов в ЦФО. Резульатт показал, что в после кризисный период 2015-2017 годов объём налогов исчисленных и собранных в региональный бюджет ЦФО будет расти, соответственно будет увеличиваться и налогооблагаемая база.Анализ налогового потенциала регионов в ЦФО показал, чолнаибольший налоговый потенциал наблюдается в городе Москва и Московской области. Наименьший налоговой потенциал среди регионов ЦФО наблюдается в Брянской области, Ивановской области, Тамбовской области.Анализ структуры налоговых доходов позволяет определить динамику действующей налоговой нагрузки в основных видах экономической деятельности и отраслях промышленности. Таким образом, в регионах ЦФО структура налоговых доходов в основных видах экономической деятельности достаточно разнообразна. Наибольший объем налоговых платежей приходится на отрасль экономики сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Наименьший объем приходится на отрасль экономики добыча полезных ископаемых. Проведенный фвакторный анализ налогового потенциала регионов ЦФО показал, что основное влияние оказывают такие факторы как инфляция и экономический рост региона. Данные факторы оказывают высокое влияние на рост налогооблагаемой базы ЦФО в положительном значении, то есть увеличивают ее. Общая налоговая нагрузка в стране и в ЦФО оказывают на налоговую базу ЦФО отрицательное влияние, то есть снижают налоговую базу.В третьей главе работы были предложены мероприятия по повышению налогового потенциала регионов ЦФО. Основная суть предлагаемых мероприятий заключается в следующем:- усиление налогового контроля и вывод из «тени» представителей бизнеса и самозанятых лиц;- повышение налоговой культуры населения регионов. Список литературыНалоговый кодекс Российской Федерации – Ч. I от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (с изм. и доп.) и Ч. II от 5 августа 2000 г. N 117- ФЗ (с изм. и доп.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.consultant.ru/popular/nalog1/.Митюкова Э.С. Налоговое планирование: более 60 законных схем / практическое руководство / под редакцией Э.С. Митюковой. — М.: Издательство АйСи, 2017. — 360 с.Смолицкая Е.Е. Законные налоговые схемы / практическое издание / под редакцией Е.Е. Смолицкой. — М.: Издательство Проспект, 2018. — 288 с.Крутякова Т.Л. Учетная политика 2018 / учебное пособие / под редакцией Т.Л. Крутяковой. — М.: Издательство АйСи, 2018. — 272 с.Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. Налоги и налогообложение / учебное пособие / под редакцией Е.Ю. Алексейчивой, Е.Ю. Куломзиной, М.Д. Магомедова. — М.: Издательство Дашков и Ко, 2017. — 300 с.Светозаров А.С. Проблемы налогообложения предпринимательских структур в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2014. № 2. С. 109-114Налоги и налоговое администрирование: учеб.для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям/ Федеральная налоговая служба, Финансовый ин-т при Правительстве РФ; под редакцией М.В. Мишустина. – М.: Просвещение , 2015.Налогообложение коммерческой деятельности: учебно-практ. пособие для студентов вузов / Т.Н. Оканова. – М: ЮНИТИ-ДАНА. 2016.Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2015.Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Карпова Г.Н. – М.: Юрайт, 2015.Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: учебник для магистров, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», по программе «Налоги и налогообложение» / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.Ордынская Е.В. Налоги и налогообложение/ учебное пособие для бакалавров под редакцией Е.В. Ордынской. – М.: Проспект, 2017.Ряховский Д.И. Оптимизация налогообложения физических лиц/ учебное пособие для бакалавров под редакцией Д.И. Ряховского. – М, статья, вестник ИЭАУ.Сивцева В. И. «Проблема массового уклонения от уплаты налогов», Молодой ученый. №10, 2017.Захаров И. В. Теория экономического анализа/Учебное пособие под редакцией И.В. Захарова.— М.: Издательство Московского университета, 2015.Черник Д.Г., Маибурова И.А. Налоги/ Учебное пособие под редакцией Д.Г. Черник и И.А. Маибуровой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.Маибурова И.А. Теория и история налогообложения/ Учебное пособие под редакцией И.А. Маибуровой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.Булыгин, Ю.Е. Основы теории организации социального управления / Учебное пособие под редакцией Ю.Е. Булыгина, В.И. Волковского. - М.: ЧеРо, 2018. - 142 c.Горбухов, В. А. Основы социального управления / Учебное пособие под редакцией В.А. Горбухова. - М.: Форум, 2018. - 224 c.Литвинцева, Татьяна Налоговая система как институт социального управления / Учебное пособие под редакцией Т. Литвинцевой Татьяна Литвинцева. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2016. - 164 c.Путренкова Т.А., Романова И.Б. Налоговая система как важная составляющая государственной системы, 2016. С. 209-215Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения : учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с. — Серия : Бакалавр. Академический курсАблязова, Н.О. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.О. Аблязова, М.Г. Аверкин, И.В. Гуськова и др. . - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 416 c.Ахмедуев.А.Ш., Рабаданова, А.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / Рабаданова А.А. Ахмедуев.А.Ш.. - М.: Экономика, 2016. - 307 c.Васильев, Р.Б. Управление развитием информационных систем: Учебное пособие для вузов / Р.Б. Васильев, Г.Н. Калянов, Г.А. Лёвочкина. - М.: РиС, 2014. - 376 c.Захаров, Н.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 208 c.Ильина, И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.Какаева, А.Е Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием / А.Е Какаева, Е.Н. Дуненкова. - М.: Дело АНХ, 2015. - 176 c.Какаева, Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием: Учебное пособие / Е.А. Какаева, Е.Н. Дуненкова. - М.: Дело АНХ, 2016. - 176 c.Каплан, А.В. Управление социально-экономическим развитием горнодобывающего предприятия / А.В. Каплан. - М.: Экономика, 2015. - 270 c.Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: Проспект, 2017. - 64 c.Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: Проспект, 2014. - 64 c.Саак, А.Э. Управление развитием туристического комплекса муниципального образования: Учебное пособие / А.Э. Саак, Е.В. Жертовская. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 c.Трайнев, И.В. Управление развитием информационных педагогических проектов в постиндустриальном обществе: монография / И.В. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2016. - 224 c.Шуклов, Л.В. Управление развитием предприятий: Бухгалтерский и финансовый аспекты / Л.В. Шуклов. - М.: КД Либроком, 2012. - 200 c.Исянбаев М.Н. Приоритетные направления и механизмы нивелирования уровня развития региональных социально-экономических систем // Региональная экономика: теория и практика, 2018. - №10.Яне В.С. Социально-экономическая ситуация Приволжского федерального округа в контексте реализации программы устойчивого развития российских регионов // Региональная экономика: теория и практика, 2017. - №6.Садыков Р.М., Мигунова Ю.В., Гаврикова А.В., Ишмуратова Д.Ф. Ключевые аспекты социального развития региона в условиях экономической нестабильности // Региональная экономика: теория и практика, 2017. - №10.Кизиль Е.В. Логика и методы регулирования муниципальных социально-экономических систем путем сстратегирования потенциала развития // Региональная экономика: теория и практика, 2016. - №12.Лаврикова Н.И. Методический инструментарий оценки социально-экономического потенциала Центрального федерального округа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2015. - №24.Погодаева Т.В., Бабурина Н.А, Друзь Е.П., Шерементьева М.П. Роль банковского сектора в социально-экономическом развитии стран // Финансы и кредит, 2016. - №10.Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области [интернет-источник]: http://sverdl.gks.ruМельников А.Б., Маханько Г.В. Экономическая безопасность, учебное пособие, КубГАУ, Краснодар, 2016 год,Обеспечение экономической безопасности на мезоуровне, http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/obespechenie-jekonomicheskoj-bezopasnosti-na-mezourovne-teoreticheskij-aspekt.htmlПотокина Светлана Алексеевна, Бочарова Оксана Николаевна, Ланина Ольга Ивановна Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №3 С.82-90.Урсул А.Д. Безопасность устойчивого развития / А.Д. Урсул, А.Л. Романович. – М.: Изд-во РАГС, 2011.Официальный сайт Росстата по данным Южного федерального округаДенежкина И.Е., Суздалева Д.А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона, научная статья, изд. Журнал «Эффективное антикризисное управление», 2016 год

1. Налоговый кодекс Российской Федерации – Ч. I от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (с изм. и доп.) и Ч. II от 5 августа 2000 г. N 117- ФЗ (с изм. и доп.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.consultant.ru/popular/nalog1/.
2. Митюкова Э.С. Налоговое планирование: более 60 законных схем / практическое руководство / под редакцией Э.С. Митюковой. — М.: Издательство АйСи, 2017. — 360 с.
3. Смолицкая Е.Е. Законные налоговые схемы / практическое издание / под редакцией Е.Е. Смолицкой. — М.: Издательство Проспект, 2018. — 288 с.
4. Крутякова Т.Л. Учетная политика 2018 / учебное пособие / под редакцией Т.Л. Крутяковой. — М.: Издательство АйСи, 2018. — 272 с.
5. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. Налоги и налогообложение / учебное пособие / под редакцией Е.Ю. Алексейчивой, Е.Ю. Куломзиной, М.Д. Магомедова. — М.: Издательство Дашков и Ко, 2017. — 300 с.
6. Светозаров А.С. Проблемы налогообложения предпринимательских структур в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2014. № 2. С. 109-114
7. Налоги и налоговое администрирование: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям/ Федеральная налоговая служба, Финансовый ин-т при Правительстве РФ; под редакцией М.В. Мишустина. – М.: Просвещение , 2015.
8. Налогообложение коммерческой деятельности: учебно-практ. пособие для студентов вузов / Т.Н. Оканова. – М: ЮНИТИ-ДАНА. 2016.
9. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академи¬ческого бакалавриата / под ред. Н. И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2015.
10. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академи¬ческого бакалавриата/ Карпова Г.Н. – М.: Юрайт, 2015.
11. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: учебник для магистров, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», по программе «Налоги и налогообложение» / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
12. Ордынская Е.В. Налоги и налогообложение/ учебное пособие для бакалавров под редакцией Е.В. Ордынской. – М.: Проспект, 2017.
13. Ряховский Д.И. Оптимизация налогообложения физических лиц/ учебное пособие для бакалавров под редакцией Д.И. Ряховского. – М, статья, вестник ИЭАУ.
14. Сивцева В. И. «Проблема массового уклонения от уплаты налогов», Молодой ученый. №10, 2017.
15. Захаров И. В. Теория экономического анализа/ Учебное пособие под редакцией И.В. Захарова.— М.: Издательство Московского университета, 2015.
16. Черник Д.Г., Маибурова И.А. Налоги/ Учебное пособие под редакцией Д.Г. Черник и И.А. Маибуровой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
17. Маибурова И.А. Теория и история налогообложения/ Учебное пособие под редакцией И.А. Маибуровой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
18. Булыгин, Ю.Е. Основы теории организации социального управления / Учебное пособие под редакцией Ю.Е. Булыгина, В.И. Волковского. - М.: ЧеРо, 2018. - 142 c.
19. Горбухов, В. А. Основы социального управления / Учебное пособие под редакцией В.А. Горбухова. - М.: Форум, 2018. - 224 c.
20. Литвинцева, Татьяна Налоговая система как институт социального управления / Учебное пособие под редакцией Т. Литвинцевой Татьяна Литвинцева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 164 c.
21. Путренкова Т.А., Романова И.Б. Налоговая система как важная составляющая государственной системы, 2016. С. 209-215
22. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения : учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс
23. Аблязова, Н.О. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.О. Аблязова, М.Г. Аверкин, И.В. Гуськова и др. . - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 416 c.
24. Ахмедуев.А.Ш., Рабаданова, А.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / Рабаданова А.А. Ахмедуев.А.Ш.. - М.: Экономика, 2016. - 307 c.
25. Васильев, Р.Б. Управление развитием информационных систем: Учебное пособие для вузов / Р.Б. Васильев, Г.Н. Калянов, Г.А. Лёвочкина. - М.: РиС, 2014. - 376 c.
26. Захаров, Н.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 208 c.
27. Ильина, И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
28. Какаева, А.Е Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием / А.Е Какаева, Е.Н. Дуненкова. - М.: Дело АНХ, 2015. - 176 c.
29. Какаева, Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием: Учебное пособие / Е.А. Какаева, Е.Н. Дуненкова. - М.: Дело АНХ, 2016. - 176 c.
30. Каплан, А.В. Управление социально-экономическим развитием горнодобывающего предприятия / А.В. Каплан. - М.: Экономика, 2015. - 270 c.
31. Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: Проспект, 2017. - 64 c.
32. Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: Проспект, 2014. - 64 c.
33. Саак, А.Э. Управление развитием туристического комплекса муниципального образования: Учебное пособие / А.Э. Саак, Е.В. Жертовская. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 c.
34. Трайнев, И.В. Управление развитием информационных педагогических проектов в постиндустриальном обществе: монография / И.В. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2016. - 224 c.
35. Шуклов, Л.В. Управление развитием предприятий: Бухгалтерский и финансовый аспекты / Л.В. Шуклов. - М.: КД Либроком, 2012. - 200 c.
36. Исянбаев М.Н. Приоритетные направления и механизмы нивелирования уровня развития региональных социально-экономических систем // Региональная экономика: теория и практика, 2018. - №10.
37. Яне В.С. Социально-экономическая ситуация Приволжского федерального округа в контексте реализации программы устойчивого развития российских регионов // Региональная экономика: теория и практика, 2017. - №6.
38. Садыков Р.М., Мигунова Ю.В., Гаврикова А.В., Ишмуратова Д.Ф. Ключевые аспекты социального развития региона в условиях экономической нестабильности // Региональная экономика: теория и практика, 2017. - №10.
39. Кизиль Е.В. Логика и методы регулирования муниципальных социально-экономических систем путем сстратегирования потенциала развития // Региональная экономика: теория и практика, 2016. - №12.
40. Лаврикова Н.И. Методический инструментарий оценки социально-экономического потенциала Центрального федерального округа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2015. - №24.
41. Погодаева Т.В., Бабурина Н.А, Друзь Е.П., Шерементьева М.П. Роль банковского сектора в социально-экономическом развитии стран // Финансы и кредит, 2016. - №10.
42. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области [интернет-источник]: http://sverdl.gks.ru
43. Мельников А.Б., Маханько Г.В. Экономическая безопасность, учебное пособие, КубГАУ, Краснодар, 2016 год,
44. Обеспечение экономической безопасности на мезоуровне, http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/obespechenie-jekonomicheskoj-bezopasnosti-na-mezourovne-teoreticheskij-aspekt.html
45. Потокина Светлана Алексеевна, Бочарова Оксана Николаевна, Ланина Ольга Ивановна Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №3 С.82-90.
46. Урсул А.Д. Безопасность устойчивого развития / А.Д. Урсул, А.Л. Романович. – М.: Изд-во РАГС, 2011.
47. Официальный сайт Росстата по данным Южного федерального округа
48. Денежкина И.Е., Суздалева Д.А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона, научная статья, изд. Журнал «Эффективное антикризисное управление», 2016 год

Вопрос-ответ:

Какова роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности Нижегородского региона?

Роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности Нижегородского региона заключается во многих аспектах. Во-первых, налоги являются основным источником формирования доходов бюджета, что позволяет финансировать различные социальные и экономические программы, направленные на развитие региона. Во-вторых, налоговая система способствует контролю за экономической деятельностью и предотвращению незаконных операций. Кроме того, налоговые меры и ставки могут использоваться для стимулирования или регулирования определенных отраслей экономики, что способствует развитию и конкурентоспособности региона.

Каковы понятие и компоненты экономической безопасности региона?

Понятие экономической безопасности региона означает состояние, когда экономика региона способна обеспечить стабильность, устойчивость и развитие без внешних и внутренних угроз. Компоненты экономической безопасности региона включают такие аспекты, как стабильность экономической среды, уровень инвестиций и предпринимательской активности, развитие производственной базы, наличие квалифицированной рабочей силы, социальная стабильность и т.д. В основе компонентов экономической безопасности лежат факторы, которые создают условия для устойчивого и благоприятного развития экономики региона.

Какой мировой опыт организации налоговой системы на региональном уровне?

Мировой опыт организации налоговой системы на региональном уровне различен и зависит от особенностей каждой страны. Некоторые страны имеют федеральную структуру и устанавливают основные налоги на федеральном уровне, но также предоставляют право регионам устанавливать дополнительные региональные налоги. В других странах некоторые регионы имеют широкие налоговые полномочия и вправе самостоятельно устанавливать налоговые ставки и осуществлять сбор налогов. Все это делается с целью обеспечения более эффективного распределения налоговых доходов и стимулирования экономического развития на региональном уровне.

Какова роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности Нижегородского региона?

Налоговая система играет важную роль в обеспечении экономической безопасности Нижегородского региона. Она позволяет собирать налоги, которые являются основным источником доходов регионального бюджета. Благодаря налоговой системе, регион может финансировать свои социальные программы, инфраструктурные проекты и развивать экономику в целом.

Каким образом налоговая система влияет на экономическую безопасность региона?

Налоговая система влияет на экономическую безопасность региона через несколько механизмов. Во-первых, она обеспечивает финансовую стабильность региона путем сбора налоговых доходов. Это позволяет региону иметь достаточные средства для решения своих социальных и экономических задач. Во-вторых, налоговая система способствует развитию предпринимательства и привлечению инвестиций, что создает новые рабочие места и способствует экономическому росту региона. Таким образом, налоговая система является важным инструментом обеспечения экономической безопасности региона.

Какие компоненты входят в понятие экономической безопасности региона?

Экономическая безопасность региона состоит из нескольких компонентов. Во-первых, это стабильность экономической системы региона, которая означает отсутствие рисков и угроз, которые могут повлиять на его экономическое развитие. Во-вторых, это наличие достаточных ресурсов и потенциала для развития экономики. Третий компонент - это социальная стабильность региона и уровень жизни его населения. Наконец, важным компонентом является финансовая устойчивость региона и способность его бюджета обеспечить реализацию социальных программ и инвестиций.

В чем состоит роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности Нижегородского региона?

Налоговая система играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности Нижегородского региона. Она позволяет собирать налоги, которые являются основным источником доходов бюджета региона. Благодаря налоговым поступлениям, регион имеет возможность финансировать свои социальные программы, инвестиционные проекты и развивать свою инфраструктуру. Кроме того, налоговая система способствует созданию благоприятных условий для бизнеса, привлечению инвестиций и развитию предпринимательства, что способствует укреплению экономической безопасности региона.

Какие компоненты экономической безопасности региона влияют на его налоговую систему?

Компоненты экономической безопасности региона, такие как стабильность экономической ситуации, уровень инвестиций, развитие предпринимательства, социальная стабильность и другие, оказывают прямое влияние на налоговую систему региона. Например, если экономика региона находится в кризисе, то снижается доходность бизнеса, что может привести к недостаточному уровню налоговых поступлений. Это может повлиять на финансирование социальных программ и инвестиционных проектов. Поэтому, налоговая система должна быть гибкой и адаптированной к экономической ситуации региона, чтобы обеспечивать его экономическую безопасность.

Какой мировой опыт организации налоговой системы на региональном уровне можно применить в Нижегородском регионе?

В мировом опыте существуют различные модели организации налоговой системы на региональном уровне, которые могут быть применимы в Нижегородском регионе. Например, некоторые страны имеют дифференцированные ставки налогов в зависимости от региона, что позволяет привлекать инвестиции в наименее развитые регионы. Другие страны введены особые стимулы для предпринимателей и инвесторов, такие как налоговые льготы, субсидии и прочее. Такой опыт можно изучить и применить в Нижегородском регионе, чтобы создать более конкурентные условия для бизнеса и привлечения инвестиций.