Использование ИКТ-технологий при формировании лексического навыка у одаренных учащихся младшей школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 08.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ИКТ-технологий при работе с одаренными учащимися в области лексики 7
1.1. Принципы формирования лексического навыка посредством ИКТ-технологий 7
1.2. Условия формирования лексического навыка у одаренных учащихся младших классов 12
Глава 2. Практическая реализация ИКТ-технологий при формировании лексического навыка в младшей школе у одаренных учащихся 17
2.1. Анализ использования ИКТ в УМК «Spotlight» и «Enjoy English» для формирования лексического навыка учащихся 17
2.2. Комплекс упражнений по лексической теме на уроке английского языка в младших классах при условии одаренных учащихся 22
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Приложение 1 36

Фрагмент для ознакомления

Задачей школьников является подобрать им английские эквиваленты. При этом они имеют возможность не только прочитать русское слово, но также посмотреть на изображение и прослушать звучание слова на английском языке, что значительно упрощает задание.
2. Подбери правильный перевод русских слов, перетаскивая их мышкой в пустые клетки.
В данном случае одаренные учащиеся выполняют обратное задание: ищут правильный русский эквивалент английскому слову. Произношение слов также добавляется к английским лексемам. Выполнение данного упражнения позволяет сделать развитие лексического навыка более эффективным, поскольку учащиеся учатся находить не только английские эквиваленты русским словам, но и выполнять обратное действие.
3. Прослушай английское слово и впиши его в пустое поле. Нажми кнопку "Проверить".
В данном задании учащиеся развивают навык письма за счет изучения новых лексических единиц. Им предлагается составить из букв слово, которое звучит с экрана. При этом буквы, предлагаемые на экране, перепутаны между собой.
В процессе выполнения трех заданий этапа отработки лексических единиц повторяются уже изученные раньше лексемы: dog, cat, elephant, horse, rabbit, zebra, snake, giraffe. Новые лексические единицы в данных упражнениях присутствуют. Однако определение их значения предполагается в виде языковой догадки или исключения лишнего (т.е. угадывания из оставшихся неизвестных слов), а также при помощи подсказки учителя. Такой способ отработки материала позволит повысить интерес одаренных школьников к изучению новой лексики, с нашей точки зрения. Среди этих лексем в трех упражнениях этапа отработки материала присутствуют:
Fish – рыба
Frog – лягушка
Camel – верблюд
Tortoise – черепаха
Butterfly – бабочка
Spider – паук
Dolphin – дельфин
Shark – акула
Mouse – мышь
III. Этап применения.
Этап применения лексических единиц подразумевает активное использование изученной лексики в контексте. На этом этапе мы предлагаем два упражнения, каждое из которых построено на основе игровых ИКТ-технологий.
1. Просмотр видеоресурса (анимационная песня).
Текст задания: Прослушайте песню о диких животных. Вставьте пропущенные слова. Спойте песню.
В данном задании учащимся предлагается посмотреть видеоклип на песню «What do you see?» [What do…, 2019]. Анимационное построение видеоряда, а также наличие текста песни на экране дает возможность использовать данный ИКТ-ресурс для формирования лексического навыка у одаренных детей 2 класса. В видеоролике присутствует тройное воспроизведение песни: первое воспроизведение происходит в медленном темпе, второе – в ускоренном темпе, а в третьем случае происходит опущение некоторых слов, которые необходимо заполнить учащимся и спеть вместо исполнителя.
Посредством выполнения этого задания учащиеся имеют возможность повторить и отработать на практике использование лексических единиц на тему «Animals». В песне отрабатываются следующие лексические единицы, уже изученные учащимися 3 класса в комплексе упражнений: elephant, crocodile, tiger, monkey, rabbit, zebra, snake, hippo, lion, giraffe, kangaroo. Также в песне присутствует дополнительная лексема, которая пока не знакома учащимся 2 класса:
Lizard – ящерица Мы планируем включить данную лексем в пассивный, а не в активный запас учащихся, поскольку ее значение понятно из контекста (анимированный ролик о ящерице).
2. Онлайн-игра «Hangman».
Текст задания: Сыграйте в игру «Hangman». Угадайте загадки на русском языке. Ответ к загадке запишите на английском языке. У вас есть 10 ходов на каждое слово.
Данное упражнение совмещает в себя ИКТ-технологии и игровую методику формирования лексического навыка. ИКТ-ресурс представляет собой онлайн-игру «Hangman» [Hangman, 2019]. Учащимся предлагается загадка на русском языке. Однако отгадку они должны записать в заданное поле на английском языке. Количество букв в отгадке задано заранее. Можно предложить игру на скорость или на меньшее количество ходов.
В результате этого игрового упражнения с привлечением ИКТ-технологий повторяется вся изученная лексика на тему «Animals».
В таблице 1 приведем изученные лексемы и этапы их семантизации, отработки и применения в разработанном комплексе упражнений.
Таблица 1
Изученная лексика на тему «Animals» и этапы работы над лексикой
Лексема УМК Разработанный комплекс упражнений №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 Cat с о о о о п п Dog с о о о о п п Fox с о о п Elephant с о о о о п п п Crocodile с о п п Tiger с о п п Zebra с о о о п п п Hippo с о п Lion с о п Giraffe с о о о п п п Kangaroo с о п Horse с о о п п Monkey с о п Rabbit с о о п п п Snake с о о п п п Duck с о/п Лексемы для пассивного запаса Fish с о о п Frog с о о п Camel с о о п Tortoise с о о п Butterfly с о о п Spider с о о п Dolphin с о о п Shark с о о п Mouse с о о п Lizard с о/п Примечание: с – систематизация; о – отработка; п – применение.

Таким образом, в разработанном комплексе упражнений формируется лексический навык у одаренных учащихся младшей школы за счет упражнений, направленных на изучение лексической темы «Animals». Упражнения построены на принципе интеграции ИКТ-технологий, а также включают игровые методики, что актуально в младших классах школы. В отношении одаренных школьников, ИКТ-задания с включением игрового компонента позволяют развить творческие способности учащихся и повысить их интерес к английскому языку.
Поэтапное изучение лексических единиц позволяет добиться высоких результатов в формировании лексического навыка. Учащиеся имеют возможность усвоить новые лексические единицы и заучить их естественным и интересным для них способом, отработать их употребление вне контекста и в контекстах, а также научиться применять их в речи и письме, т.е. использовать для решения различных задач на уроке английского языка.



























Заключение

Цель настоящего исследования заключалась в проведении анализа использования ИКТ-технологий при формировании лексического навыка у одаренных учащихся младшей школы и в разработке комплекса упражнений по их использованию во 2 классе общеобразовательной школы.
Данная цель достигнута благодаря решению ряда задач.
Во-первых, в работе рассмотрены принципы формирования лексического навыка посредством ИКТ. Лексический навык определяется в данной работе как автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи. В связи с этим определением выделяются как продуктивные, так и рецептивные лексические навыки. Наиболее эффективным и современным средством для формирования лексического навыка призваны ИКТ-технологии, под которыми мы понимали совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, хранения, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. Среди преимуществ использования ИКТ для формирования лексического навыка названы информационная насыщенность, реализация принципа наглядности, индивидуализация обучения, повышение мотивации детей, восполнение отсутствия языковой среды в школьном обучении, а также богатые технологические возможности. Среди видов ИКТ выделены слуховые, зрительные и зрительно-слуховые, что относится как к самой информации, так и к технической аппаратуре.
Во-вторых, в данном исследовании приведены условия формирования лексического навыка у одаренных учащихся младших классов. Под одаренными детьми мы понимали детей, которые выделяются яркими, очевидными и выдающимися достижениями или предпосылками для таких достижений в том или иной виде деятельности, в нашей случае, в рамках изучения иностранного языка. Главными признаками одаренности являются быстрое развитие речи и мышления, скорость и точность выполнения умственных операций, увлеченность детей, их стремление к творчеству, а в рамках урока английского языка - богатый активный словарь и оригинальные словесные ассоциации. Главным условием формирования лексического навыка на уроке иностранного языка является поэтапное введение новой лексики и ее закрепления, что соблюдено в разработанном комплексе упражнений. Также в практической разработке учитываются особенности возраста учащихся и их отличительные способности, т.е. одаренность. Другими условиями формирования лексического навыка у одаренных учащихся младшей школы являются контекстуальность, наглядность, вариации способов семантизации лексики.
В-третьих, в работе проанализировано использование ИКТ в УМК по английскому языку для 2 классов на предмет формирования лексического навыка учащихся. Для проведения анализа использованы рекомендованные и одобренные министерством образования РФ УМК по английскому языку: «Enjoy English» и «Spotlight». Среди распространенных ИКТ-технологий, используемых в данных УМК для развития лексического навыка учащихся младшей школы, выделены наглядные пособия, инфографика, аудиоресурсы, песенные материалы, анимационные ролики, мультимедийные приложения.
В-четвертых, в исследовании разработан комплекс упражнений по лексической теме на уроке английского языка в младших классах при условии одаренных учащихся. Цель комплекса упражнений - сформировать лексический навык за счет изучения лексической темы «Animals» у школьников с одаренностью. Цель комплекса упражнений достигнута за счет решения следующих задач: в комплексе упражнений увеличено количество изучаемых лексем, а также добавлены более разнообразные ИКТ-технологии за счет введения дополнительных интерактивных упражнений. Семантизация лексики происходит в комплексе упражнений за счет упражнения на сопоставление с опорой на наглядность и использования аудиовизуального ресурса. На этапе отработке лексического материала используются игровые технологии в онлайн режиме, которые позволяют отработать изученные слова на тему «Animals». Этап применения включает в себя просмотр анимационного видеоресурса и онлайн-игру «Hangman».
В ходе проведения исследования сделан вывод, что применение ИКТ-технологий позволяет сделать формирование лексического навыка у одаренных детей младшей школы более эффективным и современным.






















Список использованной литературы

Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы // Русский язык за рубежом. - 2011. - №6. - С. 45-55.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык. 2 класса. Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием Enjoy English. – Титул, 2013. – 112 с.
Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Учебник по английскому языку. 2 класс. Enjoy English. – Дрофа, 2019. – 144 с.
Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 56 с.
Богоявленская Д.Б. и др. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М.: Магистр, 2003. – 90 с.
Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. Английский в фокусе. Spotlight. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. – М.: Express Publishing; Просвещение, 2013. – 144 с.
Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. Английский в фокусе. Spotlight. Книга для учителя. – Просвещение, 2018. – 132 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2010. - №1. - С. 36-43.
Животные на английском языке с переводом // Lim. English. – 2019. URL: https://lim-english.com/posts/jivotnie-na-angliiskom-yazike-s-perevodom/.
Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. - М.: Litres, 2015. - 276 с.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку. – М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2010. – 210 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
Стародубцева О.Г. Формирование иноязычной лексической компетенции студентов неязыкового вуза в контексте междисциплинарных связей // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2014. - №3(5). – С. 38-42.
Сухова Е.И., Карпова С.И. Развитие детской одаренности в отечественной системе образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23. - № 1 (171). – С. 30-42.
Урок №5. Английские слова на тему Животные // Чудо Юдо: детский портал. – 2019. URL: https://chudo-udo.info/izuchaem-anglijskij/4711-anglijskie-slova-na-temu-zhivotnye.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
Hangman // Английский язык.ru. – 2019. URL: http://www.english.language.ru/games/hangman/animals.html?LVL=1.
Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition. – Longman ELT, 2001. – 386 р.
What do you see? // Юлия Апт: Цифровые образовательные ресурсы для уроков английского языка. – 2019. URL: http://juliaapt.blogspot.com/2016/06/animal-games-for-young-learners.html.
























Приложение 1
Конспект комплекса упражнений

I этап. Семантизация.
1. Соотнесите изображения в первой колонке и слова во второй колонке. Какие слова вам уже знакомы? Попробуйте догадаться о значении остальных слов.
1 A Cat 2 B Dog 3 C Fox 4 D Elephant 5 E Crocodile 6 F Tiger 7 G Zebra 8 H Hippo 9 I Lion 10 J Giraffe 11 K Kangaroo Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 D B I F H J A K C G E
2. Посмотрите на изображения животных и прослушайте, как их называют по-английски. Повторите слова за диктором и затем самостоятельно.

II. Этап отработки.
3. Подбери правильный перевод русских слов, перетаскивая их мышкой в пустые клетки.



4. Подбери правильный перевод английских слов, перетаскивая их мышкой в пустые клетки.



5. Прослушай английское слово и впиши его в пустое поле. Нажми кнопку "Проверить".


III. Этап применения.
6. Прослушайте песню о диких животных. Вставьте пропущенные слова. Спойте песню.


7. Сыграйте в игру «Hangman». Угадайте загадки на русском языке. Ответ к загадке запишите на английском языке. У вас есть 10 ходов на каждое слово.



















17

Список использованной литературы

1. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы // Русский язык за рубежом. - 2011. - №6. - С. 45-55.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
3. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык. 2 класса. Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием Enjoy English. – Титул, 2013. – 112 с.
4. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Учебник по английскому языку. 2 класс. Enjoy English. – Дрофа, 2019. – 144 с.
5. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 56 с.
6. Богоявленская Д.Б. и др. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М.: Магистр, 2003. – 90 с.
7. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. Английский в фокусе. Spotlight. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. – М.: Express Publishing; Просвещение, 2013. – 144 с.
8. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. Английский в фокусе. Spotlight. Книга для учителя. – Просвещение, 2018. – 132 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
10. Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2010. - №1. - С. 36-43.
11. Животные на английском языке с переводом // Lim. English. – 2019. URL: https://lim-english.com/posts/jivotnie-na-angliiskom-yazike-s-perevodom/.
12. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. - М.: Litres, 2015. - 276 с.
13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
14. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку. – М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2010. – 210 с.
15. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
16. Стародубцева О.Г. Формирование иноязычной лексической компетенции студентов неязыкового вуза в контексте междисциплинарных связей // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2014. - №3(5). – С. 38-42.
17. Сухова Е.И., Карпова С.И. Развитие детской одаренности в отечественной системе образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23. - № 1 (171). – С. 30-42.
18. Урок №5. Английские слова на тему Животные // Чудо Юдо: детский портал. – 2019. URL: https://chudo-udo.info/izuchaem-anglijskij/4711-anglijskie-slova-na-temu-zhivotnye.
19. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
20. Hangman // Английский язык.ru. – 2019. URL: http://www.english.language.ru/games/hangman/animals.html?LVL=1.
21. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition. – Longman ELT, 2001. – 386 р.
22. What do you see? // Юлия Апт: Цифровые образовательные ресурсы для уроков английского языка. – 2019. URL: http://juliaapt.blogspot.com/2016/06/animal-games-for-young-learners.html.

Вопрос-ответ:

Какие принципы используются при формировании лексического навыка с использованием ИКТ технологий?

При формировании лексического навыка с использованием ИКТ технологий применяются следующие принципы: активное использование компьютерных программ, интерактивность и геймификация, индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Какие условия необходимы для формирования лексического навыка у одаренных учащихся младших классов?

Для формирования лексического навыка у одаренных учащихся младших классов необходимы следующие условия: наличие компьютеров и интернета в школе, использование специальных образовательных программ, поддержка со стороны педагогов и родителей.

Какие преимущества имеет использование ИКТ технологий при формировании лексического навыка?

Использование ИКТ технологий при формировании лексического навыка имеет следующие преимущества: увеличение мотивации учащихся, возможность индивидуального темпа обучения, использование интерактивных методов обучения.

Какие программы можно использовать при формировании лексического навыка с использованием ИКТ технологий?

При формировании лексического навыка с использованием ИКТ технологий можно использовать следующие программы: LinguaLeo, Memrise, Duolingo, Rosetta Stone.

Какую роль играют педагоги и родители в формировании лексического навыка с использованием ИКТ технологий?

Педагоги и родители имеют важную роль в формировании лексического навыка с использованием ИКТ технологий. Они должны поддерживать учащихся, следить за их прогрессом, оказывать помощь и создавать условия для использования ИКТ.

Какие принципы использования ИКТ технологий используются для формирования лексического навыка у одаренных учащихся?

Для формирования лексического навыка у одаренных учащихся используются следующие принципы: активное использование интерактивных учебных приложений, индивидуальный подход к каждому ученику, учет интересов и потребностей учащихся, использование проблемно-поисковой методики обучения.

Каковы условия формирования лексического навыка у одаренных учащихся младших классов?

Условия формирования лексического навыка у одаренных учащихся младших классов включают: создание комфортной обстановки для обучения, использование интерактивных учебных материалов, разнообразие методов и форм работы, активное взаимодействие с родителями и педагогами.

Какие принципы использования ИКТ технологий могут помочь в формировании лексического навыка у одаренных учащихся?

Для формирования лексического навыка у одаренных учащихся можно использовать принципы: индивидуального подхода к каждому ученику, активного использования интерактивных учебных приложений, использования проблемно-поисковой методики обучения.

Как можно практически реализовать использование ИКТ технологий при формировании лексического навыка у одаренных учащихся?

Для практической реализации использования ИКТ технологий при формировании лексического навыка у одаренных учащихся, можно использовать интерактивные учебные приложения, компьютерные игры, онлайн-курсы, а также создавать ситуации для практического применения полученных знаний в реальной жизни.

Каковы основные принципы формирования лексического навыка у одаренных учащихся с использованием ИКТ технологий?

Основными принципами формирования лексического навыка у одаренных учащихся с использованием ИКТ технологий являются: активное использование интерактивных учебных приложений, индивидуальный подход к каждому ученику, использование проблемно-поисковой методики обучения и учет интересов и потребностей учащихся.

Какие принципы используются при формировании лексического навыка через ИКТ технологии?

При использовании ИКТ технологий для формирования лексического навыка у одаренных учащихся младшей школы применяются следующие принципы: индивидуализация обучения, активное вовлечение учащихся, использование разнообразных средств и методов, связь с реальными ситуациями, повышение мотивации и интереса к изучению лексики.