история развития и становления PR в России
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 10.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ PR 5
1.1. Международный PR как технология глобальных коммуникативных стратегий 5
1.2. PR в социальной среде: сущность и необходимость 10
1.3. Современные мировые тенденции развития PR-деятельности 14
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ PR: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ 17
2.1. Реклама и PR в Германии: истоки и специфика развития 17
2.2. Тенденции и динамика развития Российского PR-услуг 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
В 2018 году объем PR-рынка в России достиг почти $3 млрд., сборы известных PR-агентств составили по разным данным от $3 до 10 млн., и с каждым годом эта сумма продолжает увеличиваться. В таблице отражена динамика выручки крупнейших PR- агентств в России.Динамика выручки российских PR-агентств за 2017-2018 гг., %PR-агентствоВыручка за 2017 год млн. руб.Выручка за 2018 млн. руб.Прирост в %SPN Communications1 786,32 10017,56Компания развития общественных связей1 752,31 95011,28FleishmanHillard Vanguard1 7001 89011,17BBDO Russia Group1 453,61 5003,19AGT Communications Group1 264,91 40010,68Михайлов и Партнеры1 115,21 40025,53Avangard Global Communications1 089,31 1909,27Ketchum Maslov9901 0506,06Кузьменков и Партнеры7871 00027,06Ex Libris652,180022,68Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что все крупные PR-агентства, представленные в данной таблице, быстро развиваются и увеличивают прибыль исходя из современных реалий и возможностей отечественного рынка PR-услуг. Также, можно проследить резкое увеличение объема выручки у компании "Михайлов и Партнеры" и "Кузьменков и Партнеры", которая составляет 25,53% и 27, 06% соответственно.Среднегодовое развитие рынка PR-услуг составляет около 30%, в основном за счет новых PR-продуктов, которые внедряются на рынок. Еще несколько лет назад связи с общественностью в России в основном предполагали работу со СМИ, проведение пресс-конференций и корпоративных мероприятий, а сегодня - создание продуманных коммуникационных стратегий, репутационные исследования, маркетинг в социальных сетях и другие современные методики.Рынок российских PR-услуг имеет ряд характеристик, которые подразделяются на две группы:1.Тормозящие развитие рынка;2.Преимущественные.Первая группа характеристик в свою очередь включает общие и субъектные факторы, отрицательно влияющие на рост и становление российского PR-рынка.К факторам общей направленности можно отнести сравнительно небольшой объем PR-рынка, узкое распространение PR-деятельности либо даже ее невостребованность. Факторы субъектного характера подразумевают одинаковое отношение к PR как сфере деятельности, обусловленное разными причинами: для заказчиков - это недооценка важности проведения грамотной PR-политики, частое отсутствие долгосрочных прогнозов, а также быстрых по времени результатов; для специалистов - отсутствие должной теоретической подготовки, узкая специализация, низкий уровень ответственности.К конкурентным преимуществам российского PR-рынка, составляющим вторую группу характеристик, можно отнести творческий подход, отсутствие шаблонного мышления, молодой возраст и мобильность занятых в этой сфере.В 2018 году на ряду с тенденциями в области контент-маркетинга и инновационными инструментами социальных сетей, которые меняют подход к СМИ были сформированы различные PR-тенденции3:1."Личный брендинг" и "лидерство в мышлении это понимание возможности предотвращения потерь компании в случае ухода одного из ключевых лидеров компании, а также это возможность различных лидеров мнений взаимодействовать с разными аудиториями, строя свои личные бренды строить и усилить общий бренд компании и предоставлять компании возможность распространять собственный брендированный контент.2.Управление собственным цифровым окружением, которое стало крайне важным для привлечения подписчиков;3.Пиарщикам необходимо понять, что бизнес-цели компании важнее их собственных. PR - это превосходный инструмент для осуществления особого маркетинга, различных способов для коммуникации с инвесторами, рекрутинга и различных сфер деятельности компании. По крайней мере, PR-специалисты должны знать, чтобы все стороны в компании получали максимальную выгоду от работы нужно убедиться, что они эффективно общаются со всеми сторонами компании.4.Почти невозможно отслеживать "темное" социальное влияние (darksocialinfluence), то есть общение через личную переписку или электронную почту, используя инструменты социальных сетей для отслеживания социального влияния и мониторинга производительности. Однако на российском PR-рынке есть проблемы. Одна из них заключается в том, что многие компании путают PR с рекламой, а сотрудники отдела маркетинга также выполняют функции менеджеров по связям с общественностью. Более того, таким сотрудникам часто приходится достигать маркетинговых целей, поставленных руководством компании, и никого не волнует, действительно ли такие цели нужны компании. В этой ситуации практически невозможно выработать и последовательно реализовывать хорошую стратегию связей с общественностью. Следовательно, такие компании могут потерять ценные рыночные возможности.Немалое количество бизнесменов по-прежнему предпочитают пользоваться услугами специализированных PR- агентств, но в силу особенности менталитета российских клиентов сотрудничество усложняется, и они быстро разочаровываются в необходимости сотрудничества. Причиной тому может послужить требование о совершении работы в кратчайшие сроки и с наименьшими денежными вложениями, тогда как любая эффективная стратегия развития репутации подразумевает месяцы скрупулезной и творческой PR-работы. Помимо привлечения внимания целевой аудитории к бренду, она предполагает выстраивание гармоничных отношений с различными социальными группами, организацию достойных мероприятий, управление имиджем и многие другие задачи. Это требует времени, но в конечном итоге приводит к лояльности клиентов и коммерческому успеху.Если компания динамично развивается, принимает участие в различных мероприятиях, выпускает новые продукты, старается быть ближе к целевой аудитории и активно информирует об этом общественность, то такая компания на правильном пути. С помощью грамотного пиарщика она добьется желаемых результатов: хорошей репутации, постоянных клиентов и более высокой прибыли.Результаты исследований бизнес -школы Гарвардского университета подтверждают это. Они показывают, что за последние 11 лет компании со всего мира, которые сконцентрировались на построении своей репутации, увеличили свои доходы на 682%, прибыль на 756%, а количество их сотрудников выросло на 282%. Напротив, компании, проигнорировавшие вопросы репутации, показали следующие результаты: 166%, 1% и 36% соответственно. Трудно не прийти к выводу, что PR-поддержка является очень эффективным способом повышения узнаваемости бренда и, как следствие, дохода компании4.По данным исследования, российские и зарубежные пиар-компании используют различные методики, так "западный" подход более формализован, в отличие от российского, который основан на интуиции, а не на методологии. Однако следует отметить, что некоторые российские агентства стараются работать более рационально и осваивают "западные" методики.Очевидно, что у российских PR-компаний есть конкурентные преимущества: они знают особенности своего сегмента рынка, менталитет своих клиентов, поэтому лучше понимают потребности своей целевой аудитории. Более того, они имеют определенные контакты в нужных местах, а их услуги стоят значительно дешевле.Тем не менее, зарубежные PR-компании по-прежнему способны конкурировать на российском рынке, так как обладают большим опытом и используют передовые PR-технологии. Кроме того, они относятся к своим клиентам с большей ответственностью, и их рабочий процесс, как правило, хорошо организован и очень эффективен. Зарубежные агентства могут воспользоваться тем, что российский PR-сегмент пока не выработал четких стандартов, а это влечет за собой ненадежность и бюрократизм.В настоящее время в российских связях с общественностью преобладают политические консультации, составляющие около 60-70% PR-услуг. Остальные 30-40% делятся между социальными и деловыми PR-услугами.Таким образом, сектор связей с общественностью в России имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. Анализ его особенностей показал, что зарубежные пиар-компании могут выйти на российский рынок и успешно конкурировать с российскими агентствами, если их высокие цены обоснованы рациональным подходом, надежностью и эффективностью.Проблема периодизации развития национальных связей с общественностью не является в своем роде уникальной; в ряде монографий и учебных пособий по паблик рилейшнз она подробно описана [1]. Однако это проблема, на наш взгляд, не только сугубо научная, точнее научно- прогностическая, но и практическая: она позволяет ставить и решать проблемы связей с общественностью как особого рода социальной деятельности.В мировой практике деление истории национальных связей с общественностью на этапы не является новым. Наиболее разработанной является, конечно, периодизация американского PR - от протоформ PR, связанная с историческими вехами развития заокеанских связей с общественностью, с одной стороны, а с другой - с применением (или наложением) четырех моделей PR-деятельности Грюнига-Ханта. Немецкие исследователи так же, как и американские их коллеги, выделяют ростки истории связей с общественностью еще в Средних веках, однако, для различных сфер PR выделяя свои, особенные периоды развития [3]. Отметим: модели Дж. Грюнига и Т. Ханта позволили проследить историческую ретроспективу качественных изменений функций PR в организациях и выделить сферы, в которых развивались связи с общественностью.Для европейских связей с общественностью отправной точкой в развитии современного PR следует считать конец 1940-х гг. - поствоенные годы. PR в западноевропейских странах прошел четыре этапа своего развития, и последний этап, как и в американском PR, ведет свой отсчет от 1990-х гг. со своими общими характеристиками, среди которых основными являются: тенденция к глобализации, структурные изменения в медийном пространстве, активное применение новых информационных технологий.PR в странах Восточной Европы прошел два этапа развития - первичный с конца 1980-х гг., период становления; и вторичный с середины 1990-х гг., связанный с формированием национальных профессиональных сообществ и активизацией рынка коммуникационных услуг. Сегодня очевидно: что последний период развития европейских паблик рилейшнз претерпел различные изменения.Периодизация российского PR, предложенная М. А. Шишкиной, основывается на признаках PR как социального института и предполагает деление на этапы как процесс усложнения, «собирания, набора» признаков социального института. В 1999 г. проф. Шишкина говорит о трех этапах развития паблик рилейшнз в России, а затем и о четвертом этапе [4]. Дадим краткую характеристику этих, а затем и последующих этапов. Из периодизации М. А. Шишкиной четко следует: российские связи с общественностью «набирают», активизируют свои признаки как социального института к концу 1990-х гг., хотя нельзя говорить об одинаковой развитости, зрелости всех признаков данного социального института. Четвертый период, его хронологические границы связаны уже не с усилением, а новым качеством PR как социального института в совокупности его признаков.Период развития российского PR после 2010 г. неоднороден: дело здесь в диверсифицированное™ региональных рынков PR-услуг в России; в России нет «совокупных» связей с общественностью: корректнее говорить о том, что есть PR в отдельно взятом регионе со своими особенностями рынка вообще и медийным, рекламным, PR-, коммуникационным рынком в частности.Пятый этап развития российского PR обусловлен экономическими и политическими причинами, что связано с началом экономического кризиса в России 2008 г. Если говорить о качестве и сферных особенностях PR- деятельности в России периода начала кризиса (2008-09 гг.), то здесь наблюдается явное снижение (от четверти и более) услуг на рынке коммуникационных услуг, что ведет за собой к более широкой их специализации. Налицо снижение PR-деятельности в сфере бизнеса (иногда обязанное недостаточной менеджеральной грамотности топ-менеджмента компаний, корпораций за счет сокращения структурных единиц, формирующих нематериальные активы), рост, усложнение и профессионализация в сфере государственного PR, некоторое снижение активности политического PR.В начале 2010-х гг. активно прослеживается и переструктуризация еще одного из признаков PR как социального института - в области образования: окончательный переход к иной системе вузовского образования - двухуровневой. Наблюдается, как и в прошлые периоды, развитие вузовских образовательных центров, стимулирующих региональную PR-деятельность. Углубление и относительная профессионализация научной рефлексии имеет также свое место в этот период. Изменения коснулись и цехового сообщества, его развития, консолидации, профессионализации. Принятие сертифицированным членом профессионального сообщества этических, деонтологических основ PR-деятельности, несомненно, говорит о консолидированном - в профессиональном сообществе - цивилизованных правил «ведения игры» на рынке.ЗАКЛЮЧЕНИЕПредставим характеристику шестого периода развития российского PR, который можно обозначить как период digital-коммуникаций; формально его можно обозначить периодом с середины 2010-х гг. Этот период обязан активным развитием веб-пространства и соответствующих технологий, затронувших паблик рилейшнз, рекламу, массмедиа. Сама медиасистема в XXI в. активно развивается за счет включения в нее не только традиционных компонентов средств массовой коммуникации, но и технологических каналов передачи информационно-коммуникационного контента. Как указывает Е. Л. Вартанова, «наравне с развитием основных сегментов, производящих новостное и развлекательное содержание СМИ, развивались и предприятия, обеспечивавшие взаимные интересы рынка и массмедиа, - рекламные и коммуникационные агентства. Приобрела самостоятельный статус в рамках стратегических коммуникаций бизнеса и общества и система связей с общественностью, которая также начала сближаться со средствами массовой информации. В конце XX в. начинается интеграция медиа- и книгоиздательского бизнеса». В этой связи важнейшиминструментом передачи PR-информации становятся гаджеты, так называемая «носимая» телефония. В этот период можно говорить также и о таких трендах в инструментарии PR, как сторителлинг, активная визуализация корпоративного контента. В этот период активно развивается такое направление, как GR.Важной характеристикой данного периода является работа цехового сообщества по формированию профессионального стандарта специалиста в области связей с общественностью, деятельность по разработке и внедрению образовательных стандартов уровня образования бакалавров и магистров нового поколения, необходимость профессиональной сертификации образовательных структур.Очевидно, что одним из важных признаков данного периода является и формулирование требований профессионального сообщества к современному PR-специалисту. Эти требования сформулированы в Профессиональном стандарте (www.raso.ru), подготовленном к утверждению Минтруда в 2018 г.Прежде всего это так называемые обобщенные базовыефункции профессиональной деятельности по связям с общественностью, к которым относятся: развитие человеческого капитала; личностнаясамоорганизация; разработка коммуникационной стратегии; управление проектамиорганизация публичных коммуникаций- реализациякоммуникационной стратегии; создание контента. Как и в предыдущих этапах развития PR в России мы говорим об особенностях актуализации конкретных признаков институализации.Как будет развиваться отечественный PR в своем шестом этапе? На этот вопрос дает ответ российское профессиональное сообщество в Профессиональном стандарте: сближение PR с другими управленческими технологиями и сферами деятельности и увеличение стратегической роли PR-деятельности; рост спроса на антикризисные коммуникации; возрастание дифференциации групп общественности и отсюда повышение адресности коммуникаций; рост значимости внутренних коммуникаций; развитие методов оценки эффективности PR-деятельности; увеличение объемов информации и визуализация контента, сторителлинг, усиление конкуренции за дефицитный ресурс внимания; развитие интегрированных коммуникаций; развитие цифровых и мобильных коммуникаций; институализация отрасли и некоторые другие.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПостановление об утверждении муниципальной программы «Городское самоуправление Ростова-на-Дону»//Официальный портал администрации г. Ростова-на-Дону. Режим доступа: http://rostov-gorod.ru/file.php?1c9cacf1714d63f9f718679b123e8c50699343Информационные сообщения о финансовой поддержке СМИ//Официальный портал Правительства Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru/SMI/finpodderzka/?pageid=116757Волконская, А. Г. Проблемы формирования современного менеджмента // Инновационные достижения науки и техники АПК : сб. науч. тр. Международной науч.-практ. конф. – 2017. – С. 349-352.Волконская, А. Г. Современные основы процессного управления сельскохозяйственного производства : монография / В. В. Невзгодов, А. Г. Волконская, С. В. Машков. – Самара : ООО «Книга», 2016. – 246 с.Галенко, Н. Н. Управление организационными изменениями // Инновационные достижения науки и техники АПК : сб. науч. тр. Международной науч.-практ. конф. – Кинель, 2017. – С. 352-357.Купряева, М. Н. Теоретические подходы к подготовке управленческих кадров / М. Н. Купряева, К. А. Кунгурякова // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы : сб. науч. тр. Международной науч.-практ. конф. – Кинель, 2015. – С. 72-78.Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью: учебник. 2-е изд. СПб: Питер, 2018. -С. 28-29. Кривоносов А.Д. История PR в научной рефлексии российских авторов// PublicRelations- наука, образование, и профессия : Мат. научнопрактического семинара 11 апреля 2012 г. СПб.: СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2012. С. 57-63.Ковриженко, М. К. Креатив в рекламе / М. К. Ковриженко. – СПб.: Питер, 2014. – 253 с.Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве интернета МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. С. 21.Медиасистема России: учеб, пособие / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., Аспеко-Пресс, 2015.Мамай, О. В. Основные институциональные условия инновационной деятельности современных предприятий и организаций / О. В. Мамай, И. Н. Мамай // Проблемы развития предприятий: теория и практика ; Материалы 15-й Международной науч.-практ. конф, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета : в 2-х частях. – Самара, 2016. – С. 229-231.Очерки истории связей с общественностью: учеб, пособие / Под ред. А.Д. Кривоносова. СПб.: СПбГУ, 2005.Траты на информирование граждан и поддержку СМИ должны стать максимально прозрачными. ОНФ,2014. Режим доступа: https://onf.ru/2014/01/13/v-rossii-otmechaetsya-den-pechati/Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Палалда-Медиа, 1999.
2. Информационные сообщения о финансовой поддержке СМИ//Официальный портал Правительства Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru/SMI/finpodderzka/?pageid=116757
3. Волконская, А. Г. Проблемы формирования современного менеджмента // Инновационные достижения науки и техники АПК : сб. науч. тр. Международной науч.-практ. конф. – 2017. – С. 349-352.
4. Волконская, А. Г. Современные основы процессного управления сельскохозяйственного производства : монография / В. В. Невзгодов, А. Г. Волконская, С. В. Машков. – Самара : ООО «Книга», 2016. – 246 с.
5. Галенко, Н. Н. Управление организационными изменениями // Инновационные достижения науки и техники АПК : сб. науч. тр. Международной науч.-практ. конф. – Кинель, 2017. – С. 352-357.
6. Купряева, М. Н. Теоретические подходы к подготовке управленческих кадров / М. Н. Купряева, К. А. Кунгурякова // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы : сб. науч. тр. Международной науч.-практ. конф. – Кинель, 2015. – С. 72-78.
7. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью: учебник. 2-е изд. СПб: Питер, 2018. -С. 28-29.
8. Кривоносов А.Д. История PR в научной рефлексии российских авторов// PublicRelations - наука, образование, и профессия : Мат. научно-практического семинара 11 апреля 2012 г. СПб.: СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2012. С. 57-63.
9. Ковриженко, М. К. Креатив в рекламе / М. К. Ковриженко. – СПб.: Питер, 2014. – 253 с.
10. Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве интернета МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. С. 21.
11. Медиасистема России: учеб, пособие / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., Аспеко-Пресс, 2015.
12. Мамай, О. В. Основные институциональные условия инновационной деятельности современных предприятий и организаций / О. В. Мамай, И. Н. Мамай // Проблемы развития предприятий: теория и практика ; Материалы 15-й Международной науч.-практ. конф, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета : в 2-х частях. – Самара, 2016. – С. 229-231.
13. Очерки истории связей с общественностью: учеб, пособие / Под ред. А.Д. Кривоносова. СПб.: СПбГУ, 2005.
14. Траты на информирование граждан и поддержку СМИ должны стать максимально прозрачными. ОНФ,2014. Режим доступа: https://onf.ru/2014/01/13/v-rossii-otmechaetsya-den-pechati/
15. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Палалда-Медиа, 1999.