Регион: понятие, сущность и критерии выделения
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 10.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие, сущность и критерии выделения региона 5
1.1. Понятие развития региона, формы, цели 5
1.2. Депрессивный регион: понятие и механизм управления 10
2. Внедрение регионального развития Воронежской области 14
2.1. Социально - экономическое развитие моногородов Воронежской области 14
2.2. Стратегия направления пространственного развития Воронежской области до 2035 года 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27
4. Создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Павловск» на территории моногорода Павловск Павловского муниципального района, что позволит диверсифицировать экономику моногорода, создать 1,5 тыс. новых рабочих мест, привлечь более 12 млрд руб. инвестиций.Характеризуя это направление, отметим ряд принципиально значимых моментов. Первый момент – продолжение экономической политики, реализуемой органами государственной власти Воронежской области, направленной на расширение спектра отраслей, хозяйствующие субъекты которых интегрируются в экономические кластеры. Подтверждением этого тренда являются проекты, обеспечивающие формирование и развитие новых кластеров. Второй момент – пространственное развитие региона, обеспеченное расширением перечня муниципальных образований, чьи ресурсы участвуют в формировании и развитии новых точек экономического роста. Речь идет о развитии действующих и формировании новых кластеров, новых индустриальных парков, особой экономической зоне, территории опережающего социально-экономического развития «Павловск». Третье направление – развитие инфраструктуры инновационной системы региона. В рамках этого направления будут реализованы проекты, обеспечивающие создание новых структурных компонентов инновационной системы Воронежской области. В составе наиболее значимых выделим следующие:– создание Центра компетенций в сфере постгеномных технологий. Названный Центр призван обеспечить трансферт новейших технологий и знаний в практической медицине, науке и образовании в области постгеномных технологий. Одной из его основных задач станет внедрение нового вида диагностики социально-значимых заболеваний, позволяющей вести учет индивидуальных генетических особенностей. Деятельность Центра в процессе его развития будет диверсифицирована – речь идет о переносе передовых практик в сельское и лесное хозяйство, микробиологию. Объем финансирования только в 2018–2022 гг. составит 140 млн руб.; – создание регионального центра инжиниринга как «якорной» структуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики; – создание инжинирингового центра – технологической платформы «Территория Smart». Этот проект призван обеспечить формирование геоинформационной модели региона, сетей интеллектуальных устройств для создания комфортной, энергоэффективной и безбарьерной региональной среды, привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты региона. Объем финансирования в 2018–2023 гг. составит 400,0 млн руб.;– создание регионального проектного центра экспертизы и сопровождения высокотехнологичных проектов;– создание и деятельность регионального преакселератора инноваций (на базе Воронежского государственного университета); – создание и деятельность регионального центра по трансферу инновационных технологий, форсайт-технологий инженерной и социальной направленности (на базе Воронежского государственного опорного университета). Четвертое направление – обновление механизма управления социально-экономическим развитием Воронежской области. В составе планируемых преобразований обратим внимание на следующие. 1. Применительно к сфере использования института государственно-частного партнерства (ГЧП) будут осуществлено: – расширение состава его участников. Речь идет о подключении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, имеющих ресурсную базу развития, к разработке и реализации проектов ГЧП; – диверсификация сфер реализации проектов такого партнерства, организуемого и развиваемого в широком спектре отраслей экономики и социальной сферы региона. В этой связи будет расширена практика разработки и реализации проектов строительства и эксплуатации детских садов, спортивных и рекреационных объектов, больниц, специализированных медицинских центров и др.;– повышение уровня разнообразия инструментария партнерства. Заметим, что нынешняя практика оперирует преимущественно таким инструментом, как концессионные соглашения. Между тем зарубежный опыт свидетельствует о высоком экономическом и организационном потенциале и других способах организации ГЧП, в числе которых софинансирование научно-исследовательских и новых образовательных проектов. Следует к тому же учитывать наблюдаемое в нашей стране перманентное обновление инструментария публичной политики, который может быть задействован в реализации проектов ОЧП. В этой связи в Воронежской области будет создан государственный фонд развития промышленности, расширена практика применения специальных инвестиционных контрактов, предусмотренных Федеральным законом № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». 2. Применительно к сфере развития инфраструктуры и кадрового обеспечения инновационной деятельности сфокусируем внимание на следующих преобразованиях: – трансформация действующих технопарков с целью формирования производственной структуры, способной обеспечить полный цикл инновационного процесса от разработки и экспертизы новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации. Будет обеспечена более глубокая интеграция научных и образовательных организаций в жизнедеятельность технопарков, превращение этих организаций в якорные структуры. Расширение поля деятельности технопарков связывается также с их превращением в центры технологического трансферта и обучения предпринимателей;– повышение разнообразия форм взаимодействия участников инновационной системы региона. Учитывая достижения зарубежной практики, востребовано дополнение технопарков кооперационными соглашениями, участниками которой станут исследовательские структуры опорных вузов региона, отраслевые НИИ, ведущие предприятия реального сектора экономики. Цель таких соглашений – передача технологий из государственного научного сектора в частнопредпринимательский производственный сектор;– освоение новой модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационного производства, в основе которой адекватная оценка реальных потребностей организаций. Предстоит апробировать на практике активное и заинтересованное участие потребителей образовательных услуг в формировании их структуры и содержания. Будет обеспечен переход к модульным программам переподготовки и повышения квалификации кадров, ориентированным на освоение компетенций, разработанных применительно к конкретной категории работников, реализующих функции технической, технологической и организационной подготовки инновационного производства. Реализация такой модели обучения связана с осуществлением комплекса мер, в числе которых:– создание в регионе на принципах общественно-частного партнерства межотраслевых учебных центров, предоставляющих программы переподготовки и повышения квалификации работников организаций, реализующих стратегии инновационного обновления технологий и продукции;– ввод в практику государственного заказа на обучение работников организаций, реализующих стратегии инновационного обновления технологий и продукции;– обучение руководителей высшего звена управления организациями реального сектора экономики и социальной сферы по магистерским программам инновационного менеджмента.ЗаключениеВ процессе рыночной трансформации национальной экономики страны, определяющую роль играет разработка принципиально важных установок, планов социально- экономического развития региона. С переходом на новую систему управления, т е на рыночную экономику, установка планов развития становятся одним из важных вопросов государственного регулирования экономики на региональном уровне. Осуществляется государственное регулирование экономики, чтобы придать процессам организационный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Стратегическое планирование регионального развития находят свое проявление в виде долгосрочных планов, программ , проектов, разработки путей социально-экономического развития региона, их внедрение и установка. Исходя из этого, каждый субъект федерации имеет свои планы, инновационные программы и пути их реализации, которые приведут к социальному спокойствию и экономическому росту. Правда, эти цели и планы не всегда оправдывают себя и проносят желаемых результатов.Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года призвана упрочить лидерские позиции названного субъекта Российской Федерации в Центральном федеральном округе по уровню и качеству жизни населения, динамике роста. Ее реализация сопряжена с преобразованиями в экономике региона, состав и содержательная характеристика которых могут быть представлены следующим образом. Первое направление – развитие действующих точек экономического роста, способных упрочить позиции Воронежской области на национальном и мировом рынках конкурентоспособной промышленной и сельскохозяйственной продукции. В настоящее время Дальний Восток является дотационным регионом. При этом, для реализации общегосударственной программы «дальневосточный гектар» понадобятся значительные объемы инвестиционных средств, срок окупаемости которых достаточно длительный в связи с тем, что первый результат, например, от сельскохозяйственной деятельности на дальневосточных землях, будет получен не раньше чем через 2-3 года. Здесь надо учитывать и то, что фактическая динамика пополнения общероссийского бюджета отстает от плановой (например, за весь 2017 год бюджетный профицит РФ был исполнен в объеме 1,5% ВВП против плановых 2,5% ВВП). Правительство рассчитывает решить бюджетные проблемы инвестирования программы «дальневосточный гектар» за счет сокращения запланированных ранее расходов на реализацию программы и за счет использования ранее накопленных резервных фондов бюджета. При этом развитие Дальневосточного региона и сельского хозяйства в нём является одним из направлений национальной политики в области самообеспечения страны продуктами питания. Кроме того, инвестиции сегодня направленные в реализацию этого направления имеют все шансы посодействовать восстановлению российской экономики в целом.Список использованной литературыГражданский кодекс РФ (часть первая): федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст.3301;Бездудная А.Г, Погорельцев А.С. Институциональный профиль региона и проблемы развития экономических отношений // Вестник Омского университета. Серия Экономика. – 2017. - № 1 (57). – С. 169-179.Бездудная А.Г., Логинов А.Н. Роль коммуникационной инфраструктуры в инновационной деятельности региона // Бизнес. Образование. Право. – 2018. - № 1 (42). – С.19-24. https://elibrary.ru/item.asp?id=18043646Ксенофонтова Т.Ю. Формирование российской модели управления интеллектуальным капиталом предприятия // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность.- 2012.-№ 8, - М.: «Издательский дом «Интеллектуальная собственность»». - С.13-20.Проект Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. – Режим доступа: http://economy.gov.ruО промышленной политике в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, 2017.–288 с.Львова Д.С., Гранберга А.Г., Егоршина А.П. М., Стратегическое управление: регион, город, предприятие. Экономика, 2017. –605 с.
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст.3301;
2. Бездудная А.Г, Погорельцев А.С. Институциональный профиль региона и проблемы развития экономических отношений // Вестник Омского университета. Серия Экономика. – 2017. - № 1 (57). – С. 169-179.
3. Бездудная А.Г., Логинов А.Н. Роль коммуникационной инфраструктуры в инновационной деятельности региона // Бизнес. Образование. Право. – 2018. - № 1 (42). – С.19-24. https://elibrary.ru/item.asp?id=18043646
4. Ксенофонтова Т.Ю. Формирование российской модели управления интеллектуальным капиталом предприятия // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность.- 2012.-№ 8, - М.: «Издательский дом «Интеллектуальная собственность»». - С.13-20.
5. Проект Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. – Режим доступа: http://economy.gov.ru
6. О промышленной политике в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, 2017.–288 с.
8. Львова Д.С., Гранберга А.Г., Егоршина А.П. М., Стратегическое управление: регион, город, предприятие. Экономика, 2017. –605 с.
Вопрос-ответ:
Что такое регион?
Регион - это территориальная единица, которая объединяет определенную группу населения, а также имеет свое характерное социально-экономическое и административное устройство.
Какими критериями можно выделить регион?
Для выделения регионов можно использовать различные критерии, такие как географическое положение, национально-этнический состав населения, хозяйственная деятельность, административно-правовой статус и другие факторы.
Что такое депрессивный регион и как его можно управлять?
Депрессивный регион - это территория с пониженными социально-экономическими показателями. Для управления таким регионом можно использовать различные механизмы, такие как направление инвестиций, развитие инфраструктуры, поддержка предпринимательства и создание благоприятных условий для развития.
Как внедряется региональное развитие в Воронежской области?
В Воронежской области реализуется социально-экономическое развитие моногородов, которое направлено на повышение уровня жизни населения, развитие экономики и создание новых рабочих мест. Также разрабатывается стратегия направления пространственного развития области до 2035 года.
Что подразумевается под территорией опережающего социально-экономического роста?
Территория опережающего социально-экономического роста - это такая территория, где осуществляются мероприятия, направленные на ускоренное развитие экономики, инфраструктуры, образования и других сфер для достижения более высокого уровня жизни населения.
Что такое регион?
Регион - это территориальная единица, которая имеет определенные границы и отличается от других регионов своими характеристиками и особенностями.
Какие критерии используются для выделения региона?
Для выделения региона могут использоваться различные критерии, такие как географические особенности, наличие определенных природных ресурсов, социально-экономические показатели, культурные и исторические особенности.
Что такое депрессивный регион и как его управлять?
Депрессивный регион - это регион, который испытывает серьезные социально-экономические проблемы, такие как высокая безработица, низкий уровень доходов и развития, отсутствие инфраструктуры. Для управления таким регионом необходимо проводить специальные программы по развитию инфраструктуры, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций.
Какова стратегия пространственного развития Воронежской области до 2035 года?
Стратегия направления пространственного развития Воронежской области до 2035 года включает в себя меры по развитию инфраструктуры, развитию сельского хозяйства, развитию туризма, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Основная цель стратегии - повышение уровня жизни жителей области и устойчивое социально-экономическое развитие.
Что представляет собой территория опережающего социально-экономического роста?
Территория опережающего социально-экономического роста - это территория, где развитие происходит на более высоких темпах по сравнению с другими регионами. Такая территория обладает сильными экономическими и социальными индикаторами развития и является приоритетной для инвестиций и развития инфраструктуры.
Что такое регион?
Регион - это территориальная единица, которая имеет свои особенности, характеристики и ресурсы. Регионы часто имеют свою экономику, политическую систему, культуру и социальные отношения.