Проблема «лишнего человека» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Литература
  • 11 11 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 11.11.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

И даже если постфактум уже одарить этого человека своим присутствием, вниманием, заботой, как это делал офицер-путешественник Максим Максимыч (предлагал чай, предостерегал от простуды, приглашал отдохнуть), всё для «лишнего» уже не будет так, как он (Печорин) хотелэтого первоначально.Раскрытию богато одарённой, но надломленной и противоречивой личности Лермонтов подчиняет аналитический портрет, композицию, психологический анализ. Особое новаторство отмечается в таком средстве художественной характеристики, как портрет. Протокольная точность в передаче роста,телосложения, рук, пальцев, одежды, жестов и походки героя сочетались с неизвестной на тот моментглубиной авторских замечаний (и это в романе). Лермонтов, избегая эффектной метафоры, даёт доскональное, со всеми нюансами и особенностями изображение взгляда Печорина. Поэт не только сумел, рисуя внешность «лишнего человека», проникнуть в его внутренний мир, но и изменил техникурисовки портрета, через которую выражаются внутренние противоречия. Если Онегин просто «как нечто лишнее стоит» в типичном аристократическом зале, прислонившись к колонне, то Печорин в товремя как за ним наблюдает офицер, идёт, зевая по запылённой площади среди буднично снующегонарода. Только с появлением лермонтовского «лишнего человека» изображение героя становится неискусно декорированным и обособленным портретом, а конструктивной частью целого в романе. Портрет становится сугубо реалистическим (физиономия Печорина нравится не поэту, а женщинам, походкапишется не поэтом, а другим персонажем). Отсюда и «лишнего человека» можно не только зародить,но и показать в действии, в результатах и оценке.Реалистически верной становится и композиция раскрытия внутренних переживаний путём непрестанного активного процесса взаимодействия с окружающими. Внесюжетное пространство (рассуждения штабс-капитана, монологи, письма, дневник, предисловия, полифонизм) проходит сквозь динамические сцены.Впервые в русской литературе Лермонтов отводит значительное место в романе самоанализу «лишнего человека». Эволюция внутренних противоречий возможна только тогда, когда сами переживания героя, поверенные своему журналу, приобретают непосредственное влияние на читателя. Печоринские рассуждения о мучительной раздвоенности, о душевной пустоте, смысле и цели существования, причинах негодности «к действительной жизни», о «славных предках» и «жалких потомках» не могут не вызвать понимания или отрицания у читателя. Лишь в романе Лермонтова «лишний человек»заговорил в полный голос о болях своего бытия, заговорил страстно, проникновенно.Герой нашего времени - это герой страдающий, давно не живущий сердцем, но живущий головою (находящийся за реалистической решёткой). Притворщик и одновременно искренне плачущий ребёнок. Волокита, но набитая глубокой любовью (к Вере). Герой того времени несчастен, он не сволочь, он не подлец, он не холодный кусок льда. Это герой, который «вечно некстати горячится…» (Максим Максимыч о Печорине, преследующем Казбича). К тому же,скакать лермонтовский герой любит «на горячей лошади по высокой траве, против ветра». Как видим, Печорин тот человек, который всегда загорается «отчаянной борьбой, «бешенством», когда рядомс ним кто-то новый, что-то новое. Ведь сам он себя сравнивает с матросом, привыкшим к бурям, а не ктихому берегу.Таким образом, «в романе Лермонтова «лишний человек» говорит с людьми и с собой, рассуждает, плачет, смеётся, рыдает, кокетничает и стонет» [Погорельцев, 1997, с. 87].Проблема «лишнего человека» в романе показана неоднозначна. Это человек живой и непонятый другими умами, обреченный на одиночество и непонимание. Печорин борется с самой судьбой, с роком. И, решив вступить туда, где идёт своя война и прописан свой долг, Печорин обрекает себя на погибель.Библиографический список:Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова/ В.Г. Белинский. – М.: Просвещение, 1987 Виноградов И. Философский роман Лермонтова: разборы и анализы / И. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991 Жижина А. Д. Проблема мятежной личности в поэме Лермонтова «Демон» (V-VI редакция) // Филологические науки. – 1976. – №4.Кривцов А.С. Печорин – лермонтовский человек ума: самоанализ и психологизм в раскрытии типа «лишнего человека» // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза, Наука и Просвещение, 2019. – С. 197-201. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4-х тт. – М.: ИХЛ, 1964. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me. Лукьянова М.В. Печорин и наше время/ М.В. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1987 Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / В.А. Мануйлов. – СПб., 1996. – С. 41–47. Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова / Отв. ред. С. А. Андреев-Кривич. – М.: ГИХЛ, 1957.Нестерова И.А. Особенности композиции романа «Герой нашего времени» [Электронный ресурс] / И.А. Нестерова // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/osobennosti-kompozicii-romana-geroi-nashego-vremeni.html Погорельцев В. Ф. Проблема «лишних людей» в русской литературе XIX века. Т. 1. – М.: «Прометей», МПГУ, 1997. – С. 70-87.Юлдашева Л. К. Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча // Гуманитарный трактат. – М.: 2018. – С.41-44. Юхнова И.С. Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю. Лермонтова: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. – 219 с.

Библиографический список:
1. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова/ В.Г. Белинский. – М.: Просвещение, 1987
2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова: разборы и анализы / И. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991
3. Жижина А. Д. Проблема мятежной личности в поэме Лермонтова «Демон» (V-VI редакция) // Филологические науки. – 1976. – №4.
4. Кривцов А.С. Печорин – лермонтовский человек ума: самоанализ и психологизм в раскрытии типа «лишнего человека» // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза, Наука и Просвещение, 2019. – С. 197-201.
5. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4-х тт. – М.: ИХЛ, 1964. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me.
6. Лукьянова М.В. Печорин и наше время/ М.В. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1987
7. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / В.А. Мануйлов. – СПб., 1996. – С. 41–47.
8. Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова / Отв. ред. С. А. Андреев-Кривич. – М.: ГИХЛ, 1957.
9. Нестерова И.А. Особенности композиции романа «Герой нашего времени» [Электронный ресурс] / И.А. Нестерова // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/osobennosti-kompozicii-romana-geroi-nashego-vremeni.html
10. Погорельцев В. Ф. Проблема «лишних людей» в русской литературе XIX века. Т. 1. – М.: «Прометей», МПГУ, 1997. – С. 70-87.
11. Юлдашева Л. К. Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча // Гуманитарный трактат. – М.: 2018. – С.41-44.
12. Юхнова И.С. Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю. Лермонтова: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. – 219 с.

Вопрос-ответ:

Какая проблема описывается в романе "Герой нашего времени"?

В романе "Герой нашего времени" рассматривается проблема лишнего человека, его неполноценности и отчужденности в обществе.

Кто является лишним человеком в романе?

В романе "Герой нашего времени" лишним человеком является главный герой Печорин, который чувствует себя отчужденным и непринадлежащим ни к одной социальной группе.

Каким образом Максим Максимыч проявляет заботу о лишнем человеке?

Максим Максимыч проявляет заботу о лишнем человеке, предлагая ему чай, предостерегая от простуды и приглашая отдохнуть. Он пытается обеспечить лишнего человека вниманием и заботой.

Какое значение имеет аналитический портрет главного героя в романе?

Аналитический портрет главного героя в романе "Герой нашего времени" служит для раскрытия богатой, одаренной, но надломленной и противоречивой личности Печорина. Он помогает читателю лучше понять его мотивы и внутренний мир.

Как литературные приемы использует Лермонтов для раскрытия проблемы лишнего человека?

Лермонтов использует аналитический портрет и композицию, чтобы раскрыть проблему лишнего человека. Он создает психологический образ главного героя, который является лишним в обществе, а также непринадлежащим ни к одной социальной группе.

Какую проблему рассматривает М.Ю. Лермонтов в романе "Герой нашего времени"?

М.Ю. Лермонтов в романе "Герой нашего времени" рассматривает проблему "лишнего человека" в обществе.

Какие действия предпринимает офицер Максим Максимыч в отношении "лишнего человека"?

Офицер Максим Максимыч предлагал лишнему человеку чай, предостерегал от простуды и приглашал отдохнуть.

Что делает Печорин, чтобы избавиться от "лишнего человека"?

Печорин хотел избавиться от "лишнего человека" и потому множество разных мероприятий его сближения с человеком уже не будет.

Как Лермонтов раскрывает личность Печорина?

Лермонтов раскрывает личность Печорина в романе "Герой нашего времени" через аналитический портрет и противоречивую композицию.

Что характерно для личности Печорина в романе "Герой нашего времени"?

Личность Печорина в романе "Герой нашего времени" характеризуется богатым внутренним миром, но одновременно ломкостью и противоречивостью.

Какую проблему представляет лишний человек в романе "Герой нашего времени"?

Лишний человек в романе "Герой нашего времени" представляет проблему несоответствия своей личности и окружающего мира, его неприятия и нежелания адаптироваться к тем жизненным ценностям, которые господствуют в обществе.