Жанр «слезной комедии» в творчестве русских драматургов второй половины 18 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русская литература
  • 17 17 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 12.11.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. «Слезная комедия» как жанровая разновидность драматургии 4
1.1. Истоки и судьба жанра «слезной комедии» 4
1.2. Жанровые черты «слезной комедии» 7
2. Место жанра «слезной комедии» в русской драматургии второй половины 18 века 9
2.1. Жанр «слезной» комедии в творчестве М.М. Хераскова 10
2.2. «Слезная» комедия и творчество М.И. Веревкина 10
2.3. Переложения В.И. Лукина 11
2.4. Вклад П.А. Плавильщикова в развитие жанра «слезной» комедии 13
Выводы 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Лукин в соответствии с этим стремлениемпытается ввести зрителя в быт дворянского дома. Так,в пьесе «Мот, любовью исправленный»он описывает вовводной ремарке комнату, в которой происходит действие, заставляетв самом начале пьесы слугу Василия спать «на канапе» и т. д.Он пытается ввести и бытовую, разговорную речь в диалог. Всеэто дано еще очень робко и слабо. Только Фонвизину удалось разрешитьдраматургическую проблему, намеченную Лукиным[Гуковский 1939: 215].Деятельность В.И. Лукина, заключающаяся в переложении иностранных сюжетов на русскую почву, была поддержана драматургами кружка И.П. Елагина. Ориентировалась в своих комедиях на его подходи Екатерина II.Однако признание творчества В.И. Лукина не было полным и безоговорочным. Пьесы его были встречены в штыки большей частью публики, разделяющей настроенияА.П. Сумарокова и выступающей против нововведений. Новиковский журнал «Трутень» прямо травил Лукина злыми сатирическими статейками.Лукина бранили за его заносчивость, за неуважение к авторитету Сумарокова, за некоторые излюбленные им и неправильные, с точки зрения критиков, обороты речи, за постоянные восклицания: «А! А!» в его пьесах, что свидетельствовало о повышенной эмоциональности, за длинные предисловия; резко нападали на его характер как человека и т.д. При этом постоянно иронически и ядовито указывали, что он был в Париже, приехал из Парижа и т.п., стараясь подчеркнуть импортный характер его литературной позиции. Вероятно, именно вследствие травли со стороны дворянских писателей и публики Лукин и оставил литературу.2.4. Вклад П.А. Плавильщикова в развитие жанра «слезной» комедииПроцесс демократизации русской драматургии и вместе с тем освобождения ее от западного влияния и классицистических норм продолжается в конце XVIII в. в творчестве актера и писателя П. А. Плавильщикова. Свои взгляды на драматургию он изложил в теоретических статьях «Театр», «Трагедия», «Комедия», опубликованных в журнале Крылова «Зритель», в которых,в отличие от Лукина, требует создания собственных оригинальных пьес.Плавильщиков не отказывается полностью от классицистических правил, но считает, что в случаях, когда они стесняют замысел автора, ими следует пренебречь. Герои пьес, по его мнению, должны воплощать в себе не классицистические «страсти», а «состояние», т. е. черты того слоя общества, к которому они принадлежат.Пьесы Плавильщикова отличаются обилием трогательных сцен, наличием героев-резонеров, приходящих на помощь оскорбленной добродетели, и обязательной благополучной развязкой.Отстаивая новое, демократическое направление в драматургии, критикуя дворянский классицизм, Плавильщиков в то же время боролся за национальную самобытность русского театра, добиваясь своей драматургической деятельностьюи выступлениями на сцене приближения театра к реальной жизни, проникновения в него народных начал, приобщения к нему более широких кругов зрителя.Наиболее характерной пьесой Плавильщиковаявляется комедия в четырех действиях «Сиделец» (1804). Исполнена она была первый раз в Москве на сцене петровского театра. Ее действие развертывается в среде купцов, которая показана в значительной степени сатирически.В литературе была высказана мысль о том, что «Сиделец» Плавильщикова явился прообразом пьесы «Бедность – не порок» Островского([Орлов 1991]).ВыводыИтак, «слезная» комедия, созданная в Европе Детушем и Ла Шоссе в первой половинеXVIII в., являлась ранней стадией развития буржуазной драмы, своеобразной ступенью перехода от классицизма к драме XIX века. Она еще полна классицистических черт: в ней пока нет постановки острых социальных проблем, а носителями добродетелей являются положительные герои-аристократы. Однако уже проявилось нарушение правил классицизма, которое выразилось во введении в комедию драматических, «слезных» элементов. В России освоение жанров сентиментальной драмы в силу социально-исторических причиннаходилось в руках дворянских писателей. Идеи сентиментализма в их творчестве служили средством укрепления феодально-крепостнического порядка. Вторая половина XVIII века явилась временем расцвета жанра «слезной комедии» в творчестве русских писателей. К ней обращались многие авторы, и если в начале века русская драматургия была представлена единичными произведениями, то к концу XVIII столетия драматические жанры получили новые источники вдохновения и общественное признание,во многом благодаря демократизации театра, в том числе и путем постановок «слезной» комедии.ЗаключениеЖанр «слезной» комедии зародился в Европе в начале XVIII века и пришел в Россию во второй половине того же столетия. «Слезная» комедия сосуществовала с господствующим еще дворянским классицизмом, отражая вкусы и стремления других слоев общества – купечества, мещанства. Она поначалу с трудом, но позднее все более успешно конкурировала с классической комедией.Происхождение этого нового жанра было вызваностремлением демократизировать театр, сделать возможным изображение на сцене жизни обыкновенных людей и их повседневную жизнь, а не одних только царственных особ, внести в театральные представления большую правду, ответственность и простоту.Как и на Западе, в России жанр «слезной» комедии переродился в более зрелый в художественном отношении жанр – «драму», часто заключающуюв себе элементы и трагедии, и комедии, рисующую жизнь во всей сложности ее патетических и комических явлений.Многие элементы «слезной» комедии прослеживаются в творчестве одного из величайших русских драматургов А.Н. Островского.В борьбе с классицизмомсформировались новые эстетические платформы реализмаи сентиментализма, черты которых развились, в том числе, благодаря жанру «слезной» комедии. Именно этот жанр требовал от авторов пересмотра языка произведений и средств речевой индивидуализации героев, выбора народного сюжета, близкого и понятного простому народу. Постепенно русская драматургия перестала быть чисто дворянской, включила в круг своей проблематики и вопросы простолюдинов. В итоге развитие драматургии приводит к тому, что в XIX веке в творчестве Грибоедова, Островского и других драматургов социальные и политические проблемы становятся ведущими в русской драматургии.Список использованной литературыXVIII век: Сборник 26 –XVIIIвек: Старое и новое в русском литературном сознанииXVIIIвека: Сборник 26. – СПб: Наука, 2011. – 593 с.Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Учебник для высших учебных заведений. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса, 1939. – 527 с.ЛЭ 1925 – Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А—П. — II, 576 стб.; Т. 2. П—Я. — Cтб. 577—1198. Электронная версия: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/ Дата обращения: 12.10.2019Орлов П. А. История русской литературы XVIII века : учеб.для студ. филог. ун-тов / П. А. Орлов. – М. :Высш. шк., 1991. – 320 с.РГЭС 2002 –Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Список использованной литературы

1. XVIII век: Сборник 26 – XVIII век: Старое и новое в русском литературном сознании XVIII века: Сборник 26. – СПб: Наука, 2011. – 593 с.
2. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Учебник для высших учебных заведений. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса, 1939. – 527 с.
3. ЛЭ 1925 – Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А—П. — II, 576 стб.; Т. 2. П—Я. — Cтб. 577—1198. Электронная версия: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/ Дата обращения: 12.10.2019
4. Орлов П. А. История русской литературы XVIII века : учеб. для студ. филог. ун-тов / П. А. Орлов. – М. : Высш. шк., 1991. – 320 с.
5. РГЭС 2002 – Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Вопрос-ответ:

Что такое слезная комедия?

Слезная комедия - это жанр драматургии, который сочетает в себе элементы комического и печального. Он возник во второй половине 18 века и был популярен среди русских драматургов. Целью слезной комедии является вызывать у зрителей смешанные эмоции, включая смех и слезы.

Каковы истоки и судьба жанра слезной комедии?

Истоки жанра слезной комедии можно найти в пьесах античных драматургов, таких как Аристофан и Софокл, а также в трагедиях Шекспира. В России жанр слезной комедии стал популярным во второй половине 18 века. Он рос и развивался в творчестве русских драматургов, таких как М.М. Херасков и М.И. Веревкин.

Какие черты присущи жанру слезной комедии?

Жанр слезной комедии объединяет в себе элементы комического и трагического. Он характеризуется смешением смешных ситуаций и шуток с печальными сюжетами и глубокими эмоциональными переживаниями героев. Комедийные ситуации могут сопровождаться сценами слез и грусти, создавая у зрителей смешанные эмоции.

Какое место занимает жанр слезной комедии в русской драматургии второй половины 18 века?

Жанр слезной комедии занимал важное место в развитии русской драматургии во второй половине 18 века. Он стал популярным среди многих русских драматургов и был одним из основных жанров, которым они занимались. С помощью слезной комедии они стремились вызывать у зрителей смешанные эмоции и глубокое погружение в сюжеты пьес.

Какой вклад в развитие жанра слезной комедии внесли М.М. Херасков, М.И. Веревкин и В.И. Лукин?

М.М. Херасков, М.И. Веревкин и В.И. Лукин были важными представителями жанра слезной комедии в русской драматургии второй половины 18 века. Они создали множество пьес, которые сочетали в себе комические ситуации и печальные сюжеты. Их работы внесли значительный вклад в развитие жанра и помогли утвердить его в русской литературе.

Какие истоки и судьба жанра слезной комедии?

Истоки жанра слезной комедии можно проследить в русской драматургии второй половины 18 века. Начало этому жанру положили такие писатели, как Александр Абрамович Фонвизин и Денис Иванович Фонвизин. Жанр слезной комедии пришел в Россию из Западной Европы, однако получил свое особое развитие в отечественной литературе. Судьба жанра слезной комедии была неразделенной с развитием русской драматургии второй половины 18 века - он стал одним из важных жанров в этом периоде.

Каковы жанровые черты слезной комедии?

Слезная комедия объединяет в себе элементы комического и трогательного, шутки и грусть, радость и печаль. Ее главная задача - вызвать смех у зрителя, который сопровождается глубокими чувствами и внутренними переживаниями. Жанровые черты включают в себя использование шуток, иронии, сарказма, сентиментальности, а также объединение разных эмоциональных состояний в одном произведении.

Какое место занимает жанр слезной комедии в русской драматургии второй половины 18 века?

Жанр слезной комедии занимает важное место в русской драматургии второй половины 18 века. Он активно развивался и привлекал внимание как писателей, так и зрителей. Слезная комедия стала одним из популярных жанров, так как позволяла сочетать шутки и комические ситуации с трогательными и глубокими эмоциональными переживаниями.

Какой вклад в развитие жанра слезной комедии внесли М.М. Херасков и М.И. Веревкин?

М.М. Херасков и М.И. Веревкин были одними из ведущих драматургов второй половины 18 века, которые внесли значительный вклад в развитие жанра слезной комедии. Они создали ряд произведений, которые были признаны классикой этого жанра. Их слезные комедии привлекали внимание зрителей своей глубиной, чувственностью и комическими ситуациями.

Каковы характерные черты жанра слезной комедии?

Жанр слезной комедии характеризуется сочетанием комических и трогательных ситуаций. Он часто основан на противопоставлении смешных сцен и грустных моментов, что создает эффект эмоциональной напряженности и вызывает у зрителя смешанные чувства радости и грусти. Также в слезной комедии часто затрагиваются социальные проблемы и противоречия, что добавляет ей глубину и серьезность.