Формирование умения аудирования посредством использования музыки на уроках иностранного языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 37 37 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 15.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Принципы использования музыки при обучении аудированию 5
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности на уроке иностранного языка 5
1.2 Дидактический потенциал музыки при изучении иностранного языка 11
Глава 2. Применение музыкальных произведений на современном уроке иностранного языка при развитии умения аудирования 15
2.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса (на примере «Spotlight» и «Enjoy English») 15
2.2 Разработанные упражнения по использованию музыки при формировании умения аудирования у учащихся 5 класса 20
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 35

Фрагмент для ознакомления

Большинство лексических единиц уже знакомо учащимся 5 класса по предыдущим курсам обучения. Поэтому выполнение упражнения на сопоставление позволит путем исключения лишнего узнать значение незнакомых лексических единиц.
2. Этап прослушивания.
2a. Listen to the first abstract of the song “School Subjects” and answer the questions:
- What does the singer like to do?
- What subjects does the singer study every day?
Текст аудиозаписи:
I like to learn about the world,
I like to learn how things are made.
I like to find out how things work,
To study hard and get good grades.
I like to learn about the world,
I like to learn how things are made.
I like to find out how things work,
To study hard and get good grades.
School subjects,
Every day I study
Art, English and History.
School subjects,
Every day I study
Math, PE and ICT.
Прослушивание отрывка из песни и ответы на вопросы по содержанию позволяют выявить способность обучающихся понимать иноязычную речь на слух.
2b. Listen to the abstract of the song “School Subjects” one more time. Fill in the gaps in the text of the song.
I like to ___ about the world,
I like to learn how things are ___.
I like to find out how things work,
To study ___ and get good ___.
I like to learn about the world,
I like to learn how ___ are made.
I like to find ___ how things work,
To ___ hard and get good grades.
School ___,
Every day I ___
Art, ___ and History.
School subjects,
Every day I study
Math, ___ and ICT.
Выполнение упражнения на заполнение пропусков позволяет достичь аудирования на уровне понимания полного содержания текста.
2c. Listen to the whole song without video. Write down all school subjects that you hear.
В данном упражнении учащиеся прослушивают всю песню на английском языке. При этом видеоряд не включается, чтобы учащиеся имели возможность выделить нужные единицы (названия учебных предметов) на слух. Здесь можно добавить соревновательный компонент, чтобы повысить мотивацию обучающихся к выполнению задания. Кто быстрее и правильнее напишет все названия учебных предметов, тот выигрывает.
2d. Listen to the song “School Subjects” and sing the missed lines.
Текст аудиозаписи:
Hi there, today I'm going to tell you all about subjects I study at school!
I like to learn about the world,
I like to learn how things are made.
I like to find out how things work,
To study hard and get good grades.
I like to learn about the world,
I like to learn how things are made.
___________________________,
___________________________.
School subjects,
Every day I study
Art, English and ____.
_______________,
_______________
Math, PE and ICT.

I have lessons in the morning
And more lessons in the afternoon,
I concentrate to get good grades,
_________________________.
I like to learn and ___________,
But that's not where this story ends,
_________ and that's a fact,
A place to learn the skills I lack.
________________________,
_________________________
Biology, Physics and ________.
School subjects,
_________________________
Music, French and ________.
I like to learn about the world,
___________________________.
I like to find out how things work,
To study hard and get good grades.
I like to learn about the world,
I like to learn how things are made.
___________________________,
___________________________.
Главной задачей данного упражнения является самостоятельно пропеть строчки из песни. Учитель выключает запись на местах пропуска. Дети должны вспомнить эти строчки, которые часто повторяются в песне и уже заучены учащимися. Такой способ работы над аудированием позволяет развить слуховую память учащихся.
3. Заключительный этап.
3a. The words “to learn” and “to find out” are synonyms. Make sentences with these words. Guess other synonyms.
В данном задании на основе прослушанной песни отрабатывается навык распознавания синонимов в тексте.
3b. Read the text of the song “School Subjects”. Find mistakes in every sentence.
- I like to learn about the world, I like to learn what things are made.
- I like to find out how things work, To study hard and get bad grades.
- School subjects, Every day I study Art, English and Story.
- I have lessons in the morning And more lessons in the evening.
- I concentrate to get good grades, Then do my classes after school.
- School is cool and that's a fact, A place to speak the skills I lack.
Поиск ошибок позволяет учащимся вспомнить текст песни и обнаружить несоответствия в лексических средствах, использованных в предложениях.
Итак, разработанные упражнения позволяют сформировать умения аудирования у обучающихся 5 класса, основываясь на использовании музыки. Применение песни имеет большой дидактический потенциал, поскольку в песне сочетается музыкальный компонент и вербальный компонент. В результате возникает возможность разработать многочисленные упражнения по звучащему и печатному тексту. Более того, отобранные песни позволяют использовать различные виды опор: слуховые опоры, видеоопоры, текстовые опоры, что также положительно сказывается на формировании умения аудирования в средней школе.



Заключение

Для достижения цели исследования, которая заключалась в разработке упражнений с использованием музыки на уроках иностранного языка с целью сформировать умения аудирования у обучающихся, нами решен ряд задач.
Во-первых, в работе рассмотрено аудирование как вид речевой деятельности на уроке иностранного языка. Под аудированием в работе понималась сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Целью аудирования является выработать аудитивные умения (слышание, слушание, распознание звучащей речи, интерпретация прослушанного текста, осознание смысла и подтекста) в совокупности с другими речевыми навыками и умениями.
Во-вторых, в проведенном исследовании охарактеризован дидактический потенциал музыки при изучении иностранного языка. Сделан вывод, что музыка, используемая на уроке иностранного языка, определяется в методике преподавания как музыкальная наглядность, под которой понимается специфическое полифункциональное средство обучения, сочетающее в себе особенности наглядности и музыкального искусства. Музыка имеет большой дидактический потенциал в связи с сочетанием музыки и текста в песне, наличии эмоционального аспекта восприятия песни, способности повышать интерес к школьному предмету, расширять лексический запас, увеличить объем памяти учащихся.
В-третьих, проведен анализ двух УМК по английскому языку на предмет использования в них аудиозаписей для формирования умения аудирования. В результате анализа УМК «Spotlight» и «Enjoy English» выявлено довольно частое использование аудиозаписей на уроке английского языка (21-27%), однако полное отсутствие песенного материала. Аудиозаписи представлены в виде диалогов, монологов или набора слов для формирования навыков аудирования. Анализ УМК позволил выявить главную задачу разработанных упражнений: включение в урок иностранного языка песен на английском языке с целью сформирования умения аудирования и сопутствующие навыки и умения.
В-четвертых, в исследовании разработаны упражнения по использованию музыки при формировании умения аудирования у учащихся 5 класса. Формирование умения аудирования проходит при работе с двумя песнями: аутентичным музыкальным произведением и учебной песней для изучения английского языка. Работа с каждой песней проходит в три этапа: подготовительный этап, этап прослушивания и заключительный этап. Плюсами использования музыки (песни) в процессе аудирования является возможность чередовать каналы восприятия (аудио, видео, текст), останавливать воспроизведение для работы над звучащим текстом, включать/выключать титры, а также применять разнообразные типы упражнений, включая и творческие упражнения, для работы над прослушанным текстом.













Список литературы

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Изд-во ИКАР, 2009. – 448 с.
Беликова Л.Г. Современный кабинет иностранного языка. – М.: Дрофа, 2010. – 221 с.
Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык. Английский с удовольствием. Enjoy Englsh: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - Обнинс: Титул, 2012. - 191 с.
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. Spotlight. 5 класс: учеб. для общеобразоват. оранизаций. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. - 164 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Academia, 2005. – 334 с.
Громова З.В. Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранному языку // Современный учитель английского языка (сборник статей): II Всероссийский конкурс статей "Методическая копилка идей учителей английского языка". - 2012. - Вып. 2. - С. 14-17.
Ерыкина М.А., Иванова Е.Е. Песни для развития лексико-грамматических навыков у студентов неязыкового вуза // Liberal Arts in Russia. - 2015. - Vol.4 - №4. - С. 304-316.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос 2004. – 384 с.
Качалов Н.А., Житкова Е.В. Особенности обучения иноязычному общению на основе использования средств музыкальной наглядности // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - №2. – С. 9-12.
Козлова И.Г. Некоторые способы повышения эффективности обучения аудированию // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». - 2006. - №1. - С. 106-107.
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ"», «Cambridge University Press», 2001. — 224 с.
Константинова Н.А. Дидактический потенциал средств музыкальной наглядности при формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №2-3(62). - С. 71-74.
Кочкина З.А. Понимание звучащей речи (обзор американских работ) // Вопросы психологии. - 1963. - №3. – С. 161-167.
Макковеева Ю.А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вызов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности (английский язык как второй иностранный): дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 166 с.
Обдалова О.А. Обучение аудированию как средство развития коммуникативного потенциала обучаемых // Вестник Томского государственного университета. - 2003. - №277. - С. 224-226.
Параева Н.Б. Обучение аудированию аутентичных текстов на немецком языке учащихся VII класса средней школы: дис. … канд. педаг. наук: 13.00.02. – СПб., 2001. – 224 с.
Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. – Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1975. – 283 с.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
Саутова Т.А. Обучение аудированию как одному из видов рецептивной деятельности // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №2(9). - С. 272-273.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
Суздалова С.И. Обучение аудированию студентов на уроках английского языка // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГА: электронный сборник. – Вып. 1. – Минск, 2011. – С. 60-61.
Тимина С.В. Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса): дис. … канд. педагог. наук: 13.00.02. – Нижний Новгород, 2003. – 233 с.
Ярошевич Е.И. К вопросу о коммуникативной адекватности аудиотекста // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: электронный сборник. – Вып. 2. – Минск, 2012. – С. 51-54.
School Day. https://www.youtube.com/watch?v=DHG5-GxI_Es (дата обращения: 10.10.2019).
School Subjects. https://www.youtube.com/watch?time_continue=91&v=CVqe2kztzmg (дата обращения: 10.10.2019).













Приложение
Тексты песен, использованных в разработанных упражнениях

School Day
Up in the morning and out to school
The teacher is teaching the golden rule
American history and practical math
You studying hard and hoping to pass
Working your fingers right down to the bone
And the guy behind you won't leave you alone

Ring, ring goes the bell
The cook in the lunch room's ready to sell
You're lucky if you can find a seat
You're fortunate if you have time to eat
Back in the classroom, open your books
Keep up the teacher
Don't know how mean she looks

Soon as three o'clock rolls around
You finally lay your burden down
Close up your books, get out of your seat
Down the halls and into the street
Up to the corner and 'round the bend
Right to the juke joint, you go in

Drop the coin right into the slot
You're gotta hear something that's really hot
With the one you love, you're making romance
All day long you been wanting to dance,
Feeling the music from head to toe
Round and round and round we go

Hail, hail rock and roll
Deliver me from the days of old
Long live rock and roll
The beat of the drums, loud and bold
Rock, rock, rock and roll
The feeling is there, body and soul.

School Subjects
Hi there, today I'm going to tell you all about subjects I study at school!

I like to learn about the world,
I like to learn how things are made.
I like to find out how things work,
To study hard and get good grades.
I like to learn about the world,
I like to learn how things are made.
I like to find out how things work,
To study hard and get good grades.
School subjects,
Every day I study
Art, English and History.
School subjects,
Every day I study
Math, PE and ICT.

I have lessons in the morning
And more lessons in the afternoon,
I concentrate to get good grades,
Then do my homework after school.
I like to learn and meet new friends,
But that's not where this story ends,
School is cool and that's a fact,
A place to learn the skills I lack.
School subjects,
Every day I study
Biology, Physics and Chemistry.
School subjects,
Every day I study
Music, French and Geography.

I like to learn about the world,
I like to learn how things are made.
I like to find out how things work,
To study hard and get good grades.
I like to learn about the world,
I like to learn how things are made.
I like to find out how things work,
To study hard and get good grades.












31

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Изд-во ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Беликова Л.Г. Современный кабинет иностранного языка. – М.: Дрофа, 2010. – 221 с.
3. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык. Английский с удовольствием. Enjoy Englsh: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - Обнинс: Титул, 2012. - 191 с.
4. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. Spotlight. 5 класс: учеб. для общеобразоват. оранизаций. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. - 164 с.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Academia, 2005. – 334 с.
6. Громова З.В. Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранному языку // Современный учитель английского языка (сборник статей): II Всероссийский конкурс статей "Методическая копилка идей учителей английского языка". - 2012. - Вып. 2. - С. 14-17.
7. Ерыкина М.А., Иванова Е.Е. Песни для развития лексико-грамматических навыков у студентов неязыкового вуза // Liberal Arts in Russia. - 2015. - Vol.4 - №4. - С. 304-316.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос 2004. – 384 с.
9. Качалов Н.А., Житкова Е.В. Особенности обучения иноязычному общению на основе использования средств музыкальной наглядности // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - №2. – С. 9-12.
10. Козлова И.Г. Некоторые способы повышения эффективности обучения аудированию // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». - 2006. - №1. - С. 106-107.
11. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ"», «Cambridge University Press», 2001. — 224 с.
12. Константинова Н.А. Дидактический потенциал средств музыкальной наглядности при формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №2-3(62). - С. 71-74.
13. Кочкина З.А. Понимание звучащей речи (обзор американских работ) // Вопросы психологии. - 1963. - №3. – С. 161-167.
14. Макковеева Ю.А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вызов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности (английский язык как второй иностранный): дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 166 с.
15. Обдалова О.А. Обучение аудированию как средство развития коммуникативного потенциала обучаемых // Вестник Томского государственного университета. - 2003. - №277. - С. 224-226.
16. Параева Н.Б. Обучение аудированию аутентичных текстов на немецком языке учащихся VII класса средней школы: дис. … канд. педаг. наук: 13.00.02. – СПб., 2001. – 224 с.
17. Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. – Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1975. – 283 с.
18. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
19. Саутова Т.А. Обучение аудированию как одному из видов рецептивной деятельности // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №2(9). - С. 272-273.
20. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
21. Суздалова С.И. Обучение аудированию студентов на уроках английского языка // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГА: электронный сборник. – Вып. 1. – Минск, 2011. – С. 60-61.
22. Тимина С.В. Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса): дис. … канд. педагог. наук: 13.00.02. – Нижний Новгород, 2003. – 233 с.
23. Ярошевич Е.И. К вопросу о коммуникативной адекватности аудиотекста // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: электронный сборник. – Вып. 2. – Минск, 2012. – С. 51-54.
24. School Day. https://www.youtube.com/watch?v=DHG5-GxI_Es (дата обращения: 10.10.2019).
25. School Subjects. https://www.youtube.com/watch?time_continue=91&v=CVqe2kztzmg (дата обращения: 10.10.2019

Вопрос-ответ:

Каким образом музыка может помочь в формировании умения аудирования на уроках иностранного языка?

Музыка является эффективным инструментом для развития умения аудирования на уроках иностранного языка. Она позволяет ученикам привыкнуть к слушанию и пониманию иностранной речи, развивает их навыки восприятия речи на слух, а также помогает запоминать иностранные языковые структуры и лексику.

Каков дидактический потенциал музыки при изучении иностранного языка?

Музыка имеет большой дидактический потенциал при изучении иностранного языка. Она помогает создать атмосферу на уроке, делает процесс изучения более интересным и привлекательным для учеников. Музыка также помогает запоминать и закреплять изученный материал, развивает фонетическую и речевую подвижность учащихся, а также помогает улучшить их произношение и интонацию.

Какие преимущества имеет использование музыкальных произведений при развитии умения аудирования на уроках иностранного языка?

Использование музыкальных произведений при развитии умения аудирования на уроках иностранного языка имеет ряд преимуществ. Во-первых, музыка помогает ученикам развить навыки восприятия иностранной речи на слух, так как они слушают и понимают песню на иностранном языке. Во-вторых, музыка способствует запоминанию и закреплению изученного материала, так как ученики запоминают слова и фразы через музыку. В-третьих, музыка создает позитивную и эмоциональную атмосферу на уроке, что делает процесс обучения более интересным и привлекательным для учеников.

Какие принципы использования музыки применяются при обучении аудированию на уроках иностранного языка?

Во-первых, музыка должна быть выбрана с учетом уровня и возрастных особенностей учеников. Во-вторых, необходимо предложить разнообразные жанры музыки для расширения языковых и культурных знаний учащихся. В-третьих, можно использовать тексты песен для тренировки разных аспектов аудирования, таких как понимание основного содержания, выделение ключевых идей или уловка деталей.

Каков дидактический потенциал музыки при изучении иностранного языка?

Музыка может быть использована для активизации речевой деятельности учащихся, создания атмосферы на уроке, развития слухового восприятия и аудирования, обогащения словарного запаса, формирования языковых навыков, а также для познавательной, эмоциональной и мотивационной сферы обучения.

Как можно использовать музыкальные произведения при развитии умения аудирования на уроках иностранного языка?

Музыкальные произведения можно использовать для обучения различным видам аудирования. Например, ученики могут слушать песни и пытаться понять основное содержание, выделять ключевые идеи или уловать детали. Также можно проводить упражнения на различные аспекты аудирования, такие как понимание диалогов или монологов, различение звуков и интонации и т.д.

Какие преимущества есть у использования музыки на уроках иностранного языка для развития умения аудирования?

Использование музыки может создать интерес и мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Музыкальные произведения могут помочь улучшить слуховое восприятие, развить навыки различения звуков и интонации, а также обогатить словарный запас и понимание грамматических структур языка.

Как музыка используется на современных уроках иностранного языка на примере УМК Spotlight для 5 класса?

На уроках иностранного языка с использованием УМК Spotlight для 5 класса, музыка используется для введения новых тем, активизации лексики и грамматики, а также для тренировки навыков аудирования. Учащиеся могут слушать песни на английском языке, заполнять пропуски в тексте, отвечать на вопросы по тексту или создавать свои собственные песни.

Как использование музыки на уроках иностранного языка помогает формированию умения аудирования?

Использование музыки на уроках иностранного языка помогает формированию умения аудирования, так как музыка может быть привлекательной и интересной для учащихся, что способствует их вовлеченности в урок. Это помогает развить их слуховые навыки, такие как распознавание звуков, интонаций и ритма. Кроме того, музыка может помочь учащимся понять и запомнить новую лексику и грамматику, так как мелодии и ритмы могут помочь им лучше усваивать и запоминать информацию.