Культура кочевых цивилизаций и их связь с культурами Западной и Восточной Европы
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 17.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РАЗВИТИЕ КОЧЕВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 5
1.1.Особенности развития кочевых цивилизаций 5
1.2. Роль кочевников в процессе развития человеческой духовности и цивилизации 13
2.КУЛЬТУРА КОЧЕВНИКОВ И КУЛЬТУРЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА 19
2.1.Культура кочевых цивилизаций 19
2.2. Взаимодействие кочевого мира с цивилизациями Востока и Запада 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Кочевая цивилизация-лагеря, тропы, племенная солидарность, невозможность вдоволь питаться, главным образом белком и животными жирами, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и прежде всего с лошадью. Мирным и относительно благополучным оседлым народам кочевники кажутся жестокими, скрытными, бесчеловечными, у них нет веры, они являются носителями темных адских культов. В глазах кочевников оседлые-безвольные, изнеженные, продажные, крайне сладострастные, в общем-недостойные тех благ, которыми они обладают. Поэтому было бы справедливо, чтобы эти блага перешли в руки более сильных. Вполне естественно, что на Евразийском континенте, где на севере — непроходимая тайга и негостеприимные просторы ледяного безмолвия, на западе-Римская империя, на Востоке-Китай, а на юге — Персия, связующее звено между этими двумя империями, от кочевников пытаются отгородить Римский оборонительный вал и Великую Китайскую стену. Внутри этих укреплений, в центре этого исторического космоса находится особый мир "варваров" или конных кочевников. Несмотря на кажущуюся солидность, этот мир изменчив. Здесь есть своя экономика, которая кажется "горожанам" почти нищей, свои гордые традиции, своя Шаманская культура, свое причудливое отношение к более утонченной цивилизации. Это привлекает их, но в то же время вызывает презрение. Мир кочевой культуры так же целостен, уравновешен, замкнут по-своему, как и любой другой. Она едина и разнообразна одновременно, о чем свидетельствует этническая мозаика Великой степи с ее общими чертами, общими для всех евразийских кочевников. Эти особенности прослеживаются прежде всего в хозяйстве и быту, основанном на бережном отношении к богатствам природы. В свою очередь, это ограничивало рост населения, ибо его стимулировали младенческая смертность и межплеменные войны.Современному европейцу и то и другое кажется дикой жестокостью, но "в этом есть своя логика и строгая целесообразность". Ведь в случае присваивающей экономики определенная территория может прокормить определенное количество людей, входящих в геобиоценоз как верхнее, конечное звено. Чрезмерный рост населения приводит к истощению природных ресурсов, а попытки расселения-к жестоким войнам, ведь свободных земель нет. Переселение в дальние страны с иными природными условиями тем более затруднено, что там трудно, если не невозможно, адаптироваться скоту. Поэтому существует только самоограничивающийся рост населения, и это проще всего сделать с новорожденнымиПроизводительность труда в условиях скотоводства значительно выше, чем в ранних аграрных обществах. Это освобождало большую часть мужского населения от необходимости тратить время на поиски пищи и, при отсутствии других альтернатив (например, монашества) позволяло направить его на военные действия. Высокая производительность труда, однако, достигается за счет низкоинтенсивного (экстенсивного) использования пастбищ и требует новых земель, которые должны быть отвоеваны у соседей. Огромные армии кочевников, собранные из ненужных в быту людей, гораздо эффективнее мобилизованных крестьян, не имевших военного мастерства. Поэтому, несмотря на примитивную социальную структуру кочевников, они представляли собой большую угрозу для ранних цивилизаций, с которыми часто находились в антагонистических отношениях. Примером огромных усилий, которые были направлены на борьбу оседлых народов с кочевниками, является Великая Китайская стена, которая, как известно, была эффективным барьером против вторжений кочевых народов в Китай. Однако оседлый образ жизни, безусловно, имеет свои преимущества перед кочевым, а появление городов-крепостей и других культурных центров со временем позволило оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников, которые так и не смогли полностью уничтожить оседлые народы. Однако набеги кочевников иногда приводили к краху или существенному ослаблению высокоразвитых цивилизаций - например, к краху западной Римской Империи, павшей под натиском "варваров" во время "Великого переселения народов".Однако несмотря на постоянные потери от набегов кочевников ранние цивилизации которые были вынуждены постоянно искать новые способы защиты себя от постоянной угрозы уничтожения, получили также и стимул к развитию государственности, что дало Евразийским цивилизациям значительное преимущество перед доколумбовыми, где независимого скотоводства не существовало (или точнее полукочевые горные племена разводившие мелких животных из семейства верблюдовых не имели такого военного потенциала как Евразийские коневоды).По мнению некоторых историков, одной из главных проблем мировой истории является якобы конфликт между "цивилизацией" и "варварством". Американский историк У. Джонс пишет: "зародившись впервые на Дальнем Востоке, цивилизованное общество существовало параллельно с другими, отличаясь от него социальной организацией и уровнем развития культуры. Эти "другие" общества цивилизованный человек называл "варварскими", а их народы - "варварами". С одной стороны, в ходе дифференциации культуры возникли земледельческие общества, города, ирригационные техники, монументальная архитектура и письменность, с другой – появились общины охотников и пастухов, которые, хотя иногда и сочетали скотоводство с элементами земледелия, в основном занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Скифы и тюрки на Ближнем Востоке, арийцы, гунны в Восточной Азии, кельты, германцы и гунны в Европе – все они, как конные кочевники, причислялись к "варварам".Однако, несмотря на то, что общепринятой чертой "варварских" обществ была их полная или частичная принадлежность к кочевому скотоводческому хозяйству, "варвар" как таковой был скорее "не исторической реальностью, а мифическим образом".Следует считать бессмысленными споры о том, можно ли считать кочевые культуры цивилизациями. Кочевые цивилизации возникали, поглощая иногда очень значительные земельные, экономические и людские ресурсы, а затем распадались. И вновь возникали под влиянием экономических и исторических законов, а также фактора времени, через призму которого эти законы проявляли свою силу.В истории человечества происходит взаимодействие, нередко столкновение цивилизаций земледельцев и кочевников, когда пересекаются два разных вида жестокости-вооруженное насилие кочевников и гражданский эгоизм оседлых. Цивилизация земледельцев – это города, дороги, общественный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, крепостные стены, пехота. Кочевая цивилизация-лагеря, тропы, племенная солидарность, невозможность вдоволь питаться, главным образом белком и животными жирами, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и прежде всего с лошадью. Мирным и относительно благополучным оседлым народам кочевники кажутся жестокими, скрытными, бесчеловечными, у них нет веры, они являются носителями темных адских культов. В глазах кочевников оседлые-безвольные, изнеженные, продажные, крайне сладострастные, в общем-недостойные тех благ, которыми они обладают. Поэтому было бы справедливо, чтобы эти блага перешли в руки более сильных.Вполне естественно, что на Евразийском континенте, где на севере — непроходимая тайга и негостеприимные просторы ледяного безмолвия, на западе-Римская империя, на Востоке-Китай, а на юге — Персия, связующее звено между этими двумя империями, от кочевников пытаются отгородить Римский оборонительный вал и Великую Китайскую стену. Внутри этих укреплений, в центре этого исторического космоса находится особый мир "варваров" или конных кочевников. Несмотря на кажущуюся солидность, этот мир изменчив. Здесь есть своя экономика, которая кажется "горожанам" почти нищей, свои гордые традиции, своя Шаманская культура, свое причудливое отношение к более утонченной цивилизации. Это привлекает их, но в то же время вызывает презрение.Мир кочевой культуры так же целостен, уравновешен, замкнут по-своему, как и любой другой. Она едина и разнообразна одновременно, о чем свидетельствует этническая мозаика Великой степи с ее общими чертами, общими для всех евразийских кочевников. Эти особенности прослеживаются прежде всего в хозяйстве и быту, основанном на бережном отношении к богатствам природы. В свою очередь, это ограничивало рост населения, ибо его стимулировали младенческая смертность и межплеменные войны.Евразийские кочевники - это большая группа народов Евразийской степи, ее восточных (Восточный Дешт-и-Кипчак) и западных областей (Западный Дешт-и-Кипчак). Кочевники (степняки, половцы, кипчаки, татары) - общее название, собирательное для группы жителей степей Средней Азии, Монголии и Восточной Европы. Им удалось одомашнить лошадь, и в их хозяйстве и культуре сделали ставку на Коневодство и верховую езду. Кочевые племена изобрели колесницу, конницу и конного лучника, ввели такие новшества, как уздечка, ярмо и некоторые другие. В истории они часто упоминаются как завоеватели Европы, Анатолии и Китая. В английской литературе встречается выражение Horsepeople, то есть конные люди, всадники, всадники, всадники. Это пример одного из многих обобщающих терминов, с помощью которых ученые пытались и продолжают пытаться исследовать, описывать и осмысливать жизнь человечества в мире бескрайней степи с древнейших времен до наших дней. Кочевники Старого Света являются уникальным примером длительного паразитизма "варваров" над более технологически и организационно развитыми цивилизованными народами. Малейшие изменения окружающей среды приводили к цепной реакции массового перемещения кочевых народов на Запад в Европу или на Восток в страны Азии, в то время как направление движения по мнению ФернанаБроделя зависело от степени сопротивления со стороны оседлых народов. Начало конца кочевых набегов было положено в 80-х годах XVII века, когда Китаю удалось установить надежную пограничную безопасность и китайцы начали активно заселять Монголию, Туркестан и Тибет. В то же время Китай захватил Маньчжурию, а Нерчинский договор ознаменовал раздел китайских и русских владений на Амуре. Под давлением Китая кочевники двинулись на запад через Джунгарские ворота. Однако на этот раз кочевники вместо пустого пространства встретили сопротивление России времен Петра Великого. Еще столетие шли постоянные стычки с кочевниками на границах Руси, но на этот раз порох и ружья оказались сильнее главного преимущества кочевников-быстроты и подвижности. Победа России до конца XVIII века окончательно положила конец эпохе кочевых набегов на оседлые цивилизации Евразии. Кочевники всегда уступали оседлым земледельческим народам в численности. Население среднеазиатских степей, по оценкам Льва Гумилева, колебалось от 0,4 миллиона в 3 веке нашей эры до 1,3 миллиона в 13 веке нашей эры, и, например, гунны воевали с Китаем в соотношении 1 к 20. Общая численность кочевников от Волги до Монголии в конце 19 века оценивается в 3-4 миллиона человек, а в 15 и 16 веках, по некоторым оценкам, численность кочевников составляла сотни тысяч. Устойчивость взаимоотношений кочевников с ландшафтами Великой Степи прослеживается и в духовной сфере. Несмотря на восприимчивость степняков к эстетическим и религиозным канонам соседей, они сохраняли общую демонографию и культ Митры, охранителя клятв, карающего обман и ложь. Его проповедовали в Центральной Азии со-гдийцы — юечжи в IV в. до н. э. Этот культ прослеживается с глубокой древности до XVI в., когда восточная часть Степи была обращена в буддизм, а западная — в ислам. Но и тогда народные верования продолжали существовать.Взаимодействие стран современной великой Европы со Степью и ее народами прослеживается с древнейших времен. Таким образом, римская армия использовала сарматов в качестве элитных кавалеристов. Европа была затронута несколькими волнами нашествия кочевых народов, начиная от киммерийцев в VIII веке до н. э., до Великого переселения народов, а также монголов с сельджуками в эпоху Высокого Средневековья и заканчивая калмыками, киргизами и позднее казахами в современную эпоху. Самый ранний пример вторжения кочевников - сами прото-индоевропейцы. Киммерийское нашествие - это первое нашествие всадников, степных кочевников, о котором мы знаем из исторических источников.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо мнению некоторых историков, одной из главных проблем мировой истории является якобы конфликт между "цивилизацией" и "варварством".Понятие "кочевая или степная скотоводческая цивилизация" в последнее время стало активно использоваться в среде кочевников и востоковедов.Начало его состава относится к самому раннему периоду существования первых групп древних кочевников Азии. Однако окончательное формирование происходит к середине I тысячелетия до н. э. она связана, во-первых, с созданием империй азиатских и европейских гуннов, и, наконец, с возникновением Великого Тюркского каганата. В это время степной пояс Евразии превратился в единое замкнутое пространство, коммуникационные возможности которого были практически безграничны. Сложение глобальной этнополитической иерархии кочевых общин, появление рунической письменности, крупных межплеменных ханских ставок-прообраз особого явления, получившего последующее развитие в концепции "кочевого города", - вот основные составляющие этой цивилизации. Со второй половины I тысячелетия нашей эры Степное и прилегающее к нему лесостепное пространство вступило в особый этап своего развития. Начиная с этого периода, все этнокультурные и политические события, происходившие в диапазоне от Ордоса до Карпатского бассейна, были органично взаимосвязаны.Кочевники не живут на одном месте, и их жилища представляют собой безосновательные сооружения, которые они легко разбирают и перевозят с собой. Оседлые, наоборот, живут на одном месте и строят прочные дома и сооружения.Кочевники могут прокормить себя собирательством, рыболовством, охотой, кочевым скотоводством, ремеслами, торговлей или даже грабежом, в то время как оседлые граждане отдают приоритет сельскому хозяйству и животноводству. В настоящее время это все еще промышленное производство.Общественные отношения у кочевников довольно примитивны. У них нет социальных структур, и по большей части у них есть феодализм и военная демократия. Оседлые граждане постоянно работают над повышением социального статуса, и это не только политическая государственная структура,Кочевое скотоводство и использование железа позволили освоить огромные ранее необитаемые степные пространства, что привело к резкому увеличению поголовья овец и лошадей. Продолжающееся расслоение собственности привело к господству на одном полюсе богатых семей, владевших огромными стадами, а на другом-обедневших безлошадных коммунистов, занимавшихся земледелием в поймах степных рек. Расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. Государство стало такой силой.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Адамчик В.В. Всемирная история: от Древнего Вавилона до наших дней / В.В. Адамчик. - М.: Харвест, 2017. -960 с. 2. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. XX - начало XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Л.Н. Алексашкина. - М.: Мнемозина, 2018. - 319 c. 3. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало ХХI века. 9 класс. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания / Л.Н. Алексашкина. - М.: Экзамен, 2017. - 79 c. 4.Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник и практикум / Н. Г. Багдасарьян. Москва: Юрайт, 2019. — 410 с.5. Боярский М.Н. Всемирная история / М.Н. Боярский. – М.: АСТ, 2010. – 352 с. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 2. Восток и Запад в Середине века: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2018. - 538 c.6.Всемирная история: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Юнити, 2018. - 319 c.7. Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. / К.С. Гаджиев, Т.А Закаурцева., – М.: Владос, 2017. – 336 с. 8.Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 816 c. 9.Гуревич, П.С. Культурология: учебник для средних профессиональных учебных заведений / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 327 с.10. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2018. - 640 c.11. Загладин, Н.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса: Для общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. - М.: Рус. слово - учебник, 2017 - 432 c.12. Загладин, Н.В. Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI в. Учебник / Н.В. Загладин. - М.: Рус. слово-РС, 2015. - 416 c. 13. Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. - М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2010. - 544 c. Красняк О.А. Всемирная история. – М.: Либроком, 2018. – 280 с. 14.Культурология: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.]; под ред. А.М. Руденко. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 336 с.15.Культурология: учебник / В.В. Викторов. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 411 с.16.Культурология: учеб. пособие / под ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 400 с.17. Новиков, С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2017. - 640 c.
1.Адамчик В.В. Всемирная история: от Древнего Вавилона до наших дней / В.В. Адамчик. - М.: Харвест, 2017. -960 с.
2. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. XX - начало XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Л.Н. Алексашкина. - М.: Мнемозина, 2018. - 319 c.
3. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало ХХI века. 9 класс. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания / Л.Н. Алексашкина. - М.: Экзамен, 2017. - 79 c.
4.Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник и практикум / Н. Г. Багдасарьян. Москва: Юрайт, 2019. — 410 с.
5. Боярский М.Н. Всемирная история / М.Н. Боярский. – М.: АСТ, 2010. – 352 с. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т. Т. 2. Восток и Запад в Середине века: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2018. - 538 c.
6.Всемирная история: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Юнити, 2018. - 319 c.
7. Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. / К.С. Гаджиев, Т.А Закаурцева., – М.: Владос, 2017. – 336 с.
8.Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 816 c.
9.Гуревич, П.С. Культурология: учебник для средних профессиональных учебных заведений / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 327 с.
10. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2018. - 640 c.
11. Загладин, Н.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса: Для общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. - М.: Рус. слово - учебник, 2017 - 432 c.
12. Загладин, Н.В. Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI в. Учебник / Н.В. Загладин. - М.: Рус. слово-РС, 2015. - 416 c.
13. Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. - М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2010. - 544 c. Красняк О.А. Всемирная история. – М.: Либроком, 2018. – 280 с.
14.Культурология: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.]; под ред. А.М. Руденко. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 336 с.
15.Культурология: учебник / В.В. Викторов. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 411 с.
16.Культурология: учеб. пособие / под ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 400 с.
17. Новиков, С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2017. - 640 c.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития характеризовали кочевые цивилизации?
Особенности развития кочевых цивилизаций включали постоянное передвижение населения, основное средство продовольствия – скотоводство, отсутствие устойчивых поселений, ориентацию на торговлю и военные походы.
Какую роль играли кочевники в процессе развития человеческой духовности и цивилизации?
Кочевные народы вносили значительный вклад в развитие человеческой духовности и цивилизации. Они создавали свою собственную культуру, развивали уникальные формы искусства, передавали знания и навыки от поколения к поколению, совершенствовали технику и орудия труда.
Чем отличалась культура кочевых цивилизаций от культур Западной и Восточной Европы?
Культура кочевых цивилизаций отличалась особой организацией социальной жизни, основанной на племенной структуре и солидарности. В отличие от культур Западной и Восточной Европы, кочевники не имели устойчивых поселений и вели номадский образ жизни, что сказывалось на их культуре и обычаях.
Как происходило взаимодействие кочевого мира с цивилизациями Востока и Запада?
Взаимодействие кочевых цивилизаций с цивилизациями Востока и Запада происходило через торговые связи, миграцию населения, военные походы и культурные обмены. Данный процесс способствовал обогащению культур всех участников, взаимному влиянию и проникновению различных идей и технологий.
С какими сложностями и проблемами сталкивались кочевые цивилизации?
Кочевые цивилизации сталкивались с такими сложностями, как постоянные переезды и поиск пастбищ для скота, недостаток пресной воды, риски от внешних угроз и войн, трудности в организации социального устройства и сохранении культурных ценностей в условиях непостоянства.
Какие особенности развития имеют кочевые цивилизации?
Кочевые цивилизации характеризуются тем, что их население живет в постоянном движении, мигрируя с места на место в поисках пастбищ для скота. Они не имеют постоянных поселений, а живут в палатках или других передвижных жилищах. Это диктует свои особенности и влияет на формирование их культуры.
В чем заключается роль кочевников в процессе развития человеческой духовности и цивилизации?
Роль кочевников в развитии человеческой духовности и цивилизации была значительной. Они вносили свой вклад в развитие сельского хозяйства, скотоводства и ремесел. Кочевники обладали уникальными знаниями о природе, миграциях животных, путях и интересах других народов. Они обменивались опытом с другими цивилизациями, участвовали в торговле и обмене культурными ценностями. Таким образом, они способствовали обогащению культурных традиций и их взаимопониманию.
Какая культура присуща кочевым цивилизациям?
Культура кочевых цивилизаций отличается своеобразием и уникальностью. Она включает в себя множество традиций и обычаев, связанных с жизнью в постоянном движении. Кочевники ценят свободу, уважают природу и зависят от нее. Их культура охватывает такие аспекты жизни, как музыка, танцы, народные промыслы, религиозные обряды и поверья. Кочевые цивилизации оставили немалый след в искусстве, архитектуре и лингвистике.
Какие формы взаимодействия кочевого мира наблюдались с цивилизациями Востока и Запада?
Взаимодействие кочевого мира с цивилизациями Востока и Запада было многосторонним. Кочевники участвовали в торговле, обмене товарами и культурными ценностями. Они были свидетелями различных политических и военных событий, которые влияли на их образ жизни. Кочевники также принимали в своих рядах представителей других народов, которые становились частью их культуры и обычаев.
Какие особенности развития кочевых цивилизаций?
Особенности развития кочевых цивилизаций включают в себя постоянную миграцию, использование стационарных лагерей, развитую племенную структуру, основанную на родственных связях, а также уникальные традиции и обычаи, связанные с жизнью в степях и пустынях.
Какую роль играли кочевники в процессе развития человеческой духовности и цивилизации?
Кочевники играли значительную роль в развитии человеческой духовности и цивилизации. Их номадический образ жизни хранил традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Кочевники также способствовали развитию торговли, культуры и обмену опытом между различными народами и цивилизациями.
Какая связь между культурами кочевых цивилизаций и культурами Западной и Восточной Европы?
Существует тесная связь между культурами кочевых цивилизаций и культурами Западной и Восточной Европы. Кочевники влияли на формирование и развитие культурных традиций, религии, искусства и торговли в этих регионах. Культурный обмен между кочевыми народами и народами Западной и Восточной Европы способствовал развитию цивилизации и созданию уникальной синтезированной культуры.