Репертуар как пространство отношений театра и публики на примере репертуара Театра Маяковского
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 09.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты репертуара как пространство реализации отношений театра и публики 6
1.1. Особенности и проблемы формирования театрального репертуара 6
1.2. Актуальные репертуарные тенденции в контексте развития современной социальной жизни 12
Глава 2. Практическая реализация отношений театра и зрителя на примере репертуара театра имени В. Маяковского 17
2.1 Социолого-театроведческая экспертиза репертуара московских театров 17
2.2 Анализ театрального репертуара на примере театра имени В. Маяковского 22
Заключение 29
Список литературы 32
Таким образом, аудитории были показаны не только негативные стороны общественной жизни, но и проблемы распада семьи. Этот спектакль напоминает, как важно беречь доверие близких людей, а также заставляет задуматься о смене жизненных приоритетов, о вечном споре отцов и детей.В 2002 году художественным руководителем театра имени В. Маяковского стал С.Н.Арцибашев. Руководитель уловил настроения публики и потому предложил такие постановки, которые не напрягают зрительского внимания, но в то же время способствуют духовному развитию. В частности, это были гоголевские «Мертвые души», «Как поссорился…», «Женитьба». Серьезным произведением, рассчитанным на интеллигентную «подготовленную» аудиторию, стали «Карамазовы», поставленные по произведению Достоевского.Сегодня театр возглавляет Миндаугас Карбаускис. Чтобы проанализировать актуальный репертуар театра, нам достаточно зайти в соответствующий раздел на сайте театра имени В. Маяковского. Прежде всего, следует отметить, что театральный репертуар рассчитан на любую возрастную категорию. Здесь есть спектакли для самых маленьких зрителей: музыкальная постановка «Фабрика слов» и «Мама-кот». Постановщики показывают ребятам, что всегда можно выразить свои чувства, даже когда не хватает слов, чтобы передать свои эмоции. Они напоминают детям, что мамам очень нужна их забота, любовь и поддержка, а также мотивируют ребят на свершение новых открытий.Еще одна постановка для детей «Малыш и кот», поставлена в соответствии с инновационным национальным проектом Института театра, который развивает новый для нашей страны жанр – бэби-театр, который рассчитан на малышей до трех лет.Ребятам постарше предлагаются более серьезные произведения. Это, например, «Мертвые души» и «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Не все коту масленица» Александра Островского, «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого. Набор пьес подобран не случайно: театр ненавязчиво знакомит детей с произведениями классиков русской литературы, а комедийный сюжет в сочетании с мастерством актерской игры смотрится на одном дыхании.Юным зрителям 16-18 лет, а также взрослой аудитории предлагаются более серьезные произведения. Таковым является «Русский романс», в котором руководитель органично переплетает творчество и биографию Льва Николаевича Толстого. Или сатирическая драма «Сказки венского леса», герои которой переживают экономический и личностный кризис и борются: кто за свое счастье, а кто и за комфортное существование. Комедия «Развод по-мужски»,НилаСаймона, несмотря на множество забавных ситуаций, заставляет задуматься об отношениях внутри семьи, когда супруги любят друг друга, но им отчего-то некомфортновместе.Вниманию взрослой аудитории также представлены классические произведения. В частности, речь идет о спектакле «Дядюшкин сон», в основу которого положен анекдотичный случай, когда молодая,амбициозная женщина оказывается привязанной к маленькому городку и ей хочется любой ценой выбраться из него. Пусть даже это будет цена неравного брака. На сцене театра идет комедийная пьеса Максима Горького «Чудаки», в которой остроумно показаны и любовные сцены, и ревность, и флирт, и склонность общества к различным мистификациям. А монологи героев Горького не утратили своей актуальности, хотя и были написаны больше века назад. В декабре прошлого года в театре состоялась премьера спектакля «Обломов» по одноименной повести Ивана Гончарова. По замыслу художественного руководителя, внимание аудитории должно быть сосредоточено на самом Обломове. Штольц появляется лишь один раз, и то лишь для того, чтобы передать Обломова в руки Ольги Ильинской. Данная интерпретация Гончарова не случайна: когда роман только вышел в свет, критики стали противопоставлять Штольца Обломову. Поэтому руководитель задумал показать главного героя без его друга, чтобы зритель сам мог составить о нем свое мнение.Помимо нестареющей классики, руководство театра применяет современные технологии для создания спектаклей. Например, жанр постановки «Август: Графство Осейдж» определен, как семейная история в 3D. Когда открывается занавес, зритель действительно видит геометрическую конструкцию, которая оказывается домом в натуральную величину. В этом доме имеется гостиная, кухня, рабочий кабинет, мансарда, спальня. По ходу спектакля декорации выдвигаются, что позволяет рассмотреть самые потаенные уголки дома, а во время драматических столкновений, цифровой дом меняет цвет, периодически подсвечиваются отдельные его части.Интересно, что действие, которое разворачивается на фоне современных технологий, затрагивает вечные жизненные темы. Уехать из дома или остаться с родителями, пожертвовать своими стремлениями ради близких или радовать их редкими знаками внимания, связать себя семейными узами из чувства долга или потому что ты действительно любишь родственников – вот вопросы, которыми задавались молодые люди во все времена и во всех странах.Дифференциация репертуара театра позволяет отразить не только состав аудитории, но и субкультуризацию общества, которая выражается в разделении зрителей на возрастные группы с присущим для них видением картины мира: дети, подростки, молодые люди 16-18 лет, взрослая аудитория. Репертуар, опубликованный на сайте театра, не позволяет судить, если ли разделение аудитории на интеллигенцию и зрителей среднего достатка. Однако, с уверенностью можно сказать, что «репертуар театра» рассчитан как на семейный выход в свет, так и на романтические свидания или дружеские встречи.Таким образом, при всем разнообразии репертуара, в театре Маяковского также прослеживается тенденция заинтересованности аудитории классическими произведениями. Современные пьесы у многих вызывает недоумение и чувство неудовлетворенности. Однако, «руководство театра, продолжает ставить спектакли, ориентированные на разную аудиторию, разные художественные установки и уровни», - отмечает доктор искусствоведения Цукасова, Л. В.Руководитель понимает, что выбирая классические постановки, он отдает дань проверенным спектаклям, которые всегда пользовались спросом. Вместе с тем, он рискует и берется за постановку современных пьес со сложными спецэффектамии непростым сюжетом. Ведь если этого не делать театр потеряет зрителей нового поколения, а также разорвет отношения с драматургами, которые не найдут возможности реализовать свой творческий потенциал. В то же время, руководитель осознает, что спектакль может быть «забракован» зрителем в самом начале проката и тогда все усилия будут напрасны. Это явление во многом связано с тем, что современная драматургия пока не нашла своего «героя», который станет близок и понятен аудитории ХХIвека. Получается, что сегодня только классические произведения могут помочь переосмыслить и оценить события, происходящие в современной жизни, и сформировать необходимую для зрителя потребность самооценки. Данную установку театра и аудитории можно назвать положительным знаком, поскольку это свидетельствует о том, что обе стороны стремятся развивать духовную жизнь и сохранять культурное наследие. При этом не стоит недооценивать авторов современных пьес. Ведь еще В. Немирович-Данченко сказал, что базовой составляющей театра должна быть современная драматургия, поскольку благодаря ей и возникает тесная взаимосвязь театра и зрителя. Классический репертуар может и должен присутствовать, однако, он не должен становится основой театрального репертуара. Слова Немировича-Данченко не потеряли своей актуальности и сегодня, ведь только живая связь театральной деятельности с современностью обеспечат театру постоянную связь с благодарным зрителем.ЗаключениеВ данной работе мной был изучен репертуар как пространство отношений театра и публики в теоретическом и практическом аспекте. В ходе исследования мной была изучена социально-театроведческая экспертиза театра, определены особенности формирования репертуара, а также приведена характеристика репертуара с точки зрения зрителей и специалистов. Помимо этого, мной были изучено дифференцирование репертуара как отражение состава аудитории и процесса субкультуризации общества, а также рассмотрены актуальные репертуарные тенденции в контексте развития современной социальной жизни. В ходе исследования мной были сделаны следующие выводы.Во-первых, формирование репертуара во многом связано не только с системой взаимоотношений «зритель-театр», но и с многочисленными внешними факторами, к которым относится финансирование, компетентность руководства театрального учреждения и мастерство всего театрального коллектива. Следует отметить, что сегодня происходит процесс самоорганизации театральной жизни при помощи государства. Однако, данная деятельность затруднена, поскольку отсутствует определенные условия, которые касаются социальной защиты и инфраструктуры театрального дела. Несмотря на определенные сложности, театр по-прежнему остается учреждением культуры, которое отвечает за духовное развитие общества.Во-вторых, современный театр представляет собой сложное социальное явление. С одной стороны, он следует театральным традициям, которые были приняты в начале прошлого столетия. Сдругой, он стремится выводить на сцену новые спектакли, которые точно привлекут современных зрителей, избалованных стереоэффектами и графическими изображениями мирового кинематографа. Это позволяет театральным учреждениям оставаться интересными для возрастной аудитории и привлекать в свои стены молодежь. Нельзя не отметить, что современным режиссерам бывает сложно не идти на поводу у своей аудитории, а постоянно предлагать что-то новое и необычное, рискуя остаться у разбитого корыта.В-третьих, для современного театра важно разграничить массивы искусства, которые различаются как по содержанию, так и по жанровой направленности. Четкое отграничение жанровых направлений позволит разработать гибкую политику дотаций, экономического стимулирования, финансирования и ценообразования, что обеспечит приоритет социально-целесообразных художественных ценностей. При этом нельзя отрицать тот факт, что определенные спектакли являются «лицом» и экономической основой театра. В таких постановках всегда заняты лучшие актеры, а техническая составляющая всегда находится на высоком уровне. Это позволяет театру получать определенную финансовую выгоду, но при этом может страдать художественный уровень таких постановок. Руководители театра не должны зацикливаться на материально-технической базе: разумеется, создание современных постановок немыслимо без применения новых технологий, но создатели спектаклей должны выводить на первый план духовность, а не яркие спецэффекты.В-четвертых, дифференциация репертуара театра позволяет отразить не только состав аудитории, но и субкультуризацию общества, которая выражается в разделении зрителей на возрастные группы с присущим для них видением картины мира: дети, подростки, молодые люди 16-18 лет, взрослая аудитория. Репертуар, опубликованный на сайте театра, не позволяет судить, если ли разделение аудитории на интеллигенцию и зрителей среднего достатка. Однако, с уверенностью можно сказать, что репертуар театра рассчитан как на семейный выход в свет, так и на романтические свидания или дружеские встречи.В-пятых, при всем разнообразии репертуара, в театре Маяковского также прослеживается тенденция заинтересованности аудитории классическими произведениями. Современные пьесы у многих вызывает недоумение и чувство неудовлетворенности. Однако, руководство театра продолжает ставить спектакли, ориентированные на разную аудиторию, разные художественные установки и уровни. Руководитель понимает, что выбирая классические постановки, он отдает дань проверенным спектаклям, которые всегда пользовались спросом. Вместе с тем, он рискует и берется за постановку современных пьес со сложными спецэффектами и непростым сюжетом. Ведь если этого не делать театр потеряет зрителей нового поколения, а также разорвет отношения с драматургами, которые не найдут возможности реализовать свой творческий потенциал. В то же время, руководитель осознает, что спектакль может быть «забракован» зрителем в самом начале проката и тогда все усилия будут напрасны. Это явление во многом связано с тем, что современная драматургия пока не нашла своего «героя», который станет близок и понятен аудитории ХХI века. Получается, что сегодня только классические произведения могут помочь переосмыслить и оценить события, происходящие в современной жизни, и сформировать необходимую для зрителя потребность самооценки. Данную установку театра и аудитории можно назвать положительным знаком, поскольку это свидетельствует о том, что обе стороны стремятся развивать духовную жизнь и сохранять культурное наследие. При этом не стоит недооценивать авторов современных пьес. Ведь еще В. Немирович-Данченко сказал, что базовой составляющей театра должна быть современная драматургия, поскольку благодаря ей и возникает тесная взаимосвязь театра и зрителя. Классический репертуар может и должен присутствовать, однако, он не должен становится основой театрального репертуара. Слова Немировича-Данченко не потеряли своей актуальности и сегодня, ведь только живая связь театральной деятельности с современностью обеспечат театру постоянную связь с благодарным зрителем.Список литературыКниги:Актер и режиссер: жизнь в театре. Современные проблемы творческой деятельности / Отв. Ред Д.Д. Дадамян, Н.М. Зоркая. – М: 1991. – 345 с.Ансимов, Г. П. Режиссер в музыкальном театре / Г.П. Ансимов. - М.: Всероссийское театральное общество, 2017. - 320 c.Афонин, Леонид Повесть об орловском театре / Леонид Афонин. - М.: Приокское книжное издательство, 2004. - 244 c.Броневский С. П. О форме в сценическом творчестве / С. Броневский (Боянус). – Изд.2-е, [репр.]. – М. : URSS : [ЛИБРОКОМ, 2012]. – [2], 121 с.Викторов, В. Наталия Сац и Детский музыкальный театр... [Текст] / В. Викторов. -Москва : Композитор, 1993. - 240 с.Дмитриевский, В. Н.Основы социологии театра : история, теория, практика : учеб.пособие / В. Н. Дмитриевский. - М. : ГИТИС, 2004. – 113 с.Журавлева, А. И. Театр А. Н. Островского / А.И. Журавлева, В.Н. Некрасов. - М.: Просвещение, 2010. - 208 c.Келлер, Иосиф Репетиции. Спектакли. Встречи / Иосиф Келлер. - М.: Пермское книжное издательство, 2012. - 208 c.Марков П. А. Статьи о театре XX века : избранное : в 2 т. / П. А. Марков ; [сост.: Б. Н.Любимов и др. ; ред. В. Турчин ; Рос.ун-т театр. искусства – ГИТИС]. – М. : ГИТИС, 2013. Т. 1. – 2013. – 655 с.Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве : [автобиография] / К. С. Станиславский. - Москва: искусство, 1983. - 424 с.Сарабьян, Э. Большая книга тренингов по системе Станиславского / Э. Сарабьян, О.Лоза. - Москва :Астрель, 2012. - 222 с.Самитов, Д. Г..Продюсирование некоммерческого театра [Текст]: история, социология, менеджмент, маркетинг, правовые аспекты региональных театров США / Д. Самитов. - Москва : ГИТИС, 2016. – 556.Цукасова, Л. В. Л. А. Волков. Театральная педагогика : принципы, заповеди, советы / Л.В. Цукасова. - [Б. м.] : [Б. и.], 2009. - 193 с.Электронные ресурсыЗыков А. И. Визуализация эмоционального состояния героев как постановочный приём в драматическом театре (типологические характеристики) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-emotsionalnogo-sostoyaniya-geroev-kak-postanovochnyy-priyom-v-dramaticheskom-teatre-tipologicheskie-harakteristiki, свободный. - Электронная библиотека (Дата обращения – 19 октября 2019).Репертуар [Электронный ресурс] – URL: http://www.mayakovsky.ru/ , свободный. –Московский Академический театр имени В. Маяковского (Дата обращения 19 октября 2019).Репертуар [Электронный ресурс] – URL: http://www.cultfine.ru/cfons-257-3.html, свободный. – Статьи по культуре (Дата обращения – 19 октября 2019). Тенденции развития театрального дела в Москве в начале ХХI века [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-teatralnogo-dela-v-moskve-v-nachale-xxi-v-1, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения – 19 октября 2019).
Книги:
1. Актер и режиссер: жизнь в театре. Современные проблемы творческой деятельности / Отв. Ред Д.Д. Дадамян, Н.М. Зоркая. – М: 1991. – 345 с.
2. Ансимов, Г. П. Режиссер в музыкальном театре / Г.П. Ансимов. - М.: Всероссийское театральное общество, 2017. - 320 c.
3. Афонин, Леонид Повесть об орловском театре / Леонид Афонин. - М.: Приокское книжное издательство, 2004. - 244 c.
4. Броневский С. П. О форме в сценическом творчестве / С. Броневский (Боянус). – Изд.2-е, [репр.]. – М. : URSS : [ЛИБРОКОМ, 2012]. – [2], 121 с.
5. Викторов, В. Наталия Сац и Детский музыкальный театр... [Текст] / В. Викторов. -Москва : Композитор, 1993. - 240 с.
6. Дмитриевский, В. Н. Основы социологии театра : история, теория, практика : учеб. пособие / В. Н. Дмитриевский. - М. : ГИТИС, 2004. – 113 с.
7. Журавлева, А. И. Театр А. Н. Островского / А.И. Журавлева, В.Н. Некрасов. - М.: Просвещение, 2010. - 208 c.
8. Келлер, Иосиф Репетиции. Спектакли. Встречи / Иосиф Келлер. - М.: Пермское книжное издательство, 2012. - 208 c.
9. Марков П. А. Статьи о театре XX века : избранное : в 2 т. / П. А. Марков ; [сост.: Б. Н.Любимов и др. ; ред. В. Турчин ; Рос. ун-т театр. искусства – ГИТИС]. – М. : ГИТИС, 2013. Т. 1. – 2013. – 655 с.
10. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве : [автобиография] / К. С. Станиславский. - Москва: искусство, 1983. - 424 с.
11. Сарабьян, Э. Большая книга тренингов по системе Станиславского / Э. Сарабьян, О.Лоза. - Москва : Астрель, 2012. - 222 с.
12. Самитов, Д. Г..Продюсирование некоммерческого театра [Текст]: история, социология, менеджмент, маркетинг, правовые аспекты региональных театров США / Д. Самитов. - Москва : ГИТИС, 2016. – 556.
13. Цукасова, Л. В. Л. А. Волков. Театральная педагогика : принципы, заповеди, советы / Л.В. Цукасова. - [Б. м.] : [Б. и.], 2009. - 193 с.
Электронные ресурсы
1. Зыков А. И. Визуализация эмоционального состояния героев как постановочный приём в драматическом театре (типологические характеристики) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-emotsionalnogo-sostoyaniya-geroev-kak-postanovochnyy-priyom-v-dramaticheskom-teatre-tipologicheskie-harakteristiki, свободный. - Электронная библиотека (Дата обращения – 19 октября 2019).
2. Репертуар [Электронный ресурс] – URL: http://www.mayakovsky.ru/ , свободный. –Московский Академический театр имени В. Маяковского (Дата обращения 19 октября 2019).
3. Репертуар [Электронный ресурс] – URL: http://www.cultfine.ru/cfons-257-3.html, свободный. – Статьи по культуре (Дата обращения – 19 октября 2019).
4. Тенденции развития театрального дела в Москве в начале ХХI века [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-teatralnogo-dela-v-moskve-v-nachale-xxi-v-1, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения – 19 октября 2019).
Вопрос-ответ:
Какие особенности и проблемы существуют при формировании театрального репертуара?
Одной из основных проблем является поиск баланса между коммерческим успехом и художественными ценностями. Также важным аспектом является выбор актуальных и интересных для зрителей произведений, которые бы отражали современные социальные и политические реалии.
Какие актуальные репертуарные тенденции можно наблюдать в современной социальной жизни?
Среди актуальных тенденций можно выделить увеличение количества постановок по лучшим произведениям мировой классики, акцент на социально значимых и проблемных темах, а также разнообразие жанров и форматов представлений, которые позволяют привлечь различные категории зрителей.
Как театр имени В. Маяковского реализует отношения с публикой через свой репертуар?
Театр Маяковского активно использует разнообразие жанров и форматов спектаклей, чтобы привлечь различные категории зрителей. Они также стараются выбирать актуальные произведения, которые отражают современные социальные и политические проблемы, чтобы вызывать интерес и диалог с публикой.
Какие особенности социального театра можно наблюдать в практической реализации отношений с публикой?
Социальный театр, такой как театр Маяковского, стремится к взаимодействию с публикой, активное участие зрителей в происходящем на сцене, проведение дискуссий и диалогов с театральной командой. Такие форматы позволяют создать более глубокий и интерактивный опыт для зрителей.
Какие преимущества и недостатки имеет выбор актуальных тем в репертуаре?
Выбор актуальных тем в репертуаре, с одной стороны, позволяет привлечь больше зрителей, заинтересованных в обсуждении этих тем. Однако, есть риск увлечься модными темами и потерять художественное качество представлений.
Какие проблемы существуют при формировании театрального репертуара?
Формирование театрального репертуара сталкивается с различными проблемами, такими как поиск актуальных и интересных для зрителя спектаклей, ограниченные финансовые возможности театра, сложности в взаимодействии с актерами и другими сотрудниками театра. Также важным аспектом является балансирование между классическими произведениями и современными спектаклями, чтобы удовлетворить различные предпочтения зрителей.
Какие актуальные репертуарные тенденции наблюдаются в современной социальной жизни?
В современной социальной жизни можно наблюдать ряд актуальных репертуарных тенденций. Во-первых, это увеличение количества спектаклей на социально-политические темы, которые отражают актуальные проблемы общества. Во-вторых, современные театры всё чаще ставят спектакли, которые взаимодействуют с другими форматами искусства, такими как музыка и видеоинсталляции. Кроме того, растет популярность интерактивных спектаклей, где зритель принимает активное участие в происходящем на сцене.
Какие примеры практической реализации отношений театра и зрителя можно привести на примере репертуара Театра Маяковского?
Театр Маяковского активно взаимодействует с публикой и создает разнообразные форматы спектаклей. Например, спектакль "Сломленные" предлагает зрителям встать на место актеров и самостоятельно создать свою историю. Еще одним интересным примером является спектакль "Химеры", в котором зрители могут выбирать различные финалы и влиять на сюжет спектакля. Такие форматы позволяют зрителям взаимодействовать с произведением и становиться его соавторами.
Какие особенности имеет репертуар Театра Маяковского?
Репертуар Театра Маяковского отличается широким спектром жанровых и стилистических направлений. Здесь можно увидеть как классические произведения, так и современные постановки, которые отражают актуальные социальные и политические проблемы. Театр Маяковского также известен своими экспериментальными и интерактивными спектаклями, которые предлагают зрителям активно участвовать в происходящем на сцене.
Что такое репертуар театра?
Репертуар театра - это совокупность всех спектаклей, которые он планирует поставить и которые уже идут в его постановке. Он включает в себя как классические произведения, так и современные пьесы, а также спектакли, созданные самим театром. Репертуар театра меняется со временем в зависимости от различных факторов, включая предпочтения зрителей, актуальные тенденции и возможности театральной команды.