Западноевропейское рыцарство: происхождение , идеология , социальный облик

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Зарубежная
  • 15 15 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 21.11.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1.Происхождение рыцарства 4
2.Идеология рыцарства 8
3.Социальный облик рыцарства 17
Заключение 19
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

«Они изнывали врозь, но ещё больше страдали», когда были вместе. «Изольда стала королевой и живет в горе... У Изольды страстная, нежная любовь и Тристан – с нею, когда угодно, и днём и ночью». Даже в минуты счастья влюбленных одолевают тяжелые мысли. Любовь же и приводит их к гибели.Легенда о Тристане и Изольде показывает, как в средневековом сознании представала страстная пылкая чувственная любовь – как величайшее страдание, толкающее людей на преступления. Такая любовь не возвышает, а уничтожает человека. И только лишь платоническое чувство, не нарушающее семейных уз и ценностей, помогает духовному развитию.Подобное понимание любви и семейных отношений связано с философией средневековой эпохи, мировоззрением людей. Пылкая сильная любовь предполагает свободу выражения чувств, порой она уводит человека от привычного общества, меняет его жизнь. А средневековый человек не видел никакого смысла в свободе в ее современном понимании. Для него свобода была привилегией, и само это слово чаще всего употреблялось во множественном числе. Свобода—это гарантированный статус. По определению Г. Телленбаха, она была «законным местом перед Богом и людьми», то есть включенностью в общество. Без общины не было и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек—это тот, у кого могущественный покровитель. И когда клирики в эпоху григорианской реформы требовали «свободы церкви», они подразумевали под этим вызволение ее из-под власти земельных сеньоров и подчинение одному лишь наивысшему сеньору—Богу. Индивид в средние века в первую очередь принадлежал семье. Большой семье, патриархальной или племенной. Под руководством своего главы она «подавляла индивида, предписывала ему и собственность, и ответственность, и коллективные действия».Признавая духовное руководство церкви и короля каждый класс западного феодального общества развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов - рыцарство в широком смысле слова - выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Из последних большое распространение получили рыцарские турниры — публичные состязания рыцаря в уменье владеть оружием, отражавшие военную профессию феодала. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. В дальнейшем циклы военных песен превращались в целые поэмы. Наиболее знаменитой из них была «Песнь о Роланде», возникшая в Северной Франции в XI веке и окончательно отработанная в XII веке. Такой же героической поэмой с чертами прославления народного героя была «Поэма о Сиде», появившаяся в XII веке в Испании, в которой нашла отражение многовековая борьба испанских народов против арабов. Третьей наиболее крупной поэмой, созданной в Германии в начале XIII века, была «Песнь о Нибелунгах», в которой сказочные элементы переплетались с раннесредневековыми историческими преданиями и рыцарским бытом более позднего времени. В XII веке появились рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения, по мере того как рыцари разных стран Европы познакомились более друг с другом и обогатились впечатлениями от далеких стран в процессе крестовых походов на Восток. Наибольшей известностью пользовались циклы романов о древнебританском короле Артуре, которыми зачитывались в замках Англии и Франции, и романы АмадисаГолльского, читавшиеся в Испании, Франции и Италии. Большое место в рыцарской литературе занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в Южной Франции и труверы в Северной Франции, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной принадлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.3.Социальный облик рыцарстваХозяйственной основой рыцарства, поскольку оно не содержалось при дворе сеньора, служили ленные поместья, жалованные не как наследственные, а лишь пожизненно, причем с оговоркой на случай перемены сюзерена (т. II, часть 4, гл. IV). Но если наследник рыцаря удовлетворял требованиям сеньора, то лен оставлялся за ним; на этом основывались притязания наследств, из которых постепенно выработалось наследственное право, что не только укрепляло, но и повышало социальное положение рыцарства. Випо, биограф Конрада II, рассказывает нам, что император "в высокой степени привлек к себе сердца рыцарей (militum) тем, что впредь не разрешил отнимать у наследников лены, принадлежавшие издавна их предкам".Рыцари в более позднем смысле этого слова (т.е. рыцарского происхождения, принятые через посвящение в корпорацию) образуют собой как бы военное сословие внутри военного сословия. Важно уяснить себе (что не так просто), каким образом это было возможно, ибо предпосылкой образование закрепления подобного военного сословия могло быть только действительное превосходство в военном деле, в бою, - одних правовых норм было недостаточно.Последний период средневековья характеризуется преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств. Произошло это в результате усиления городов и образования союза между городами и королевской властью. Опираясь на финансовые средства городов, короли смогли создать и содержать постоянную наёмную армию для борьбы с непокорными феодалами. Солдаты этих армий служили уже не в силу феодальных обычаев, а за жалование непосредственно королю. Необходимость содержать большие армии повлекла за собой стремление упорядочить и увеличить налоговые поступления, что стало возможным лишь с организацией бюрократического чиновничьего аппарата.С появлением в начале XIV века огнестрельного оружия постепенно уменьшаются значение и роль рыцарства. Ни один замок не мог теперь устоять против артиллерии, появление ручного огнестрельного оружия сделало бессмысленным применение лат. Рыцарство теряет монополию на военное дело, главную роль в котором начинает играть пехота, в первую очередь наёмная: сначала швейцарская, потом немецкие ландскнехты.ЗаключениеТаким образом, единого мнения относительно происхождения рыцарства в научной литературе не сложилось. Высказываются мнения о том, что рыцарство берет свое начало в римском сословии всадников. Эта позиция заслуживает внимания, поскольку очевидна связь традиций, воинского быта и социального облика, положения в обществе.Западноевропейское рыцарство обладало собственной идеологией. Рыцарский идеал основывался на верности Отечеству, государю, обществу, народу, церкви, прекрасной даме. Именно в среде рыцарей зарождается и процветает идеал возвышенной платонической любви к недостижимой прекрасной даме. Этот идеал в значительной мере повлиял на развитие средневековой литературы. Также важное место в жизни рыцаря занимали воинские турниры. В любой момент рыцарь должен был быть готов на то, чтобы встать на защиту государства и католической веры.В обществе рыцари занимали привилегированное положение, они имели собственные земли, солидное материальное обеспечение.Список литературыБасов И.И. Западноевропейское рыцарство XII - XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства (Опыт сравнительно-исторического исследования) :Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Армавир, 2005 259 c. РГБ ОД, 61:05-7/520Виймар П. Крестовые походы. – М., 2003. Гуревич А. Я. Индивид и социум на Средневековом Западе. — СПб.: Alexandria, 2009.Жак ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. — М.: Прогресс, 1992. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — С. 304-305. Коннолли, П. Греция и Рим: энциклопедия военной истории / П. Коннолли. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.Легенда о Тристане и Изольде./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/WORLD/tristan_i_izolda.txtМишо Ж.Ф. История рыцарства.// https://history.wikireading.ru/201563Плутарх. Сравнительные жизнеописания. http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htmСмирнова Е. Д. Нобилитет как феномен западноевропейского средневековья (историко-историографический аспект) // Истор. фак. БГУ. — Мн., б. г. Тит Ливий. История Рима от основания города / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М., 1989. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1364000800Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. — М., 2006.


1. Басов И.И. Западноевропейское рыцарство XII - XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства (Опыт сравнительно-исторического исследования) :Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Армавир, 2005 259 c. РГБ ОД, 61:05-7/520
2. Виймар П. Крестовые походы. – М., 2003.
3. Гуревич А. Я. Индивид и социум на Средневековом Западе. — СПб.: Alexandria, 2009.
4. Жак ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. — М.: Прогресс, 1992.
5. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — С. 304-305.
6. Коннолли, П. Греция и Рим: энциклопедия военной истории / П. Коннолли. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
7. Легенда о Тристане и Изольде./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/WORLD/tristan_i_izolda.txt
8. Мишо Ж.Ф. История рыцарства.// https://history.wikireading.ru/201563
9. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm
10. Смирнова Е. Д. Нобилитет как феномен западноевропейского средневековья (историко-историографический аспект) // Истор. фак. БГУ. — Мн., б. г.
11. Тит Ливий. История Рима от основания города / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М., 1989. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1364000800
12. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. — М., 2006.

Вопрос-ответ:

Как происходило формирование западноевропейского рыцарства?

Западноевропейское рыцарство формировалось постепенно в средние века. Сначала рыцарем становился любой свободный мужчина, который мог себе позволить снаряжение и коня. Впоследствии рыцарское звание стало наследственным и доступным только благородной знати.

Какие идеалы были свойственны идеологии западноевропейского рыцарства?

Идеология западноевропейского рыцарства основывалась на таких идеалах, как верность, честь, благородство, мужество и рыцарская доблесть. Рыцарь должен был служить короне и защищать слабых и обездоленных.

Какие социальные слои включал в себя рыцарство?

Рыцарство включало в себя несколько социальных слоев. Верхние слои рыцарства составляли высшие феодалы и королевские особи. Средний слой состоял из низших феодалов и рыцарей-самоподжиготных. Нижний слой составляли бродячие рыцари и рыцари-наемники.

Каковы особенности социального облика рыцарства?

Социальный облик рыцарства был определен рядом особенностей. Рыцари отличались специфической экипировкой (доспехами, щитами, мечами, латами), а также видными идентификационными знаками (геральдические символы, знамена). Кроме того, рыцари часто проводили рыцарские турниры и участвовали в походах и войнах.

Какие литературные произведения можно почитать на тему западноевропейского рыцарства?

Для более подробного ознакомления с западноевропейским рыцарством рекомендуется ознакомиться с такими литературными произведениями, как "Рыцарь в кожаном чуланчике" Жака Леб Гоффа, "Коханець Леді Чатерлей" Дж. Д. Лоуренса, "Рыцарское поведение" Корнелия Вожинова и "Откровенное рыцарское искусство" Хью Капетта.

Какое происхождение у западноевропейского рыцарства?

Западноевропейское рыцарство имеет свои корни в замечательной эпохе Средневековья, когда военная мощь и социальный статус играли важную роль. Оно происходит от практики рыцарей-воинов, которые воевали на службе у феодала и стремились к идеалам храбрости, чести и верности.

Какую идеологию привержен рыцарство?

Центральной идеологией рыцарства были рыцарские доблести - честь, верность, благородство, благосклонность и щедрость. Они служили подобным образом высшим ценностям Средневековой Европы, где рыцари оказывали защиту слабым и беспомощным, совершали подвиги и доказывали свою физическую и моральную мощь.

Каков социальный облик западноевропейского рыцарства?

Социальный облик западноевропейского рыцарства создавался на основе строгой иерархии и членства в феодальной знати. Рыцари обычно восходили из благородной родовой знати и были олицетворением социального статуса. Они обладали земельными владениями и привилегиями, играли значимую роль в политической и военной жизни общества.