Государственная социальная помощь
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 25.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы государственной социальной помощи 5
1.1. Понятие и сущность государственной социальной помощи 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственных социальных пособий 6
2. Особенности государственной социальной помощи 14
2.1. Основные цели и задачи функционирования системы государственной социальной помощи 14
2.2. Проблемные аспекты регулирования государственной социальной помощи 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Россия в силу исторической преемственности и в соответствии с конституционными требованиями в интересах будущих поколений, сохранения страны и сбережения народа может и должна быть подлинно социальным государством. Она располагает для этого всеми необходимыми возможностями. Очевидная слабость Конституции состоит в недостаточном урегулировании вопросов развития экономики и гражданского общества, что сказывается и на социальной проблематике. Но отсутствие необходимых положений в Основном законе, в том числе относительно уровня социального обеспечения, не является непреодолимым препятствием для поступательного социально-экономического развития страны и правового обеспечения необходимых социальных гарантий для каждого российского ребенка.2.2. Проблемные аспекты регулирования государственной социальной помощиСовременное российское законодательство о социальном обеспечении представляет собой огромный конгломерат нормативных правовых актов различной юридической силы федерального и регионального уровней. Многие нормативные акты принимались бессистемно, они противоречат друг другу либо повторяют друг друга, имеют место и пробелы в законодательстве.В настоящее время с одной стороны, усугубилась ситуация с количеством законодательных и иных актов, с другой— по большому числу групп общественных отношений в рассматриваемой сфере — приняты соответствующие акты, что может свидетельствовать о готовности действующего законодательства о социальном обеспечении к кодификации.По мнению В.Д. Зорькина, модернизацию законодательства в рассматриваемой сфере следует осуществить путем принятия Основ социального законодательства. Аргументы против принятия такого кодифицированного акта состоят в том, что этот акт должен включать нормы права не только о социальном обеспечении, но и о труде, образовании, занятости населения, физкультуре и спорту и др. Кроме того, основы социального законодательства не могут быть приняты потому, что федеральные органы государственной власти обладают большим объемом полномочий в сфере социального обеспечения, чем органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Не может быть также принят и Социальный кодекс Российской Федерации, как это предлагают некоторые авторы, так как он должен был бы включать те же положения, что и Основы законодательства.Региональные кодексы социального обеспечения приняты в Санкт-Петербурге, Белгородской, Омской и Ярославской областях. С содержательной точки зрения кодексы сосредоточили в себе положения о различных видах социального обеспечения, что позволило изучить кодексы как гражданам, проживающим в данных субъектах Российской Федерации, так и правоприменителям. Что же касается формы этих актов, то они не должны именоваться кодексами, так как большая часть нормативных правовых актов о социальном обеспечении принята на федеральном уровне, а не наоборот. Поэтому эти акты следовало бы именовать законами о социальном обеспечении.Необходимость в уточнении содержания некоторых понятий социальной защиты населения существует. Его следует определять из норм статей 72, 7, 37, 38—43 Конституции Российской Федерации. Социальная защита населения включает: социальное обеспечение; охрану труда; охрану здоровья; вознаграждение за труд; содействие занятости; благотворительность; обеспечение жилыми помещениями; обеспечение по обязательному государственному страхованию граждан; обеспечение по дополнительному добровольному страхованию; корпоративную социальную защиту; социальную защиту лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.Можно следующие организационно-правовые формы социальной защиты населения: обязательное социальное страхование; бюджетное финансирование; обязательное государственное страхование жизни и здоровья; дополнительное добровольное страхование; предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; корпоративное финансирование; частное финансирование.Сложным является вопрос о системе социального обеспечения и организационно-правовых формах социального обеспечения. Рассматривая систему социального обеспечения, необходимо выделить в ней две части: государственную и негосударственную, а в составе этих частей — подсистемы финансирования, управления, субъектов обеспечения, видов обеспечения и правовые.Организационно-правовые формы социального обеспечения охватывают финансовые и управленческие элементы, исключая отношения по предоставлению отдельных видов социального обеспечения. В.П. Галаганов, считая, что обязательное страхование включает обеспечение по страхованию, пришел к выводу о том, что совокупность правовых норм об обязательном социальном страховании образует подотрасль отрасли права социального обеспечения. Нормы о финансировании в рамках отдельных организационно-правовых норм входят в состав финансового права, а нормы об управлении — административного права. Таким образом, к основным организационно-правовым формам социального обеспечения государственной части можно причислить обязательное социальное страхование и бюджетное финансирование. В негосударственную часть системы социального обеспечения входят бюджетное финансирование из муниципальных (местных) бюджетов, дополнительное добровольное страхование, корпоративное и частное финансирование.ЗаключениеНа современном этапе существует две функции в государственной системе социальной защиты: социальные выплаты и социального обслуживание инвалидов, одиноких, престарелых и т.д., базирующиеся на принципе опеки страны о социально уязвимых членов общества и социальной благотворительности. Также социальная защита должна охватывать ряд категорий населения используя систему социальных гарантий.В 1990-2000 гг. были заложены основы системы социального страхования Российской Федерации. Сформированы подсистемы социальной защиты отдельных категорий населения, таких как инвалиды; семьи с детьми; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; безработные; ветераны и др.Состояние законности – категория не статичная, а с течением времени ввиду различных факторов подвергающаяся изменениям. Базовыми категориями для анализа состояния законности можно определить: состояние и уровень социально-экономических и политических отношений, в которых формируется право и которые пытается урегулировать право; состояние (уровень, качество) законов и иных нормативных правовых актов; обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина; качество жизни; демографические процессы; наличие поддержки (уровень) наиболее социально уязвимых слоев населения со стороны государства, реализуемых в праве; исполнение законов и иных нормативных правовых актов; правонарушаемость; состояние государственного контроля и надзора в социальном обеспечении; уровень судебной защиты социальных прав граждан; правосознание населения; отношение к состоянию законности институтов гражданского общества.Изначально законодателем была установлена весьма высокая планка социальных гарантий — для безработных, пенсионеров, ветеранов, граждан, имеющих детей — которая, очевидно, не могла быть «взята» в условиях огромной инфляции, спада производства, кризиса неплатежей и т. п. Видимо, этим в первую очередь и объясняется последовавшее в конце 1990-х — начале 2000-х гг. снижение социальных гарантий. Законодательство приводилось в соответствие с реальными финансовыми возможностями государства. Нельзя видеть в «метаниях» правительства по поводу реформ в социальной сфере только злой умысел или конъюнктурный интерес. Субъективный фактор в деятельности должностных лиц присутствует всегда. Однако следует помнить и о том, что российская система социальной защиты, так же как и само российское государство, еще очень молода. Европейские системы социального страхования существуют более ста лет. Нам после распада СССР социальное страхование пришлось учреждать заново, практически с чистого листа. Поэтому на пути возможны сложности, ошибки, возвращения назад и топтание на месте. Многочисленные и неудачные пенсионные реформы в России также знаменуют собой поиск оптимального пути. Единственное, о чем следует помнить — о том, что в случае неудачных социальных реформ страдает в первую очередь человек. Поэтому необдуманные эксперименты в социальной сфере недопустимы, ведь население страны — это ее главное богатство.В то же время в целом ряде областей социальной сферы требуется принятие срочных, неотложных мер. Речь идет о системе поддержки безработных граждан, учащейся молодежи, граждан, имеющих детей. Приходится напоминать очевидную истину о том, что дети и молодежь — это будущее государства, особенно в современных условиях постиндустриального общества, когда именно человек становится ключевым фактором экономического прогресса. В такой ситуации сохранение мизерных детских пособий и низких стипендий способно привести к деградации человеческого капитала страны. В кризисных условиях необходимо делать вложения не столько в поддержание банковской системы, сколько в социальную сферу, здравоохранение, образование, культуру — то есть принимать меры по сбережению и развитию человеческого капитала.Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (ред. от 03.10.2018) // СЗ РФ. 2013. №52. Ст. 6989.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (с изменениями и дополнениями от 16.10.2019) // СЗ РФ. 2013. №52. Ст. 6987.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 01.10.2019) // СЗ РФ. 2013. №52. Ст. 6965.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Российская газета. 31 декабря 2006 г
6. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Рос¬сийской Федерации и признании утратившими силу не¬которых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении из¬менений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представитель¬ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принци¬пах организации местного самоуправления в Российской Федерации””» // Российская газета. 31 августа 2004 г.
7. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3886.
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями от 07.03.2018) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3803.
9. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. №27. Ст. 920.
10. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О го¬сударственных пенсиях в РСФСР» (утратил силу) // Российская газета. 20 ноября 1990 г.
11. Азарова Е. Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. 2014. № 3.
12. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. М., 2014. С. 109.
13. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. 2016. № 3
14. Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 6.
15. Биндар Л. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии // Человек и труд. 2015. № 1. С. 40–46.
16. Государственное финансовое обеспечение социальной сферы: монография / Под ред. д.ф, проф. Т.М. Кирьян. Черкассы: В-во Чабаненко Ю., 2015. 398 с.
17. Гусева Т. С. К вопросу о необходимости государственных стандартов в области социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 1.
18. Зорькин В.Д. Цивилизация права и развитие России. М.: Норма, 2016. С. 31-32.
19. Комментарий к ст. 7 Конституции // Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный). / рук. авт. кол. Ю. А. Дмитриев; науч. ред. Ю. И. Скуратов. М., 2016.
20. Конституция Российской Федерации. От образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2013. С. 89
21. Право социального обеспечения России: учеб¬ник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; отв. ред. К.Н. Гусов. М„ 2013. С. 188.
22. Право социального обеспечения: учеб. для академ. бакалавриата / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2017. С. 37.
23. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / под ред. М.В. Филипповой. М.: Юрайт, 2017. С. 51.
24. Ржаницына Л. Национальные проекты — новая технология осуществления стратегических решений или программа частичных улучшений? // Человек и труд. 2013. № 3. С. 57.
25. Роик В. Социальное страхование – ведущий институт социальной защиты. М.: Издательство, 2014. С. 31.
26. Тучкова Э.Г. Реформирование национальной си¬стемы социального обеспечения и задачи отраслевой науки // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки: сб. докладов Междуна¬родной научно-практической конференции, секции тру-дового права и права социального обеспечения (Москва, 24 ноября - 3 декабря 2015 г.). М., 2016. С. 29.
27. Денисова М. Россия может потерять треть населения. URL: http://www.opec.ru/1622698.html.
28. Перелесин О. Политика и экономика. Спецпроект. URL: http://istina.msu.ru/media/publications/articles/5dc/43c/3405552/Pravoved.pdf
29. Пигуль Н. Теоретические аспекты формирования социальной сферы в современных экономических условиях // Эффективная экономика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=2506.
30. ПФР назвал количество участников программы со финансирования пенсий [Электронный ресурс] // URL: http://www.interfax.ru/business/437744
Вопрос-ответ:
Как государственная социальная помощь регулируется на законодательном уровне?
Государственная социальная помощь регулируется нормативно-правовыми актами, которые определяют права и обязанности граждан, условия предоставления помощи, порядок ее получения и распределения. В России основным законодательным актом, регулирующим государственную социальную помощь, является Федеральный закон "О социальной защите населения". Этот закон устанавливает общие принципы и основные направления государственной социальной помощи, определяет категории граждан, имеющих право на ее получение, и устанавливает порядок предоставления социальных пособий и услуг.
Что такое государственная социальная помощь?
Государственная социальная помощь – это система мер и программ, реализуемых государством для оказания помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или испытывающим трудности в удовлетворении основных потребностей.
Какие цели и задачи ставит перед собой государственная социальная помощь?
Основные цели и задачи государственной социальной помощи заключаются в обеспечении социальной защиты населения, снижении уровня бедности, улучшении социального благополучия граждан и создании равных возможностей для всех слоев населения.
Какое нормативно-правовое регулирование существует в области государственной социальной помощи?
Основное нормативно-правовое регулирование государственной социальной помощи в России осуществляется посредством Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Какие проблемы существуют в сфере регулирования государственной социальной помощи?
Среди основных проблем в сфере регулирования государственной социальной помощи можно выделить недостаточное финансирование программ, бюрократические преграды, неравномерность дистрибуции пособий и отсутствие эффективного контроля за использованием средств.
Какова историческая преемственность системы государственной социальной помощи в России?
Система государственной социальной помощи в России имеет историческую преемственность с советской системой социальной защиты. Некоторые её элементы перешли от социализма к капитализму, однако некоторые проблемы, связанные с недостаточным финансированием и бюрократическими преградами, остались.