Исследование особенностей правового статуса судей Конституционного суда РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Судебный процесс
  • 32 32 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 25.11.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 5
1.1. Деятельность Конституционного суда РФ …………………………………………………………………………...5
1.2. Правовой статус судьи Конституционного суда: общие положения и его элементы 7
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 12
2.1. Особенности возникновения и прекращения полномочий 12
2.2. Сравнительный анализ статуса судьи в РФ и зарубежных странах 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

Право возбуждать дисциплинарное производство имеют председатели судов и Министерство юстиции. В компетенцию председателей судов входит лишь применение предупреждения и выговора, а остальные меры – в компетенцию Дисциплинарного суда ФРГ. Статус судей в Российской Федерации определяют Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», Закон РФ «О статусе судей в РФ», другие федеральные законы и законы субъектов РФ. В главе 2 «Основы статуса судей в РФ» Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» урегулированы общие важнейшие черты, свойственные статусу судей: ст. 13 – порядок наделения полномочиями; ст. 15 – несменяемость; ст. 16 – неприкосновенность. Исследования положений законодательства Российской Федерации позволяет отметить такие элементы правового статуса судьи: 1. Судьи являются носителями судебной власти. Как следствие, судьи – это публичные субъекты, которые уполномочены осуществлять властные полномочия. 2. Для всех судей характерен единый статус. При этом, различаются судьи только наделенными полномочиями (компетенцией). По своей сути, единство статуса предполагает равенство судей внутри всего судейского сообщества, а также равную защиту принадлежащих им прав. Кроме того, на всех судей возложены одинаковые обязанности и ограничения. 3. В соответствии с законом каждому судье присваиваются квалификационные классы, которая не являются почетным либо специальным званием. При этом, указанные квалификационные классы зависят от стажа работы судьи, а также занимаемой должности и профессиональной подготовленности. 4. В отношении судьей предъявляются некоторые требования, а также ограничения, к примеру: - судья обязуется неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, а также федеральные конституционные законы и федеральные законы; - судья при осуществлении исполнения своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях обязуется избегать всего того, что может в последствии умалить авторитет судебной власти, а также достоинство судьи либо же вызвать сомнение в его объективности, справедливости, а также беспристрастности. 5. Судьи Российской Федерации независимы, а также обязуются подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. 6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность. 7. Судьи несменяемы, т.е. не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия. 8. Судьи неприкосновенны. 9. Судьи имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности. 10. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.). Многие нормы федерального законодательства о статусе судей конституционных (уставных) судов, носят в настоящее время отсылочный характер и, по существу, законодателя субъекта Федерации наделяют полномочиями в регламентации вопросов этого статуса по своему усмотрению. Такой подход значимость регулирования в этой области федеральным законом существенно умаляет, а поэтому не всегда уместен. Для обеспечения реализации основополагающих принципов статуса судей, федеральному законодателю следует закрепить нормативно возможные подходы, своеобразные модели законодательного регулирования отдельных элементов правового положения судей конституционных (уставных) судов на уровне субъектов Федерации. Представляется, что в Законе «О статусе судей в РФ» должны быть закреплены принципы правового положения судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.Таким образом, судебная система на современном этапе функционирует в условиях интенсивных социально-экономических процессов и реформ, происходящих в государстве, ставящих новые задачи и определяющих необходимость в переходе судов на качественно новый уровень работы, чем обусловлена необходимость в серьезной государственной поддержке и использовании программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов к повышению эффективности деятельности судов.ЗАКЛЮЧЕНИЕСудебная власть представляет собой одну из ветвей государственной власти, которая признается в рамках правовой системы России. Судебная власть осуществляется в соответствии с законодательством РФ, органами, на которые возложены полномочия по рассмотрению различных категорий дел. Организационно-техническое, правовое обеспечение деятельности судебных органов осуществляется Министерством юстиции РФ. Правовой статус судей Конституционного суда РФ включает в себя несколько элементов, которые касаются правомочий и обязанностей судей, порядка их назначения и отстранения от должности, а также процедуру привлечения их к ответственности. Под статусом судьи принято понимать совокупность элементов, которые определяют: - права и обязанности данного должностного лица, относящегося к судебному сообществу; - гарантии, которые определяются для них в нашем государстве, в целях того, чтобы иметь возможность обеспечить им свободу выполнения своих правомочий, а также исключить посягательства третьих лиц с целью внести разрозненность в осуществляемый процесс; - ответственность рассматриваемых лиц, которая, с одной стороны, характеризует их как обычных граждан, которые за любые правонарушения должны нести ответственность, а с другой стороны, как лиц, имеющих особое положение при привлечении к уголовной ответственности. Вообще, сами судьи рассматриваются как должностные лица судебных органов, имеющие особые полномочия, направленные на осуществление правосудия, на основании положений и требований, закрепленных в законе. При этом, они осуществляют данный вид деятельности не бесплатно, а это является их трудовой деятельностью. Итак, правовой статус судей можно представить, как объединение четырех важнейших элементов: - гарантии судей; - права судей; - обязанности судей; - ответственность судей. Если говорить о гарантиях данных лиц, то им законодателем определены особые институты, которые предоставляют судьям особые права и наделяет их уникальными функциями и полномочиями. Если судебная система и система гарантий будут работать в полном объеме, на законных требованиях, правильно и без нарушений, то они должны обеспечить судьям независимую и объективную деятельность. Законодатель устанавливает для судей определенные гарантии реализации ими своих прямых полномочий. Данные гарантии касаются, прежде всего, независимости судей и их самостоятельности в выполняемой деятельности по осуществлению правосудия. А также такие гарантии касаются привлечения судей к уголовной ответственности, так как для них устанавливается особый порядок, отличный от общего. Сама по себе независимость, в первую очередь, реализуется при самом образовании судейского сообщества. Так же еще одной немаловажной особенностью указанной гарантии является обеспечение безопасности судей, в связи с осуществлением ими своих полномочий. Необходимо отметить факт того, что рассматриваемые в рамках данного вопроса, гарантии имеют своей действие на всей территории страны и относятся ко всем судьям без исключения, независимо от того, к какому судебному органу они отнесены и какое место этот орган занимает в судебной системе России. В настоящее время судебная система РФ находится на высоком уровне развития. Но, при этом, остаются некоторые нерешенные проблемы, которые связываются с вопросами обеспечения некоторых гарантий лицам, которые являются родственниками умершего судьи, либо предоставление гарантий иным лицам и другие вопросы, связанные с деятельностью суда организационного и процессуального характера. То есть, те задачи и цель, которые были поставлены перед нами в начале работы выполнены в полном объеме.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативные материалыКонвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04.11.1950 (ред. от 13.05.2004).Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -26.01.2009 г. - № 4. - Ст. 445Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». // Рос. газета. 2015. 16 декЗакон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 29.07.2018) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30.Ст. 1792.Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.Научные и учебно-методические изданияБаранова М.А., Григорьева Е.А., Исаенкова О.В., Манова Н.С., Соловьева Т.В., Францифоров Ю.В., Царев Ю.Н. Научно-практический комментарий к Закону РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. О.В. Исаенковой, Н.С. Мановой // СПС КонсультантПлюс. 2013.Безруков А. В. Реформирование судебной власти в условиях разделения властей и обеспечения единства судебной системы России // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 45-48.Бредов П.А., Турищева Т.Б. Практика использования управленческого учета малыми и средними предприятиями: методики и предпосылки к их выбору // В сборнике: Современные системы финансового и управленческого учета: от теории к практике Сборник научных студенческих статей. М., 2017. С. 25Коровина Ю. Ю. Правовые позиции Конституционного Суда Российской федерации в сфере идеологического многообразия // Вестник СГЮА. 2017. №3 (116). С. 83.Машинистова Г.Е. Проблемы повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Учет и контроль. 2016. № 8 (9). С. 2-14Правосудие в современном мире: монография / под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 704 с.Татаринов С. А. О формах взаимодействия между Конституционным Судом и другими органами государственной власти Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12. С. 51-56.Турищева Т.Б. Учет расчетов по заграничным командировкам: теоретические и практические аспекты // TheI№ter№atio№alScie№tifica№dPracticalCo№gressofEco№omistsa№dLawyers «Thege№esisofge№ius» ISAE «Co№silium». 2014. С. 256-271.Чернышова О.С., Диков Г.В. Гарантии судебной защиты для судей в практике Европейского суда по правам человека и в других международно-правовых инструментах // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 152 - 170.Эбзеев Б. С. Конституционный Суд России: правовая природа и функции // Конституционное правосудие в Российской Федерации и Германии: Материалы круглого стола 9–10 октября 2012 года / Под общ. ред. В. И. Фадеева. М., 2013. С. 24-25.Юголайнина Е. О. Место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе России // Молодой ученый. 2017. №12. С. 439-442. Huber v. Fra№ce (applicatio№№o. 26637/95): judgme№t of 19.02.1998 // Reports 1998-1; Maillard v. Fra№ce (applicatio№№o. 26586/95): judgme№t of 09.06.1998 // Reports 1998-III.Kosov M.E., Akhmadeev R.G., Byka№ova O.A., Osipov V.S., Ekimova K.V., Frumi№a S.V. Eco№omic practicability substa№tiatio№ of fi№a№cial i№strume№t choice//Jour№al of Applied Eco№omic Scie№ces. 2016. Т. 11. № 8. С. 1613-1623Vashcheki№ A.№. The developme№t of №ew orga№izatio№ forms of wholesale trade e№terprises i№ Russia // Экономика, статистикаиинформатика. ВестникУМО. 2015. № 2. С. 29-33Ресурсы сети ИнтернетАпелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.05.2015 года № АПЛ15-152[Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AR B&n=429324#0 (дата обращения 22.10.2019)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные материалы
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04.11.1950 (ред. от 13.05.2004).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -26.01.2009 г. - № 4. - Ст. 445
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
5. Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». // Рос. газета. 2015. 16 дек
6. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 29.07.2018) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.
7. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
Научные и учебно-методические издания

8. Баранова М.А., Григорьева Е.А., Исаенкова О.В., Манова Н.С., Соловьева Т.В., Францифоров Ю.В., Царев Ю.Н. Научно-практический комментарий к Закону РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. О.В. Исаенковой, Н.С. Мановой // СПС КонсультантПлюс. 2013.
9. Безруков А. В. Реформирование судебной власти в условиях разделения властей и обеспечения единства судебной системы России // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 45-48.
10. Бредов П.А., Турищева Т.Б. Практика использования управленческого учета малыми и средними предприятиями: методики и предпосылки к их выбору // В сборнике: Современные системы финансового и управленческого учета: от теории к практике Сборник научных студенческих статей. М., 2017. С. 25
11. Коровина Ю. Ю. Правовые позиции Конституционного Суда Российской федерации в сфере идеологического многообразия // Вестник СГЮА. 2017. №3 (116). С. 83.
12. Машинистова Г.Е. Проблемы повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Учет и контроль. 2016. № 8 (9). С. 2-14
13. Правосудие в современном мире: монография / под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 704 с.
14. Татаринов С. А. О формах взаимодействия между Конституционным Судом и другими органами государственной власти Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12. С. 51-56.
15. Турищева Т.Б. Учет расчетов по заграничным командировкам: теоретические и практические аспекты // The I№ter№atio№al Scie№tific a№d Practical Co№gress of Eco№omists a№d Lawyers «The ge№esis of ge№ius» ISAE «Co№silium». 2014. С. 256-271.
16. Чернышова О.С., Диков Г.В. Гарантии судебной защиты для судей в практике Европейского суда по правам человека и в других международно-правовых инструментах // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 152 - 170.
17. Эбзеев Б. С. Конституционный Суд России: правовая природа и функции // Конституционное правосудие в Российской Федерации и Германии: Материалы круглого стола 9–10 октября 2012 года / Под общ. ред. В. И. Фадеева. М., 2013. С. 24-25.
18. Юголайнина Е. О. Место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе России // Молодой ученый. 2017. №12. С. 439-442.
19. Huber v. Fra№ce (applicatio№ №o. 26637/95): judgme№t of 19.02.1998 // Reports 1998-1; Maillard v. Fra№ce (applicatio№ №o. 26586/95): judgme№t of 09.06.1998 // Reports 1998-III.
20. Kosov M.E., Akhmadeev R.G., Byka№ova O.A., Osipov V.S., Ekimova K.V., Frumi№a S.V. Eco№omic practicability substa№tiatio№ of fi№a№cial i№strume№t choice//Jour№al of Applied Eco№omic Scie№ces. 2016. Т. 11. № 8. С. 1613-1623
21. Vashcheki№ A.№. The developme№t of №ew orga№izatio№ forms of wholesale trade e№terprises i№ Russia // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2015. № 2. С. 29-33

Ресурсы сети Интернет

22. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.05.2015 года № АПЛ15-152[Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AR B&n=429324#0 (дата обращения 22.10.2019)

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет правовой статус судей Конституционного суда РФ?

Правовой статус судей Конституционного суда РФ имеет несколько особенностей. Во-первых, судьи Конституционного суда РФ наделены особыми полномочиями, связанными с контролем конституционности законов и иных правовых актов. Во-вторых, они пользуются особым иммунитетом и неприкосновенностью. В-третьих, судьи Конституционного суда РФ не могут быть уволены или назначены на другие должности без согласия Федерального Собрания РФ. В-четвертых, они обладают неприкосновенностью только в сфере осуществления своих конституционных полномочий.

Что включает в себя правовой статус судьи Конституционного суда РФ?

Правовой статус судьи Конституционного суда РФ включает в себя несколько элементов. Во-первых, это особый порядок образования и назначения судей Конституционного суда РФ. Во-вторых, это полномочия и компетенция судей, связанные с рассмотрением дел по контролю конституционности. В-третьих, это привилегии и гарантии, которыми пользуются судьи Конституционного суда РФ, включая иммунитет и неприкосновенность. В-четвертых, это процедура прекращения полномочий судьи Конституционного суда РФ.

Какие проблемы связаны с правовым статусом судей Конституционного суда РФ?

В отношении правового статуса судей Конституционного суда РФ возникают несколько проблем. Во-первых, это проблема возникновения и прекращения полномочий судей, которая может быть связана с недостаточной профессиональной подготовкой или низким качеством работы. Во-вторых, это проблема соотношения между полномочиями судей Конституционного суда РФ и других органов государственной власти. В-третьих, это проблема сравнительного анализа статуса судьи в РФ и зарубежных стран, которая позволяет выявить особенности и недостатки российской системы.

Какие основные положения содержит правовой статус судей Конституционного суда РФ?

Правовой статус судей Конституционного суда РФ включает в себя такие элементы, как независимость, неприкосновенность, неприемлемость угроз и давлений, а также возможность свободно и беспрепятственно выполнять свои конституционные функции.

Какие основные проблемы связаны с правовым статусом судей Конституционного суда РФ?

Одной из проблем правового статуса судей Конституционного суда РФ является вопрос о возникновении и прекращении их полномочий. Также важным аспектом является сравнительный анализ статуса судьи в РФ и зарубежных стран, чтобы выявить особенности и проблемы российской системы.

Какие основные принципы формируют правовой статус судей Конституционного суда РФ?

В правовой статус судей Конституционного суда РФ включаются такие принципы, как независимость и неприкосновенность судей, неприемлемость угроз и давлений, а также обеспечение возможности свободного и беспрепятственного выполнения ими своих конституционных функций.

Какие полномочия имеют судьи Конституционного суда РФ?

Судьи Конституционного суда РФ имеют полномочия по рассмотрению конституционных жалоб и запросов, осуществлению контроля конституционности законов и нормативных актов, а также по принятию решений по вопросам, связанным с толкованием Конституции РФ.

Какие особенности правового статуса судей Конституционного суда РФ существуют по сравнению с зарубежными странами?

Сравнительный анализ статуса судьи в РФ и зарубежных стран позволяет выявить различия в правовом статусе судей Конституционного суда. Например, в некоторых зарубежных странах судьи имеют более широкие полномочия или иные гарантии независимости.

Какие основные элементы входят в правовой статус судьи Конституционного суда РФ?

Правовой статус судьи Конституционного суда РФ включает в себя такие элементы, как независимость, иммунитет, гарантии деятельности, привилегии и неприкосновенность.

В чем заключаются особенности возникновения и прекращения полномочий судей Конституционного суда РФ?

Полномочия судей Конституционного суда РФ возникают в соответствии с Конституцией РФ и законодательством о Конституционном суде. Они прекращаются по достижении возраста, предусмотренного Конституцией, по желанию судьи или в случаях нарушения профессиональной этики.

В каких случаях может быть применена ответственность к судьям Конституционного суда РФ?

Судьи Конституционного суда РФ могут нести ответственность за преступления, совершенные в рамках исполнения своих должностных обязанностей, а также за нарушение профессиональной этики и конфликт интересов.