Анализ состояния и эффективности использования основных средств предприятия
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 01.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономическая сущность основных средств, их состав и структура 5
1.2 Методика анализа основных средств на предприятии 8
1.3 Роль анализа основных средств в управлении предприятием 14
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИРКУТСКОГО АВИАЦИОННОГО ЗАВОДА 19
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ динамики и структуры основных средств предприятия 24
2.3 Анализ эффективности использования основных средств ИАЗ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ
Наименование показателяЕд.201620172018Абсолютное отклонениеОтносительное отклонение, %2017/20162018/20172017/20162018/2017Выручка от продажтыс. руб.11976839114521653415110032125448143588378721,254,05Среднесписочная численность работниковчел.333433194731067-1396-880-4,19-2,75Среднегодовая производительность труда 1 работникатыс.руб./чел.3592,014545,554863,69953,54318,1526,557,00Среднегодовая стоимость ОПФтыс. руб.217512212368288127609394,5193166039265148,8816,58Фондовооруженностьтыс..руб./чел.652,35741,32888,7088,97147,3913,6419,88Фондоотдачаруб./руб.5,516,135,470,63-0,6611,36-10,75Фондоёмкостьруб./руб.0,180,160,18-0,020,02-10,2012,04Для осуществления производственной деятельности ИАЗ необходимо проанализировать основные производственные фонды, являющиеся частью внеоборотных активов.По данным, представленным в таблице 7 можно сделать вывод о недостаточно эффективном использовании основных производственных фондов ИАЗ. Прирост уровня производительности труда работников не превышает темп прироста фондовооруженности труда, что формирует негативное направление оценки использования ОПФ.Уровень фондоотдачи снижается, соответственно, возрастает уровень фондоёмкости, что обусловлено превышением темпа роста стоимости ОПФ над темпом роста выручки от продаж ИАЗ.Основными технико-экономическими факторами роста производительности труда, а, следовательно, факторами роста эффективности использования основных средств предприятия, являются:- повышение технического уровня производства;- совершенствование управления, организации производства и труда;- изменение объёма и структуры производства;- отраслевые факторы.Достаточная обеспеченность предприятий работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объёмов продукции и повышения эффективности производства.Развитие и обучение персонала является одним из важнейших факторов эффективной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в улучшение производственных мощностей.Обучение это процесс систематической, организованной, целенаправленной передачи знаний, навыков, умений социального опыта от обучающего к обучаемому. Дудьев В.П. дает следующее определение для понятия «обучение»: «целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц (педагогов, инструкторов, мастеров и т.д.). Успех компании зависит от многих факторов и один из них это обученный, компетентный персонал. Все больше компаний применяют для повышения квалификации персонала систему дистанционного обучения. Система дистанционного обучения - это «синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению».Важнейшим моментом для целесообразности внедрения системы дистанционного обучения является оценка потребности в обучении персонала. Руководству компании целесообразно обратить внимание на потребность в обучении при наличии следующих проблем:стратегические и текущие проблемы бизнеса: стратегические цели на год, которые можно достичь при более высоком уровне компетенции персонала, недостаточно высокие показатели эффективности деятельности компании, внешние перемены в экономической обстановке;заказ вышестоящего руководства, повышение требований к рабочему месту, результаты опроса клиентов;потребности работников: заявки на обучение от сотрудников в связи с недостаточным уровнем развития компетенций, недостаточно высокий уровень образования персонала и низкий уровень аттестации.В настоящее время большое количество российских компаний проводит оценку потребности в обучении, и ее частном варианте - системе дистанционного обучения. К ним относятся такие компании, как ПАО «МТС», ПАО «РЖД», ПАО «Газпром» и другие.Абсолютное большинство компаний в процессе обучения персонала используют системы дистанционного обучения, основанные на компьютерных сетевых технологиях. Это связано с широким распространением и доступностью глобальной сети Интернет.Существуют две группы методов внутрифирменного обучения персонала: вне рабочего места и на рабочем месте.Традиционно для повышения квалификации персонала на рабочем месте используются следующие методы:наставничество;использование работников в качестве стажеров;смена рабочего места;подготовка в проектных группах;производственный инструктаж;направленное приобретение опыта.Обучение сотрудников с отрывом от работы включает в себя следующие формы: курсы повышения квалификации, тренинги;стажировки-командировки;получение профессионального образования по направлению предприятия.Система дистанционного обучения несколько отличается от вышеперечисленных методов обучения. Отличия состоят в следующем:в более высокой динамичности, связанной с гибкостью выбора: можно назначить выбранное сочетание учебных курсов в необходимом порядке;в большем объеме самостоятельной деятельности обучающихся;в использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения;в более осознанном уровне мотивации потребителей образовательных услуг;в создании комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации.Компании, которые выбирают для обучения сотрудников системы с дистанционными технологиями, выделяют такие преимущества: гибкий график обучения: работник имеет возможность учиться в любой удобный для него момент времени, для этого необходимо лишь зайти в личный кабинет и воспользоваться необходимым материалом;модульность: обеспечивается возможность формирования из набора независимых учебных модулей такого учебного плана, который мог бы отвечать индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;параллельность: существует возможность параллельного с профессиональной деятельностью обучения, то есть обучения без отрыва от производства;охват: обеспечивается одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями;экономичность: предполагается эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;технологичность: означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;экономия: бюджет сокращается по сравнению с очными курсами от 30% до 10 раз (достигается за счет снижения платы за аренду помещения, затрат на логистику, оплаты услуг тренеров и преподавателей);электронное тестирование снижает уровень субъективности при оценивании и создает возможности сдать экзамены людям, живущим в дальних регионах страны;новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.При этом стоит помнить, что дистанционные технологии не могут заменить преподавателя, а лишь меняют характер взаимодействия учителя и ученика. Таким образом, увеличение компаний, внедряющих и использующих системы дистанционного обучения, очевидно. Положительных сторон у данной формы повышения квалификации работников гораздо больше, чем отрицательных. Повышение уровня компетенции работников внутри компании, имеет важнейшее значение, а дистанционные технологии делают обучение более доступным для сотрудников.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие российской экономики на современном этапе характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, которая оказывает влияние на экономические результаты, наличием сложных управленческих проблем. Многие предприятия испытывают трудности и находятся в кризисной ситуации.Производственный процесс представляет собой сложную вероятностную систему с динамичным характером развития, ориентированным на получение максимального дохода – прибыли.Сложности определения финансового результата и результативности организации заключается в многообразии факторов, влияющих на результат производственного процесса, существенной зависимости его как от внешних, так и от внутренних факторов.Каждое предприятие в процессе осуществления своей деятельности самостоятельно разрабатывает систему управления оборотными активами и собственными финансовыми ресурсами. При построении этой системы предприятие исходит из концепции своего развития, опыта и возможностей финансовых менеджеров. Элементы системы управления находятся во взаимосвязи и совместно воздействуют на формирование и использование капитала предприятия. Грамотно построенная и эффективно применяемая система управления предприятия способна сохранять финансовую устойчивость и стабильное положение предприятия.Для повышения конкурентоспособности компании необходимо использовать системный подход к управлению, исполнять стратегию развития бизнеса по ключевым показателям деятельности.Результаты производственной деятельности и других видов работы организации находятся в зависимости от многообразных факторов, связанны между собой и итоговыми финансовыми показателями в различной степени.Взаимодействие этих факторов имеют различия по времени, силе воздействия и характеру. Условия, приводящие к возникновению этих факторов, также различаются. Невозможно обеспечить эффективное управление, деятельностью предприятия, не проводя всестороннее исследование и оценку направления, активности и времени действия причин возникновения.Объектом исследования в представленной работе выступило предприятие Иркутский авиационный завод.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/ А.И. Алексеева. – Москва: КноРус, 2012. – С. 184. Арбатская Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская, Известия ИГЭА. – 2012. - №1 – с. 118 – 121.Афанасьев А.А. Эффективность стратегического управления предприятий машиностроения по новым формам организации производства // Микроэкономика. - 2012. – N 6. - C.76-80.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Финансы и статистика.– М.: ЮНИТИ, 2017. – 653с.Балакова М.И. Экономический анализ. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 135с. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2017.- 164-193сВолкова О.И. Экономика предприятия. – М.: Инфра, 2015. – 581-585с.Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Проспект, 2017. – 265-289с.Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: учебное пособие. - М.: ИПК ФБК-Пресс, 2017. – 89-97с.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис. 2013. 368 с.Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности [Текст] / В. В. Ковалев. - 2-е изд., перераб., и доп. -М.: Финансы и статистика, 2010. - 512сКогденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 155-159 Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. - М.: Финансы и статистика,2017. – 720-712с.Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Приор, 2001. – 32 с. Основы бизнес – анализа: учебное пособие. / под ред. В.И. Бариленко. М.: КНОРУС, 2014. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности организации – М.: Инфра-М, 2014Чуев И.Н, Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. 3-е изд. М.: Дашков и К. – 2014. – 384 с.Шадрина Г.В. Экономический анализ. Теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 515 с.Экономика предприятия : учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 412 с.Приложение 1Структура управления и производства Корпорация «ИРКУТ»
1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятель-ности/ А.И. Алексеева. – Москва: КноРус, 2012. – С. 184.
2. Арбатская Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская, Известия ИГЭА. – 2012. - №1 – с. 118 – 121.
3. Афанасьев А.А. Эффективность стратегического управления предприятий машиностроения по новым формам организации производства // Микроэкономика. - 2012. – N 6. - C.76-80.
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Финансы и статистика.– М.: ЮНИТИ, 2017. – 653с.
5. Балакова М.И. Экономический анализ. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 135с.
6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2017.- 164-193с
7. Волкова О.И. Экономика предприятия. – М.: Инфра, 2015. – 581-585с.
8. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной дея-тельности. – М.: Проспект, 2017. – 265-289с.
9. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: учебное пособие. - М.: ИПК ФБК-Пресс, 2017. – 89-97с.
10. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис. 2013. 368 с.
11. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности [Текст] / В. В. Ковалев. - 2-е изд., перераб., и доп. -М.: Финансы и статистика, 2010. - 512с
12. Когденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 155-159
13. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. - М.: Финансы и статистика,2017. – 720-712с.
14. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Приор, 2001. – 32 с.
15. Основы бизнес – анализа: учебное пособие. / под ред. В.И. Бариленко. М.: КНОРУС, 2014.
16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации – М.: Инфра-М, 2014
17. Чуев И.Н, Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. 3-е изд. М.: Дашков и К. – 2014. – 384 с.
18. Шадрина Г.В. Экономический анализ. Теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 515 с.
19. Экономика предприятия : учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 412 с.
Вопрос-ответ:
Что такое основные средства и какова их экономическая сущность?
Основные средства – это материальные объекты, которые используются предприятием для производства товаров или оказания услуг. Экономическая сущность основных средств заключается в их обеспечении производственных процессов, амортизации, создании стоимости и обеспечении долгосрочной эффективности предприятия.
Какие методы анализа основных средств используются на предприятии?
На предприятии используются различные методы анализа основных средств, такие как статический анализ, динамический анализ, структурный анализ, анализ оборачиваемости, анализ износа и другие. Каждый метод позволяет оценить эффективность использования основных средств и выявить проблемные области.
В чем роль анализа основных средств в управлении предприятием?
Анализ основных средств играет важную роль в управлении предприятием. Он позволяет выявлять проблемы в использовании основных средств, оптимизировать их структуру и снизить затраты на их обслуживание. Анализ помогает принимать рациональные управленческие решения и обеспечивать долгосрочную эффективность предприятия.
Какова технико-экономическая характеристика Иркутского авиационного завода?
Иркутский авиационный завод является крупным предприятием в авиационной отрасли. Он специализируется на производстве авиационной техники, в том числе самолетов. Завод имеет современное оборудование, квалифицированный персонал и хорошие производственные показатели. Завод успешно сотрудничает с ведущими авиакомпаниями и обладает конкурентоспособностью на рынке.
Какие основные результаты показывает анализ основных средств Иркутского авиационного завода?
Анализ основных средств Иркутского авиационного завода позволяет выявить динамику и структуру использования основных средств, определить эффективность их использования, оценить стоимость и амортизацию активов. Анализ также помогает выявить возможности по улучшению использования основных средств и оптимизации производственных процессов.
Какова экономическая сущность основных средств предприятия?
Основные средства предприятия представляют собой имущественные комплексы, используемые для осуществления производственной деятельности. Они включают в себя здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие материальные объекты, которые используются в процессе производства товаров и услуг. Экономическая сущность основных средств заключается в их способности создавать добавленную стоимость и принесение доходов предприятию.
Какими методами можно проанализировать основные средства на предприятии?
Для анализа основных средств на предприятии можно использовать различные методы и подходы. Один из них - это метод анализа динамики и структуры основных средств, который позволяет выявить изменения в их составе и распределении по годам. Другой метод - это метод оценки эффективности использования основных средств, который позволяет оценить их вклад в прибыль предприятия. Также можно использовать метод сравнительного анализа основных средств с аналогичными предприятиями, чтобы выявить сильные и слабые стороны своей компании.
Какой ролью обладает анализ основных средств в управлении предприятием?
Анализ основных средств играет важную роль в управлении предприятием. Он позволяет выявить проблемные области и нерациональное использование ресурсов, а также определить потенциал для улучшения производственных процессов. Анализ основных средств помогает принимать решения по модернизации и замене устаревшего оборудования, оптимизации использования имущества и повышению эффективности предприятия в целом.
Какая технико-экономическая характеристика предприятия Иркутского авиационного завода?
Иркутский авиационный завод - это крупное предприятие, специализирующееся на производстве авиационной техники. Завод оснащён современным оборудованием и инфраструктурой, имеет широкий ассортимент продукции и высокий уровень технического качества. Он является одним из ведущих предприятий отрасли и имеет важное значение для развития авиационной промышленности страны.