О.Конт и позитивистская традиция в философии науки

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 14 14 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 03.12.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Доклад 3
Список литературы 14


Фрагмент для ознакомления

Общая теория прогресса, в том числе и научного, была создана Г. Спенсером.Общий закон эволюции Г. Спенсер сформулировал, опираясь на три ключевых понятия, используемые по преимуществу в естественных науках, например, в физике или в той же биологии. Речь идет о таких понятиях, как «материя», «движение» и «сила». По мнению философа, дефиницию термина «эволюция» следует искать в тех областях знания, которые наиболее точно описывают ключевые механизмы изменения в процессах организации или самоорганизации материи. Изменения степени организации материи – результат взаимосвязи материи и движения. В своей книге «Основные начала» («FirstPrinciples») Г. Спенсер описывает закономерности, проявляемые материей и движением в их взаимных связях, в конечном счетеприводящих к эволюционным трансформациям в самом общем их виде. В названном труде философ, в частности, отмечает, что материя и движение в процессах их взаимодействия развиваются в прямо противоположной динамике, а именно: если материя интегрируется, структурируется, то движение рассеивается, сходит на нет. Все взаимозависимые трансформации материи и движения требуют приложения силы, существующей в мире постоянно. Соответственно, эволюция, по Г. Спенсеру, представляет собой циклический процесс – такое приложение природных сил для взаимообратных трансформаций материи и движения, при которых в результате достигается равновесие все тех же природных сил. Это определение в некотором смысле парадоксально, потому что оно не трактует эволюцию ни как поступательное, ступенчатое развитие, нарастание, ни как порывистое, резкое изменение в развитии чего-либо.Главный многолетний и многотомный труд Г. Спенсера назван автором «Синтетическая философия», то есть философия, объединяющая уже полученные человечеством знания в разных областях жизнедеятельности и в то же самое время способствующая синтезированию нового знания в отдельных частных сферах общественного развития.Неопозитивизм предпринимал достаточно успешные попытки решения актуальных философско-методологических проблем, например, роли знаково-символических средств научного мышления, взаимоотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса. Так, возрастание роли математического аппарата в физической теории выявило, что в теориях науки невозможно все свести к чувственному миру субъекта, а существует несводимый к нему «остаток», характеризующий степень общезначимости теоретических положений, наличие объективного характера познания субъекта. Как считал Э. Мах, процесс научного познания и развития представлен адаптацией человека к эмпирическому опыту на все более высоком уровне. Цель его заключается в том, чтобы найти адекватное соответствие продуцируемых идей — элементы мышления — определенной сфере опыта. Если же происходит расширение сферы опыта, то элементы привычного мышления неизбежно показывают степень своей недостаточности и возникают проблемы, источник которых в разногласии между мыслями и фактами или разногласии между самими мыслями. Преодоление кумулятивизма связано с деятельностью Т. Куна.Как полагал Т. Кун, развитие научной мысли осуществляется от одной научной революции до другой. Научная революция же является качественным сдвигом в науке, что служит основой для формирования некоего нового научного и методологического базиса. В концепции Т. Куна базис – это парадигма. Итак, философия позитивизма зарождается в трудах О. Конта.Значение позитивной философии Конта поистине велико, поскольку именно ему принадлежит заслуга оформления философии как целостной, отдельной науки, имеющей не только собственные теоретические, но также и методологические основы. Философию Конт рассматривает в качестве фундаментальной науки, интегрирующей все знания об общественной системе. В классификации наук она Конта именно позитивной философии принадлежит особое место, поскольку данная наука должна заниматься открытием и описанием единых, универсальных законов общественного развития, неотделимых от законов природы.С определенными оговорками кумулятивная концепция принималась Спенсером, Махом.Преодоление кумулятивизма в позитивизме связано с трудами Т. Куна. Он полагал, что научная история связана не только с прогрессом, но и отступлениями, переломами, крутыми переменами. Факт обращения к истории науки дает возможность представления механизма смены научных теорий, картину крутых переломов. Научное развитие не просто накапливает открытия и изобретения. Научному развитию присуще качество противоречивости. Представление о научных революциях – это неотъемлемая часть общего понимания процесса развития научного знания. Список литературыБагапов Р. Н., Гаитов Э. Р., Хаматов А. Ф. Позитивизм как гносеологическая концепция // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 753-755. — URL https://moluch.ru/archive/136/38146/ Данилова Т.В., Онищенко Е.Н. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ Т. КУНА // EuropeanStudentScientificJournal. – 2014. – № 2.; URL: http://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=229Ишниязов Р. М., Семенова Э. Р. Позитивисткая философия науки // Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. № -2. С. 113–114.Конт О. Дух позитивной философии. http://royallib.com/book/kont_ogyust/duh_pozitivnoy_filosofii.htmlКохановский В.П. Философия для аспирантов. http://www.twirpx.com/file/409130/Кун Т. Структура научных революций//https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriyОсипова-Дебрас Л.В. Теория Г.Спенсера в свете современных системных представлений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2009. №114. С.320-327. Платонова С.И. Научные революции и социальные науки // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. № 1—3. Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.Черезова К.В., Сериков А.Е. Социальный эволюционизм Герберта Спенсера и дарвинизм // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2014. №2(16). С.99-115. Шувалов В.И. Теория исторического процесса в контексте взглядов Герберта Спенсера // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. 2012. №2. С.1140-1143

1. Багапов Р. Н., Гаитов Э. Р., Хаматов А. Ф. Позитивизм как гносеологическая концепция // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 753-755. — URL https://moluch.ru/archive/136/38146/
2. Данилова Т.В., Онищенко Е.Н. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ Т. КУНА // European Student Scientific Journal. – 2014. – № 2.; URL: http://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=229
3. Ишниязов Р. М., Семенова Э. Р. Позитивисткая философия науки // Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. № -2. С. 113–114.
4. Конт О. Дух позитивной философии. http://royallib.com/book/kont_ogyust/duh_pozitivnoy_filosofii.html
5. Кохановский В.П. Философия для аспирантов. http://www.twirpx.com/file/409130/
6. Кун Т. Структура научных революций//https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriy
7. Осипова-Дебрас Л.В. Теория Г.Спенсера в свете современных системных представлений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2009. №114. С.320-327.
8. Платонова С.И. Научные революции и социальные науки // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. № 1—3.
9. Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.
10. Черезова К.В., Сериков А.Е. Социальный эволюционизм Герберта Спенсера и дарвинизм // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2014. №2(16). С.99-115.
11. Шувалов В.И. Теория исторического процесса в контексте взглядов Герберта Спенсера // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. 2012. №2. С.1140

Вопрос-ответ:

Что такое Конт и позитивистская традиция в философии науки?

Конт и позитивистская традиция в философии науки представляют собой направление, которое акцентирует внимание на изучении и анализе научного знания и методов. Конт считал, что наука должна рассматривать только наблюдаемые факты и законы, избегая религиозных, метафизических и моральных вопросов. Позитивистская традиция стремится построить науку на основе опыта и воспроизводимости результатов.

Кто создал общую теорию прогресса?

Общая теория прогресса была создана Г. Спенсером. Он разработал концепцию эволюции, основанную на трех ключевых понятиях: материя, движение и сила. Философ считал, что прогресс происходит благодаря постоянному развитию и изменению, а законы эволюции могут быть применены не только в естественных науках, но и в других областях знания.

Какие понятия используются в общей теории прогресса?

В общей теории прогресса, сформулированной Г. Спенсером, используются такие понятия, как материя, движение и сила. Они являются ключевыми для объяснения процессов эволюции в естественных науках, таких как физика и биология. Материя представляет собой основу всего существующего, движение является проявлением изменений в материи, а сила является причиной этих изменений.

Где следует искать определение термина "эволюция"?

По мнению Г. Спенсера, который разработал общую теорию прогресса, определение термина "эволюция" следует искать в тех областях знания, которые наиболее относятся к естественным наукам. Это в основном физика и биология, где эволюция рассматривается как постоянный процесс развития и изменения материи и живых организмов.

Что такое Конт и позитивистская традиция в философии науки?

Конт и позитивистская традиция в философии науки относятся к направлению в философии, которое придерживается идеи, что наука является единственным источником достоверного знания о мире. Они утверждают, что философия должна опираться на научные факты и методы, а всё, что не находится в пределах науки, является либо недостоверным, либо не имеет значения.

Кто сформулировал общий закон эволюции и какие понятия используются для его объяснения?

Общий закон эволюции был сформулирован Г. Спенсером. Для объяснения этого закона используются три ключевых понятия: материя, движение и сила. Эти понятия в основном применяются в естественных науках, таких как физика и биология.

Где следует искать определение термина "эволюция" согласно Г. Спенсеру?

Согласно Г. Спенсеру, определение термина "эволюция" следует искать в тех областях знания, которые наиболее схожи с естественными науками, такими как физика и биология. Он считает, что эти области знания содержат ключевые принципы и законы, которые можно применить к любым другим сферам жизни и развития.

Какие понятия используются в позитивистской традиции для объяснения развития науки?

В позитивистской традиции для объяснения развития науки используются такие понятия, как наблюдение, эксперимент, факты и законы. Эти понятия считаются основными элементами научного метода и служат основой для создания новых теорий и моделей, а также для проверки и подтверждения уже существующих научных знаний.