Понимание метафор и пословиц глухими подростками

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сурдопедагогика
  • 25 25 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 05.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Феномен глухоты 5
1.1 Понятие и виды слуховых нарушений 5
1.2 Особенности восприятия звуков и речи у глухих 5
1.3 Особенности устной речи глухих и слабослышащих 6
1.4 Социальная изоляция слабослышащих 7
1.5 Язык общения со слабослышащими и глухими 8
1.6 Организация общения слышащих с глухими (слабослышащими) 9
Глава 2. Особенности познавательной деятельности детей подростков при нарушении слуха (глухота) 11
2.1 Ощущение, восприятие, внимание и память глухих подростков 11
2.2 Понимание образного материала глухими подростками 13
2.3 Воображение глухих подростков 15
2.4 Мышление глухих подростков 16
2.5 Психологические особенности формирования речи у не слышащих детей 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Значительные отличия имеют овладения письменной и устной речью у глухих и слышащих детей. Хорошо слышащие подростки овладевают и совершенствуют устную речь гораздо быстрее чем письменную, глухие же подростки овладевают этими видами одновременно, а в большинстве случае глухих письменная речь усваивается быстрее устной. Это связано с тем, что при обучении глухих многие слова им даются на карточках, так как такое восприятие речи является для них наиболее доступной, поскольку она не воспринимается на слух, а только зрительно. Очень трудно глухому подростку усваивать словосочетания, речевые конструкции, грамматический строй предложения. При написании сочинений глухие подростки допускают ошибки в последовательности событий и логике их изложений. Глухие дети имеют трудности с планированием своих мыслей для изложения в сочинении. Нередко они могут излагать мелкие детали, забывая о важных. Н.Г. Морозова отмечает такие трудности в понимании письменной речи глухими подростками:- понимание прямого значения слова, нескольких слов;;- понимание смысла целой фразы или отрывка;- понимание смысла всего текста.Глухие подростки могут понимать только слова, несколько слов, фразы и небольшие отрывки текста, но понять смысл всего текста без помощи учителя самостоятельно они не смогут. Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации у них и их родителей. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.Из-за особого отношения окружающих к глухим подросткам у них складывается определенные черты личности. Глухому подростку хорошо заметны различия в отношении родителей к нему и к слышащим братьям и сестрам: с одной стороны глухой ребенок может воспринимать это как большую любовь, а с другой даже чувствовать себя обузой так как его окружению приходится прикладывать для общения с ним немало усилий.Отдельно следует отметить, что в становлении процессов поведения подростков большую роль играет самооценка. Самооценкой и притязаниями во многом обуславливаются эмоциональное самочувствие человека, степень зрелости его личности. Формирование самооценки и уровня притязаний отражают те противоречия, которые могут стать факторами психического развития индивида. Уровень притязаний, с одной стороны, зависит от способностей человека, являющихся субъективными условиями успешного выполнения деятельности, и адекватной их оценкой, с другой- определяет формирование этих способностей. Как правило, уровень притязания характеризуется как устойчивый обобщенный признак личности. Первые его проявления отмечаются уже у детей двух- трех лет при нормальном развитии их личности.Самооценка глухих и слышащих подростков, как правило, не отличается. Наблюдается отставание глухих от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих.Уровень притязания глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью), особенно это заметно в подратковом возрасте. С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность глухих детей повышается. У глухих детей имеются большие трудности в формировании морально- этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.ЗаключениеВсе люди нуждаются в общении, а подростки в большей степени нуждаются в получении информации через речь со сверстниками. Однако глухие подростки имеют затруднение в понимании речи, так как из-за слуховых особенностей их словарный запас беден и не имеет в активном обиходе ярких лексических средств, таких как метафоры и пословицы из-за их непонимания. Большое значение также играет роль возраст, в котором подросток потерял слух: имел ли он зачатки речи или не слышал ее никогда. Этот фактор влияет на формирование личности ребенка и полное непонимание им таких выразительных средств как метафоры и пословицы.Для полноценного развития подростка с глухотой следует особое внимание уделять:Обогащению активного словарного запаса не только простыми словами повседневного обихода, но яркими выразительными средствами русского языка, такими как пословицы и метафоры.Особое внимание для понимания пословиц и метафор следует уделить развитию воображения подростков. Учить детей понимать пословицы и метафоры, видеть жизненные ситуации, где их можно применить.Список использованной литературыАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство «Ось-89», 1997. - 224 с.Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., «Просвещение», 1990.Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.Богдан Н.Н. Специальная психология. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 203 с. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., «Просвещение», 1988.Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». - Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. - 112 с. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., 1954.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956. - С. 86-98.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с. Давыдов В. В. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983 - 201 с. Даль В.И. 1000 русских пословиц и поговорок/ Даль В.И.— Электрон.текстовые данные.— М.: РИПОЛ классик, 2017.— 514 c.Дмитриева О.А. Пословицы и афоризмы как лингвокультурные тексты: учебное пособие/ Дмитриева О.А.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 103 cЕфимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2000. - 47 с. Знаков В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы/Знаков В.В.М.: Институт психологии РАН, 2005.— 448 c.Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе слабрслышащих детей. М., «Просвещение», 1988.Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. М., Изд-во «Знание», 1984.Леонгард Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников. - Дефектология. 1977.Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики. – М.: Дефектология, 2003.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., «Владос», 2001.Немов Р.С. Психология. Т.3, - М.: ВАДОС., 2001 - 630 с.Петер Антон Янн. Воспитание и обучение глухого ребёнка: Сурдопедагогика как наука. – 248 с. – М.: Академия, 2003.Реан А. А. Психология детства. - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология- 1997 - № 4. - С. 56-67. Рыбин С.В. Синтез речи: учебное пособие по дисциплине «Синтез речи»/ Рыбин С.В. СПб.: Университет ИТМО, 2014.— 92 c.Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости: пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX - начале XXI веков/ Уваров Н.В. М.: Инфра-Инженерия, 2009.— 592 c.Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: «Академия», 1996. - 96 с. Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. - М: Мартис,1995.- 320с.

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство «Ось-89», 1997. - 224 с.
2. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., «Просвещение», 1990.
3. Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
4. Богдан Н.Н. Специальная психология. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 203 с.
6. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., «Просвещение», 1988.
7. Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». - Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. - 112 с.
8. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., 1954.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956. - С. 86-98.
10. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
11. Давыдов В. В. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983 - 201 с.
12. Даль В.И. 1000 русских пословиц и поговорок/ Даль В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: РИПОЛ классик, 2017.— 514 c.
13. Дмитриева О.А. Пословицы и афоризмы как лингвокультурные тексты: учебное пособие/ Дмитриева О.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 103 c
14. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2000. - 47 с.
15. Знаков В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы/Знаков В.В. М.: Институт психологии РАН, 2005.— 448 c.
16. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
17. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе слабрслышащих детей. М., «Просвещение», 1988.
18. Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. М., Изд-во «Знание», 1984.
19. Леонгард Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников. - Дефектология. 1977.
20. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
21. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики. – М.: Дефектология, 2003.
22. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., «Владос», 2001.
23. Немов Р.С. Психология. Т.3, - М.: ВАДОС., 2001 - 630 с.
24. Петер Антон Янн. Воспитание и обучение глухого ребёнка: Сурдопедагогика как наука. – 248 с. – М.: Академия, 2003.
25. Реан А. А. Психология детства. - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
26. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология- 1997 - № 4. - С. 56-67.
27. Рыбин С.В. Синтез речи: учебное пособие по дисциплине «Синтез речи»/ Рыбин С.В. СПб.: Университет ИТМО, 2014.— 92 c.
28. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости: пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX - начале XXI веков/ Уваров Н.В. М.: Инфра-Инженерия, 2009.— 592 c.
29. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: «Академия», 1996. - 96 с.
30. Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
31. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. - М: Мартис,1995.- 320с.

Вопрос-ответ:

Что такое слуховые нарушения?

Слуховые нарушения - это неполноценное функционирование слуховой системы, которое может быть вызвано различными факторами. Они могут привести к частичной или полной потере слуха.

Как глухие подростки воспринимают звуки и речь?

У глухих подростков ощущение и восприятие звуков и речи ограничены или отсутствуют полностью. Они не могут услышать звуки окружающего мира и общаться на понятном для слышащих людей речевом уровне.

Какие особенности устной речи у глухих и слабослышащих подростков?

У глухих и слабослышащих подростков может быть нарушена артикуляция, интонация и ритм речи. Они могут иметь проблемы с правильным произношением звуков и формированием предложений.

Как дети подростки с нарушением слуха ощущают социальную изоляцию?

Дети подростки с нарушением слуха могут ощущать социальную изоляцию, так как они могут испытывать трудности в общении с окружающими. Они могут чувствовать себя отвергнутыми и не вписывающимися в общество.

Какой язык общения используется со слабослышащими и глухими?

Для общения со слабослышащими и глухими может использоваться жестовый или мимический язык, а также специальные системы коммуникации, такие как знаковый язык. В зависимости от индивидуальных предпочтений и обучения, каждый глухой человек может выбрать наиболее удобный для себя способ общения.

Что такое глухота и какие виды слуховых нарушений существуют?

Глухота - это полная или частичная потеря слуха. Существуют различные виды слуховых нарушений, включая врожденную и приобретенную глухоту, а также слабослышание.

Какие особенности восприятия звуков и речи характерны для глухих людей?

У глухих людей отсутствует или сильно ограничено слуховое восприятие, поэтому они не могут услышать звуки и речь так же, как слышащие люди. Им не доступно множество звуковых сигналов и нюансов речи.

Какие особенности устной речи имеют глухие и слабослышащие люди?

Глухие и слабослышащие люди могут иметь проблемы с артикуляцией и произношением звуков, так как не слышат свои собственные речевые звуки и не могут контролировать их. Это может влиять на понимание их речи другими людьми.

Почему социальная изоляция является проблемой для слабослышащих людей?

Социальная изоляция для слабослышащих людей может быть вызвана трудностями в коммуникации и понимании речи других людей. Они могут испытывать затруднения в общении и могут ощущать себя отчужденными от окружающих.