интеллектуальный капитал как фактор экономического роста
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 13.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты системы управления интеллектуальным капиталом 5
1.1. Понятие интеллектуального капитала 5
1.2. Развитие и методы измерения стоимости интеллектуального капитала 8
2. Особенности исследования интеллектуального капитала как фактора экономического роста на примере ООО «Автомир» 11
2.1. Общая характеристика ООО «Автомир» 11
2.2. Анализ количественного и качественного состава персонала организации 14
3. Повышение эффективности использования интеллектуального капитала как фактора экономического роста 20
3.1. Стратегическое управление человеческим интеллектуальным капиталом 20
3.2. Механизм инновационного развития человеческого капитала 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Таким образом, особенностьюинновационной деятельности является то, чтов качестве ее конечного продукта выступает непросто новое знание и только, а знание, способное капитализироваться в своем общественномраспространении. Знания, воплощенные в машинах, повышают их эффективность и ценность, идоходы от инвестиций в них поступают либо вформе более высоких продажных цен и арендных платежей, либо в форме возросшей прибыли в результате повышения производительноститруда. Знания, воплощенные в людях, поднимают их производительность, и доходы от инвестиций в них выступают на поверхности в формеразличий в заработной плате. Невоплощенныезнания повышают производительность, а значит,и доходы в перспективе. Инновационныйпроцесс приводит к ряду экономических и социально-экономических результатов. Социальныеинновации представляют собой общий процесспланомерного улучшения образовательной и гуманитарной сферы общества и отдельных хозяйственных организаций. Применение инновацийтакого рода приводит к накоплению человеческого капитала, расширяет возможности на рынке труда, мобилизует трудоспособных акторовна повышение эффективности трудовой деятельности.Можно представить компоненты механизма инновационногоразвития человеческого капитала.Первый компонент – базовые фундаментальные научные исследования, которые предопределяют зарождение инновационного развитиячеловека. На первой стадии инновационного развития разрабатываются и систематизируются новые знания, затем данное знание превращается винформационный продукт, который при условииэкономической значимости может быть использован в производстве товаров, инновационном обновлении оказания услуг, а также в образовательном производстве человеческого капитала.Второй компонент определяется реализацией прикладных научных исследований дляформирования нововведений через достижениецели вполне конкретного использования фундаментальных и производных знаний, получаемыхкак в познавательной, так и в прикладной сферахисследований. На данной стадии исследованийсоздаются новации, обеспечивающие совершенствование существующих технических средств,образовательной системы, человеческого потенциала, технологий материального и духовногопроизводства, сырья, материалов и полуфабрикатов.Третий компонент инновационного процесса осуществляется преимущественно черезпроектно-конструкторские разработки, а такжепроизводственные исследования. Научно-исследовательские практики в современных условияхимеют двойственное проявление. Первое – этопроизводственно-практические исследования,выполненные на стадии освоения производстваи в процессе серийного производства продукции. Второе – это практические исследования,выполненные подразделениями образовательнойсистемы на стадии образовательного внедренияинноваций для профессиональной подготовкиспециалистов, инновационного развития их человеческого капитала. Они направлены на окончательное доведение инновационных знаний дляусвоения их обучающимися, обеспечение условий применения новых знаний, умений, навыковв последующей их трудовой деятельности.Четвертый компонент инновационногопроцесса развития человеческого капитала определяет использование новых знаний в сфере потребления. Условно можно выделить два направления реализации данной стадии: 1) движениематериальной или духовной продукции от производителя к непосредственному потребителюи эксплуатация новой продукции потребителем;2) движение выпускника учебного заведения кработодателю и накопление способности к трудув виде человеческого капитала.Этапыинновационного развития человеческого капитала взаимозависимы и взаимообусловлены сдеятельностью компонентов данного механизма.Каждый этап интеллектуально-образовательного(инновационного) обновления человеческого капитала представляет собой отражение деятельности компонентов инновационного механизма.Научные структуры определяют формирование проектно-конструкторских разработок,стратегии производственной доводки и образовательного использования новых знаний в целяхобеспечения совершенствования интеллектуальных и образовательно-квалификационных способностей работников к труду.Система материального производства обеспечивает внедрение научного информационного продукта в новые технологии и товары потребления. Здесь осуществляется освоение новыхтехнологий и непосредственное производствопродукции. Система образовательного производства обеспечивает инновационное развитиеобразовательных технологий и интеллектуально-образовательное развитие человеческого капитала.Завершающий этап инновационного внедрения определяет использование новой продукциив сфере потребления. Другое направление развития определяет рост экономического эффектаот используемого человеческого капитала совокупного работника в форме дохода государства,организаций, конкретного индивида, а также совершенствование структуры занятости населения, сокращение безработицы в обществе.Таким образом, рассмотрев компонентымеханизма инновационного развития, несложнозаметить, что каждый этап интеллектуально-образовательного обновления человеческого капитала представляет собой отражение процессазарождения, формирования, проектно-конструкторской разработки, производственной доводки и образовательного использования в целяхобеспечения совершенствования интеллектуальных и образовательно-квалификационныхспособностей к труду. Выделим важнейшие отличительные черты управления инновационнымразвитием человека: 1) развитие инноваций каксредства достижения целей; 2) система управления человеческим развитием включает в себя инновационный механизм развития человеческогокапитала; 3) специфика инновационных целей изадач; 4) системный подход к инновационномупроизводству; 5) наличие специфических управленческих технологий.Механизм, определяющий создание условий, предпосылок и реализацию деятельности,направленной на получение инноваций и их последующее внедрение в системы производства иэкономического накопления человеческого капитала, необходимо называть механизмом инновационного развития человеческого капитала.Механизм инновационного развития человеческого капитала – это организационно-экономическая форма осуществления инновационнойдеятельности, направленная на развитие илисаморазвитие человеческого капитала. Данныймеханизм должен формировать инновационноеи функциональное обеспечение эффективноговозмещения морального износа накопленногочеловеческого капитала, обеспечивать привязкуразвития человеческого капитала к стадиям егожизненного цикла. Функциональное обеспечение обновления человеческого капитала представляет собой стоимостное, инвестиционное ифинансовое обеспечение процесса развития способностей к трудовой деятельности. Инновационное обеспечение должно определять не толькопроизводство новых знаний, но и эффективнуюих систематизацию, обработку, доводку до нововведений, соответствующих потребностям экономических систем общества.Инновационное развитие человеческого капитала определяет необходимость разрешениязадачи по достижению эффективной амортизации морального износа человеческого капитала. Последняя не только определяет снижениеэкономической значимости профессиональныхзнаний работника, но и способствует снижениюстоимости человеческого капитала вследствиетехнического прогресса и появления новых знаний, информационных потоков, вовлекаемых всистему общественного воспроизводства, а также вследствие роста производительности трудав научно-образовательных отраслях, формирующих человеческий капитал.ЗаключениеСтабильное состояние государства зависит от его экономического развития, т. е. положительных качественныхизменений экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил, новаций в производстве, в продукции,в услугах, в управлении, а значит, в экономике в целом.Экономический рост государства основан на освоениии внедрении инноваций, которые напрямую связаны с развитием человеческого капитала страны. Под человеческимкапиталом понимается совокупность знаний, умений и навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.На сегодняшний день человеческий капитал является ценнейшим ресурсом, несравнимо выше, чем природные иликакие-либо другие ресурсы.Развитие интеллектуального капитала связано с технологической революцией, происходящей в мире. Результатом этой революции стало внедрение в экономику новых информационных технологий, прогрессивных способов передачи информации. Опыт, знания и навыки персонала в организациях видоизменились.Наиболее прогрессивной экономикой в оценке интеллектуального капитала являются США, Швеция и Испания. Эти страны активно занимались и занимаются выработкой методов оценки интеллектуального капитала. Изучая вопрос долевого участия этих стран в разработке методов оценки интеллектуального капитала в мире мы пришли к выводу, что по своей доле они составляют от 33,3 %, 9,52 % и 7,14 % соответственно.С точки зрения руководства предприятия ООО «Автомир»работник как субъект интеллектуального капитала организации должен обладать двумя основными характеристиками:1) он должен быть в состоянии выполнять свои должностные обязанности: быть в надлежащем физическом состоянии, соответствовать требованиям рабочего места своими психофизиологическими данными;2) он должен уметь выполнять предписанную ему работу, т.е. обладать соответствующей профессиональной квалификацией, требуемой на данном рабочем месте.Итак, для управления развитием сотрудников ООО «Автомир»в настоящее время не активно используется обучение персонала, приобретение нового опыта передовых организаций, которое становится стратегической функцией большинства успешных торговых организаций. Кроме того, в штате необходимо иметь тех сотрудников, чья квалифицированная работа, удовлетворяет работодателя. С другой стороны, работники сами должны быть довольны условиями своей трудовой деятельности. Инновационное развитие человеческого капитала определяет необходимость разрешения задачи по достижению эффективной амортизации морального износа человеческого капитала. Последняя не только определяет снижение экономической значимости профессиональных знаний работника, но и способствует снижению стоимости человеческого капитала вследствие технического прогресса и появления новых знаний, информационных потоков, вовлекаемых в систему общественного воспроизводства, а также вследствие роста производительности труда в научно-образовательных отраслях, формирующих человеческий капитал.Список использованной литературыАлешкина О.В. Социально ответственное поведение как основа развития современной компании // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2017. - № 1 (34). - С. 97-102. Вишневская Н.Г., Алешкина О.В., Галикеев Р.Н. Инновации и управление социальной сфере: учебное пособие / Н.Г. Вишневская, О.В. Алешкина, Р.Н. Галикеев. – Уфа: РИЦ БашГУ. - 2017. – 218 с. Жикина, О. В. Разработка методики стратегического управления человеческим интеллектуальным капиталом организации / О. В. Жикина // Труды института бизнес - коммуникаций. Т. 4. / Минобрнауки РФ; ФГБУ ВО «С. - Петерб. Гос. Ун – т промышленных технологий и дизайна»; под общ. Ред. М. Э. Вильчинской - Бутенко. – СПб.: СПбГУПТД, 2018. – 137 с. – С. 53 - 62.Кельчевская Н.Р. Управление интеллектуальным капиталом промышленного предприятия: учебное пособие / Н.Р. Кельчевская, И.М. Черненко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та. - 2016. – 194 с. Новгородов П.А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2017. -№2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-kapital-ponyatie-suschnost-struktura (дата обращения: 11.03.2019). Паникарова С. В. У правление знаниями и интеллектуальным капиталом: [учеб. пособие] / С. В. Паникарова, М. В. Власов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбур : Издво Урал. ун-та. - 2015. - 140 с. Седова Т.В. Интеллектуальный капитал как основа формирования организации в экономике знаний // Креативная экономика. – 2017. – Том 6. – № 2. – С. 4-9. Сметанина Т. В., Жикина О. В. Определение оптимального для России метода расчета реальной стоимости интеллектуального капитала // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. ‒ № 4 (33). ‒ С. 124 - 1303.ТаировМ.О. Управлениеинтеллектуальнымкапиталоморганизации // International Scientific and Practical Conference “World Science”. ROST (Dubai). - 2016. - Т. 2. - № 12 (16). - С. 47 -50. Irina Berzkalne, Elvira Zelgalve, Intellectual Capital and Company Value, In Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Volume 110. - P. 887-896 [Электронныйресурс]. – Режимдоступа - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813055742 (датаобращения: 11.03.2019).
2. Вишневская Н.Г., Алешкина О.В., Галикеев Р.Н. Инновации и управление социальной сфере: учебное пособие / Н.Г. Вишневская, О.В. Алешкина, Р.Н. Галикеев. – Уфа: РИЦ БашГУ. - 2017. – 218 с.
3. Жикина, О. В. Разработка методики стратегического управления человеческим интеллектуальным капиталом организации / О. В. Жикина // Труды института бизнес - коммуникаций. Т. 4. / Минобрнауки РФ; ФГБУ ВО «С. - Петерб. Гос. Ун – т промышленных технологий и дизайна»; под общ. Ред. М. Э. Вильчинской - Бутенко. – СПб.: СПбГУПТД, 2018. – 137 с. – С. 53 - 62.
4. Кельчевская Н.Р. Управление интеллектуальным капиталом промышленного предприятия: учебное пособие / Н.Р. Кельчевская, И.М. Черненко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та. - 2016. – 194 с.
5. Новгородов П.А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2017. -№2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-kapital-ponyatie-suschnost-struktura (дата обращения: 11.03.2019).
6. Паникарова С. В. У правление знаниями и интеллектуальным капиталом: [учеб. пособие] / С. В. Паникарова, М. В. Власов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбур : Изд во Урал. ун-та. - 2015. - 140 с.
7. Седова Т.В. Интеллектуальный капитал как основа формирования организации в экономике знаний // Креативная экономика. – 2017. – Том 6. – № 2. – С. 4-9.
8. Сметанина Т. В., Жикина О. В. Определение оптимального для России метода расчета реальной стоимости интеллектуального капитала // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. ‒ № 4 (33). ‒ С. 124 - 1303.
9. Таиров М.О. Управление интеллектуальным капиталом организации // International Scientific and Practical Conference “World Science”. ROST (Dubai). - 2016. - Т. 2. - № 12 (16). - С. 47 -50.
10. Irina Berzkalne, Elvira Zelgalve, Intellectual Capital and Company Value, In Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Volume 110. - P. 887-896 [Электронный ресурс]. – Режим доступа - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813055742 (дата обращения: 11.03.2019).