Содержание и формы социально,-педагогической работы с одаренными детьми
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 11.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 5
1.1 Понятие одаренности 5
1.2. Одаренность как социально-педагогическая проблема 8
1.3. Направления социально-педагогической работы с одаренными детьми 15
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 19
2.1. Опыт работы по организации социально-педагогической работы с одаренными детьми 19
2.2. Анализ деятельности МБОУ СОШ 1 по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми 23
2.3. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми 25
Заключение 34
Литература 36
Приложения 38
Организационные условия реализации проектаПроект ориентирован на младших школьников 9-10 лет, и может быть реализован в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной параллели. Проект рассчитан на 8 часов, 1 час в неделю по 45 минут.Форма организации занятий – игры (известные телешоу), организации работы с коллективом – групповая (в играх участвуют команды), индивидуальная (игра «Один против всех» предполагает интеллектуальное сражение игрока с классом). Содержание проекта «Математика в играх»Величины и единицы их измеренияИзмерительные приборы и инструменты. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Объем. Единицы объема. Длина. Единицы длины. Площадь. Старинные меры веса и длины. Форма организации занятий – игры «Где логика?» и «Перемешка». Геометрические фигуры Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Ромб. Цилиндр. Многоугольник. Задания на знание свойств фигур, их название, на поиск фигур в сложной фигуре. Форма организации занятий – игра «Где логика?». Нумерация чиселЗадания связаны с позицией цифры в разряде или классе. Сравнение многозначных чисел. Форма организации занятий – игра «Перемешка». Нестандартные задачиЗадачи на решение практическим способом. Задачи на решение методом перебора. Форма организации занятий – игра «Один против всех». Работа с информациейТекстовые задачи. Диаграммы. Форма организации занятий – игра «Один против всех». Структура занятийВводно-мотивационный этап Знакомство с играми и их правилами, придумывание названий команд, выбор жюри. Операционно-познавательный этапИнтеллектуальная игра по теме, обсуждение вопросов, вызвавших затруднение. Контрольно-оценочный этапВыявление победителей, обсуждение ошибок и достижений.Учебно-тематическое планирование№ занятияТема занятияЦель и результаты занятияФорма организации занятия1«Величины и единицы их измерения»Цель – актуализировать знания об известных величинах и единицах их измерения и сообщить о старинных единицах измерения. Результат: знание и умение применять современных и старинных единиц измерения величин.«Где логика?»2«Мир геометрических фигур»Цель – актуализировать знания о геометрических фигурах, их свойствах и названиях. Результат: умение группировать геометрические фигуры по общим свойствам.«Где логика?»3«Нумерация чисел»Цель – сформировать умение оперировать многозначными числами. Результат: умение называть позицию каждой цифры числа«Перемешка»4«Измерительные приборы и инструменты»Цель – проверить знание измерительных приборов и инструментов Результат: знание областей применения измерительных приборов и инструментов.«Перемешка»5«Из истории математики»Цель – формировать понятие о символах обозначения чисел в других системах счисления. Результат: знание обозначений чисел в других системах счисления.«Перемешка»6«Задачи с решением практическим способом»Цель – научить выбирать правильное решение нестандартной задачи практическим методом. Результат: умение выбирать правильное решение нестандартной задачи практическим методом.«Один против всех»7«Задачи с решением методом перебора»Цель – научить выбирать правильное решение нестандартной задачи методом перебора. Результат: умение выбирать правильное решение нестандартной задачи методом перебора.«Один против всех»8«Диаграммы»Цель – научить читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы. Результат: умение читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы.«Один против всех»Таким образом,мы можем предположить, что данный комплекс будет способствовать развитию одарённости у детей в условиях образовательного учреждения. ЗаключениеВ последние годы в нашем обществе особенно остро ощущается потребность в одаренных личностях. Приходит осознание, что одаренные дети являются интеллектуальнымбогатствомгосударства. Изучение разных аспектов проблемы позволило нам сделать вывод о том, что «одаренность» является системным понятием. В связи с этим процесс выявления детей для специального обучения должен носить комплексный характер. Наукой накоплен достаточно большой арсенал надежных измерительных средств для решения этой задачи. Развитие детской одаренности отличается особой проблематичностью, возникающей как результат влияния на одаренного ребенка различных социальных факторов, а именно: семья, школа, группа сверстников. Среди существующих, в данном направлении проблем, необходимо отметить наиболее острые: 1.Проблему несоответствия индивидуально – психологических особенностей одаренного ребенка и тех требований, правил и стандартов, которые предъявляются по отношению к нему системой среднего образования. 2.Проблема взаимодействия одаренного ребенка со сверстниками. 3.Проблема недостаточной психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, воспитывающих и обучающих одаренных детей.Для разрешения отмеченных проблем необходимо создать условия для развития одаренных детей, а именно: -индивидуализация процесса обучения, основой которой является учет когнитивных стилей учащихся; -вариативность системы профилактики утомления, учитывающей психофизиологические особенности учащихся; -активизация позиции учащихся по отношению к своей учебной деятельности через формирование у них навыков самоорганизации и индивидуального стиля учения; -организация воспитательных воздействий, способствующих оптимизации «Я – концепции» учащихся, формированию зрелой, творческой личности; -включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов. Реализация данных условий позволяет правильно организовать учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми, улучшить преемственность между ступенями образования, способствующих адаптации одаренных детей.Для успешной реализации развития способностей ученика должна быть создана система поддержки одаренных детей. Вместе с системой общего образования долженвыстраиватьсяплан поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения на период всего обучения.При осуществлении образовательной деятельности важно оказывать поддержку не только детям с уже сформировавшимися способностями, но и стимулировать проявление и развитие способностей каждого ребенка, выявлять таланты на стадии зачатков. Создание благоприятной среды является одним из важнейших факторов, положительно влияющих на поддержку одаренных детей.ЛитератураАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2012. – 232 с.Белова Е.С. Одаренность малышей: раскрыть, понять, поддержать. – М., 2015. – 183 с. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. – М.: Рус. яз., 1981. – 699 с. Концептуальные вопросы разработки единой логико-структурной схемы выявления и первичного отбора одаренных учащихся и студентов // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.,2002. – 282 с.Крущельницкая О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов / Образование. – 200. – № 4. – С. 66-70. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности / Образование. – №1. –2000. – С. 97, 115-118. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / Вопросы психологии. – №6. – 1989. – С. 97-99.Маяцкая В.А. Технологическое обеспечение педагогов, работающих с детьми опережающего развития. Диссертация кандидата пед.наук. – Карачаевск, 2002. – 180 с. Образовательный комплекс для детей опережающего развития: Экспериментальная модель. Выпуск 1 / Под ред. М.В. Головко. – Ставрополь, 2011. – 272 с. Поярова Т.А. Педагогические условия адаптации одаренных школьников к повышенным учебным требования. – Вологда, 2000. – 117 с. Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2015. – 225 с.Савенков А.И., Беляева Н.В. Одаренные дети в обычной школе / Народное образование. – №9. – 1999. – С. 121-131. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема. – М.: Педагогика, 2000. – 265 с.Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / Народное образование. – № 3. – 1998. – С. 24-28. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З. – М.: Педагогика, 1981. – 640 с.Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избр. труды. Т.1. – М., 1985. – С. 14-15. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М., 2000. – 80 с. Ушакова Е. В. Кого считать одаренным / Директор школы. – № 2. – 2000. – С. 32. Фролов С.С. Личная детерминация генезиса детской одаренности. – Ставрополь, 2012. – 135 с.Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей. // Одаренность: рабочая концепция. – М., 2002. – 63 с. Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция школы «Интеллектуально одаренные дети» / Школьные технологии. – № 6. – 2000. – С.45-47.Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / Психологический журнал. Т. 4. –№ 5. – 1983. – С.97-99. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / Развитие и диагностика способностей – М.: Наука, 1991. – С. 11.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. – М.; Воронеж, 1997. – 358 с.Приложение 1Опросник креативности РензуллиОпросник разработан Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом на основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности. Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов, требующие больших затрат времени и сил. Заполнение опросника требует 10-20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8-11-х классов). Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 - постоянно, 3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко. Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка - 10, максимальная - 40 баллов). Приложение 2Памятка для родителей «У вас одаренный ребенок»Приложение 3Проект «Математика в играх»Цель проекта – развитие интеллектуальной одаренности, познавательного интереса к предмету «Математика» у младших школьников. Задачи проекта: 1. Развивать вариативность мышления; 2. Тренировать умение сравнивать предметы, числа и объединять их по общему признаку; 3. Формировать умение рассуждать, аргументировать свой выбор; Планируемые результатыПредметные результаты: узнают символы, римской, древнеегипетской, славянской нумерации; узнают области применения измерительных приборов и инструментов; научатся называть старинные единицы измерения, узнают их значение в общепринятых единицах измерения; научатся оперировать многозначными числами; научатся выбирать правильное решение нестандартной задачи практическим методом; научатся выбирать правильное решение нестандартной задачи методом перебора; научатся читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы. Организационные условия реализации проектаПроект ориентирован на младших школьников 9-10 лет, и может быть реализован в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной параллели. Проект рассчитан на 8 часов, 1 час в неделю по 45 минут.Форма организации занятий – игры (известные телешоу), организации работы с коллективом – групповая (в играх участвуют команды), индивидуальная (игра «Один против всех» предполагает интеллектуальное сражение игрока с классом). Содержание проекта «Математика в играх»Величины и единицы их измеренияИзмерительные приборы и инструменты. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Объем. Единицы объема. Длина. Единицы длины. Площадь. Старинные меры веса и длины. Форма организации занятий – игры «Где логика?» и «Перемешка». Геометрические фигуры Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Ромб. Цилиндр. Многоугольник. Задания на знание свойств фигур, их название, на поиск фигур в сложной фигуре. Форма организации занятий – игра «Где логика?». Нумерация чиселЗадания связаны с позицией цифры в разряде или классе. Сравнение многозначных чисел. Форма организации занятий – игра «Перемешка». Нестандартные задачиЗадачи на решение практическим способом. Задачи на решение методом перебора. Форма организации занятий – игра «Один против всех». Работа с информациейТекстовые задачи. Диаграммы. Форма организации занятий – игра «Один против всех». Структура занятийВводно-мотивационный этап Знакомство с играми и их правилами, придумывание названий команд, выбор жюри. Операционно-познавательный этапИнтеллектуальная игра по теме, обсуждение вопросов, вызвавших затруднение. Контрольно-оценочный этапВыявление победителей, обсуждение ошибок и достижений.Учебно-тематическое планирование№ занятияТема занятияЦель и результаты занятияФорма организации занятия1«Величины и единицы их измерения»Цель – актуализировать знания об известных величинах и единицах их измерения и сообщить о старинных единицах измерения. Результат: знание и умение применять современных и старинных единиц измерения величин.«Где логика?»2«Мир геометрических фигур»Цель – актуализировать знания о геометрических фигурах, их свойствах и названиях. Результат: умение группировать геометрические фигуры по общим свойствам.«Где логика?»3«Нумерация чисел»Цель – сформировать умение оперировать многозначными числами. Результат: умение называть позицию каждой цифры числа«Перемешка»4«Измерительные приборы и инструменты»Цель – проверить знание измерительных приборов и инструментов Результат: знание областей применения измерительных приборов и инструментов.«Перемешка»5«Из истории математики»Цель – формировать понятие о символах обозначения чисел в других системах счисления. Результат: знание обозначений чисел в других системах счисления.«Перемешка»6«Задачи с решением практическим способом»Цель – научить выбирать правильное решение нестандартной задачи практическим методом. Результат: умение выбирать правильное решение нестандартной задачи практическим методом.«Один против всех»7«Задачи с решением методом перебора»Цель – научить выбирать правильное решение нестандартной задачи методом перебора. Результат: умение выбирать правильное решение нестандартной задачи методом перебора.«Один против всех»8«Диаграммы»Цель – научить читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы. Результат: умение читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы.«Один против всех»
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2012. – 232 с.
2. Белова Е.С. Одаренность малышей: раскрыть, понять, поддержать. – М., 2015. – 183 с.
3. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. – М.: Рус. яз., 1981. – 699 с.
4. Концептуальные вопросы разработки единой логико-структурной схемы выявления и первичного отбора одаренных учащихся и студентов // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.,2002. – 282 с.
5. Крущельницкая О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов / Образование. – 200. – № 4. – С. 66-70.
6. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности / Образование. – №1. –2000. – С. 97, 115-118.
7. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / Вопросы психологии. – №6. – 1989. – С. 97-99.
8. Маяцкая В.А. Технологическое обеспечение педагогов, работающих с детьми опережающего развития. Диссертация кандидата пед.наук. – Карачаевск, 2002. – 180 с.
9. Образовательный комплекс для детей опережающего развития: Экспериментальная модель. Выпуск 1 / Под ред. М.В. Головко. – Ставрополь, 2011. – 272 с.
10. Поярова Т.А. Педагогические условия адаптации одаренных школьников к повышенным учебным требования. – Вологда, 2000. – 117 с.
11. Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2015. – 225 с.
12. Савенков А.И., Беляева Н.В. Одаренные дети в обычной школе / Народное образование. – №9. – 1999. – С. 121-131.
13. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема. – М.: Педагогика, 2000. – 265 с.
14. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / Народное образование. – № 3. – 1998. – С. 24-28.
15. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З. – М.: Педагогика, 1981. – 640 с.
16. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избр. труды. Т.1. – М., 1985. – С. 14-15.
17. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М., 2000. – 80 с.
18. Ушакова Е. В. Кого считать одаренным / Директор школы. – № 2. – 2000. – С. 32.
19. Фролов С.С. Личная детерминация генезиса детской одаренности. – Ставрополь, 2012. – 135 с.
20. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей. // Одаренность: рабочая концепция. – М., 2002. – 63 с.
21. Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция школы «Интеллектуально одаренные дети» / Школьные технологии. – № 6. – 2000. – С.45-47.
22. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / Психологический журнал. Т. 4. –№ 5. – 1983. – С.97-99.
23. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / Развитие и диагностика способностей – М.: Наука, 1991. – С. 11.
24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. – М.; Воронеж, 1997. – 358 с.