Информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеке
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 25.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями в библиотеке 5
1.1. Понятие информационного обслуживания в сфере библиотечного дела 5
1.2. Нормативно-правовая основа информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями в библиотеке 9
2.Организация и проблемы информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями в библиотеке 14
2.1. Организация информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями в библиотеке 14
2.2. Направления совершенствования информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями в библиотеке 19
Заключение 26
Список литературы 28
).В целом, анализируя деятельность российских библиотек, можно сказать, что библиотеки создают все условия для того, чтобы инвалиды чувствовали заботу о них, воспринимали библиотеки как центры образования, досуга и общения. Творческий подход к работе, поддержка со стороны государственных органов, взаимодействие с социальными институтами - все это помогает библиотекам быть востребованными в каждом населенном пункте Российской Федерации. Подводя итоги, следует отметить важность отчетности о деятельности библиотек по обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Отчет помогает выявить основные тенденции в работе публичных библиотек с особыми категориями пользователей, показать красочную палитру используемых ими организационно-содержательных форм и методов, оригинальные приемы и выводы, доказавшие свою эффективность и заслуживающие распространения. Анализ отчетов о деятельности российских библиотек позволил сделать следующие выводы и предложения по организации дальнейшей работы: 1. Необходимо наладить широкую просветительскую работу-как среди специалистов, так и в обществе в целом. Очень важно, чтобы библиотекари, независимо от места работы, осознавали не только социальную значимость обслуживания инвалидов, но и их органическое участие в этом процессе, не рассматривали его как дополнительную обязанность, перегрузку. На начальном этапе часто возникают опасения, что с такой работой трудно справиться, но, как показывает практика, она вполне реальна и все трудности можно преодолеть. Многие библиотеки успешно работают с инвалидами, причем не только страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата или общими заболеваниями, но и с такими сложными категориями, как слепые и слабовидящие, с нарушениями психического развития. 2. Важно сформировать в обществе адекватное отношение к инвалидам, понимание проблем инвалидности. Интеграция инвалидов в социальную жизнь и их реабилитация во многом зависят от готовности общества принять их в качестве равноправных членов с особыми потребностями. 3. Важно организовать систематическое распространение передового опыта. В последние годы, с повышением внимания к проблемам инвалидов в стране, все чаще стали появляться публикации о библиотечной работе в их адрес. Однако их число пока не очень велико. В результате большое разнообразие работ остается неизвестным профессиональному сообществу. Необходимо создавать регулярные публикации о деятельности библиотек, обслуживающих инвалидов, готовить обзоры, использовать различные виды профессиональной деятельности для распространения соответствующей информации. Заслуживает внимания зарубежный опыт, основанный на принципе мейнстрима – обслуживания всех посетителей "в едином потоке". 4. Систематически повышать квалификацию работников библиотек. Библиотекарям необходимы специальные знания для обслуживания инвалидов разных категорий, которые сегодня они не получают в рамках базового образования. Даже среди тех, кто имеет многолетний опыт, лишь чуть больше половины считают, что их сотрудники готовы к такой работе. Необходимо участие в научно-практических конференциях, семинарах, спецкурсах, экскурсиях в специализированные учреждения, стажировках. 5. Формализовать это направление, в частности, выделить в штат библиотек сотрудников, ответственных за работу с инвалидами. Эта работа требует особого внимания, регулярности, а также, как уже говорилось выше, специальных знаний и навыков, поэтому желательно иметь сотрудника (ов), который бы отвечал за ее выполнение. При наличии достаточно большого числа читателей, нуждающихся в специальных ресурсах и услугах, имеет смысл создавать специализированные подразделения, как это уже было сделано в ряде библиотек. Можно выделить отдел по подписке, отдел или сектор специальных видов изданий, специализированный филиал. 6. Развивать взаимодействие библиотек. Многие библиотеки имеют большой опыт организации информационно-библиотечного обслуживания инвалидов, которым могут воспользоваться и другие библиотеки. Сотрудничество со специальной библиотекой позволит не только наладить систему повышения квалификации, но и непосредственно работать по привлечению, изучению, предоставлению информационных запросов людей с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть взаимное использование ресурсов, то есть обмен специальными изданиями, аренда технических средств, открытие совместных пунктов выдачи литературы, организация мероприятий и другие формы.7. Целенаправленно формируется система комплексного библиотечного обслуживания инвалидов. Основой этой системы является гармоничное сочетание комплексных и специализированных услуг, в рамках которых каждый человек, независимо от характера и степени физических ограничений, может получать информационно–библиотечные документы и услуги там, где ему удобно-по месту жительства, учебы, работы, отдыха и т.д. При этом основная часть государственных учреждений предоставляет необходимый минимум услуг, а специализированные – максимум специальных услуг, документов, информации в доступной форме. Одним из важных условий является формирование единых подходов и принципов библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, разработка единых стандартов для библиотек всех типов. С целью развития сотрудничества библиотек в планы совместной работы предлагается включить мероприятия: - конкурсы, - семинары,-масштабные мероприятия.Таким образом, анализируя деятельность российских библиотек, можно сказать, что библиотеки создают все условия для того, чтобы инвалиды чувствовали заботу о них, воспринимали библиотеки как центры образования, досуга и общения. Творческий подход к работе, поддержка со стороны государственных органов, взаимодействие с социальными институтами - все это помогает библиотекам быть востребованными в каждом населенном пункте страны. Предлагаем следующие рекомендации по информационному обслуживанию инвалидов в библиотеках:1. Наладить широкую просветительскую работу-как среди специалистов, так и в обществе в целом. 2. Сформировать в обществе адекватное отношение к инвалидам, понимание проблем инвалидности. 3. Организовать систематическое распространение передового опыта. 4. Систематически повышать квалификацию работников библиотек. 5. Формализовать это направление, в частности, выделить в штат библиотек сотрудников, ответственных за работу с инвалидами. 6. Развивать взаимодействие библиотек. 7. Целенаправленно формировать систему комплексного библиотечного обслуживания инвалидов. Одним из важных условий является формирование единых подходов и принципов библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, разработка единых стандартов для библиотек всех типов. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Информационное обслуживание - это вид библиотечной деятельности, направленный на удовлетворение информационных и социокультурных потребностей пользователей посредством предоставления различных форм библиотечно-информационных услуг. Целью информационного обслуживания является удовлетворение информационных потребностей пользователей.Информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеке регламентировано целым рядом нормативно-правовых актов различного уровня: как международного, так и российского масштаба, нормативно-правовых актов, рекомендательных стандартов, методических рекомендаций, а также документов локального характера, принятых непосредственно в библиотеках.Люди с ограниченными возможностями – это особая группа пользователей библиотек в России. Различные формы и методы позволяют обеспечить этой группе неограниченный доступ к информационным ресурсам. В настоящее время перед российскими библиотеками стоит задача создания доступной информационной среды с учетом потребностей и возможностей этих категорий пользователей. Учитывая, что социокультурной задачей современного общества является реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья, способствующая их личностной самореализации, библиотеки ищут новые возможности для организации эффективного информационного обслуживания и создания условий для их развития.В целом, анализируя деятельность российских библиотек, можно сказать, что библиотеки создают все условия для того, чтобы инвалиды чувствовали заботу о них, воспринимали библиотеки как центры образования, досуга и общения. Творческий подход к работе, поддержка со стороны государственных органов, взаимодействие с социальными институтами - все это помогает библиотекам быть востребованными в каждом населенном пункте Российской Федерации. Предлагаем следующие рекомендации по информационному обслуживанию инвалидов в библиотеках:1. Наладить широкую просветительскую работу-как среди специалистов, так и в обществе в целом. 2. Сформировать в обществе адекватное отношение к инвалидам, понимание проблем инвалидности. 3. Организовать систематическое распространение передового опыта. 4. Систематически повышать квалификацию работников библиотек. 5. Формализовать это направление, в частности, выделить в штат библиотек сотрудников, ответственных за работу с инвалидами. 6. Развивать взаимодействие библиотек. 7. Целенаправленно формировать систему комплексного библиотечного обслуживания инвалидов. Одним из важных условий является формирование единых подходов и принципов библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, разработка единых стандартов для библиотек всех типов. С целью развития сотрудничества библиотек в планы совместной работы предлагается включить мероприятия: - конкурсы, - семинары,-масштабные мероприятия.Список литературыНормативные правовые актыВсеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета, 10.12.1998Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.)//СПС ГарантСтандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)//СПС Консультант ПлюсРуководство ИФЛА /ЮНЕСКО/ по развитию службы публичных библиотек,//СПС Консультант ПлюсКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563,Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»// Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, N 1, ст. 2,Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 05.10.1992, N 14, ст. 1098; Научная и учебная литератураАманов А.А. Информация как объект гражданского права: теоретико-правовой анализ//Евразийский союз ученых - №6 - 2016Венгеров А.Б. Право на информацию в условиях автоматизации управления. – М., 1978.Винер Н. Кибернетика и общество. – М., 1991.Возможностями [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb98/5/f5_03.html (дата обращения 11.11.2019)Воскресенский Ю. Понятие «средства массовой информации». Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества // «Юрист». – М., 2005. – № 6.Городов О.А. Информация как объект гражданских прав. // Правоведение. – 2001. – № 5.Информационная политика. Учебник. Под.ред. В.П. Попова. – М, 2003.Информационные ресурсы библиотек для пользователей с ограниченными возможностями: история и перспективы [Текст] / Н. Э. Кунанец [и др.] // Научные и технические библиотеки / под ред. Я. Л. Шрайберга. – М., 2012. – № 8. – С. 33-39.Михнова, И. Б. Доступная среда [Текст] : о нашем опыте обслуживания инвалидов / И. Б. Михнова // Библиотечное дело / под ред. Т. Филипповой. – СПб., 2011. – № 14 (152). – С. 20-22.Нижегородова, Н. З. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями [Текст] / Опыт работы библиотек Мурманской области по обслуживаниию всех категорий инвалидов // Научные и технические библиотеки. - 1998. - № 5. - С. 32-40.Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. – М., 1999.Саруханова, Е. А. Почему Брайль уходит в прошлое? Политика специализированного библиотечного обслуживания в регионе [Текст] / Е. А. Саруханова // Библиотечное дело / под ред. Т. Филипповой. – СПб., 2012. – № 8 (170). – С. 16-19.Тиновицкая И.Д. Право на информацию и механизм его реализации // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения. – М., 1992. – № 52.Шапошников, А. Е. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями [Текст]: материалы в помощь библиотекарям, обслуживающим инвалидов / А. Е. Шапошников. – М., 2002 – 200 с
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета, 10.12.1998
2. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.)//СПС Гарант
3. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)//СПС Консультант Плюс
4. Руководство ИФЛА /ЮНЕСКО/ по развитию службы публичных библиотек,//СПС Консультант Плюс
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563,
7. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»// Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, N 1, ст. 2,
8. Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 05.10.1992, N 14, ст. 1098;
Научная и учебная литература
9. Аманов А.А. Информация как объект гражданского права: теоретико-правовой анализ//Евразийский союз ученых - №6 - 2016
10. Венгеров А.Б. Право на информацию в условиях автоматизации управления. – М., 1978.
11. Винер Н. Кибернетика и общество. – М., 1991.
12. Возможностями [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb98/5/f5_03.html (дата обращения 11.11.2019)
13. Воскресенский Ю. Понятие «средства массовой информации». Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества // «Юрист». – М., 2005. – № 6.
14. Городов О.А. Информация как объект гражданских прав. // Правоведение. – 2001. – № 5.
15. Информационная политика. Учебник. Под.ред. В.П. Попова. – М, 2003.
16. Информационные ресурсы библиотек для пользователей с ограниченными возможностями: история и перспективы [Текст] / Н. Э. Кунанец [и др.] // Научные и технические библиотеки / под ред. Я. Л. Шрайберга. – М., 2012. – № 8. – С. 33-39.
17. Михнова, И. Б. Доступная среда [Текст] : о нашем опыте обслуживания инвалидов / И. Б. Михнова // Библиотечное дело / под ред. Т. Филипповой. – СПб., 2011. – № 14 (152). – С. 20-22.
18. Нижегородова, Н. З. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями [Текст] / Опыт работы библиотек Мурманской области по обслуживаниию всех категорий инвалидов // Научные и технические библиотеки. - 1998. - № 5. - С. 32-40.
19. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. – М., 1999.
20. Саруханова, Е. А. Почему Брайль уходит в прошлое? Политика специализированного библиотечного обслуживания в регионе [Текст] / Е. А. Саруханова // Библиотечное дело / под ред. Т. Филипповой. – СПб., 2012. – № 8 (170). – С. 16-19.
21. Тиновицкая И.Д. Право на информацию и механизм его реализации // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения. – М., 1992. – № 52.
22. Шапошников, А. Е. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями [Текст]: материалы в помощь библиотекарям, обслуживающим инвалидов / А. Е. Шапошников. – М., 2002 – 200 с
Вопрос-ответ:
Что такое информационное обслуживание в сфере библиотечного дела?
Информационное обслуживание в сфере библиотечного дела - это процесс предоставления пользователям библиотеки необходимой информации, включающий поиск, выбор, организацию и предоставление информационных ресурсов.
Какие нормативно-правовые акты регулируют информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеке?
Информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеке регулируется рядом нормативно-правовых актов, включая Конвенцию о правах инвалидов, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", законы о библиотечном деле и другие.
Как организовано информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеке?
Информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеке организуется с учетом их индивидуальных потребностей. Библиотеки предоставляют доступ к адаптированным информационным ресурсам, оказывают помощь в поиске и выборе материалов, организуют специализированные мероприятия и помощь с использованием технических средств.
Какие проблемы возникают при информационном обслуживании людей с ограниченными возможностями в библиотеке?
При информационном обслуживании людей с ограниченными возможностями в библиотеке возникают проблемы доступности информационных ресурсов, недостатка специализированных услуг и технических средств, организации работы с пользователями с разными видами ограничений и другие.
Что включает в себя организация информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями в библиотеке?
Организация информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями в библиотеке включает в себя создание доступного окружения, обеспечение доступности информационных ресурсов, обучение персонала, сотрудничество с другими организациями, проведение специализированных мероприятий и реализацию других мер для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Что такое информационное обслуживание в библиотеке?
Информационное обслуживание в библиотеке - это процесс предоставления информации и помощи пользователю при поиске, выборе и использовании необходимой информации.
Какая нормативно-правовая основа регулирует информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеке?
Информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеке регулируется законодательством, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании", законодательство о библиотечном деле и другие нормативные акты.
Как организовано информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеке?
Организация информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями в библиотеке может включать создание специализированных отделов, разработку адаптированных информационных ресурсов, обучение библиотекарей работе с людьми с ограниченными возможностями, а также использование специальных технологий и оборудования.
Какие проблемы возникают при информационном обслуживании людей с ограниченными возможностями в библиотеке?
При информационном обслуживании людей с ограниченными возможностями в библиотеке могут возникать проблемы с доступностью информационных ресурсов, оборудования или программного обеспечения, а также с необходимостью адаптации материалов для различных видов ограничений.