Речевая характеристика персонажа-подростка в современной американской литературе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 02.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования речевой характеристики персонажа 6
1.1. Понятие речевой характеристики персонажа 6
1.2 Вербальный компонент речевого поведения 9
Глава 2. Анализ способов создания речевой характеристики персонажа-подростка в американской литературе 15
2.1. Речевая характеристика главных героев романа Джона Грина «Бумажные города» 15
2.2. Образы героев романа А. Акимана «Назови меня своим именем» 20
2.3 Анализ речевого образа подростка в романе С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Его единственный роман – «Хорошо быть тихоней» – вышел в свет в 1999 году, он мало изучен, несмотря на невероятную популярность как на родине писателя, так и по всему миру. Критических работ на русском языке пока крайне мало, мы же предлагаем остановиться на анализе образа главного героя романа.Подросток, которого в своём произведении изобразил Чбоски, – это, прежде всего, совершенно обычный мальчик, тихий и спокойный. Он не максималист, что понятно с первых страниц книги, это обусловлено тем, что, будучи интровертом по натуре, Чарли много размышляет о даже самых незначительных мелочах, однако, несмотря на постоянное погружение в мир собственных мыслей, на страницах писем, которые он пишет анонимно, мальчик способен выражать свои идеи очень лаконично. В завязке Чарли предстаёт перед нами подростком, который глубоко переживает внутренний кризис, и по мере развития сюжета он преодолевает его. Автора писем в романе нельзя назвать бунтарём – его задача не бороться с обществом и его идеями. Чарли – это искатель, который пытается найти своё место в жизни и обществе, он не отвергает окружающих и среду, в которой он живёт, он, наоборот, пытается к ней приобщиться, не потеряв, в то же время, своей неповторимой индивидуальности. Герой Чбоски точно знает, чего хочет добиться в жизни, он старается получать хорошие оценки в школе, много времени проводит за книгами, которые тоже, в какой-то мере, воспитывают его, но мир вокруг не ограничивается одной только сферой человеческой жизни. Школьный учитель Билл, сыгравший огромную роль в становлении личности героя, советует своему ученику «погружаться в жизнь», так как он считает, что Чарли прячется от неё в своих мыслях. Герой перестаёт быть «вьюнком», наблюдающим за жизнью сада со своей стены, он становится её активным участником, но он не бросается в эту «жизнь» с головой, а пытается «быть фильтром», что значит, по его мнению, «примерять каждое событие, идею, мысль к своей жизни» (Семенова 2016: 378).Итак, мир, в котором живёт Чарли, не позволяет ему быть точной копией Холдена Колфилда. Жизнь развивается стремительно, потому герой не может быть статичным, иначе он просто выпадет из стремительно несущегося потока событий. Если Холден – герой своего, послевоенного времени, то Чарли – герой времени нашего. Чарли, несмотря на свои сходства с героем Сэлинджера, является совершенно новым образом современного подростка, который не старается бороться с системой, не пытается отвергать её, а, напротив, старается приспособиться к ней, стать её частью. Это главное, что отличает его от главного героя «Над пропастью во ржи». Холден статичен, он не желает двигаться вперёд, развиваться, он отрицает мир взрослых и мир своих сверстников, которые подстраиваются под этот самый мир, окружающее общество кажется Колфилду лживым и регрессирующим, он отрицает искусство, порядки, идеи, моду – всё. Чарли же не может быть статичным. Он хочет двигаться вперед, стать частью той жизни, что бурным потоком текла мимо него. Он всегда был в стороне, наблюдая за ходом событий, но жизнь развивается стремительно, и ему нужно либо развиваться вместе с ней, либо он выпадет и будет раздавлен.Подросток Чарли переживает самоубийство лучшего друга Чарли по имени Майкл, волнуется по поводу перехода в старший класс. Эти и другие события побуждают его начать писать письма. Несмотря на то, что письма Чарли – художественный вымысел, автор С. Чбоски, вероятно, в попытке имитации речи подростка упростил лексический и стилистический запас самого героя. Это, в частности, проявляется в практически полном отсутствии метафоры. Ни стилистическая метафора, ни скрытая когнитивная метафора не обнаруживаются, а все слова употребляются в прямых значениях. Если метафорические выражения и обнаруживаются, то это, как правило, пересказ речи других героев: Then, he (братЧарли) put his arm on my shoulder and told me to get it out of my system (Chbosky 1999: 35).Намеки на метафорическое мышление проявляются лишь однажды, когда Чарли пытается рассказать о симптомах, которые он испытывает. Так, реальностьдлянегопереставляетсяжидкостью, водоворотом: The sound was thick. / I just want it all to stop spinning. / It happens very fast, and things start to slip away(Chbosky 1999: 42).Отсутствие метафор может быть мотивировано метонимическим типом мышления, в понимании Р. Якобсона. Чарли отдает предпочтение деталям, точкам на потолке, текстуре одеяла, звукам и т. п.: I just kept quiet and looked around. And I noticed things. The dots on the ceiling. Or how the blanket they gave me was rough. Or how the doctor’s face looked rubbery. Orhoweverythingwasadeafeningwhisper… (Chbosky 1999: 89)В мышлении Чарли все подсознательно связано с его тетей Хеллен, которая является странным объектом для него. В «чехарде мыслей» Чарли («my mind played hopscotch») всегда фигурирует образ тети: My brother… football… Brad… Dave and his girlfr in my room… the coats… the cold… the winter… “Autumn Leaves”… don’t tell anyone… you pervert… Sam and Craig… Sam… Christmas… typewriter… gift… Aunt Helen… and the trees kept moving… they just wouldn’t stop moving… so I laid down and made a snow angel(Chbosky 1999: 114).Практически неуязвимая логическая связь вскрывается при помощи ассоциативного эксперимента («все связано со всем») и семантического анализа слова. К идее о тете сводится и самая первая глава-письмо:I don’t think there is a favorite kid in our family.<…> My Aunt Helen was my favorite person in the whole world.I get straight A’s now… <…> She (тетя) got straight A’s when she was a teenager…(Chbosky 1999: 42)Слова-триггеры вызывают постоянные флешбэки к тете Хеллен (Кукарская 2019: 40): ‘favorite’, ‘straight A’s’ – любое слово кажется связанным тем или иным образом с тетей или тем, что она говорила.Чарли ощущает тревогу и перестает контролировать свои мысли. Из отрицательных предложений состоит монолог Чарли о покупке подарка его погибшей в результате аварии тете Хеллен: AndIfeltweird. Really weird, because as I was walking around all the stores, I didn’t know what present my dad would like to receive from me… My dad only likes golf, and that is not a winter sport except for in Florida, and we don’t live there. And he doesn’t play baseball anymore. He doesn’t like to be even reminded unless he tells the stories. I just wanted to know what to buy my dad because I love him. And I don’t know him. And he doesn’t like to talk about things like that(Chbosky 1999: 98).Чарли пытается подавить нарастающее в нем беспокойство, отрицая все косвенно связанные с его травмой мысли. Разного рода проявления тревоги можно усмотреть именно на синтаксическом уровне вообще. В литературе синтаксис навязчивого состояния наблюдается, например, в «случаях» Д. Хармса. Что касается синтаксиса Чарли, то он не пользуется длинными причастными оборотами или витиеватыми структурами. Сложноподчиненные предложения в основном построены по однотипной схеме и соединяются при помощи лишь двух союзов: because или that. Его учитель советует читать ему книги, потому что Чарли делает синтаксические ошибки, соединяя простые независимые предложения в одно, не пользуясь запятыми или союзами. Такие предложения известны в английском языке как ‘run-onsentences’. Без конца повторяющийся соединительный союз ‘and’, который решается ввести Чарли, – попытка предотвратить повествование от дефрагментации: And my mom was quiet. And that was that. And my dad kept working. And my mom kept sweeping. AndmybrotherkeptfixinghisCamaro(Chbosky 1999: 145).Некоторое забвение или туманность восприятия себя проявилось в постоянном использовании сослагательного наклонения, что, с одной стороны, говорит о неуверенности Чарли, а с другой стороны, его попытке вписать себя в контекст происходящих с ним событий: I wish you could have been there. / I wish I knew. / I wish I could describe….(Chbosky 1999: 61)Пытаясь удержаться от «круговорота» мыслей, Чарли будто закрепил за каждым из его окружающих особую функцию, которую на протяжении всей книги и оправдывают герои: My mom cries a lot during TV programs. My dad works a lot and is an honest man(Chbosky 1999: 52).МатьЧарлиплачетпоразнымпричинам, отецЧарлиупоминаетсякакчестный, постоянноработающийчеловек, чтоподкрепляетсявыражениямисемантическогополя ‘honest man’: pragmatic, good husband, did the talking, gave a rare kiss on the forehead, come from a long day, not much of a drinker, a good storyteller.Синтаксические и лексические параллелизмы вообще характерны для повествования Чарли. Некоторая дезорганизация нарратива проявляется в том, что сверхфразовые единства из одного письма обрываются двумя ключевыми способами:1) Чарлипишет, чтонепомнит, чтопроизошлодальше (I don’t really remember much of what happened after that… / It’s hard to remember… / I don’t remember much more…). Это, безусловно, вытесненные детские воспоминания Чарли о сексуальном домогательстве со стороны тети Хеллен;2) Чарлипишет, чтоначинаетплакать (I was crying still... / I never did stop crying… / And I started crying even harder...).Таким образом, С. Чбоски удается мастерски передать речь подростка. При помощи перечисленных лингвистических приемов, а также сохранить единство повествования на протяжении всего романа.ЗаключениеДетальное изучение понятия «речевая характеристика» позволило прежде всего, актуализировать те важные моменты, которые необходимо учитывать в анализе речевой характеристики персонажа. Эта актуализация помогла сформулировать следующее «рабочее» определение понятия «речевая характеристика», которое будет использоваться нами далее. Речевая характеристика – это совокупность характеристик литературного героя как сконструированной автором личности, выраженных в специфических фонетических, лексических и синтаксических особенностях речи и актуализирующих определённые речевые намерения и стратегии.Роман «Бумажные города», краткое содержание которого рассказывает о трансформации внутреннего мира героев, многие читатели называют книгой для подростков. Исходя из сюжета романа сленг играет о произведении функцию создания образов главных персонажей. В данном случае речь идет о молодежном сленге. Центральный компонент образов героев романа А. Акимана «Назови меня своим именем» - самоидентичность. Идентифицируя себя с другими, Элио активирует обратный механизм, поэтому все процессы идентификации в романе — двусторонние. Герои постигают себя или ассоциируют себя, вещи, явления посредством друг друга. Примечательно, что в игру по поиску и обретению самоидентичности вовлечены все герои, окружающие Элио, все, с кого он «считывает информацию»: и подростки, и представители старшего поколения. При всём многообразии других, главным «идентификатором» для Элио становится Оливер. Анализ произведения С. Чарли своеобразен и неповторим, образ его сложен. Автору удалось наделить своего персонажа индивидуальностью, благодаря которой тихоня привлекает к себе внимание миллионов читателей по всему миру.Анализ романа С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» позволил установить речевой образ главного героя. На уровне синтаксиса превалируют грамматически верные, нопростые конструкции. На уровне семантики очевидно преобладание в словаре Чарли таких ключевых сем, как ‘know’, ‘try’, ‘think’, ‘hope’, что свидетельствует о его попытке перевести в осознанныеформы свои переживания. На структурном уровневыделяются флешбэки и отсылки, вызванные ситуативными или вербальными триггерами.Список использованной литературыБахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика художественного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – С.14–15Белоусова, А. Е. Речевой портрет как структурный компонент макроуровня нарратива: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Е. Белоусова – М., 2012. – 19 с. Богин, И. Г. Современная лингводидактика / И. Г. Богин. – Калинин: Калин. гос.ун-т, 1980.Виноградов, В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1980. – 360 с.Джумайло, О.И. Английскифй исповедально-философский роман 1980-2000 / О. И. Джумайло. Ростов-на-Дону, 2017. – С. 78Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. – М.: Просвещение, 1999. – 89 с. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М.: Наука, 2010. – 264 с.Кочеткова, Т. В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) / Т. В. Кочеткова // Вопросы стилистики. Вып. 26. 1996. С.14-24.Крысин, Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета / Л.П. Крысин // Русский язык в научном освещении. - 2001. - № 1. - С. 90-106.Кукарская, О. В. Лингвистические проявления симптоматики ПТСР на материале романа «The Perks of Being a Wallflower» американского писателя Стивена Чбоски / О. В. Кухарская // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), 2019. – № 5 (202). – С. 38–42. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В. А. Кухаренко. – М.: Просвещение,2005. – 98 с. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ под ред. А. Н. Николюкина, 1999. – 967 с. Матвеева, Г. Г. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5 - 7-х классов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. Г. Матвеева. Самара, 2007.Мухортов, Д. С. Об общем и частном в понятиях «языковая личность», «речевой портрет», «идиостиль» и «идиолект» (на примере вербального поведения современных политических деятелей) / Д. С. Мухортов // Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 26 - 28.08.2014) / гл. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2014. С. 167 - 172.Семенова, Л. Р. Сравнительный анализ образов главных героев в романах Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» / Л. Р. Семенова // Всероссийский студенческий конвент "Инновация" Сборник материалов, 2016. – С. 376–380. Тарасенко, А. В. Речевая характеристика travel материалов // Язык. Культура. Коммуникация / А. В. Тарасенко. – Южно-Уральский государственный университет., 2016. – № 2. – С. 56–61. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л. И. Тимофеев. –М.: Просвещение, 1976. – 458 с. Фесенко, О. П. Речевой портрет курсанта военного вуза: образовательная реальность vs содержание учебных документов // Инновационное образование и экономика / О. П. Фесенко. – Омск: Омский экономический институт, 2016. – С. 22–27. Kaleta, K.C. Hanif Kureishi: Postcolonial Storyteller / K. C. Kaleta. – Austin: Texas University Press, 1998. – 364 p. СписокисточниковпримеровAciman, A. Call Me by Your Name / A. Aciman. – New York: Farrar. Straus and Giroux, 2017. – 156 p. Chbosky, S. The Perks of Being a Wallflower / S. Chbosky. – New York, NY: MTV Pocket Books, 1999. – 274 p. Green, J. Paper Town / J. Green. – BooksCafe, 2014. – 256 p.
1. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика художественного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – С.14–15
2. Белоусова, А. Е. Речевой портрет как структурный компонент макроуровня нарратива: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Е. Белоусова – М., 2012. – 19 с.
3. Богин, И. Г. Современная лингводидактика / И. Г. Богин. – Калинин: Калин. гос.ун-т, 1980.
4. Виноградов, В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1980. – 360 с.
5. Джумайло, О. И. Английскифй исповедально-философский роман 1980-2000 / О. И. Джумайло. Ростов-на-Дону, 2017. – С. 78
6. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. – М.: Просвещение, 1999. – 89 с.
7. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.
8. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М.: Наука, 2010. – 264 с.
9. Кочеткова, Т. В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) / Т. В. Кочеткова // Вопросы стилистики. Вып. 26. 1996. С.14-24.
10. Крысин, Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета / Л.П. Крысин // Русский язык в научном освещении. - 2001. - № 1. - С. 90-106.
11. Кукарская, О. В. Лингвистические проявления симптоматики ПТСР на материале романа «The Perks of Being a Wallflower» американского писателя Стивена Чбоски / О. В. Кухарская // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), 2019. – № 5 (202). – С. 38–42.
12. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста / В. А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 2005. – 98 с.
13. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ под ред. А. Н. Николюкина, 1999. – 967 с.
14. Матвеева, Г. Г. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5 - 7-х классов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. Г. Матвеева. Самара, 2007.
15. Мухортов, Д. С. Об общем и частном в понятиях «языковая личность», «речевой портрет», «идиостиль» и «идиолект» (на примере вербального поведения современных политических деятелей) / Д. С. Мухортов // Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 26 - 28.08.2014) / гл. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2014. С. 167 - 172.
16. Семенова, Л. Р. Сравнительный анализ образов главных героев в романах Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» / Л. Р. Семенова // Всероссийский студенческий конвент "Инновация" Сборник материалов, 2016. – С. 376–380.
17. Тарасенко, А. В. Речевая характеристика travel материалов // Язык. Культура. Коммуникация / А. В. Тарасенко. – Южно-Уральский государственный университет., 2016. – № 2. – С. 56–61.
18. Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы / Л. И. Тимофеев. –М.: Просвещение, 1976. – 458 с.
19. Фесенко, О. П. Речевой портрет курсанта военного вуза: образовательная реальность vs содержание учебных документов // Инновационное образование и экономика / О. П. Фесенко. – Омск: Омский экономический институт, 2016. – С. 22–27.
20. Kaleta, K.C. Hanif Kureishi: Postcolonial Storyteller / K. C. Kaleta. – Austin: Texas University Press, 1998. – 364 p.
Список источников примеров
21. Aciman, A. Call Me by Your Name / A. Aciman. – New York: Farrar. Straus and Giroux, 2017. – 156 p.
22. Chbosky, S. The Perks of Being a Wallflower / S. Chbosky. – New York, NY: MTV Pocket Books, 1999. – 274 p.
23. Green, J. Paper Town / J. Green. – BooksCafe, 2014. – 256 p.
Вопрос-ответ:
В чем заключается речевая характеристика персонажа в современной американской литературе?
Речевая характеристика персонажа в современной американской литературе заключается в описании его речевого поведения и особенностей речи. Это позволяет создать более глубокий и реалистичный образ персонажа, передать его индивидуальность и отражать его характер.
Какими способами создается речевая характеристика персонажа подростка в американской литературе?
Создание речевой характеристики персонажа подростка в американской литературе осуществляется с помощью использования специфического сленга и лексики, типичных для данной возрастной группы. Также авторы часто обращают внимание на особенности речи, такие как сдвиг в паузах, непринятое произношение или использование повторений и фразеологизмов.
Какие герои романа Джона Грина "Бумажные города" имеют характерную речевую характеристику?
В романе "Бумажные города" главные герои имеют характерную речевую характеристику, отражающую их индивидуальность и характер. Например, герой по имени Куентин Джейкобсен использует множество фразеологизмов и жаргонных выражений, что передает его энергичность и молодежность.
Какие особенности речевой характеристики подростковых персонажей присутствуют в романе А. Акимана "Назови меня своим"?
В романе "Назови меня своим" подростковые персонажи обладают особенностями в речевой характеристике, такими как использование сокращений, неформальных слов и мыслей, что передает их юность и специфичность. Также автор обращает внимание на непосредственность и эмоциональность речи героев.
Как речевая характеристика персонажа подростка помогает создать более реалистичный образ?
Речевая характеристика персонажа подростка помогает создать более реалистичный образ, так как она передает его особенности, стиль и индивидуальность. Она позволяет узнать о его эмоциональном состоянии, его мировоззрении и взглядах, а также показывает его связи с другими персонажами и окружающим миром.
Какие теоретические основы используются в исследовании речевой характеристики персонажа подростка в современной американской литературе?
В исследовании речевой характеристики персонажа в американской литературе используются следующие теоретические основы: понятия речевой характеристики персонажа и вербального компонента речевого поведения.
Что охватывает понятие речевой характеристики персонажа?
Понятие речевой характеристики персонажа включает в себя все аспекты речевого поведения персонажа, от его выбора лексических единиц и грамматических конструкций до особенностей произношения и интонации.
Каким образом создается речевая характеристика персонажа подростка в американской литературе?
Речевая характеристика персонажа подростка в американской литературе создается за счет использования различных способов и приемов, таких как выбор определенной лексики, использование типичных фраз и выражений подросткового субкультурного сленга, а также описание особенностей речевого поведения, таких как быстрота речи, частые вставки междометий и т.д.
Каким образом создается речевая характеристика главных героев романа "Бумажные города" авторства Джона Грина?
Речевая характеристика главных героев романа "Бумажные города" авторства Джона Грина создается за счет использования разнообразных речевых приемов и средств. Герои романа обладают своеобразным интеллектуальным стилем речи, постоянно употребляют сложные и запутанные конструкции, а также проявляют юмористический взгляд на мир.
Какие особенности речи героев романа "Назови меня своим" Александры Акиман можно отметить?
В романе "Назови меня своим" Александры Акиман герои обладают своеобразным стилем речи. Они употребляют много английских заимствований, коротких и эмоциональных фраз, а также используют типичные для подростков сленговые обороты и выражения.
Что такое речевая характеристика персонажа?
Речевая характеристика персонажа - это описание особенностей речи, диалекта, сленга и других языковых проявлений, которые характеризуют личность персонажа в литературном произведении.